СЦЕНАРИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
Автор: Уразова Анастасия Борисовна
Образовательное учреждении :Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Стрежевой Томской области Аннотация: представленная игра способствует обобщению и углублению знаний обучающихся 7-8 классов по истории, формирует патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей. Помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории символики родного государства и соседних государств. Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: день конституции Российской Федерации. (12 декабря).
Предмет: история
Возрастная группа (класс): 7-8 классы
Название сценария: «Игра-викторина «Россия- родина моя!» Цели и задачи викторины:
обобщить знания учащихся об истории создания гимна, герба и флага России;
воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
привить учащимся потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Оборудование урока:
наглядные пособия: государственная символика Росcии;
политическая карта мира, карта Российской Федерации;
выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
дидактический материал: карточки с заданиями;
грамоты для награждения команд.
Ведущие, выступающие и помощники: учителя истории, старшеклассники, родители Время реализации занятия: 45 минут.
Форма проведения урока: групповая игра.
Этапы урока-игры:
Вступительное слово учителя, объяснение правил игры деление класса на команды.
Тур№1 « Символы в истории нашей страны»
Тур№2 « Овеянные славой флаги»
Тур №3 «Вопрос - ответ»
Тур №4 «Конкурс капитанов «геральдика России»
Тур №5 «Я, люблю тебя Россия- конкурс пословиц и поговорок»
Подведение итогов игры.
Авторский медиапродукт: презентация из 17 слайдов (среда PowerPoint)
Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала 17 слайдов).
Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.
№ п/п
| СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
| Временная реализация
| № слайда
| 1
| Название мероприятия. Вступительное слово учителя.
| 3 минуты
| 1
| 2
| Целевая установка. Деление класса на команды
| 5 минут
| 2-3
| 3
| Тур №1 « Символы в истории нашей страны».
| 7 минут
| 3-7
| 4
| Тур№2 «Овеянные славой флаги»
| 7 минут
| 8-10
| 5
| Тур№3 « Вопрос-ответ»
| 8 минут
| 11
| 6
| Тур№4 Конкурс капитанов «Геральдика России»
| 4 минуты
| 12
| 7
| Тур №5 « Я, люблю тебя Россия- конкурс пословиц и поговорок»
| 6 минут
| 13
| 5
| Гимн, подсчеты результатов жюри
| 2 минуты
| 14
| 6
| Рефлексия. Подведение итогов игры.
| 3 минуты
| 17
| Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, систематизировать весь предлагаемый материал
Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.
Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.
Ход игры
1. Вступительное слово учителя, объяснение правил викторины, целей, задач урока. В викторине принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности. В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”. Выявляется победитель (команда). Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки. Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя. Состав жюри: родители учеников, преподаватели истории, географии.
2. Тур №1« Символы в истории нашей страны»( 30 секунд на обдумывание каждого вопроса).
Вопросы зачитывает ведущий, желающие смотрят на презентацию
Вопросы для тура
Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)
Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)
Наука, изучающая государственную символику. (Геральдика.)
Что означает слово «флаг»? (Сжигать, озарять, гореть.)
Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)
Как расположены бело-сине-красные полосы на Российском флаге? (Горизонтально.)
Как выглядит Андреевский флаг? (Синий косой крест на белом поле.)
Кому Пётр I передал в 1705 году флаг бело-сине-красный? (Торговым судам.)
Чьим символом является Андреевский флаг? (Военно-морского флота.)
Кто дал военно-морскому флоту Андреевский флаг? (Пётр I в 1705 году.)
Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)
Каким был флаг СССР? (Красного цвета с изображением серпа и молота.)
Когда был написан первый гимн России? (В 1833 году.)
Что символизируют СКИПЕТР и ДЕРЖАВА? (Незыблемость устоев нашего Отечества.)
Что символизирует щит на груди Орла с изображением Святого Георгия Победоносца? (Подчёркивает роль Москвы как собирательницы и защитницы земель русских, державную преемственность России и Руси Московской.)
До какого года герб Российской империи с двуглавым Орлом олицетворял нашу державу? (До 1917 года.)
Кем устанавливаются размеры флага, его цветовая гамма? (Верховной властью страны.)
Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)
Назовите дату введения нового Государственного герба в России. (30 ноября 1993 года.)
Что означает потеря знамени во время боевых действий? (Ликвидация полка.)
3. Тур №2 «Овеянные славой флаги»( на обдумывание каждого вопроса2 минуты).
Команды смотрят презентацию.
1. Флаги каких стран здесь приведены в качестве примеров?

1 - флаг Армении, 2 - флаг Эстонии, 3 - флаг Франции, 4 - флаг России.
2. Назовите европейские государства, которые используют ТРИКОЛОР из тех же цветов, что и Российский флаг: белый - синий - красный, в любой последовательности

Россия,
Словения (1991 г.),
Словакия,
Сербия,
флаг Государственного Сообщества Сербии и Черногории,
Люксембург, Нидерланды,
Хорватия,
флаг республики Герцег-Босна в мусульманско-хорватской федерации Республики Босния и Герцеговина.
3. На флаге, какого государства эти три цвета (белый - синий – красный) расположены не горизонтально, а вертикально? (На флаге Франции).
4. На флаге какого государства эти три цвета (белый - синий - красный) расположены в виде горизонтальных полос и треугольника? ( Чешская республика.)
5. Как моряки назвали флаг России?
Как - флаг Голландии (Нидерландов)?
Подсказка: название получается из букв цветов флага при перечислении их сверху вниз.
Российский флаг - БЕСИК (БЕлый + СИний + Красный).
Голландский флаг - КРАБЕС (КРАсный + БЕлый + Синий).
6. Флаги каких европейских государств похожи на Российский флаг?(Словения, Словакия).
7.Как менялся Российский флаг со времен Петра до наших дней?
(перечислите номера по порядку через тире) - (1 - 4 - 5 - 3 - 2 – 1).

4. Тур №3 «Вопрос-ответ».
Команды получают карточки в которых записаны только вопросы, ответы записывают участники команд и отдают на проверку жюри ВОПРОС
| ОТВЕТ
| Что такое ТРИКОЛОР и правильно ли только Российский флаг так называть?
| ТРИКОЛОР (фр. TRICOLORE - три цвета) - флаг, состоящий из трех горизонтальных или вертикальных полос разных цветов. Различают вертикальные и горизонтальные триколоры.
| С каким событием связано появление красивого трёхцветного полотнища?
| со строительством в России мощного военного флота
| Какое старинное русское название флага?
| стяг
| Когда впервые появился триколор?
| в конце XVII века
| Кто ввёл порядок расположения цветов?
| Пётр I
| Когда мы отмечаем День Государственного флага?
| 22 августа
| Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности?
| красный, золотой
| Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями?
| Андреевский
| Сколько флагов было в период царствования Петра I?
| три
| В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал?
| красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда серп и молот. До августа 1991
| 5. Тур№4 « Конкурс капитанов».
Капитаны команд вытягивают конверты с вопросами, обдумывают вопрос самостоятельно, при отсутствие ответа команда может помочь капитану, балл при этом становится ниже).
- Какую «геральдическую» реформу провёл Александр II ?(Появились большой, средний и малый гербы, различавшиеся степенью сложностью рисунка.)
- Что символизировали три короны над головами Орла? (Символ Святой Троицы, позднее – символ единства трёх братских народов – русского, украинского и белорусского.)
6. Тур№5 «Я, люблю тебя Россия- конкурс пословиц и поговорок).
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде.)
-Назовите пословицы и поговорки о Родине.
Примерные ответы:
Родина – мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Москва – всем городам мать.
Всякому мила своя сторона. )
7. С завершением 5 тура ведущий подводит итоги игры, в то время пока члены жюри подчитывают оценки, учитель предлагается всем вместе исполнить гимн России(в это время демонстрируется электронная презентация с текстом гимна Р.Ф, звучит гимн и учащиеся его поют).
Жюри подводит итоги викторины. Команда победитель в игре награждается почетной грамотой. Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.
Итог урока:
Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
Анализ проведенного мероприятия. В ходе занятия были достигнуты основные задачи. Играя, школьники получили дополнительную информацию, и одновременно оценивался уровень усвоения основного фактического материала.
Игровое занятие способствовало:
обобщить знания учащихся об истории создания гимна, герба и флага России;
воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала;
развитию у детей внимания, памяти, способности к анализу и синтезу;
воспитанию у обучающихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычке к самопроверке.
Форма занятия – групповая работа. Работа в небольшом коллективе создавала атмосферу доверия, желание общаться, помогать друг другу и быть ответственным.
Значимость игры «Россия- Родина моя» заключается в том, что она позволяет обучающимся вспомнить и сопоставить исторический материал, пройденный в 7 классах, в какой-то мере систематизировать его. Игра не просто предлагает ответить на вопросы по истории, она помогает воспитать чувство патриотизма и гражданственности у ребят.
Взаимосвязь урока с другими областями знаний:
с литературой
с географией
Список использованной литературы:
Барабин А. Как появился двуглавый орёл в гербе России // Наука и жизнь, 2001, № 3.
Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.
Каменцева Е.И., Устинов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.
Кармаков П.К. О символах и эмблемах // Ступени. Вожатый, 1991. 3 9-10. с.20 – 28.
Мамаев К. Флаги рассказывают. – Л., 1972.
|