Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве




НазваниеЦелесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве
страница1/4
Дата конвертации26.02.2013
Размер0.73 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4


На правах рукописи
Апостолова Наталья Николаевна


Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве

Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика,

оперативно-розыскная деятельность.


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук
Москва - 2010

Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»
Научный консультант доктор юридических наук, профессор

Ляхов Юрий Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Воскобитова Лидия Алексеевна

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

доктор юридических наук, профессор

Головко Леонид Витальевич

(МГУ имени М.В. Ломоносова)

доктор юридических наук, профессор

Гаврилов Борис Яковлевич

(Академия управления МВД РФ)
Ведущая организация: Институт государства и права Российской академии наук

Защита состоится 8 февраля 2011 года в 15.15 на заседании диссертационного совета Д.501.001.73 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, ауд. 826.

Адрес: 199991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, 1 корпус гуманитарных факультетов, юридический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2-й корпус гуманитарных факультетов)

Автореферат разослан декабря 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.А. Лушечкина

Введение

Актуальность темы исследования.

В условиях сложной экономической ситуации перед нашим государством остро встала проблема необходимости жесткой экономии государственных средств, с одной стороны, и необходимости ведения эффективной борьбы с преступностью - с другой. В силу этого существует настоятельная потребность в существенном повышении эффективности уголовно-процессуальной деятельности и оптимизации расходов, направляемых на борьбу с преступностью.

Сэкономленные средства могли бы направляться на совершенствование и дальнейшее развитие органов уголовной юстиции. Ведь ни для кого не секрет, что уже в течение многих лет раскрываемость преступлений, несмотря ни на какие усилия, остается низкой. Большая загруженность следователей, дознавателей, прокуроров и судей не позволяет им серьезно повысить качество расследования и рассмотрения уголовных дел. Все это приводит к снижению уровня их профессионализма, в то время как «технологии» совершения преступлений становятся все более сложными и постоянно развиваются.

В силу нерациональной организации уголовно-процессуальной деятельности не удается вести успешную борьбу с преступностью. По данным МВД России в 2006-2009 годах почти половина только зарегистрированных преступлений осталось не раскрытыми,1 лица их совершившие не наказанными, конституционное право граждан на защиту от преступных посягательств в большинстве случаев не защищенным.

Закрепленное в статье 52 Конституции РФ право потерпевших на компенсацию причиненного ущерба надлежащим образом не обеспечивается. Потерпевшие и обвиняемые далеко не всегда имеют реальную возможность воспользоваться своим правом на примирение и прекращение уголовного дела по данному основанию.

Производство по уголовным делам ведется, зачастую, неоправданно долго, чем нарушается закрепленное в ст. 61 УПК РФ и в статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года право граждан на рассмотрение дела в разумный срок. Кроме того, чрезмерно медлительное производство по уголовному делу затрудняет осуществление законного и справедливого правосудия и снижает эффективность уголовного судопроизводства. А излишне заформализованный характер уголовного процесса, нередко, приводит еще и к нарушению права граждан на справедливое судебное разбирательство.

Отказ от тесного взаимодействия с гражданами и различными общественными институтами, отчужденность, изолированность системы уголовной юстиции от гражданского общества не позволяет вести на должном уровне профилактику, предупреждение и успешную борьбу с преступностью, создает условия для процветания коррупции в правоохранительных и судебных органах.

Выделяемые государством средства на содержание и функционирование органов уголовной юстиции расходуются крайне неэффективно и не приводят к достижению нужного результата. Ни законодательство, ни практика его применения не отвечают в полной мере реальным запросам и потребностям жизни современного быстро развивающегося общества.

Все это свидетельствует о том, что сейчас являются особенно актуальными новые подходы к организации и осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, которые позволят гармонизировать взаимодействие закона с реальными потребностями жизни общества и обеспечат соответствующее его назначению применение.

Степень разработанности темы исследования.

Несмотря на признание приоритетности принципа законности, целесообразность в науке дореволюционного уголовного процесса рассматривалась как необходимое и важное условие правильного применения закона и осуществления прокуратурой и судом отвечающей интересам общества деятельности такими учеными как И.Я. Фойницкий, В.К. Случевский, П.И. Люблинский, Д.Т. Тальберг и др.

В советском уголовном процессе соотношению законности и целесообразности в деятельности прокуратуры и суда уделяли внимание М.С. Строгович, П.С. Элькинд, М.А. Чельцов, П.Ф. Пашкевич, В.В. Ершов, М.К. Маликов.

Проблемам реализации принципа дискреционного уголовного преследования в зарубежном уголовном процессе в разное время были посвящены работы таких известных в нашей стране зарубежных ученых как Э. Ферри, Х. Зер, А. Барак, У. Бернам, М. Ансель, Н. Кристи и др.

Серьезный анализ практике применения дискреционных начал в зарубежных странах был дан в трудах российских ученых В.В. Бойцовой и Л.В. Бойцовой, Л.В. Головко, К.Ф. Гуценко, Н.И. Гулиевой, В.Н. Махова и М.А. Пешкова, Б.А. Филимонова, М.Д. Щукина и др.

Исследовались вопросы диспозитивности, целесообразности и усмотрения в российском уголовном процессе в трудах А.С. Александрова, А.Д. Бойкова, О.В. Кузьминой, П.А. Лупинской, Ю.А. Ляхова, Л.Н. Масленниковой, И.Б. Михайловской, Э.М. Мурадьян, А.И. Макаркина, И.Л. Петрухина, А.В Смирнова и А.Г. Манукяна.

Формы реализации принципа целесообразности (дискреционности) в российском уголовном процессе рассматриваются в работах А.А. Брыжинского, Н.Ю. Букша, А.А. Варяник, Е.Г. Васильевой, Л.А. Воскобитовой, О.В. Волынской, Б.Я. Гаврилова, Л. В. Головко, В.В. Золотых, И.Л. Петрухина, А.Ф. Прокудина, Б.Б. Самдановой, В.В. Сверчкова, В.Н. Ткачева и А.Н. Сачкова, Е.А. Хабаровой и др.

Различные аспекты усмотрения следователя анализировались в работах Л.М. Васильева и А.Б. Ярославского, П.Г. Марфицина, А.А. Огилец. Утверждение о том, что российским прокурорам наряду с законностью надлежит руководствоваться еще и целесообразностью, обосновывалось Н.Н. Ковтуном, Ю.В. Козубенко, Г.Н. Королевым, Ж.К. Коняровой. Исследованием сущности и значения судейского усмотрения занимались Д.Б. Абушенко, В.И. Анишина, М.В. Баглай, И.Р. Винаркевич, П.А.Гук, А.С. Емузов, О.А. Папкова, Н.С. Погорелова и др.

Изучением различных аспектов целесообразности и усмотрения в уголовном праве занимались Х.Д. Аликперов, М.В. Бавсун, Ю.В. Грачева, С.Г. Келина, А.В. Наумов, С.М. Прокофьева, А.И. Рарог и др.

Несмотря на проведенный российскими учеными глубокий теоретический анализ вопросов целесообразности, усмотрения, диспозитивности и различных форм освобождения от уголовной ответственности по дискреционным основаниям, комплексного исследования вопроса целесообразной рациональной организации уголовно-процессуальной деятельности в целом не проводилось, что свидетельствует об актуальности и значимости данной работы.

Объект и предмет исследования.

Объектом настоящего исследования являются отношения, складывающиеся в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности должностными лицами органов предварительного расследования, прокурорами и судами, а также состояние дел в сфере уголовной юстиции и пути повышения ее эффективности.

Предметом исследования являются международные, европейские и российские правовые нормы и материалы правоприменительной практики, связанные с объектом исследования.

Цель и задачи исследования.

Целью данной работы является комплексное исследование принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности должностных лиц органов расследования, прокуратуры, суда, способного обеспечить существенное повышение эффективности российского уголовного судопроизводства; определение допустимых и разумных пределов его применения и наиболее приемлемых и эффективных форм реализации данного принципа.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- дать понятие и выявить сущность принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности в современном уголовном судопроизводстве России;

- определить значение данного принципа как наиболее эффективного способа совершенствования и модернизации российского уголовного судопроизводства;

- установить соотношение и взаимодействие принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности с другими принципами демократического уголовного процесса и уголовного права;

- проанализировать существующие формы реализации дискреционных начал в уголовном судопроизводстве России и выработать предложения по дальнейшему развитию этих форм;

- определить необходимые гарантии правильного применения принципа целесообразности (дискреционности) осуществления уголовно-процессуальной деятельности;

- обосновать допустимые пределы применения данного принципа в отечественном уголовном судопроизводстве;

- определить основания и порядок принятия дискреционного решения по уголовному делу;

- обосновать оптимальные пределы дискреционных полномочий должностных лиц государства, а также объем прав и обязанностей иных участников процесса в ходе реализации принципа целесообразности (дискреционности);

- предложить меры по совершенствованию прокурорского надзора и судебного контроля за принятием дискреционных решений;

- показать необходимость открытости (прозрачности) практики применения принципа целесообразности (дискреционности) и участия общественности в процессе его реализации;

- определить меры по решению соответствующих организационных проблем деятельности должностных лиц, наделенных дискреционными полномочиями.

Методология и методика исследования.

Теоретической базой работы послужили достижения дореволюционной, советской и российской науки уголовного процесса и уголовного права, касающиеся вопросов применения дискреционных начал в ходе производства по уголовным делам.

Методологической базой исследования является диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности.

В ходе диссертационного исследования также применялись различные специальные методы научного познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, юридико-догматический, системно-структурный, статистический.

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные местной и общероссийской следственной, прокурорской и судебной практики, постановления Конституционного суда РФ, постановления Верховного суда РФ, решения Европейского Суда по правам человека. Кроме того диссертанткой были изучены и обобщены свыше 400 уголовных дел из архивов мировых, районных и ювенальных судов (особых составов судов по делам несовершеннолетних) г. Ростова-на-Дону и Ростовской области за 2003-2009 годы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые выявлена и обоснована насущная потребность современного российского уголовного судопроизводства в рациональной целесообразной организации всей уголовно-процессуальной деятельности (а не только уголовного преследования или судебного рассмотрения) в целом, комплексно. В работе выявлена сущность и дано понятие принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности, внесено предложение о необходимости его законодательного закрепления в виде соответствующей нормы в главе 2 УПК РФ и в ряде других процессуальных институтов как необходимого и действенного механизма повышения эффективности российского уголовного судопроизводства.

В диссертации обосновывается вывод о том, что осуществление уголовно-процессуальной деятельности на основе принципа целесообразности (дискреционности) при условии правильного его применения приведет к комплексному, системному решению многих наиболее важных и актуальных проблем деятельности органов уголовной юстиции и существенно повысит ее эффективность.

Впервые в научной работе проведен сравнительный анализ дискреционных начал со всеми другими принципами современного российского уголовного процесса и уголовного права, выявлены основы их взаимодействия и дальнейшего развития с целью перехода к принципиально новому уголовному судопроизводству 21 века, соответствующему требованиям современной общественной жизни.

В диссертации впервые обосновано положение о том, что применение в установленных законом рамках принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности дает возможность совершенствовать и развивать как формы разрешения уголовных дел по существу, так и формы освобождения от уголовной ответственности за совершаемые преступления.

Впервые предложены и обоснованы наиболее оптимальные формы дискреционных процедур на стадиях возбуждения уголовного дела, предварительного расследования, назначения судебного заседания, судебного разбирательства и апелляционного производства. Определен конкретный механизм их реализации.

В работе впервые предложена целостная система гарантий правильного и эффективного применения дискреционных начал в современном российском уголовном судопроизводстве и рациональной организации уголовно-процессуальной деятельности. Определены новые пути ее дальнейшего реформирования и повышения эффективности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сущность принципа целесообразности уголовно-процессуальной деятельности в демократическом уголовном судопроизводстве состоит в том, что в силу конкретных обстоятельств уголовного дела должностные лица, осуществляющие производство по делу в установленных законом рамках производят такие действия и принимают такие решения, которые обеспечивают наиболее эффективное достижение целей уголовного судопроизводства. Именно направленность дискреционного решения на эффективное достижение целей уголовного судопроизводства и характеризует его сущность. Принцип целесообразности (дискреционности) диссертантка определяет как предоставленную законом возможность выбора наиболее оптимальной из предусмотренных законом для данного конкретного случая формы осуществления уголовно-процессуальной деятельности и предусмотренного законом способа разрешения уголовно-правового конфликта с целью эффективного решения задач и достижения, стоящих перед уголовным судопроизводством целей. В уголовно-процессуальном законе данный принцип мог бы быть сформулирован и закреплен в виде ст. 71 УПК РФ в предложенной в диссертации редакции.

2. Потребность в осуществлении целесообразной, то есть наиболее практически полезной и эффективной деятельности объективно присуща любому виду юридической деятельности. Игнорирование принципа целесообразности, отсутствие его четкого понимания и закрепления в законе привели к излишней формализации порядка производства по уголовным делам, к осуществлению нерациональной и неэффективной уголовно-процессуальной деятельности. Сложившаяся неудовлетворительная ситуация в сфере уголовной юстиции уже не может быть должным образом разрешена введением либо только принципа целесообразности уголовного преследования либо наделением только судей дискреционными полномочиями по уголовным делам. Для обеспечения рациональной (оптимальной) организации и требуемой эффективности всего российского уголовного судопроизводства необходимо введение в законодательство и применение принципа целесообразности во всей уголовно-процессуальной деятельности в целом, а не в отдельных ее составляющих.

3. Законодательное закрепление и правильное применение принципа целесообразности уголовно-процессуальной деятельности:

- создаст условия для более справедливого и эффективного применения закона, и тем самым сведет к минимуму случаи его нарушений, «обхода» или произвольного толкования;

- обеспечит эффективную реализацию таких важнейших прав потерпевших как право на возмещение и компенсацию причиненного преступлением вреда, на содействие и помощь в ходе производства по уголовному делу, на примирение с обвиняемым в указанных в законе случаях, и, тем самым, сохранит необходимый для цивилизованного развития нашей страны людской потенциал;

- позволит существенно ускорить производство по уголовным делам и обеспечит соблюдение разумного срока рассмотрения и разрешения уголовных дел, предусмотренного статьей 61 УПК РФ и статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также упростит и удешевит правосудие для граждан, сделает его еще более доступным;

- снизит затраты на содержание органов уголовной юстиции (высвободившееся в результате этого средства могут быть направлены на развитие и совершенствование правоохранительной и судебной системы, на становление и развитие новых форм восстановительного правосудия), оптимизирует нагрузку на органы расследования, прокуратуры и суды, создаст нормальные условия для их надлежащей деятельности;

- позволит органам уголовной юстиции организовать свою работу таким образом, что они смогут не только жестко пресекать деятельность деструктивно-разрушительных сил общества, но и стимулировать (понуждать) граждан к осуществлению конструктивно-созидательной деятельности;

- повысит уровень доверия и взаимопонимания между должностными лицами системы органов уголовной юстиции и гражданами, общественными институтами, создаст условия для их взаимодействия и ведения более эффективной борьбы с преступностью;

- расширит возможности применения компромиссных и альтернативных форм разрешения уголовно-правовых конфликтов, позволит проводить более гибкую и эффективную уголовно-правовую и уголовно-процессуальную политику;

- создаст условия для органичного и безболезненного интегрирования России в общеевропейское правовое пространство.

4. Правильное понимание и применение принципа целесообразности обеспечивает вполне органичное его взаимодействие со всеми демократическими началами уголовного судопроизводства, в том числе и с принципами законности, публичности, презумпции невиновности, объективной истины. Более того, в силу своей рациональности и гибкости он будет гармонизировать их взаимодействие, способствуя их дальнейшему совершенствованию и обеспечивая переход отечественного уголовного судопроизводства на качественно новый более высокий уровень своего развития, соответствующий современным общепризнанным демократическим стандартам и потребностям стремительно развивающейся жизни современного общества.

5. Осуществление уголовно-процессуальной деятельности на основе принципа целесообразности (дискреционности) даст возможность постоянно совершенствовать уже существующие компромиссные формы правосудия и дискреционные процедуры, а также применять новые более действенные формы ответственности за совершенные преступления, позволяющие эффективно решать задачи и обеспечивать достижение стоящих перед уголовным судопроизводством целей.

6. Совершенствование особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного главой 40 УПК РФ, в соответствии с принципом целесообразности должно идти по пути усиления гарантий защиты как прав и законных интересов потерпевших, так и публичных интересов за счет стимулирования посткриминального поведения подозреваемого, обвиняемого. Взамен на раскаяние, возмещение или компенсацию причиненного преступлением вреда закон мог бы предусматривать возможность не только назначения наказания ниже низшего предела (согласно статье 64 УК РФ), но и применение соответствующих альтернатив уголовной ответственности на стадии судебного разбирательства и апелляционного производства.

7. Являясь наиболее ярким проявлением принципа целесообразности, предусмотренный главой 401 УПК РФ особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, побуждая обвиняемого или подозреваемого к признанию вины, к раскаянию в совершении тяжкого преступления, к оказанию содействия властям в расследовании и раскрытии наиболее общественно опасных преступлений, позволит более успешно вести борьбу с преступностью, более эффективно защищать права и свободы российских граждан, общественный правопорядок и общественную безопасность. Совершенствование данного порядка возможно за счет усиления механизма ответственности подозреваемого, обвиняемого за сообщение ложных сведений в ходе сотрудничества, выработки более эффективных мер безопасности, корректировки и уточнения гарантий прав подозреваемых, обвиняемых и полномочий соответствующих должностных лиц.

8. Как показывает наш отечественный и зарубежный опыт применения альтернатив уголовному преследованию и уголовной ответственности для уголовного судопроизводства наиболее эффективными и приемлемыми, по сути и содержанию, являются две разновидности альтернативных форм разрешения уголовно-правового конфликта - различные примирительные процедуры при наличии потерпевшего в уголовном деле и всевозможные формы условного прекращения (отказа) уголовного преследования (дела), если в уголовном деле потерпевший отсутствует. Разнообразие данных альтернативных форм определяется: 1) сложностью обусловленной обстоятельствами совершенного преступления процедуры примирения или условного прекращения (отказа) уголовного преследования; 2) условиями примирения или условного прекращения (отказа) уголовного преследования; 3) периодом времени, необходимым для их реализации; 4) кругом лиц, участвующих в этих процедурах; 5) документами, подтверждающими результаты их применения. Исходя из вышеназванных критериев, к сложным (и длительным) альтернативным формам разрешения уголовно-правового конфликта относятся прекращение уголовного дела (отказ от уголовного преследования) в связи заключением примирительного соглашения в результате посредничества (медиации) и прекращение уголовного дела (отказ от уголовного преследования) в связи с выполнением обвиняемым или подозреваемым определенных условий.

Применение сложных альтернатив уголовному преследованию и уголовной ответственности может быть возможным и оправданным на таких сложных и достаточно длительных по времени этапах производства как стадии предварительного расследования, назначения судебного заседания, судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также апелляционного производства.

Отказ от возбуждения уголовного дела в связи с примирением, отказ от возбуждения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, прекращение уголовного дела в связи с примирением (ст. 25 УПК РФ), прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ) - являются менее сложными (упрощенными и ускоренными) альтернативными формами разрешения уголовно-правового конфликта. Поэтому, первые две формы, исходя из их смысла и значения, могут применяться только на стадии возбуждения уголовного дела, а две последующих альтернативы наряду со сложными на всех этапах производства по уголовному делу, начиная со стадии предварительного расследования и заканчивая апелляцией.

В результате соотнесения особенностей производства по уголовному делу на различных стадиях процесса с особенностями той или иной альтернативной формы разрешения уголовно-правового конфликта, предлагается и обосновывается введение системы альтернатив уголовному преследованию и уголовной ответственности, позволяющей существенно повысить эффективность уголовного судопроизводства.

9. Реализация ныне существующих и новых альтернативных дискреционных процедур предполагает обязательное закрепление в уголовно-процессуальном законе соответствующих гарантий их законного, обоснованного и справедливого применения. УПК РФ должен устанавливать: четкие пределы, основания и порядок их применения; соответствующие дискреционные полномочия должностных лиц государства, ведущих производство по делу, а также права и обязанности обвиняемых, потерпевших и иных участников судопроизводства, которыми они должны быть наделены в процессе применения данного принципа; надлежащий прокурорский надзор и судебный контроль; допустимую открытость (прозрачность) практики применения основанных на принципе целесообразности компромиссных и альтернативных форм правосудия и участие представителей общественности в процессе их применения. Не меньшее значение для успешного применения дискреционных начал имеет и соответствующая организация деятельности должностных лиц органов расследования, прокуратуры и суда.

10. В отличие от действующего УПК РФ (статьи 25 и 28) пределы применения альтернатив уголовному преследованию и уголовной ответственности следует ограничить делами о преступлениях небольшой, а также средней тяжести, но не повлекших тяжких последствий. Кроме этого, применяться данные альтернативы должны не только к впервые совершившим преступление подозреваемым и обвиняемым, но в соответствующих случаях и к лицам, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела при наличии сведений (данных), подтверждающих указанные в пунктах 1-4 ст. 73 УПК РФ обстоятельства.

11. Применение альтернативных социально-реабилитационных мер не должно ограничиваться лишь обязательным возмещением, заглаживанием или компенсацией причиненного преступлением вреда и в соответствующих случаях - примирением с потерпевшим. Дополнительно перед подозреваемым или обвиняемым в зависимости от конкретной ситуации должны ставиться такие условия как: 1) устройство на работу или на учебу; 2) изменение места работы или учебы, 3) выполнение общественно полезных работ; 4) изменение места жительства; 5) внесение в размере причиненного вреда денежной суммы в пользу учреждения социального назначения или в государственную казну; 6) прохождение курса лечения от алкогольной, наркотической или иной зависимости; 7) отказ от определенного рода занятий, увлечений и привычек, способствующих совершению правонарушений лицом, подлежащим освобождению от уголовного преследования; 8) прохождение курса коррекционно-психологического (коррекционно-воспитательного) воздействия. Выбор альтернативных мер воздействия, влекущих отказ от возбуждения уголовного дела или прекращение уголовного преследования (дела), должен определяться исходя из обстоятельств и последствий совершенного преступления, личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и эффективности применения данных мер с точки зрения обеспечения прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.

12. В качестве наиболее приемлемых процессуальных институтов, с помощью которых могли бы применяться альтернативные меры воздействия, следует использовать: на стадии возбуждения уголовного дела – порядок отказа от возбуждения уголовного дела, а в ходе расследования, назначения судебного заседания, судебного разбирательства и апелляционного производства - порядок приостановления, а затем и прекращения производства по уголовному делу, которые гарантируют соблюдение как государственных интересов, так и прав и законных интересов участников процесса. Применение данных институтов не потребует внесения существенных изменений в закон, равно как и не будет представлять сложности в правоприменительной деятельности.

13. Должностным лицам, ведущим производство по уголовному делу, надлежит предоставить следующие дискреционные полномочия. На стадии возбуждения уголовного дела - следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора должны иметь право выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с примирением или деятельным раскаянием. В ходе производства предварительного расследования решения о прекращении уголовного дела (преследования) в связи с заключением примирительного соглашения или в связи с условным отказом от уголовного преследования (как и в случаях, предусмотренных статьями 24-281 УПК РФ и примечаниями к соответствующим статьям Особенной части УК РФ) должны приниматься следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора. На завершающем этапе досудебного производства статья 221 УПК РФ, как и статья 226 УПК РФ должны предоставлять прокурору право принимать решение о прекращении уголовного преследования (дела) по указанным в статьях 25 и 28 УПК РФ основаниям. Решение вопроса о направлении уголовных дел в суд, о наличии либо отсутствии необходимости поддержания по ним обвинения в суде должно остаться прерогативой прокурора, который, являясь связующим ключевым звеном между досудебным и судебным производством, призван обеспечивать соблюдение оптимального баланса защиты интересов личности, общества и государства в сфере уголовного судопроизводства, а также эффективную работу системы органов уголовной юстиции. Суд же в ходе досудебного производства, по-прежнему, должен осуществлять независимый и беспристрастный судебный контроль за принятием дискреционных решений в установленном уголовно-процессуальным законом порядке, а уже в ходе судебного производства - принимать любые из предусмотренных законом дискреционные решения.

14. Подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему с момента признания их таковыми должно разъясняться и обеспечиваться право на прекращение уголовного дела по соответствующим дискреционным основаниям с их добровольного согласия, а также право на получение квалифицированной юридической помощи и консультаций адвоката по вопросам применения альтернативных мер воздействия. На стадии возбуждения уголовного дела заявителю и лицу, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела также должно разъясняться право, порядок и последствия применения дискреционных процедур.

15. Важнейшей гарантией законности, обоснованности и справедливости применения дискреционных процедур является открытость (прозрачность) правоприменительной деятельности. Органами расследования, прокуратуры и судами должны регулярно представляться и обнародоваться отчеты о применении ими дискреционных полномочий. Даже в досудебном производстве, где действует принцип тайны предварительного расследования, общая информация о применении дискреционных процедур органами расследования должна быть общедоступной.

16. Законное, обоснованное и справедливое применение дискреционных начал в уголовном судопроизводстве невозможно без тесного взаимодействия органов уголовной юстиции с гражданами и общественными институтами. Как свидетельствует и наша отечественная, и зарубежная практика привлечение граждан, представителей общественности в качестве лиц, содействующих применению альтернативных способов разрешения уголовно-правовых конфликтов налаживает взаимопонимание между органами уголовной юстиции и обществом, обеспечивает им поддержку со стороны граждан и общества в борьбе с преступностью, существенно повышает эффективность их деятельности. Представители общественности, участвующие в примирительных процедурах и реабилитационных мероприятиях, будут выступать в качестве гарантов от возможных злоупотреблений соответствующих должностных лиц, от соблазна оказать давление на участников уголовно-правового конфликта с целью принятия «нужного» решения. Участие общественности в реализации дискреционных процедур снижает коррупционные возможности и иные злоупотребления должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу.

17. Нынешнее положение дел в сфере нашей уголовной юстиции уже сегодня требует внесения соответствующих принципиальных изменений в организацию российского уголовного судопроизводства. Прежде всего, следует отказаться от стремления к тотальному привлечению всех без исключения совершивших преступления лиц к уголовной ответственности. Это приводит к распылению выделяемых государством сил и средств, которые расходуются главным образом не на расследование и рассмотрение сложных уголовных дел о наиболее тяжких и общественно опасных преступлениях, а на улучшение отчетности за счет раскрываемости многочисленных малозначительных преступлений. Во-вторых, необходимо осуществлять систематическое повышение квалификации сотрудниками органов расследования, прокуратуры и суда с целью формирования у них уважительного отношения к праву, обеспечения соответствующего уровня знаний ими законов, умения их правильно применять. В-третьих, необходимо добиться максимально возможного снижения уровня коррупции в правоохранительных органах и судах, поскольку реализация дискреционных полномочий коррумпированными должностными лицами приведет к его дискредитации. В-четвертых, за счет оптимизации расходов на содержание системы органов уголовной юстиции (в результате рационализации на основе принципа дискреционности уголовно-процессуальной деятельности) следует повысить материальную обеспеченность и социальную защищенность должностных лиц органов расследования, прокуратуры и судов и, одновременно, установить четкий механизм неотвратимости ответственности за ненадлежащее осуществление ими своей профессиональной деятельности. В-пятых, реализация принципа целесообразности (дискреционности) уголовно-процессуальной деятельности в демократическом уголовном процессе должна основываться на нравственных духовных ценностях. Необходимо добиться от должностных лиц органов расследования, прокуратуры и судей понимания того, что без соблюдения норм нравственности, без служения высоким нравственным идеалам невозможно осуществлять уголовно-процессуальную деятельность во благо человека, общества и государства.
  1   2   3   4

Похожие:

Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconШ. Н. Хазиев Судебная экспертиза и принцип состязательности в уголовном процессе
Начало нового тысячелетия ознаменовалось в российском судопроизводстве практической реализацией заложенных в концепции судебно-правовой...
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconКонцептуальные основы использования специальных знаний в российском уголовном судопроизводстве
Работа выполнена на кафедре уголовно-процессуального права федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального...
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве icon«Адвокатское расследование и благоприятствование адвокатуре в уголовном судопроизводстве»
Проект «адвокатское расследование и благоприятствование адвокатуре в уголовном судопроизводстве»
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconРеализация конституционно-правового института квалифи­цированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в российском уголовном судопроизводстве: теоретические основы и проблемы обеспечения
Защита состоится «7» апреля 2009г в 13. 00 час на заседа­нии диссертационного совета д 521. 023. 02 при Московской академии эконо­мики...
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconПроблемы разумности сроков в отечественном уголовном судопроизводстве
Научный преподаватель кафедры уголовного процесса фгбоу впо «сгюа» Калинкин А. В
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «криминалистика»
Понятие, классификация и правовые основы применения технических средств в уголовном судопроизводстве
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconСудебные правовые позиции в уголовном судопроизводстве: теоретические основы и процессуальные формы
Работа выполнена на кафедре уголовно-правовых дисциплин Московской академии экономики и права
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconИнститут защиты прав и интересов лиц в уголовном судопроизводстве России
Защита диссертации 19 ноября 2010 года в 12-00 по адресу гор. Челябинск ул. Коммуны, 149, ауд. 208
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Правовые и организационные проблемы обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве» для специальности 521400 юриспруденция
Согласовано с методической комиссией факультета (института) 201 г
Целесообразность (дискреционность) в российском уголовном судопроизводстве iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «удмуртский государственный университет»
«Правовые и организационные проблемы обвинительной деятельности в уголовном судопроизводстве»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница