Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы»




НазваниеПостановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы»
страница1/5
Дата конвертации20.06.2013
Размер0.85 Mb.
ТипПостановление
  1   2   3   4   5


bear

Российская Федерация

Республика Карелия

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 6 декабря 2012 года № 372-П

г. Петрозаводск
О долгосрочной целевой программе

«Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы»
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 29 апреля 2009 года № 93-П «О долгосрочных целевых программах Республики Карелия», распоряжением Правительства Республики Карелия от 9 августа 2011 года № 455р-П Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» (далее – Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия при разработке мероприятий (программ) по развитию туризма на соответствующих территориях учитывать положения Программы.


Глава

Республики Карелия А.П. Худилайнен







Утверждена постановлением

Правительства Республики Карелия

от 6 декабря 2012 года № 372-П



ДОЛГОСРОЧНАЯ

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ

НА 2012-2015 ГОДЫ»

ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы

«Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015годы»




Наименование Программы

- долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» (далее – Программа)

Решение о разработке проекта Программы Правительством Республики Карелия и одобрении концеп-ции Программы (номер и дата распоряжения)

- распоряжение Правительства Республики Карелия от 9 августа 2011 года № 455р-П

Государственный заказчик Программы

- Министерство по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия

Цель Программы

- создание условий для устойчивого роста организован-ного туристского потока в Республику Карелия, расшире-ние спектра туристских услуг для удовлетворения потреб-ностей жителей Карелии, российских и иностранных граждан

Задачи Программы

- содействие в привлечении отечественных и иностран-ных инвестиций в инфраструктуру туризма и гостинич-ного бизнеса;

повышение степени использования туристского потен-циала, сглаживание неравномерности в распределении туристской активности на территории республики;

повышение роли организованного туризма в структуре туристской активности на территории республики;

вовлечение населения республики в туристскую деятельность

Ожидаемые

конечные результаты реализации Програм-мы и показатели эффективности

- в результате реализации программных мероприятий по итогам 2015 года ожидается следующий рост значений показателей, характеризующих развитие туризма, по сравнению с 2011 годом:

рост въездного потока организованных туристов и экскур-сантов в Республику Карелия в 1,47 раза;

рост объема внебюджетных инвестиций в сферу туризма Республики Карелия в 1,53 раза;

рост количества муниципальных образований в Респуб-лике Карелия, на территории которых реализуются проекты в сфере туризма, в 1,29 раза;

рост доли организованных туристов и экскурсантов в общем потоке посетителей Республики Карелия в 1,21 раза;

рост объема туристско-экскурсионных и гостиничных услуг в Республике Карелия в 1,73 раза;

рост количества новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства Республики Карелия в 1,67 раза.

Показатели эффективности:

совокупный доход от всех видов въездного туризма в Республику Карелия (рост в 1,68 раза);

количество занятых в туризме в Республике Карелия (рост в 1,41 раза)

Сроки реализации Программы

- 2012-2015 годы.

Этапы в Программе не выделяются

Источники финансирования Программы

- реализация мероприятий Программы осуществляется за счет финансирования из нескольких источников:

объем бюджетных расходов Республики Карелия по мероприятиям Программы (за исключением мероприятий, в состав исполнителей которых входит Министерство строительства Республики Карелия) составит 42,9 мил-лиона рублей (в том числе на 2012 год – 7,0 млн. руб.; на 2013 год – 10,0 млн. руб.; на 2014 год – 10,0 млн. руб.; на 2015 год – 15,9 млн. руб.);

предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы за счет прочих источников (на условиях софинансирования) составит 30,6 миллиона рублей (в том числе на 2012 год – 6,6 млн. руб.; на 2013 год – 7,5 млн. руб.; на 2014 год – 8,0 млн. руб.; на 2015 год – 8,5 млн. руб.).

Финансирование инвестиционных проектов инфраструк-туры туризма предполагается осуществлять за счет внебюджетных инвестиций, а также (для ключевых проектов республиканского значения) на условиях софи-нансирования через Долгосрочную инвестиционную программу Республики Карелия на 2012-2015 годы и (на конкурсной основе) федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Привлечение источников финансирования отдельных мероприятий осуществляется на основе предложений исполнителей Программы в соответствии с действующим законодательством (для бюджета Республики Карелия – в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Республики Карелия на соответствующий год и плановый период) и соглашениями

Система организации контроля за реализацией Программы

- ежеквартальный и ежегодный мониторинг реализации Программы;

ежеквартальный отчет о результатах реализации програм-мных мероприятий;

ежегодная оценка эффективности реализации Програм-мы;

ежегодный доклад о выполнении Программы



I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа


  1. Постановка проблемы

В настоящее время основной проблемой в сфере развития туризма в Республике Карелия является недостаточная конкурентоспособность республиканского туристского комплекса в условиях резко возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение сократившихся туристских потоков.

Туризм как агрегированная отрасль экономического развития представляет собой социально ориентированный инновационный комплекс направлений, обеспечивающий в режиме максимальной экологической безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.

Карелия, обладая выгодным геополитическим положением, богатыми рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, традиционно занимает особое место на отечественном туристском рынке.

Уникальная северная природа, архитектура, церкви и соборы, музеи и другие объекты привлекают в Карелию туристов практически со всего мира. Природа края удачно сочетает в себе лесные, озерные и приморские ландшафты. В республике действуют три национальных парка – «Водлозерский», «Паанаярви» и «Калевальский», два заповедника – «Кивач» и «Костомукшский».

Тот факт, что на территории Республики Карелия находится около четырех тысяч культурно-исторических и природных памятников, позволяет считать республику одним из ведущих туристских центров Северо-Западного федерального округа.

Большое количество оригинальных брендовых идей, предлагаемых республикой, способны стать основой для успешного продвижения туристского потенциала Карелии на российский и международный туристские рынки при условии их развития и доведения до системы республиканских, межмуниципальных и муниципальных брендов. Среди них Онежские и Беломорские петроглифы, особо охраняемые природные территории, карельская береза, белые ночи, крупнейшие объекты архитектурного наследия, карело-финский эпос «Калевала», Олонецкие Деды Морозы и гуси, знаменитая беломорская сельдь «беломорка», рыболовные фестивали «Пудожские налимы» и «Заячье озеро», фестиваль традиционного судостроения «Кижская регата» и другие.

В Республике Карелия сложились благоприятные условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, сельского.

Новый импульс развитию водного туризма в качестве одного из наиболее перспективных направлений развития отрасли в Республике Карелия смогут придать внесенные по инициативе Правительства Респуб-лики Карелия изменения в российское законодательство, открывающие возможность прохода по внутренним водным путям Российской Федерации некоммерческим судам, плавающим под флагами иностранных государств.

По данным независимых информационных агентств, Карелия удерживает третье место по общей туристской привлекательности для отечественных туристов и первое место по привлекательности в области активных видов туризма.

Период с 2007 по 2010 годы, на протяжении которого осуществлялась реализация региональной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года», характеризовался разнонаправленными тенденциями, проявившимися в социально-экономическом развитии Республики Карелия и Российской Федерации в целом.

До 2008 года включительно развитие туризма в республике происходило на поступательной основе с опережением плановых значений основных количественных показателей, используемых при ежегодном мониторинге состояния отрасли.

В условиях финансово-экономического кризиса в 2009 году резко сократились турпотоки в целом по России: расходы на оплату туристских услуг одними из первых были исключены из бюджетов значительного числа домашних хозяйств ввиду того, что данные услуги не относятся к услугам первой необходимости.

Сокращение возможностей финансирования мероприятий региональ-ной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года» также привело к ослаблению государственной поддержки развития отрасли.

Результатом воздействия кризисных явлений стал существенный спад значений показателей развития туризма (финансовых – в сопоставимых ценах) в 2009 году.

С 2005 по 2009 годы доля туристско-экскурсионных и гостиничных услуг в общем объеме платных услуг населению сократилась с 4,4 до 4,1% (в среднем по Российской Федерации сохранилась на уровне 4,1%). Относительное снижение поступлений от туризма по сравнению с общероссийским уровнем объясняется значительной ролью активного туризма в туристской деятельности на территории Республики Карелия, что при недостаточной обеспеченности средствами размещения эконом-класса приводит к более существенному перераспределению туристского потока в сторону роста доли посетителей, организующих свой отдых самостоятельно, с соответствующим сужением спектра востребованных туристских услуг.

Итогом предпринятых усилий по преодолению кризисных явлений в сфере туризма стало недопущение в 2010 году продолжения произошедшего в 2009 году спада значений количественных критериев развития отрасли, итоговое превышение базового уровня по всем показателям (таблица 1).

Таблица 1

Наименование показателя

2006 год

(базо-вый)


2007 год

(рост)

2008 год

(макси-мальный уровень)

2009 год

(спад)

2010 год

(стаби-лиза-ция)

2007-2010 годы (нарастаю-щим итогом)

Общий поток организован-ных туристов и экскурсан-тов, тыс. человек

440

505

560

455

460

1980

Объем внебюджетных инвестиций в сферу туризма, млн. рублей

470

500

600

450

480

2030

Совокупный доход от туризма, млрд. рублей

3,2

3,6

4,25

3,87

4,18

15,9

Количество занятых в туризме, человек

2150

2400

2700

2500

2600

-

Положительные тенденции в развитии отрасли удалось закрепить в 2011 году (данные приведены в таблицах 2, 4, 8).

Современные реалии экономической жизни республики, обусловленные резким снижением занятости населения в традиционно базовом секторе экономики – лесном комплексе, диктуют новые масштабные задачи. Развитие туризма должно перейти от эволюционного количественного изменения к качественным преобразованиям, обеспечивающим устойчиво высокие темпы повышения вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Республики Карелия. Незначительная в настоящее время доля туризма в формировании валового регионального продукта должна за относительно короткий срок увеличиться в несколько раз.

Для изменения сложившейся ситуации необходима реализация широкого комплекса мер государственной поддержки развития туристской индустрии республики, направленных на повышение туристской и инвестиционной привлекательности Республики Карелия, увеличение въездного туристского потока в республику, совершенствование качества туристского обслуживания, преодоление барьеров, препятствующих формированию конкурентоспособного туристского комплекса, среди которых:

высокие издержки на строительство туристских объектов на удаленных от производственного каркаса республики территориях вследствие отсутствия инженерно-технической инфраструктуры,

диспропорция в территориальном распределении туристской актив-ности, приводящая к обострению конкуренции на ограниченном числе объектов и недоступности для туристов большей части перспективных для туристского освоения территорий;

недостаточная межведомственная координация в вопросах развития туризма и смежных отраслей;

сложные и длительные процедуры получения в аренду земель лесного фонда для осуществления туристско-рекреационной деятельности;

значительная доля (более 70%) неорганизованных туристов в общем потоке посетителей республики.

Необходимость решения обозначенных проблем предполагает включение в сложившуюся систему государственного регулирования развития туризма новых подходов и методик, с большей эффективностью консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, организаций туриндустрии и способствующих обеспечению устойчиво высоких темпов роста показателей, используемых в мониторинге развития туризма на территории Республики Карелия.

Основная новизна во внедрении программно-целевых методик в процесс государственного регулирования развития туризма на плановый период заключается в его переориентации на кластерный подход. Создание туристско-рекреационных кластеров, предполагающих сосредоточение в рамках ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами, положено в основу федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644.

Документация по созданию в республике туристско-рекреационных кластеров ляжет в основу заявок, подаваемых Республикой Карелия на включение в число мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2018 годы)», согласно которой Республика Карелия включена в число перспективных туристских регионов, имеющих высокий туристский потенциал и проявляющих наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов.

Стратегическими рубежами развития туристско-рекреационного комплекса Республики Карелия являются устойчивый выход к 2020 году на ежегодный уровень свыше одного миллиона организованных туристов и экскурсантов, посетивших республику, и одного миллиарда внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры туризма Республики Карелия.

2. Соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации

По прогнозу Всемирной туристской организации Россия, обладающая высоким туристско-рекреационным потенциалом, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры может потенциально войти к 2020 году в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами. Для этого необходимо активное государственное участие в решении проблем, сдерживающих развитие отрасли, таких как отсутствие подготовленных инвестиционных площадок, высокие издержки на строительство объектов инфраструктуры туризма и смежных отраслей, отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов, невысокое качество подготовки отраслевых кадров и предоставляемых услуг.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р и 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.

Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.

Целью федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» определено повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, что соответствует цели Программы. Предлагаемые механизмы реализации федеральной целевой программы основаны на широком участии общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, предполагают создание новых рабочих мест и развитие территорий, что соответствует приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.
3. Соответствие целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития Республики Карелия

Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года в качестве одной из основных целей экономической политики в области развития базовых секторов экономики республики определено повышение конкурентоспособности туризма. Развитие туризма признано одним из перспективных направлений развития экономики Республики Карелия.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС (далее – Стратегия), отмечено, что для интенсивного развития республики требуется диверсификация ее экономики. За счет развития новых видов экономической деятельности предусматривается постепенный переход от моноэкономики, основанной на добывающей промышленности, к полиэкономической системе. При этом туризм отнесен к приоритетным отраслям развития – к 2020 году туристская индустрия должна стать одной из составляющих экономической базы региона наряду с лесопромышленным и горнопромышленным комплексами. Согласно Стратегии, основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера. В числе мероприятий, определенных в рамках важнейших направлений деятельности экономического блока, предусмотрена реализация проекта «Гостеприимная Карелия». В качестве основного инструмента среднесрочного планирования региональной экономической политики республики Стратегией определены формирование и реализация региональных целевых программ. Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 февраля 2011 года № 1995-IV ЗС (далее – Концепция), одним из приоритетных направлений экономического развития республики и деятельности Правительства Республики Карелия на 2011-2015 годы определено формирование эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса. Повышение эффективности туристской индустрии в числе прочих базовых секторов экономики отнесено к основным задачам социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочный период. Концепцией предусмотрена разработка и реализация региональной целевой программы развития туризма в Республике Карелия, начиная с 2012 года.

Развитие туризма определено в качестве приоритетного направления деятельности Правительства Республики Карелия в Программе социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, утвержденной Законом Республики Карелия от 17 октября 2011 года № 1532-ЗРК, в число подпрограмм которой входит и данная Программа.

На основании представленного республикой пакета документов стратегического планирования Министерство регионального развития Российской Федерации определило Республику Карелия в качестве территории опережающего развития туризма наряду с Республикой Алтай, Алтайским краем, Республикой Бурятия и Краснодарским краем.
4. Соответствие целей и задач Программы полномочиям, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации

Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» создание благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и по предметам совместного ведения.

Статьей 4 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определено, что одним из механизмов государственного регулирования туристской деятельности является разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма. При этом основной целью государственного регулирования туристской деятельности Федеральный закон определяет в том числе развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, которой соответствуют цель и задачи Программы.

Целью федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» является повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, что соответствует цели Программы.
5. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность программно-целевого подхода к планированию развития туризма подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 года, зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе. Масштабность и государственная значимость проблемы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Республики Карелия, большая значимость достижения целевых результатов Программы для социально-экономического развития Республики Карелия, значительная ресурсоемкость мероприятий Программы и необходимость концентрации средств бюджета Республики Карелия в рамках конкретных программных мероприятий с целью предотвращения их распыления и освоения без ориентации на результат предопределяют целесообразность программно-целевого подхода к решению основной проблемы в сфере развития туризма.

Богатые туристско-рекреационные ресурсы Республики Карелия не могут служить достаточным условием для обеспечения успешного развития туризма в регионе. Повышение конкурентоспособности республиканского туристского комплекса, формирование туристской индустрии в качестве значимой отрасли региональной специализации в современных условиях невозможны только за счет использования действующих рыночных механизмов. Без активной государственной поддержки развития туристско-рекреационных комплексов невозможно обеспечить активное привлечение больших объемов частных инвестиций для реализации масштабных ключевых проектов формирования туристско-рекреационных кластеров. Координирующая и стимулирующая функция государства выступает в качестве катализатора развития предпринимательства, формирования частно-государственного партнерства, эффективного межрегионального, межмуниципального и международного сотрудничества, взаимодействия власти, науки, бизнеса и общества в сфере туризма.

При этом эффективность системы государственного регулирования и результативность бюджетной политики в сфере туризма могут быть обеспечены при условии применения научно обоснованных, системных и комплексных подходов к планированию развития отрасли, что достигается путем разработки и реализации целевых программ развития туризма, цели и задачи которых ориентированы на конкретные результаты, оцениваемые по системе целевых индикаторов и показателей.

Успешное туристское освоение территорий в значительной степени зависит от состояния и планов развития смежных секторов экономики и социальной сферы – транспорта, связи, торговли, дорог, музеев, развлека-тельных, медицинских, финансовых и других услуг, согласованности стратегий и планов их развития с потребностями формируемой опережающими темпами туристской индустрии. Исключение дублирования с проводимыми в рамках других региональных программ мероприятиями, взаимное дополнение, согласованность в действиях заинтересованных министерств и ведомств позволят обеспечить оптимизацию и высокую эффективность бюджетных ассигнований на выполнение программных мероприятий.

Таким образом, применение программно-целевого метода является наиболее эффективным способом решения проблемы недостаточной конкурентоспособности республиканского туристского комплекса в условиях резко возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение сократившихся туристских потоков, повышения вклада туризма в социально-экономическое развитие региона, превращения туристской индустрии в одну из отраслей специализации Республики Карелия.

6. Анализ различных вариантов решения проблемы программно-целевым методом, описание основных рисков, связанных с решением проблемы программно-целевым методом

В качестве основных факторов, влияющих на сценарии развития туристского комплекса Республики Карелия, были выбраны:

возможные источники и объемы финансового обеспечения реализации Программы;

программные механизмы государственного бюджетирования и инвестиций.

Ввиду масштабности и системности проблемы, решаемой в рамках Программы, ключевым фактором, обеспечивающим достижение целевых показателей, является выбор источников финансирования. В качестве источников финансирования программных мероприятий рассматривались:

средства бюджета Республики Карелия;

средства бюджета Республики Карелия, средства бюджетов муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия, внебюджетные источники (смешанный вариант).

К преимуществам первого варианта относятся возможность комплексной увязки организационных усилий на региональном уровне, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, координация исполнения программных мероприятий по срокам и ресурсам, что позволит обеспечить эффективное расходование средств бюджета и повысит вероятность завершения инфраструктурных проектов и мероприятий Программы. Недостатками этого варианта являются: значительная нагрузка на региональный бюджет, снижение заинтересованности органов местного самоуправления в Республике Карелия и частных инвесторов в конечном результате Программы, что может привести к снижению ее эффективности.

Второй вариант финансирования Программы позволит снизить нагрузку на бюджет Республики Карелия, повысить заинтересованность в реализации Программы органов местного самоуправления в Республике Карелия, частных инвесторов, создать для них дополнительные стимулы развития территорий с применением механизмов государственно-частного партнерства. Основной недостаток этого варианта заключается в увеличении риска недостаточного финансирования мероприятий Программы вследствие различий в уровне экономического развития муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия.

В результате анализа вариантов финансирования Программы был сделан вывод о предпочтительности смешанного варианта, обладающего более очевидными преимуществами для разрешения выбранной проблемной ситуации.

При рассмотрении возможных механизмов (сценариев) государствен-ного бюджетирования и управления реализацией инвестиционных проектов в сфере туризма проанализированы два варианта:

равномерное воздействие на развитие инфраструктуры туризма на территориях всех муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия независимо от различий в уровне их экономического развития, туристско-рекреационного потенциала, ресурсной обеспеченности, развития инфраструктуры туризма и смежных отраслей;

«поляризованное» развитие на основе кластерного подхода – определение «точек роста», обеспечивающих опережающее развитие территорий, наиболее перспективных для развития туризма, формирование нескольких туристско-рекреационных кластеров, связанных в единую сеть разрабатываемыми туристскими маршрутами и выступающих собирательными центрами туристского освоения других территорий.

Реализация мероприятий по развитию инфраструктуры туристской индустрии во всех муниципальных районах и городских округах в Республике Карелия в среднесрочной перспективе будет способствовать комплексному развитию туристской отрасли на всей территории Республики Карелия. Вместе с тем отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий, снизит эффективность инвестиционной активности в сфере туризма.

Преодоление указанного негативного эффекта возможно в рамках реализации второго сценария за счет концентрации акцентов Программы на развитии туристско-рекреационных комплексов и создании туристско-рекреационных кластеров на нескольких наиболее перспективных в туристском отношении территориях. Четыре зоны отдыха и туризма, – Поморская, Заонежская, Центральная, Приладожская – из двенадцати, отобранных на основе всестороннего анализа социально-экономического развития, состояния дорожной, транспортной, инженерно-коммуника-ционной, социальной инфраструктуры, состояния и перспектив развития туристской индустрии, ресурсной обеспеченности территорий Республики Карелия, выделены в качестве опорных. Выделенные зоны отличаются высоким уровнем групповой концентрации ресурсов, обеспечивающим потенциальную возможность формирования на их территориях туристско-рекреационных кластеров.

Такой подход позволит на основе научно обоснованных решений, используя механизмы государственно-частного партнерства, обеспечить условия для ускоренного формирования четырех крупных туристско-рекреационных кластеров, повышения качества туристских услуг, совершенствования системы подготовки кадров, существенного роста потока туристов в Республику Карелия, стимулирования развития рынка сопутствующих услуг и товаров при снижении нагрузки на бюджеты всех уровней. Успешно апробированные технологии при формировании четырех кластеров будут в дальнейшем распространены на территории всей республики. Кластерный подход предполагает комплексное развитие наиболее перспективных видов туризма (культурно-познавательного, экологического, сельского, водного и других).

Каждый из перечисленных вариантов реализации Программы предполагает наличие рисков, которые могут серьезно повлиять на эффективность и результативность мероприятий Программы:

макроэкономические риски (возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция, кризис банковской системы);

финансовые риски (отсутствие или ограничение возможностей направлять ассигнования на реализацию Программы вследствие бюджетного дефицита, снижения активности частных инвесторов);

техногенные и экологические риски (крупные природные, экологические, техногенные катастрофы);

геополитические риски (политическая ситуация в стране и сопредельных странах, террористические действия);

международные риски (резкое изменение курсов валют, недостаточная степень экономической и культурной интеграции государств и приграничных регионов).

Анализ имеющихся преимуществ и возможных рисков свидетельствует о том, что вариант решения проблемы недостаточной конкурентоспособ-ности республиканского туристского комплекса в рамках Программы путем применения смешанного варианта финансирования и с использованием кластерного подхода является наиболее оптимальным и будет способст-вовать созданию действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, а также рациональному использованию бюджетных средств.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 12 декабря 2011 г. №349-п об утверждении долгосрочной целевой программы
Карелия» и Концепцией долгосрочной целевой программы «Сохранение единства народов и этнических общностей Карелии на 2012-2016 годы»...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление от 8 июля 2010 г. N 169-п о долгосрочной целевой программе
Об окружной долгосрочной целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 30 ноября 2011 г. N 1677 об утверждении долгосрочной целевой программы "развитие социально-экономической активности молодежи тамбовской области на 2012 2015 годы"
Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие социально-экономической активности молодежи Тамбовской области на 2012 2015 годы"...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 30 декабря 2011 года №386-п г. Петрозаводск о внесении изменений в Региональную программу поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2011 год Правительство Республики Карелия постановляе т
П «о региональной программе поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2011 год» (Собрание законодательства Республики...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 26 ноября 2011 года №322-п г. Петрозаводск о внесении изменений в Региональную программу поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2011 год Правительство Республики Карелия постановляе т
Правительства Республики Карелия от 22 декабря 2010 года №307-п «о региональной программе поддержки занятости населения в Республике...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconЗакон о краевой целевой программе развитие туризма
Статья Утвердить краевую целевую программу "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (прилагается)
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconКонсультантПлюс
Постановление правительства Белгородской обл от 23. 10. 2010 n 346-пп(ред от 23. 07. 2012)"Об утверждении долгосрочной целевой программы...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 608 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Эффективное управление на 2012 2015 годы" (с изменениями от 2 декабря 2011 г., 14 февраля 2012 г.)
Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07 декабря 2007 года n 28 "Об утверждении Порядков принятия...
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 2011 г. № О долгосрочной целевой программе «Улучшение условий и охраны труда на территории Вологодской области на 2012 2015 годы»
В целях исполнения статьи 216 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство области постановляет
Постановление От 6 декабря 2012 года №372-п г. Петрозаводск о долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на 2012-2015 годы» iconПостановление От 25 мая 2012 г. N 180 о долгосрочной целевой программе "демографическое развитие ленинградской области на 2012-2014 годы"
Ленинградской области от 24 февраля 2005 года n 37, в целях создания условий для улучшения демографической ситуации на территории...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница