Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География»




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География»
Дата конвертации21.08.2013
Размер196.77 Kb.
ТипМетодические рекомендации


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО « САРАТОВСКИЙ финансово - технологический КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации

по выполнению рефератов

Дисциплина «География»

Саратов

2010

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии технологических дисциплин



Председатель комиссии

_____________Н.Г. Артеменко

«__________» ___________.






Автор: преподаватель Головина Е.А. преподаватель ФГОУ СПО «Саратовский финансово- технологический колледж», кандидат педагогических наук
Аннотация
В методических указаниях освещаются вопросы выбора темы и требования к оформлению структурных частей реферата, предложена методика организации самостоятельной работы студентов с книгой. Материал по дисциплине «География» и рассчитан на студентов колледжа первого курса.

ФГОУ СПО «Саратовский финансово-технологический колледж», 2010 г.

Содержание


  1. Введение

  2. Основная часть

  • требования к рефератам

  • темы рефератов

  • методика работы с книгой

  • оформление курсовых работ (обложка, сокращения, составные части, приложения, список литературы)

  • требования к изложению и стилю текста

  • список литературы (основная и дополнительная)

  1. Заключение

Введение

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования для студентов, обучающихся на базе основной школы, базисным учебным планом предусмотрено обязательное изучение курса «Экономическая и социальная география мира», направленного на реализацию обязательного минимума содержания географической подготовки.

Основной целью курса является формирование у студентов целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют на примере социально-экономических процессов и явлений, происходящих в отдельных странах, регионах, во всем мире.

Подготовка реферата является одной из форм самостоятельной работы студентов и призвана решать следующие задачи:

  • показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества

  • вооружить студентов необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии;

- продолжить развитие географического мышления;

- сформировать основы географической культуры и мировоззрения.
Написание реферата подразделяется на два периода:

  1. период – работа над текстом и оформлением реферата.

  2. период подготовки реферата, складывается из следующих этапов:


1 этап – работа над текстом

1.1 Этап – предварительная подготовка. Она выражается в уточнении названия реферата. Название должно быть кратким и выразительным.

1.2. Этап – библиографическая работа. Сюда же входит работа со справочными изданиями, библиографическими указателями и справочниками, энциклопедиями и различного рода обозрениями, просмотр газет, журналов и других работ.

1.3. Этап – первичная работа с книгами, журналами, газетными статьями и прочим информационным материалом.

Первичная работа заключается в просмотре названий, оглавлений, вводных разделов, заключений и выводов работ, а также в просмотре таблиц, схем и рисунков. Сюда же входит регистрация и отбор литературы, необходимой для написания реферата. Существует карточный и тетрадный способы регистрации и отбора литературы для написания реферата. Лучше карточный – карточки при необходимости можно систематизировать, что и делается почти всеми при написании реферата.

1.4. Этап – сплошное и выборочное чтение, а также изучение литературы и ее обработка, т.е. записывание. Для составления реферата применяется три вида записей: 1 – конспект, 2 – аннотация, 3 – цитата.

1.5. Этап – заключительная работа периода подготовки. Он сводится главным образом к составлению плана написания реферата в соответствии с подобранным и изученным материалом. Только после составления плана и накопления достаточного количества данных приступают к написанию и оформлению реферата.
2 период – написание и оформление реферата.

Помочь в работе над рефератом и призваны эти методические рекомендации.

Требования к содержанию реферата


  • актуальность выбранной темы;




  • высокий теоретический уровень работы;




  • комплексность исследования (отражение научно-технических, организационных, социально-психологических и экономических факторов);




  • логичность построения, убедительность аргументации, полнота и точность формулировок;




  • реальность условий и данных, на базе которых осуществляется исследование;




  • тщательность, грамотность оформления текстовой и графической части работы;




  • практическая значимость результатов, обоснованность выводов и пред­ложений.






Содержание должно быть конкретным, строго соответствовать названию темы, иметь гуманитарную направленность, научно-достоверные и новейшие данные, убедительные объяснения «острых» вопросов, яркие примеры и доказательства, четкую последовательность изложения – от простого и известного к сложному и неизвестному.

Реферат считается собственной работой автора и пишется в его редакции, его собственными словами и мыслями. Дословное переписывание литературных данных считается кражей или плагиаторством.

Цитаты или дословные изречения других авторов применяются только для подтверждения некоторых фактов и положений реферата. Но при этом необходима обязательная ссылка на автора. Это называется цитированием, оно допущено, но в меру. Употребление в реферате большого количества цитат называется цитатничеством. Оно уже недопустимо. Цитатничество сводит, на нет заслуги автора.

Реферат пишется популярным языком, доступным для массового чтения. Иностранные слова обязательно объясняются. Слова, смысл которых непонятен автору, для написания реферата не употребляются.
Темы рефератов
1. Современная политическая карта мира. Этапы её формирования.

2. Влияние международного терроризма на формирование очагов напряжения в мире и формирование современной карты мира.

  1. Демографические ситуация и проблемы стран мира.

  2. Загрязнение окружающей среды в странах мира.

  3. Мировое хозяйство.

  4. Транспортная система мира.

  5. Сельское хозяйство мира. Пути его развития.

  6. Федеративная Республика Германия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  7. Зарубежная Европа.




  1. Италия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  2. Страны Балканского полуострова.

  3. Греция. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  4. Испания. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  5. Финляндия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  6. Великобритания. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  7. Франция. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  8. Зарубежная Азия.

  9. Япония. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  10. Китай. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  11. Индия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  12. Арабские страны.

  13. Африка. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  14. Австралия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

  15. Глобальные проблемы человечества.

  16. Продовольственная проблема. Пути её решения.

  17. Экологическая проблема. Пути её решения.

  18. Проблема мирного освоения космического пространства.

  19. Проблема мира и разоружения. Пути её решения.

  20. Глобальные гипотезы и прогнозы.

  21. Страны Латинской Америки. Общая социально-экономическая характеристика.

  22. Бразилия. Общая социально-экономическая характеристика страны.

32. Мексика. Общая социально-экономическая характеристика страны.

33. США. Общая социально-экономическая характеристика.

Комплексная экономико-географическая

характеристика страны


  1. «Визитная карточка» страны.

    1. Основные сведения о стране и её положении в современном мире.

    2. Форма государства (форма правления и территориально-государственного устройства)

    3. Государственная символика (герб, флаг).




  1. Экономико- и политико – географическое положение страны.

2.1 Экономико- и политико-географическая ситуация в субрегионе и регионе расположения страны.

2.2 Сухопутные соседи. Уровень их социально-экономического развития. Характер отношений с ними.

2.3 Оценка морских рубежей страны (близость к важнейшим мировым торговым путям, наличие естественных бухт, доступность для крупных судов и т.п.).


  1. Историко-географические особенности развития страны (характеристика важнейших этапов развития с точки зрения формирования территории, населения и хозяйства).




  1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

4.1 Ресурсы для развития промышленности (минеральные, лесные, гидроэнергетические).

4.2 Возможности для развития сельского хозяйства (рельеф, агроклиматические ресурсы, почвы, пр.).

4.3 Природно - рекреационные ресурсы.


  1. Население страны.

5.1 Формирование современного населения.

5.2 Естественное движение населения.

5.3 Половой и возрастной состав населения.

5.4 Расовый, этнический и национальный состав населения.

5.5 Религиозные и культурные традиции населения.

5.6 Размещение и расселение. Внутренние и внешние миграции.

5.7 Урбанизация и сельская местность.


  1. Общая характеристика хозяйства.

6.1 Размеры хозяйства страны (валовый продукт) в сравнении с другими государствами.

6.2 Структура хозяйства (соотношение первичной, вторичной и непроизводственной сфер или доля сельского хозяйства, промышленности и других видов хозяйственной деятельности).

6.3 Уровень развития хозяйства (размеры валовой продукции на душу населения, производительность труда и пр.).

6.4 пространственный рисунок размещения хозяйства.


  1. Первичная сфера хозяйственной деятельности человека (сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность).Структура и размещение важнейших производств.




  1. Вторичная сфера хозяйственной деятельности человека. Структура и размещение обрабатывающей индустрии.




  1. Непроизводственная сфера. Важнейшие виды производственных и потребительских услуг и их размещение.




  1. Внешнеэкономические связи страны. Характеристика важнейших форм международного географического разделения труда.




  1. Внутренние различия в стране.


Методика составления

комплексной характеристики страны
При характеристике экономико-географического положения страны нужно:

    • Определить положение страны по отношению: к окружающим странам (положение к ближайшим соседям, по отношению к странам света, к мировым транспортным путям), к природным ресурсам, к ведущим экономическим районам и зонам страны, к основным ареалам населения.

Характеристика экономико-географического положения страны должна завершаться оценкой положения отдельных частей страны.

Следует применить некоторые количественные показатели для оценки экономико-географического положения. Некоторые данные приведены в таблице 1 приложения.

Характеризуя природные условия и ресурсы следует оценить их с точки зрения благоприятности для заселения и освоения территории в целях промышленного, сельскохозяйственного и транспортного использования. Необходимо указать особенности рельефа и климатические особенности страны, оценить почвенные условия и биологические ресурсы. При характеристике минеральных ресурсов оценивается наличие месторождений полезных ископаемых, степень их освоенности, мощность, условия залегания и качество, экономичность добычи. При характеристике водных и гидроэнергетических ресурсов указывается их достаточность, недостаточность или избыточность.

При характеристике населения страны следует указать:

  • Численность населения;

  • Национальный состав и территориальные особенности размещения;

  • Соотношение городского и сельского населения; следует выделять: высокоурбанизированные районы (более 67% городского населения), среднеурбанизированные и слабоурбанизированные (с преобладанием сельского населения) районы.

  • Особенности городского и сельского расселения, в том числе города-миллионеры и городские агломерации;

  • Наличие и использование трудовых ресурсов.

Подробной характеристике экономики страны обычно предшествует общая часть. Здесь отмечаются самые главные особенности страны и значение её в международном разделении труда, указываются отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства.

Сделав общий обзор экономики района, следует перейти к характеристике промышленного производства. Подробно рассматривая отраслевую структуру промышленности района, необходимо обратить внимание на соотношение долей добывающих и обрабатывающих производств в хозяйстве, а также выяснить, на каком сырье работают отдельные отрасли (собственном или привозном). После того, как промышленность района охарактеризована в целом, можно переходить к рассмотрению её отдельных отраслей. Кроме того, особой характеристики заслуживают отдельные крупные предприятия, уникальные для данного района.

Общую характеристику сельского хозяйства следует начинать с главных структурных особенностей сельскохозяйственного производства, соотношения важнейших отраслей сельского хозяйства – земледелия и животноводства.

Отраслевая характеристика сельского хозяйства состоит из описания земледелия и животноводства, получивших развитие в данной стране.

При характеристике транспортной сети района следует начать с перечисления видов транспорта, получивших в нём развитие.

В ходе характеристики страны нетрудно заметить, что территория в известной степени неоднородна. Отмечаются различия в степени хозяйственного освоения территории, в уровне экономического развития частей страны. Поэтому, в заключение экономико-географической характеристики страны рассматривают внутренние различия территорий в неё входящих. Следует указать очень кратко специфику отдельных территориальных единиц – особенности положения, населения, направления промышленности, сельского хозяйства, развития транспорта. Здесь следует остановиться на описании важнейших городов.
требования к оформлению реферата


    1. текстовую часть реферата выполняют на одной стороне листа белой бумаги формата А4 машинописным или рукописным способом.

    2. текст следует писать, соблюдая размеры полей:

      • левое – 25 мм.

      • правое – 10 мм.

      • верхнее – 15 мм.

      • нижнее – 20 мм.

  1. чернила должны быть одноцветными (чёрного или синего цвета).

  2. реферат оформляют в виде альбома формата А4, который начинается с титульного листа. На титульном листе в верхней части пишется название учебного заведения (Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО «Саратовский финансово – технологический колледж»), затем пишется по центру наименование работы (реферат) и по какой дисциплине. Ниже – тема реферата. В правой нижней части - автор реферата (выполнил студент/ка группы № Ф.И.О.). на другой строке правого угла преподаватель (проверил преподаватель Ф.И.О). в самом низу по центру пишется город (Саратов) и проставляется год выполнения работы (2008, 2009 и т.д).

  • второй лист – «Содержание».

  • Введение (2 – 3 листа)

  • Основная часть (комплексная характеристика страны)

  • Заключение (краткие выводы по основной части – 2-3 листа);

  • Список использованной литературы (не менее 5-ти источников с датой издания не ранее 2000 года)

  • Приложение (физико-географическая и экономическая карты страны (ксерокопии или выполненные в ручную на контурных картах), интересные фотографии;

  1. нумерацию страниц производят следующим образом: на титульном листе и листе с содержанием номера страниц не проставляются, но подразумевается, что они имеют номера 1 и 2. Начиная со страницы «Введение», номер страницы проставляется в правом верхнем углу (3,4 и т.д).

  2. Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые вы изучили при исследовании темы работы.

Литература группируется в списке в следующем порядке:

  1. Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ – в хронологической последовательности;

  2. Ведомственные правовые акты в хронологической последовательности;

  3. Источники статистических данных в хронологической последовательности;

  4. Документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

  5. Книги и статьи на русском языке – в алфавитном порядке;

  6. Книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
Примеры оформления библиографического описания

  • Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

  • Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000г. №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - №21. – Ст. 2168

  • Описание источника статистических данных

  • Текущие тенденции в денежно-кредитной сфере: статистико-аналитические оперативные материалы [Текст]. – М.: ЦБ РФ. – 1997. - №3. – С.23

  • Описание произведения из многотомного издания

  • Гражданское право [Текст]: учебник. – в 3-х ч. Ч. 3 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 1998. – 592с.

  • Описание книг одного-трех авторов

  • Аникин, А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта [Текст] / А.В. Аникин. – М.: Дело, 1997. – 144с.

  • Галяпина, Л.В. Финансы и кредит [Текст]: учеб. пособие для студентов экономич. колледжей и сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. идоп. / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова; под ред. А.Б. Мельниченко. – М.: «Дашков и К», 2002. – 352с.

  • Описание книг четырех и более авторов

  • Дробозина, Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит [Текст]: учебник для вузов / Л.А. Дробзина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова [и др.]; под ред. Л.А. Дробзиной. – М.: Финансы, 1997. – 479с.

  • Описание статьи из книги

  • Викулов, С.Ф. Военная реформа в России и профессионализация войск : военный и экономический аспекты [Текст] // Финансово-экономические аспекты реформирования Вооруженных сил Российской Федерации: сборник материалов научно-практической конференции / ВФСФ при ФА при Правительстве РФ. – М., 1997. – С.16-29

  • Описание статьи из периодического издания

Королева, Г.Н. Полевые учреждения Госбанка [Текст] / Г.Н. Королева, Г.М. Кирисюк // Деньги и кредит. – 1991. - №11. – С.33-37

Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет Вам сберечь часы работы.
Работа с книгой

как способ получения и переработки

информации
Работа с книгойэто один из основных видов самостоятельного учебного труда студентов. Умение работать с литературными источниками является наиболее важным средством овладения будущей специальностью.

Опыт показывает, что студенты порой испытывают большие трудности в работе с книгой. Они не всегда знают, как обращаться с каталогом библиотеки, затрудняются в подборе необходимой литературы, не умеют пользоваться рабочим аппаратом книги, приступают сразу к чтению глав или параграфов, упуская важные вспомогательные средства, которые содержатся в оглавлении, аннотации, введении.

При знакомстве с литературным источником следует обратить внимание на имя автора, название и подзаголовки, место и год издания, прочитать аннотацию. Это позволяет узнать жанр книги (учебник, монография, сборник научных статей и т.д.), кому адресовано издание (на какой круг читателей оно рассчитано), определиться в содержании (какова главная идея, излагаемая в книге). Изучение оглавления (содержания) – это уже более детальное ознакомление со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые в ней обсуждаются, поиск ответов на вопросы, возникшие у читателя.

При чтении литературы необходимо соблюдать следующий порядок:

  • изучать литературу, переходя от простого материала к более сложному;

  • ознакомиться сначала с общей литературой, а потом – со специальной;

  • вначале уделить внимание теоретической литературе, а затем – прикладной;

  • сначала читать книги, а потом – статьи;

  • учитывать очередность: новые работы, далее – книжные и периодические издания прошлых лет;

  • прежде ознакомиться с первоисточниками, а затем – с комментариями или критическими статьями.

Главное внимание при подборе литературы должно быть обращено на учебные издания, монографии и журнальные научные статьи, т.е. на источник первичной информации. Общее представление о предмете проблемы можно почерпнуть в ряде случаев из энциклопедии, где, кроме того, дается список фундаментальной литературы по изучаемому вопросу.

Существуют 4 способа изучения литературных источников в зависимости от целей, которые ставит перед собой читатель: внешний осмотр, беглый просмотр содержания, сплошное чтение, тщательная проработка.

При высокой квалификации исследователя используется скорочтение, когда одновременно охватывается половина или даже вся страница текста.

Однако основной метод работы – тщательная проработка литературного источника, при котором исследователь делает выписки, конспектирует, составляет тезисы, производит записи собственных мнений на основе прочитанного и т.д. В процессе изучения надо самостоятельно систематизировать, классифицировать, сводить в таблицы имеющиеся сведения, иногда строить графики, составлять схемы.

Студенту, как начинающему исследователю, можно рекомендовать некоторые простейшие правила чтения литературы:

  • разбивать текст на смысловые «опорные пункты»;

  • соотносить содержание текста с имеющимися знаниями или разные части текста между собой;

  • вызывать у себя наглядные образы;

  • пересказывать текст «своими словами».

Эффективными приемами осмысления текста также являются:

  • постановка себе вопросов и поиск ответов на них;

  • предвосхищение плана изложения – того, о чем будет говориться дальше;

  • мысленное возвращение к ранее прочитанному под влиянием новой мысли;

  • критический анализ и оценка текста.

В целом необходимо отметить: для достижения успеха в работе над книгой нужны высокая умственная работоспособность (зависит от ритмичности работы, от последовательности и системности в ней, от умелого сочетания труда и отдыха), правильная установка на чтение, вдохновение и усилие воли, самостоятельный подход к книге, настойчивость в преодолении трудностей содержания.

Чтение научной и специальной литературы должно сопровождаться ведением записей. Это позволяет лучше понимать текст, дает возможность сохранить нужные материалы для последующего использования, помогает закрепить их в памяти. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного, но и результаты мыслительной деятельности читателя.

Записи могут подразделяться на не связанные с аналитической переработкой текста и связанные. В первом случае производится библиографическое описание книги, проставляется перечень страниц, подлежащих копированию или выписке, делаются пометки в тексте, используются закладки и т.д. При аналитической переработке текста делают записи на библиографических карточках, составляют план, тезисы, конспект, словарь терминов и понятий.

Выписки мобилизуют внимание, помогают выбрать наиболее существенное, способствуют систематическому накапливанию сведений по разным вопросам.

Сложным видом записи является план, назначение которого – отражение структуры и содержания текста. Для составления плана необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношения между ними и на этой основе делить текст на части, подбирая к ним заголовки.

Тезисы – это основные положения (мысли), которые разъясняются, доказываются, поясняются в тексте. Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана, и позволяют формулировать сущность прочитанного своими словами. Тезисы располагают и соединяют между собой в стройную систему, отражая последовательность мыслей автора путем нумерации тезисов. В «чистом виде» тезисы формулируются в тексте докладов, рефератов, научных статей под заголовками: «Выводы», «Резюме» и др.

Читая литературу, исследователь нередко прибегает к выписке цитат. Выписывание из текста книг выдержек, извлечений, сведений словами автора называют цитированием, а выписки – цитатами. Цитируя (от лат. citare- призываю в свидетели), надо записывать только наиболее важное и существенное в данной книге.

При цитировании необходимо соблюдать определенные правила:

  • выбор цитат подчинять определенной цели, выписывая важнейшие места (мысли) при сохранении особенностей стиля;

  • цитировать по возможности законченными частями текста, т.е. цельными абзацами или предложениями;

  • каждую цитату заключать в кавычки;

  • после каждой цитаты в скобках указывать ее источник;

  • цитируя, необходимо воспроизводить в точности выделения в тексте, примененные автором (курсив, разрядку и т.п.).

При изучении научных трудов возникает необходимость не только записывать основные мысли, но и само доказательство, объяснение и т.д. В таких случаях составляют конспект. Часто приходится составлять конспект из нескольких источников (называют сложным или тематическим). В этих случаях отбирают книгу, в которой тема изложена наиболее полно, и составляют по ней подробный план с указанием страниц. Затем изучают остальные источники и дополняют пункты плана обнаруженным новым материалом.

В целом конспект должен быть:

  • содержательным и емким (отражать главное в содержании текста, передавать все основные мысли в связном, целостном виде);

  • по возможности кратким (после осмысления текста излагать содержание своими словами);

  • правильно оформленным (обоснованно сокращать, оставлять в тетради поля, делить запись на абзацы, подразделять записи буквами или цифрами и т.д.).

Одним из видов ведения записей является словарь терминов и понятий. Это связано с необходимостью аналитической переработки текста и позволяет исключить длительный поиск в справочниках. При сложности, характерной для специальной терминологии, отсутствии в ней единства, частых изменениях и обилии всевозможных сокращений ведение словаря облегчает работу.

Одним из видов записывания является рецензирование, т.е. критическая оценка прочитанных книг. Особое внимание в рецензии уделяется доказательной оценке, в ней не допускается подмена разбора пересказом содержания произведения. Составление рецензии вырабатывает умение воспринимать прочитанное в целом и определять свое отношение к книге на основе обоснованного доказательства своих суждений.

Лучшему усвоению прочитанного способствует составление аннотации, в которой основное внимание уделяется раскрытию содержания книги. Аннотация в сжатой форме обозначает все важные моменты в книге, представляющие особенный интерес для читателя, и называет вопросы, поднимаемые автором. Перечитывание аннотаций, составленных исследователем в результате внимательного ознакомления с книгой, является хорошим средством для припоминания прочитанного. В качестве образцов для самостоятельного составления могут служить аннотации, напечатанные в журналах, информационных библиографических бюллетенях, проспектах изданий.

Заключение
Работа над рефератом – сложная и ответственная самостоятельная работа каждого студента. Она призвана помочь каждому проявить свои творческие способности и расширить интеллект.

Надеюсь, что эти методические рекомендации помогут студентам более эффективно справиться с поставленной задачей.


Похожие:

Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические указания по их выполнению 32 Темы рефератов и методические рекомендации по их выполнению 38
Охватывает три века развития таможенного дела в Московском государстве
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Методические рекомендации предназначены для студентов технических вузов заочной формы обучения для всех специальностей, содержат...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconО. В. Терентьева География мирового хозяйства (Географическая номенклатура) Учебное пособие Саратов 2011
Учебное пособие предназначено для студентов географических факультетов специальностей 020401 «География» (дисциплина «География мирового...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «История местного самоуправления в России» для студентов 4 курса специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»
Методические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «История местного самоуправления в России» для студентов 4 курса...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Опыт организации местного самоуправления за рубежом» для студентов специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»

Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине "Физика и химия процессов получения...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические указания по выполнению рефератов по дисциплине
Методические указания предназначены в помощь студентам при выполнении рефератов по дисциплине " Конструкционные и функциональные...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине
Бухгалтерский учет: Методические рекомендации по выполнению домашних контрольных работ / Г. Н. Брагина. – Челябинск: чоу впо южно-Уральский...
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель: Е. В. Смолянкина к э. н, доцент Общая редакция
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации по выполнению рефератов Дисциплина «География» iconМетодические рекомендации для обучающихся по выполнению практических работ Для профессии : 260807. 01. Повар, кондитер
Методические рекомендации предназначены для обучающихся гаоу спо тольяттинского колледжа сервисных технологий и предпринимательства....
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница