Правовой режим арктической зоны российской федерации




НазваниеПравовой режим арктической зоны российской федерации
страница1/2
Дата конвертации21.04.2013
Размер264.96 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи

Ростунова Ольга Сергеевна

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право.


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор

Вылегжанин Александр Николаевич

Официальные оппоненты: Гуреев Сергей Александрович

доктор юридических наук, профессор,

Государственное учреждение «Пограничный научно-исследовательский центр Федеральной службы безопасности Российской Федерации», профессор
Орешенков Александр Михайлович

кандидат юридических наук,

Министерство иностранных дел Российской Федерации, старший советник

Ведущая организация: Российский университет дружбы народов

Защита состоится 17 мая 2012 года в _______ на заседании Диссертационного совета Д209.002.05 по юридическим наукам при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: проспект Вернадского, 76, Москва, 119454, аудитория 216.
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в Научной библиотеке МГИМО (У) МИД России им. И.Г. Тюлина по адресу: проспект Вернадского, 76, Москва, 119454 и на сайте www.mgimo.ru


Автореферат разослан «_____» апреля 2012 года


УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

доктор юридических наук, профессор Павлов Е.Я

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г., введен значимый в политическом, экономическом и правовом плане новый термин – «Арктическая зона Российской Федерации». В связи с этим возникает ряд сущностных юридических вопросов: значение этого термина, его соотношение с ранее использовавшимися в юридической литературе терминами, в том числе «сектор полярных владений СССР»1, «Российская Арктика»2; каковы юридические границы Арктической зоны Российской Федерации; в чем состоит правовой режим этого пространства, прежде всего, правовой режим экономической деятельности и охраны окружающей среды.

При этом учитывается, что в ряде зарубежных исследований говорится о том, что правовой режим Арктики стремительно изменяется по мере сокращения площади районов в Северном Ледовитом океане, круглый год покрытой многовековым льдом. Влиятельные «мозговые центры» конструируют модели арктической политики, строят региональные сценарии эволюции правового режима этого региона, определяют потенциальное влияние такой эволюции на все сферы жизнедеятельности государства, общества и бизнеса3. В рамках стратегического прогнозирования последствий той или иной «мировой» арктической политики инициируются проекты, целью которых – теоретическое описание благоприятных политико-правовых условий для достижения желаемого будущего в интересах конкретного иностранного государства или регионального межгосударственного объединения.

Значение арктического региона для формирования климата Земли, особенно – температурной макродинамики планеты, не подвергается сомнению представителями естественных наук. Для России, в силу ее географического положения, того факта, что многие ее регионы находятся в высоких широтах Северного полушария, необходимо корректно учитывать все, что происходит в Арктике4, особенно – неоднозначные прогнозы изменений правового режима арктического региона, а также то, что интерес к этому полярному региону в настоящее время существенно возрос, причем не только со стороны арктических стран, но и многих других государств мира, особенно экономически растущих азиатских государств, в т.ч. КНР.

Кроме того, в связи с истощением природоресурсной базы сухопутной части нашей планеты перспективное энергетическое значение недр дна Северного Ледовитого океана возрастает, и этот фактор в современных условиях экономической взаимозависимости мира и глобального потепления обостряет, в свою очередь, проблемы межгосударственной состязательности, соперничества в области освоения арктических пространств и их природных ресурсов5. Свои фундаментальные интересы в Арктике последовательно подтверждают арктические государства (Россия, США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция), что традиционно. Новым является обозначение интереса к арктическому региону со стороны многих неарктических государств (Германии, Китая, Японии, Австрии, Великобритании, Республики Корея и др.6), а также со стороны Европейского Союза7.

Теоретическую основу диссертации составили труды по международному праву профессоров Абашидзе А.Х., Барсегова Ю.Г., Вельяминова Г.М., Вылегжанина А.Н., Галенской Л.Н., Гуреева С.А., Дурденевского В.Н., Иванова Г.Г., Игнатенко Г.В., Капустина А.Я., Клименко Б.М., Кожевникова Ф.И., Колосова Ю.М., Лазарева М.И., Лукашука И.И., Малеева Ю.Н., Молодцова С.В., Тиунова О.И., Тункина Г.И., Черниченко С.В.

Использованы научные работы, специально посвященные исследованию правового режима Арктики, прежде всего: Барцица И.Н., Буника И.В., Жудро А.К., Ковалева А.А., Колодкина А.Л., Королевой Н.Д., Кукушкиной А.В., Кулебякина В.Н., Лахтина В.Л., Мелкова Г.М., Михиной И.Н., Орешенкова А.М., Паламарчука П.Г., Саваськова П.В., Хлестова О.Н., Шинкарецкой Г.Г., Эфендиева О.Ф и др. Привлечены результаты исследований такого режима некоторыми зарубежными специалистами, указанными в библиографии.

В качестве нормативного предмета диссертационного исследования выбраны те международные договоры, которые применимы к определению правового положения Арктической зоны Российской Федерации: прежде всего, Санкт-Петербургская Конвенция относительно разграничения обоюдных пространств владений России и Англии в Северной Америке 1825 г., Конвенция об уступке Северо-Американским Соединённым Штатам Российских Северо-Американских колоний (Конвенция об уступке Аляски) 1867 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция о континентальном шельфе 1958 г., Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г.; соответствующие акты законодательства Российской Империи, Союза ССР, Российской Федерации: Указ Правительствующему Сенату 1821 г., Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР 1921 г. «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море», Постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», Закон СССР 1984 г. «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР», Постановление Совета Министров СССР 1990 г. «О мерах по обеспечению выполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР»», Правила плавания по трассам Северного морского пути 1990 г. и др.; а также политико-правовые документы директивного уровня: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу; Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.

Цель диссертационной работы состоит в выявлении содержания правового режима Арктической зоны Российской Федерации как современного масштабного объекта международного права, в аналитико-правовом сравнении этого понятия с теми, которые ранее были обозначены отечественной юридической наукой («сектор полярных владений СССР», «Российская Арктика»), а также в обозначении научного подхода к определению пространственных пределов Арктической зоны Российской Федерации.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

– аналитически сопоставить имеющиеся определения терминов «Арктика», «Российская Арктика», «Арктическая зона Российской Федерации», обозначить историко-правовой контекст их формирования, а также их юридическое значение;

– выявить содержательные компоненты правового режима Арктической зоны Российской Федерации;

– определить научно-правовой подход к обозначению пространственных пределов Арктической зоны Российской Федерации, ее южной, восточной, северной и западной границ;

– выявить международно-правовые особенности Арктической зоны Российской Федерации, проанализировать международно-правовые нормы, применимые к охране окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации, экономической деятельности в ней, научным исследованиям, использованию живых ресурсов в ее высокоширотных районах.

Методологическую основу исследования составили логический, системный методы, а также историко-правовой и сравнительно-правовой методы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что на фоне значительного числа научных публикаций по международно-правовому режиму Арктики в отечественной и в иностранной юридической литературе в настоящее время нет выполненных на уровне диссертации исследований, специально посвященных правовому статусу Арктической зоны Российской Федерации, прежде всего, в силу новизны этого понятия. Новым в диссертационной работе является и предложенный подход к характеристике правового положения Арктической зоны Российской Федерации как результата взаимодействия законодательства Российской Федерации и международного права, применимого к экономической и природоохранной деятельности в этом районе. Впервые на теоретическом уровне предложены подходы к определению границ Арктической зоны Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие «Арктическая зона Российской Федерации», хотя и не предусмотренное ни в международных договорах Российской Федерации, ни в федеральных законах России, тем не менее, является юридическим, отражает современные результаты длительного во времени формирования прав на эту часть Арктики Российской Империи, Союза ССР и Российской Федерации. Арктическая зона Российской Федерации состоит из сухопутного, морского и воздушного пространств.

2. Правовой режим Арктической зоны Российской Федерации представлен в настоящее время многочисленными актами российского права и применимыми международно-правовыми нормами, прежде всего, обычными. Этот режим сложился по итогам длительного периода взаимодействия национально-правового (российского) и международно-правового уровней регулирования экономической и природоохранной деятельности в этой части Арктического региона.

3. Южная граница Арктической зоны Российской Федерации проходит по территориям наиболее северных субъектов Российской Федерации и с учетом этого определяется в соответствии с национальным (внутригосударственным) правом Российской Федерации.

В соответствии с международным правом определяются восточная, западная и северная границы Арктической зоны Российской Федерации. Эти границы, проходящие: А) по дну Северного Ледовитого океана и Б) по поверхлежащим водным или ледовым районам – не везде совпадают.

А. Восточная граница Арктической зоны Российской Федерации, проходящая по дну Северного Ледовитого океана, совпадает с восточной границей континентального шельфа Российской Федерации; в настоящее время ее составляет prima facie линия, обозначенная Конвенцией об уступке Северо-Американским Соединённым Штатам Российских Северо-Американских колоний (Конвенция об уступке Аляски) от 30 марта 1867 г.

Западную границу Арктической зоны Российской Федерации, проходящую по арктическому дну, составляют западные пределы континентального шельфа России, именно, разграничительная линия, предусмотренная Договором между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане 2010 года, а к северу от самой северной точки этой разграничительной линии – prima facie секторальная (меридианная) линия, предусмотренная Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане».

В своих северных окончаниях восточная и западная границы Арктической зоны Российской Федерации, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, не простираются от российского побережья далее Северного географического полюса, если иное не будет установлено международным договором Российской Федерации.

Согласно такому международному договору альтернативной северной границей Арктической зоны Российской Федерации, проходящей по дну Северного Ледовитого океана, может стать разграничительная линия, равноотстоящая от исходных линий Российской Федерации, с одной стороны, и, с другой, Канады и Дании (о. Гренландия).

Б. В поверхлежащих водных и ледовых районах восточная, северная и западная границы Арктической зоны Российской Федерации совпадают с внешней границей исключительной экономической зоны Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

4. Международно-правовой особенностью Арктической зоны Российской Федерации является решающая роль национального (российского) права, прежде всего, природоохранного, в регулировании в ней экономической деятельности, прежде всего в связи с разработкой природных ресурсов, причем такая роль обусловлена совокупностью факторов - исторически сложившихся правооснований, особой климатической суровостью, экологической уязвимостью, навигационной опасностью арктического региона, включая такую особенность, как наличие районов, покрытых льдами в течение большей части года.

5. В случае таяния многолетних льдов и иных показателей резкого потепления в Арктике, роль национально-правового регулирования Россией судоходства в районах Арктической зоны Российской Федерации, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации, может снижаться, несмотря на квалификацию Северного морского пути федеральным законом как «национальной транспортной коммуникации» страны (Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., ст. 14), а роль международно-правового уровня регулирования судоходства в таких районах, особенно, посредством механизмов Международной морской организации, будет возрастать.

6. Сопоставление положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года о научных морских исследованиях с применимым к Арктической зоне Российской Федерации международным обычным правом и российским законодательством позволяет сделать вывод о том, что указанные конвенционные положения в общем случае применимы к Арктической зоне Российской Федерации. Вместе с тем, Российская Федерация, в том числе и с учетом статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (о режиме районов, покрытых льдами большую часть года), вправе ввести дополнительные законодательные требования в отношении дачи своего согласия на иностранные исследования в таких районах в пределах своей 200-мильной исключительной экономической зоны, а также в отношении определения порядка таких исследований. Такие же дополнительные требования Российская Федерация вправе ввести в отношении иностранных исследований на ее континентальном шельфе в пределах Арктической зоны Российской Федерации.

Практическая значимость полученных результатов диссертационного исследования определяется тем, что основные положения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, ориентированы на применение в практике управленческой работы соответствующих федеральных органов государственной власти, а также их учет в работе Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, Экспертного Совета по Арктике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Апробация результатов диссертационного исследования проводилась в рамках участия диссертанта в научно-практических проектах, осуществляемых Центром правовых проблем ГНИУ «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) при Президиуме РАН по государственным заказам, таким как: «Иностранные природоресурсные притязания в высокоширотных районах Арктики и разработка рекомендаций по защите национальных интересов России», государственный заказчик – Министерство образования и науки России; «Анализ правоприменения национальных и международных нормативных правовых актов и подготовка рекомендаций по обеспечению экономических и иных интересов Российской Федерации в Арктике, в том числе на архипелаге Шпицберген», государственный заказчик – Министерство экономического развития России. Основные результаты работы докладывались на конференциях, проходивших в Москве: 10-я Международная конференция «Нефть, Газ и Право», 19 ноября 2010 г.; VI Международная школа молодых ученых-юристов «Государство в меняющемся мире», 27 мая 2011 г., а также на секции Ученого совета СОПС при Президиуме РАН.

Структура работы. Объем и структура диссертации соответствует установленным требованиям. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих десять параграфов, заключения и библиографии.
Содержание работы
Во введении раскрыта актуальность темы, показана степень ее разработанности, указаны источники, цель, задачи, предмет и методологическая основа исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту. Здесь же обоснована научная новизна и практическая значимость диссертации, приведены данные об ее апробации.
  1   2

Похожие:

Правовой режим арктической зоны российской федерации iconОбщие положения 3 I. Роль и место Арктической зоны в Российской Федерации 9
Приоритетные направления социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации 29
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconОбщие положения 4 I. Роль и место Арктической зоны в Российской Федерации 9
Сценарии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации 54
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconСтратеги я развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года
России разработана настоящая Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconУрок географии в 8 классе по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундры». (урок- конференция) Цели урока
Научить применять теоретические знания о взаимосвязях компонентов природы на примере зоны арктической пустыни и зоны тундры, -использовать...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconПравовой режим предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Диссертация выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского права федерального государственного бюджетного образовательного...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconРоль юристов в повышении правовой культуры общества
Федеральный закон от 21. 11. 2011 №324-фз «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «Основы государственной политики...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconПравовой режим муниципального имущества
Работа выполнена на кафедре гражданского права юридического факультета Федерального государственного образовательного учреждения...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconЖурнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование" Номер 1 (10) 20021г Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе
Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе1
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconПрезидент российской федерации указ от 28 июня 1993 г. N 966 о концепции правовой информатизации россии
В целях формирования нормативной базы правовой информатизации России и обеспечения выполнения Указа Президента Российской Федерации...
Правовой режим арктической зоны российской федерации iconЗакон республики беларусь 7 декабря 1998 г. №213-з о свободных экономических зонах Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года
Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница