Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология»




НазваниеРабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Дата конвертации22.02.2013
Размер124.94 Kb.
ТипРабочая программа






МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)
«Утверждаю»

_____________________

Проректор по учебной работе,

проф. И. Н. Гутник

«____»_____________20____г.

Биолого-почвенный факультет

Кафедра гидробиологии и зоологии беспозвоночных


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»


Код дисциплины по учебному плану ОПД Р.6

Для студентов специальности 020801.65 «Экология»

г. Иркутск

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1 Цель курса

Курс предусматривает ознакомление студентов с рядом аспектов экологии городской среды – историко-эволюционных, географических, медико-биологических, социально-психологических.
1.2. Задача курса

Курс по выбору, предназначенный для формирования эрудиции студентов в области экологии человека и городской среды обитания. Ставится задача ознакомления: с основными историческими аспектами взаимоотношения человеческих сообществ с окружающей природной средой; особенностями современной городской среды обитания человека, ее природной и социальной компонентами; со структурой человеческих сообществ в условиях современных мегаполисов.
1.3. Место курса в процессе подготовки специалиста

Предмет предназначен для студентов младших курсов специальности "Экология", знакомых с основами общей экологии и экологии популяций. В отличие от сугубо гуманитарных (обществоведческих) дисциплин, в нем рассматриваются экологческие аспекты городской среды и человека, как биологического и социального объекта.

По окончании курса у студентов должно сложиться представление о человеческих сообществах как части природы – с одной стороны, и в то же время как об их активной преобразующей функции по отношению к природной среде – с другой. Студенты должны усвоить знания об урбанистическом изменении природных факторов, влияющих на жизнедеятельность людей (в историческом аспекте и в настоящее время), и об истории становления современных экологических проблем под влиянием жизнедеятельности человеческих сообществ в урбанизированной среде.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

для студентов очного отделения



Темы, разделы

Всего часов

Виды подготовки

Самост. работа

Лекции

Практические занятия

Самост.работа студентов

КСР

1

Человек как часть природы.

3

2

1

-

-

2

Человеческие сообщества древности.

13

2

1

10

-

3

Роль природно-географического и ресурсного факторов в истории человечества

16

4

2

10

-

4

Экология большого города.

16

4

2

10

-

5

Биологические предпосылки социальных отношений людей.

19

6

2

10

1

6

Медицинские аспекты экологии человеческих сообществ.

23

8

4

10

1

7

Особенности растительного и животного мира городских экосистем.

25

8

4

10

3

ВСЕГО (часы)




115

34

16

60

5


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3.1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Человек как часть природы. Дискуссия о применимости биологических закономерностей к человеческим (социальным) сообществам. Взаимосвязь экологии и социологии, экологии и психологии.

Тема 2. Человеческие сообщества древности. Первобытнообщинное общество. Факторы, определявшие становление социальной организации. Ведущий фактор эволюции человека – борьба за существование или взаимопомощь? Взаимоотношения человеческих сообществ древности с природной средой. Переход от приспособительного отношения к среде к отношению преобразовательному (конструктивному).

Тема 3. Роль природно-географического и ресурсного факторов в истории человечества. Понятие о геополитике. Борьба за природные ресурсы в современном мире. Евразийство и атлантизм как две противоположные геополитические доктрины. Геополитические перспективы мира. Реально ли “устойчивое развитие”?

Тема 4. Экология большого города. Особенности среды обитания в городах. Урбанизированные экосистемы. Процесс урбанизации: сущность, положительные и отрицательные стороны. Роль городской среды в экономическом и культурном развитии общества. Возрастание разнообразия социальной организации в городах. Проблемы, порождённые городом: загрязнение среды обитания и его виды, психологический “груз”. Перспективы деурбанизации. Экология в теории современного градостроительства. Перспективные планы развития городов.

Тема 5. Биологические предпосылки социальных отношений людей. Психология отношений в коллективах. Насколько возможна параллель между коллективами людей и сообществами животных? Социальная структура коллектива, доминирование и подчинение. Целенаправленная деятельность – специфическая особенность человеческих коллективов. Конфликты, их разрушительное и созидательное значение.

Тема 6. Медицинские аспекты экологии человеческих сообществ. Основы эпидемиологии. Природные и синантропные очаги заболеваний. Специфические инфекционные заболевания человека. Эпидемии и пандемии. Карантинные мероприятия. Здоровье населения как показатель качества жизни. Паразитарные заболевания человека: возбудители, пути их передачи, жизненные циклы. Санитарно-гигиеническое просвещение. Паразитологическая ситуация в Байкальском регионе.

Тема 7. Особенности растительного и животного мира городских экосистем. Снижение биоразнообразия и формирование специфических урбанизированных сообществ. Явление синантропизации животных. Основные группы синантропных организмов. Синантропные членистоногие и позвоночные. Положительные и отрицательные стороны синантропизации. Фауна человеческого жилья.

    1. Темы семинарских занятий.

  • Источники техногенного загрязнения в крупных городах Байкальского региона.

  • Проблема качества воды в мегаполисах, способы ее решения.

  • Бытовые и промышленные стоки, способы их очистки.

  • Промышленное загрязнение воздушного бассейна в Иркутске и других городах Восточной Сибири.

  • Источники поступления тяжелых металлов в городскую экосистему.

  • Органические загрязнители промышленного происхождения и их трансформация в экосистеме города.

  • Техногенное загрязнение почвы, урбоземы.

  • Канализация и очистные сооружения мегаполиса.

  • Проблема утилизации мусора в крупных городах.

  • Автотранспорт как источник загрязнения городской среды.

  • Аудио- и видеозагрязнение городской среды.

  • Фастфуд и прочие особенности питания “homo urbicus”, проблема ожирения.

  • Формирование зооценозов городской среды.

  • Проблемы синантропизации животных и их влияние на среду обитания человека.

  • Химические и физические параметры современного жилья человека как факторы экологического риска. (Современные строительные и отделочные материалы, электромагнитные излучения, шумовое воздействие, вибрация и др.).


3.3. Тематика заданий для самостоятельной работы.

    • В чем особенности антропоэкологии и урбаэкологии?

    • На чем базировалось формирование первых крупных неолитических поселений человека?

    • Связь развития сельскохозяйственного производства и инфаструктуры человеческого социума.

    • Урбанистические образования древнего Египта, Месопотамии.

    • Экологические проблемы первых урбанизированных обществ, в чем их причины?

    • Чередование развития и деградаций городской среды в истории Европы.

    • Процесс урбанизации: сущность, положительные и отрицательные стороны.

    • Роль городской среды в экономическом и культурном развитии общества.

    • Возрастание разнообразия социальной организации в городах.

    • Проблемы, порождённые городом: загрязнение среды обитания и его виды, психологический “груз”.

    • Перспективы деурбанизации.

    • Экология в теории современного градостроительства.

    • Перспективные планы развития городов.

    • Загрязнение городской среды промышленным производством, его особенности в Байкальском регионе.

    • Загрязнение городской среды бытовыми отходами, проблема мусора.

    • Состояние атмосферы крупных городов, варианты смога.

    • Урбоземы и их разнообразие.

    • Поверхностные водотоки и подземные воды мегаполисов.

    • Урбаногенные изменения геофизических и геохимических факторов.

    • Природные и синантропные очаги заболеваний в условиях города.

    • Город и специфические инфекционные заболевания человека. Эпидемии и пандемии.

    • Здоровье населения как показатель качества жизни.

    • Паразитарные заболевания человека: возбудители, пути их передачи, жизненные циклы.

    • Санитарно-гигиеническое просвещение.


3.4. Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу

  1. Человек как часть природы. Применимы ли биологические закономерности к человеческим (социальным) сообществам? Взаимосвязь экологии и социологии, экологии и психологии.

  2. Человеческие сообщества древности (первобытнообщинные). Факторы, определявшие становление социальной организации. Что определяло эволюцию человека – борьба за существование или взаимопомощь?

  3. Взаимоотношения человеческих сообществ древности с природной средой. Переход от приспособительного отношения к среде к отношению преобразовательному (конструктивному).

  4. Палеолит, мезолит и неолит как периоды антропогенеза.

  5. Экологические кризисы древности, вызванные деятельностью человека.

  6. Роль природно-географического и ресурсного факторов в истории человечества.

  7. Понятие о геополитике. Борьба за природные ресурсы в современном мире. Евразийство и атлантизм как две противоположные геополитические доктрины.

  8. Химические поллютанты городской среды.

  9. Физические поллютанты городской среды.

  10. Биологические поллютанты городской среды.

  11. Действие городской среды на физическое, физиологическое и психосоциальное развитие и состояние человека.

  12. Адаптация "Homo urbicus" к условиям города.

  13. Нарушение иммунного статуса.

  14. Особенности физического, физиологического и психического развития "Homo urbicus", его резистентность к заболеваниям различной этиологии.

  15. Инфекционные и паразитарные заболевания, характерные для мегаполисов.

  16. Разрушение нативных экосистем и появление новых болезней (SARS, СПИД, амебный менингоэнцефалит, псевдотуберкулез и т.д.).

  17. Специфический комплекс факторов урбанистической среды, формирующий здоровье городской "гемипопуляции" человека

  18. Особенности онтогенеза детей в городских условиях.

  19. Города, как места формирования антропо- и зооантропонозов.

  20. Урбанистические источники персистирующих вирусов, микроорганизмов и зоопаразитов, потенциально опасных для здоровья человека.

  21. Связь демографической ситуации в городах и миграционных процессов с возникновением новых заболеваний.

  22. Уровни синантропизации организмов.

  23. Отрицательное и положительное значение синантропных членистоногих.

  24. Основные черты сообществ синантропных животных.


4. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Промежуточный контроль осуществляется по результатам опросов на практических занятиях, проверки рефератов по предложенным темам, оценки и обсуждения подготовленных презентаций, результатов ролевых игр. Итоговый контроль в форме зачета.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Интернет- источники:

http://www.sitc.ru/ton

http://www.eco.nw.ru/

http://www.wikipedia.org

http://www.elementy.ru

http://www.globalproblems.ru

http://www.vokrugsveta.ru
5.2. Оборудование:

Телевизор, компьютер, мультимедийный проектор.
5.3. Материалы:

    1. Таблицы, фотографии.

    2. Набор презентаций в программе Power Point.

    3. Кинофильмы, мультимедийные иллюстрации.

    4. Гербарий растений городской флоры, адвентивных и рудеральных.

    5. Экспонаты животных музея "Зоологии беспозвоночных" и "Зоологии позвоночных".

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованная литература (основная)


Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М. 2001. – 208 с. 504/К65 13экз

Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560 с. 574/Н73

Экология города / Под ред. В.В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону, ИКЦ «МарТ», 2008. – 832 с. 502/Э40 5экз

Рекомендованная литература (дополнительная)


  1. Александрова Е.А., Троицкая Н.И. Природоохранные идеи и традиции народов Прибайкалья // Волна (Иркутск). – 2003. – № 1-2. – С. 12-22.

  2. Ващенок В. С. Блохи переносчики возбудителей болезней человека и животных. – Л.: Наука,1988. – 160 с.

  3. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная. – М.,1999. – 424 с.

  4. Жантиев Р.Д. Жуки-кожееды (семейство Dermestidae) фауны СССР. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 182 с.

  5. Загуляев А.К. Моли – вредители меха, шерсти и борьба с ними. – М.-Л., 1958. – 194 с.

  6. Клауснитцер Б. Экология городской фауны. – М.: Мир, 1990. – 248 с.

  7. Коган Л.Б. Быть горожанами. – М.: Мысль, 1990. – 207 с.

  8. Кухарчук Л.П. Кровососущие комары (Diptera, Culicidae) Сибири. – Новосибирск: Наука, 1980, с. 232.

  9. Новиков Ю.В., Зарубин Г.П. Гигиена города. – М.: Медицина, 1986. – 272 с.

  10. Определитель членистоногих, вредящих здоровью человека / Под ред. В.Н. Беклемишева. – М.: Медгиз, 1958. – 420 с.

  11. Плешанова Г.И. Жуки-притворяшки в Восточной Сибири // Тр. Биол. ин-та Сиб. отд. АН СССР. – 1972. – Вып.11. – С. 79-80.

  12. Плешанова Г.И. Динамическая структура синантропной энтомофауны // Фауна и экология членистоногих Сибири (материалы 5 совещания энтомологов Сибири) - Новосибирск: Наука, 1981. – С. 89-90.

  13. Плешанова Г.И. Синантропизация муравьев Восточной Сибири // Фауна и экология насекомых Восточной Сибири. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1981. – С. 111-115.

  14. Плешанова Г.И. Экологические группы синантропных насекомых Восточной Сибири // Экология и география членистоногих Сибири. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 90-92.

  15. Плешанова Г.И. Эколого-хозяйственные группы насекомых в синантропной фауне Прибайкалья // Сохранение биологического разнообразия в Байкальском регионе: Проблемы, подходы, практика. – Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. – Т. 1. – С. 199-201.

  16. Плешанова Г.И. Процессы синантропизации насекомых в артеприродной среде // Проблемы сохранения биоразнообразия: Материалы конференции "Проблемы экологии". – Новосибирск: Наука, 1998. – С. 205-207.

  17. Плешанова Г.И. Синантропизация реликтовых насекомых // Проблемы сохранения биоразнообразия: Материалы конференции "Проблемы экологии". – Новосибирск: Наука, 1998. – С. 207-208.

  18. Плешанова Г.И. Развитие представлений об антропогенном изменении природной среды на примере синантропизации насекомых // Энтомологические проблемы Байкальского региона. – Новосибирск, 1999. – С. 63-68.

  19. Плешанова Г.И., Плешанов А.С. Фауна непаразитических синантропных насекомых г. Иркутска // Насекомые Восточной Сибири. – Иркутск, 1978. – С. 79-87.

  20. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России / Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К. и др. – Новосибирск, 1996. – 76 с.

ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ

Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой













Программу составили: Аров И.В., к.б.н., доцент кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных биолого-почвенного факультета ИГУ;

__________

Шиленков В.Г., доцент кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных биолого-почвенного факультета ИГУ __________

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных, протокол № 6 от 6.06.2011 г.
Зав. кафедрой гидробиологии и

зоологии беспозвоночных, доцент В.Г. Шиленков

__________

Согласовано: председатель УМК биолого-почвенного факультета профессор А. Н. Матвеев __________



Похожие:

Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «экология организмов» (раздел «экология микроорганизмов») Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 7 для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Экология микроорганизмов отличается от экологии животных или растений специфичностью и разнообразием химической деятельности микроорганизмов;...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «методика преподавания экологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 3 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «Популяционная экология насекомых» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 14 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Таким образом, рассматриваются практически все аспекты взаимоотношений человека с миром насекомых в его практической деятельности...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «концепция устойчивого развития» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 8 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Выработка у студентов экологического мышления и сознания, умения оценивать региональные и локальные ситуации с точки зрения интересов...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «эколого-микробиологическая оценка окружающей среды» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 9 для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Такие исследования приобретают важное значение в связи с широким использованием генетически модифицированных микроорганизмов и их...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «физико-химические методы в экологии» Код дисциплины по учебному плану ен. Р. 2 Для студентов специальности 020801. 65 Экология
Охватывает содержание части курса и осуществляется в ходе аттестации в середине семестра
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «биогеография» Код дисциплины по учебному плану опд. Ф. 8 для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Данная программа по дисциплине "Биогеография" предназначена для подготовки студентов 3 курса специальности «биология». Цель курса...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплина «Оценка воздействия на окружающую среду» Код дисциплины по учебному плану дс. Р. 13 для студентов специальности 020801. 65 «Экология»
Сформировать основы знаний по оценке воздействий хозяйственной и иной деятельности при разработке технических проектов, государственных...
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «Зоология» Код дисциплины по учебному плану опд ф. 3 Для студентов специальности 020209. 65 «Микробиология»
Учебно-методического Совета Иркутского госуниверситета (протокол №1 от 15 октября 2009 г.)
Рабочая программа дисциплины «экология городской среды» Код дисциплины по учебному плану опд р. 6 Для студентов специальности 020801. 65 «Экология» iconРабочая программа дисциплины «методика преподавания биологии» Код дисциплины по учебному плану опд. Р. 4 Для студентов специальности 020209. 65 «Микробиология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница