|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт физики и технологии Кафедра технологии РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Основы производства» для ООП «050100 – Педагогическое образование» Профиль «Технология и предпринимательство» по циклу Б.3.В.05 Профессиональный цикл Вариативная часть
Екатеринбург 2011 Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы производства» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 33 с. Составители: Чикова О.А., профессор, д.ф-м.н., доцент, кафедра технологии УрГПУ; Лебедева М.З., ст. преподаватель, кафедра технологии УрГПУ. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры технологии института физики и технологии УрГПУ. Протокол от 30.06.2011 г. № 12 . Зав.кафедрой _________О.А.Чикова Директор института физики и технологии ___________ П.В. Зуев 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Основы производства» является одной из дисциплин профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «050100 − Педагогическое образование». Дисциплина состоит из разделов: «Технологии современного производства», «Материаловедение», «Техника безопасности и охрана труда», «Обработка конструкционных материалов». 1.1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является обучение студентов технологическим знаниям и технологической культуре, преобразовательной деятельности в материальном производстве, умению ориентироваться в современных рыночных условиях и обеспечить эффективное и безопасное развитие общества; подготовка молодежи к успешному и гармоническому функционированию в технологически насыщенном мире. Основные задачи курса «Основы производства» заключаются в формировании, развитии и углублении технологических знаний, умений и навыков, умения обращаться с современными средствами труда, обеспечивать организацию безопасного оптимального трудового процесса. Изучение дисциплины предусматривает: - ознакомление студентов с требованиями безопасности труда; с разнообразием материалов, их свойствами, областями применения, различными видами обработки; с основными технологиями важнейших отраслей промышленности; - обеспечение технологической грамотности и формирование общетеоретической базы для последующего овладения методами учебной, методической, преобразовательной и учебно-исследовательской деятельности; - формирование практических навыков в применении различного инструмента при обработке материалов. Основной формой преподавания, формирования теоретических знаний являются лекции. Для приобретения практических навыков, закрепления теоретического материала проводятся практические занятия. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП Курс «Основы производства» обеспечивает базовую подготовку будущего учителя технологии и предпринимательства в области технологического образования, дает знания, умения и навыки для изучения курсов других дисциплин предметной подготовки: прикладной механики, машиноведения, основ творческо-конструкторской деятельности, естественнонаучных основ технологического образования; позволяет улучшить подготовку молодежи к труду, к обоснованному выбору профессии. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1). В результате изучения дисциплины студент, должен: Знать: - сущность понятий технология, научно-технический прогресс, значение оптимизации технологических процессов, важность создания безопасных систем; - понятия технологического процесса и технологического производства, основные направления технологического прогресса, этапы создания нового изделия, нового технологического процесса, их содержание, структуру технологического процесса, виды сырья, виды энергии, ее источники; - понятие технологичности конструкции изделия, ее показатели, показатели качества изделия, основные методы и средства контроля качества изделий, - основы кристаллического строения металлов, методы и способы измерения свойств металлов в процессе производства, основы резания металлов, классификацию и основные виды металлорежущих станков, различные виды обработки неметаллических материалов, технологии их осуществления, - основы законодательства об охране труда; санитарные нормы на условие труда; - основные правила организации рационального труда, техники безопасности и промышленной санитарии, а также противопожарные мероприятия в учебных мастерских; - виды металлических и неметаллических материалов, их химические, физико-механические и технологические свойства; - основные способы получения материалов, назначение и конструкцию оборудования, приспособлений и инструментов, а также приемы выполняемых работ при наиболее распространенных видах ручной и механической обработки конструкционных материалов в учебных мастерских; - основы регламентации качества изделий, наиболее распространенные методы и средства контроля свойств материалов и точности деталей; общие принципы организации и виды современного промышленного производства материалов, изделий из них и энергии. Уметь: - формулировать основные понятия по основам производства, умело и творчески их использовать при последующем изучении и преподавании дисциплин технологического цикла; - анализировать условия безопасности, выполнять правила охраны труда, составлять необходимую документацию и проводить инструктажи по технике безопасности; - оценивать и контролировать соответствие условий на рабочих местах нормам охраны труда; - выбирать материалы в зависимости от назначения изделия; определять основные физико-механические и технологические свойства материалов; - выполнять простейшие виды термической обработки; -определять допуски и посадки для различных соединений, выбирать и использовать необходимые методы и средства измерения размеров деталей; - выбирать оборудование, приспособления и инструменты для выполнения основных видов ручной и механической обработки деталей и неразъемных соединений из них, определять основные геометрические параметры режущих инструментов; - производить элементарную экономическую оценку технологического процесса, выполнять простейшие технические расчеты, используемые в производстве материалов и энергии. Владеть: - основными приемами обработки конструкционных материалов; - понятийным аппаратом курса «Основы производства»; - методами анализа и описания технологических процессов - методикой элементарной экономической оценки технологического процесса; - нормами безопасности и охраны труда при проведении работ в учебных мастерских. 1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Учебно-тематический план очной формы обучения
|