Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника




НазваниеРоль инновационных технологий в формировании личности современного школьника
Дата конвертации21.08.2013
Размер152.71 Kb.
ТипПрезентации

Роль инновационных технологий в формировании личности

современного школьника
Я стараюсь строить свою работу на следующих принципах:

  • научности и творчества: использование инновационных приёмов, методов и достижений в педагогике, нахождение средств и решений задач на основе постоянного совместного или индивидуального поиска ученика и педагога;

  • динамики: стремление к совершенствованию профессионального мастерства и создание условий для развития творческой личности ребёнка;

  • гуманности: уважение к личности ребёнка и разумная требовательность к нему;

  • успеха: формирование позитивной «Я – концепции», как у педагога, так и у его воспитанников.

В своей педагогической деятельности я использую инновационные технологии: проблемного обучения, технологию критического мышления, технологию проектов. Стараюсь проводить уроки в нетрадиционной форме.

За основу в работе я беру личностно-ориентированный подход, что даёт мне возможность углубить интерес к предмету и восприятию учебного материала. Одним из преимуществ использования личностно-ориентированных технологий, я считаю, является переход от социализации к индивидуализации в процессе развития ребёнка. «Социализация связана с усвоением растущим человеком социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре и укладе, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов жизни среди людей. Социализация формирует в человеке социально типичное. Ин­дивидуализация же связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, уникального стиля его жизне­деятельности.»11 Это позволяет ему, на мой взгляд, стать, быть и оставаться самим собой.

Модернизация образования невозможна без развивающих технологий. В своей работе я часто использую технологию проблемного обучения, которая способствует развитию у детей нестандартного мышления, навыков учебно-исследовательской деятельности, возможности по-новому взглянуть на проблему, выработки личностной оценки.

Уроки с постановкой проблемы особенно удаются в старших классах, когда дети уже имеют определенный жизненный опыт и могут представлять собственные суждения. Применение мной технологии проблемного обучения позволяет учащимся выдвигать смелые идеи, т.к. они не боятся "плохой " отметки, потому что в ходе решения проблемы я занимаю позицию равного среди равных. Кроме того, учащиеся раскрываются эмоционально. Несомненно, роль учителя на таком уроке велика: мне необходимо знать проблему с разных сторон; владеть классом, не допуская превращения дискуссии в выяснение отношений; корректировать выступления; подводить ребят к правильному или компромиссному решению; давать возможность самостоятельно оценить свои знания и знания своих одноклассников; корректно исправлять ошибки.

Представлю один из уроков истории в 11-м классе с применением данной технологии, тема: "СССР в 30-е годы". Это урок повторения, обобщения и систематизации знаний, на котором учащиеся показывают результаты усвоения материала и решают проблему: какое общество было построено в 30-е годы - демократическое, авторитарное или тоталитарное.

На данном уроке активизирует учащихся соревновательная форма его проведения и работа в группах, конкретизирует характеристику эпохи рассуждения учащихся над эпиграфом, а настрой работе придает просмотр фрагмента видеофильма "Цирк" (Любовь Орлова поет куплет песни "Широка страна моя родная…").

Так как главной воспитательной целью я считаю формирование нравственной и патриотичной личности, то к детям в ходе урока я обращаюсь с вопросом: проявлялся ли патриотизм в тридцатые годы? (дети должны привести примеры, используя документы эпохи).

Урок проходит в хорошем темпе, каждый учащийся вовлечен в процесс, получает отметку. Эксперты – учащиеся оценивают и комментируют ответы.

Непременным условием завершения урока является рефлексия, которая дает учителю обратную связь.

В своей работе я использую технологию проектов. Это позволяет мне научить детей «…самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи». 2 Технология проектов создает условия для дополнения содержания получаемых учащимися знаний собственными смыслами, самоопределением в ситуациях выбора. Применение данной технологии даёт мне возможность научить учащихся проводить исследовательскую работу, писать рефераты на более высоком уровне. Свободный доступ к информации, использование Интернет-ресурсов позволяет школьникам не только создавать проекты но и проводить их презентации. Над такими проектами мои учащиеся самостоятельно работают, получая мои консультации, затем защищают их при проведении зачёта или урока – творческого отчета. Так в 2005 – 2006 учебном году для зачета по экономики в профильном социально-экономическом классе ребята готовили проекты и представили их компьютерные презентации. Защита прошла ярко, празднично. Результат – отметки «4» и «5» и желание изучать экономику и создавать новые проекты.

Я применяю информационно- коммуникационные технологии и во внеурочной работе. Например, при проведении экономической игры среди десятых классов школы в 2004 – 2005 учебном году, команды готовили компьютерные презентации своих виртуальных компаний, разрабатывали визитки, рекламу.

В моей педагогической практике есть и технология обучения в сотрудничестве. Особенно мне удается метод «пилы». Для изучения нового материала, предварительно поделенного мной на фрагменты, класс разбиваю на группы по 5 – 6 человек. Каждый член группы изучает свой фрагмент. Затем объединяются ребята из разных групп, но с тем же заданием, для обмена информацией. После этого возвращаются в свои группы и обучают других членов группы всему, что узнали. Метод «пилы» я применяю при изучении вопросов, связанных с историей культуры. На экономике таким методом мои учащиеся осваивали тему «Виды фирм по российскому законодательству». Применение технологии обучения в сотрудничестве позволяет привлечь внимание ребят к изучению нового материала. Работая в группе, учащиеся заинтересованы в получении и представлении наиболее полной информации, так как это отражается на их итоговой отметке.

На уроках истории я считаю целесообразным применять технологию критического мышления. Нацеливаю учащихся на то, чтобы они в своих суждениях находили разумное решение, приводили разнообразные аргументы, вырабатывали своё мнение по обсуждаемым проблемам. В настоящее время такая работа с учащимися очень важна, так как многие историки, обществоведы неоднозначно оценивают исторические события. Чтобы наши дети не растерялись в потоке мнений, я учу их отстаивать свою точку зрения, высказывать критические замечания, на основе полученных знаний и своих умозаключений делать выводы.

Так, на уроке истории в 10 классе «Роль личности в истории. Петр 1», я делю класс на две группы, которые должны по предложенным линиям сравнения представить Петра 1 «злым гением» - 1 группа или «положительным героем» - 2 группа.

Линии сравнения «злой гений» «герой»

1) личностные качества

2) внутренняя политика

3) внешняя политика

Общие выводы

На данном уроке я создаю условия для формирования у старшеклассников представления о роли личности в истории, на примерах деятельности Петра 1- патриотичного отношения к Отчизне. На основе изучения исторических документов, прочтения дополнительной литературы, даю учащимся возможность самим оценить личность Петра I.

Так как я работаю в основном в старших классах, чаще всего применяю активные методы обучения: уроки-дискуссии, уроки-диспуты, уроки-соревнования, уроки - КВН и другие. Хочу отметить, что урок-дискуссия, требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Данный урок способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к предмету. Я считаю, уроки-дис­куссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения. В этом и проявляется их позитивная роль в учебно-воспитательном процессе.

На уроке - КВН учащиеся соревнуются в знаниях, умениях, навыках, полученных на предыдущих уроках. Чтобы сделать урок - КВН интересным, я тщательно продумываю задания. На таком уроке мне приходится держаться определённых дидактических рамок учебного материала, внимательно следить за работой каждого участника, чтобы в заключении правильно подвести итоги и выставить отметки. Таким образом, активные методы обучения «…побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом».3

С целью выявления знаний учащихся по изученному разделу, созданию условий для углубления интереса к учебному материалу я провожу урок-викторину. Урок – викторина вызывает соревновательный дух, коллективизм, активность. Каждый учащийся на таком уроке может показать свою эрудицию, выразить свое «Я».

Другая форма, используемая мною в практике, урок-диспут. Перед таким занятием я даю учащимся вопросы, предлагаю дополнительную литературу, позволяющую расширить знания по обсуждаемой проблеме, и на уроке высказать собственные суждения. На уроке-диспуте я организую выступление представителей различных точек зрения со своей аргументацией. От учителя во многом зависит успех диспута. Моя задача подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих. Я привлекаю внимание учащихся к наиболее сложным и спорным вопросам, побуждаю их к поиску убедительных аргументов, излагаю свою обоснованную точку зрения, помогаю найти компромисс.

Но итог диспута - не определение того, кто прав и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат - выработка собственных взгля­дов по обсуждавшимся вопросам, умения их отстаивать и одновременно умения прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения, быть толерантными.

Диспут - непростая форма, и использовать ее можно лишь тогда, когда есть уверенность, что получится содержательный спор, что уча­щиеся смогут сформулировать свои собственные позиции и построить необходимые доказательства. Специфика этой формы урока предполага­ет психологическую предрасположенность к содержательно­му общению, что связано с возрастными особенностями, а также с обще­образовательной подготовкой учащихся. Поэтому диспут я провожу, глав­ным образом, в старших классах. Вот такие вопросы я предлагаю на уроке – диспуте в 11 классе «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

1. Почему, на ваш взгляд, крестьянская реформа 1861 года не дала желаемого результата и не освободила полностью сельское хозяйство от архаичных методов его ведения. Что дала эта реформа? Имела ли она хотя бы частично положительные результаты?

2. Попробуйте проанализировать ещё раз ход реформ и политическую ситуацию в России во время их проведения. Постарайтесь ответить на вопрос: почему долгое время после революции 1917 г. аграрные реформы Столыпина, да и само его имя, обходили молчанием в учебниках истории, реформы не исследовались или замалчивались, и только сегодня мы снова заговорили о них?

3. Подумайте и попытайтесь сделать собственный вывод о том, что же собой представляла категория малоземельных крестьян в начале 20 века? Кому было выгодно выходить из общины: кулаку, тому, у кого площадь наделенного участка соответствовала количеству рабочих рук в семье или разорившемуся крестьянину?

и другие.

Часто в своей практике я использую технологию творческих мастерских. Данная технология создает содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей. «Мастерская позволяет учащимся свободно выбирать способы выполнения задания. Задача преподавателя способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала детей. На уроке учитель выступает в роли консультанта.»4 При организации работы в творческих мастерских я стараюсь включить эмоциональную сферу ребенка, чтобы проявилась его личная заинтересованность в изучении темы. Я не допускаю официального оценивания работы учащихся, но через социализацию, открытое представление работ даю возможность проявить самооценку, возможность ее изменить, откорректировать.

Многие разработки моих уроков занесены в банк данных школьного методического кабинета (раздел «Интересный урок»):

  • «Гражданская война в России», история, 11 классрок- практикум)

  • «Освободительная борьба русского народа против польских и шведских интервентов», история, 7 класс (работа по опорным схемам)

  • «Золотой век российской культуры», история, 10 класс (работа творческих групп)

  • «Россия с древнейших времен до конца XVII в.», история, 10 класс (урок – КВН)

  • «Россия в первой четверти XIX в.», история, 8 класс (урок-викторина)

  • «СССР – в 30-ые годы», история, 11 класс (проблемное обучение)

  • «Аграрная реформа П.А. Столыпина», история, 11 класс (урок–диспут)

  • «Типы рыночных структур», экономика, 10 класс (творческая лаборатория)

  • «Виды фирм по российскому законодательству», экономика, 11 класс (работа в группах)

  • «Что такое экономика», 10 класс (защита проектов)

На своих уроках я стараюсь создавать условия для активного познавательного процесса учебного материала, вовлекать учащихся в творческий учебный труд, формировать социально-нравственные качества: любовь к Родине, уважение к ее прошлому, уверенность в настоящем и будущем.

Результатом использования инновационных технологий я считаю рост качества обученности учащихся, познавательного интереса к предметам. Полученные знания мои выпускники используют при поступлении в ВУЗы и выборе будущей профессии. Так, мои воспитанники учатся в БелГУ, Сельскохозяйственной академии, Технологической академии, где получают специальности экономиста, менеджера, бухгалтера, юриста, учителя и другие.

За последние три года у моих учеников отмечена позитивная динамика учебных достижений. Например, качество знаний учащихся не только остаётся стабильным, но и повышается. Так, по истории в одной параллели 7 «А», 7 «Г» классы в 2005-2006 учебном году по сравнению с теми же классами (5 «А», 5 «Г») в 2003-2004 учебном году качество знаний повысилось на 12 %., в 8 «Г» классе по сравнению с 6 «Г» классом - на 13 %; в сравнении с 10 «А», 10 «Б» классами (2003-2004 учебный год) качество знаний в тех же 11 «А» и 11 «Б» классах повысилось на 10, 5 % (2004-2005 учебном году).

С открытием в школе в 2003-2004 учебном году классов с углублённым изучением отдельных предметов, я одна из первых стала преподавать углублённое изучение экономики в 9 «В» классе. В настоящее время веду предмет углублённо в 11 «В» и в 8 «А» классах.

В 8 классе я работаю по учебнику И. В. Липсица «Экономика» в 2-х книгах для углубленного изучения предмета в 8-9-х классах. Учебники имеют логическое построение, доступный для восприятия и понимания материал. Учебно–методический комплект включает методическое пособие в двух книгах Е.В.Савицкой, которое позволяет разнообразить уроки, обращает внимание на наиболее сложные моменты. Пособие содержит набор вопросов, задач, упражнений, практических заданий, раздаточного материала, рекомендации по домашним заданиям, варианты контрольных работ. Много статистических материалов, которые крайне важны для работы на уроках. На основе учебников и пособия я создаю дидактический материал.

В 10- 11 классах я работаю по учебнику С. И. Иванова «Основы экономической теории» в 2-х книгах для углублённого и профильного изучения предмета. Учебники содержат развернутую макро – и микро – экономическую теорию. В них освещаются общепризнанные положения экономической теории и дискуссионный материал, включающий положения как марксистской, так и современной экономической науки. Учебники дополнены методическим пособием, практикумом. Это позволяет более основательно готовиться к урокам, помогает мне логически выстроить урок. Практикум содержит дополнительный материал для самопроверки и позволяет убедить учащихся в существовании тесной связи теории и практики, расширить и обогатить понимание вопросов, рассмотренных в учебнике

С введением профильного обучения я преподаю экономику в социально-экономическом профиле (10 «В» классе). Используя современные программы, научно-методический материал, я разработала, модифицированную программу, по которой веду элективный курс «Бизнес и предпринимательство». Преподаю экономику я и в классе информационно-технологического профиля,в 10 «А» (1 час в неделю, в профильном – 3часа). Профильное обучение дает возможность детям получить более глубокие знания. Так, например, на изучение темы «Понятие экономики» в профильном классе отводится 8 часов, в обычном – 2 часа. Основную тему экономики «Спрос и предложение. Рыночное равновесие» в профильном социально-экономическом классе мы изучаем 17 часов, в обычном – 4 часа. Таким образом, программа профильного обучения позволяет учителю разнообразить уроки, решать с детьми более сложные задачи, строить графики, закреплять прочнее изученный материал. Учащиеся, осваивающие обычную программу, получают базовые знания. Для выбора дальнейшей профессии, связанной с экономикой, учащиеся социально-экономического профиля, а также учащиеся, изучающие экономику углублено, подготовлены более основательно.

Хочу остановиться на углубленном изучении экономики. Как я уже отмечала, углубленно изучать предмет я начала с 9 «В» классом в 2003-2004 учебном году. Теперь это 11 класс. Следует отметить не только рост интереса к предмету, рост практических навыков у учащихся, но и то, что учащиеся этого класса свою будущую профессию планируют связать с экономикой. Так из 18 выпускников – 10 учащихся выбирают профессии экономиста, бухгалтера, менеджера и т. д.


Качество знаний в этом классе с каждым годом увеличивалось. Приведу динамику роста качества знаний:

11 «В» класс

94%

10 «В» класс

83%
9 «В» класс

60%
2003 – 2004 уч. год 2004 – 2005 уч. год 2005 – 2006 уч. год
Данные, приведённые выше, позволяют отметить рост качества знаний за три года на 34 %.

В 8 «А» классе качество знаний в 2005 – 2006 уч. году по результатам 2-й четверти на 5% больше, чем в 1-ой четверти.

На примере 11 «В» класса предлагаю рассмотреть отношение учащихся к углублённому изучению экономики (по результатам диагностики школьного психолога).

Учащиеся на протяжении трёх последних лет постоянно проявляют познавательный и учебный интерес к изучению экономики. Такой интерес учащихся обусловлен: желанием понять закономерности развития экономики

(25 % - 9 «В», 40 % - 10 «В», 55 % - 11 «В»), чтобы в дальнейшем поступить в ВУЗы, где знания экономики будут использоваться для получения будущей профессии.

Если в 9 классе интерес к предмету проявлялся с учётом их желания поступить в институт, то в 11 классе, кроме этого, для учащихся важно знать закономерности развития экономики в целом.

Учащиеся понимают значение изучения экономики в современном обществе, поэтому они считают, что каждому образованному человеку необходимо знать этот предмет: (65 % - 9 класс , 85 % - 10 класс, 95 % - 11 класс). Изучение мнения учащихся показало, что интерес к экономике на протяжении трёх лет не снизился, а наоборот, возрос на 17 %.

Главной мотивацией к изучению предмета является не оценка за ответ, а знание предмета, возможность объяснить происходящие явления в экономике:

65 % - 9 класс, 80 % - 10 класс, 90 % - 11 класс. Данный рост результатов объясняется изучением материала углублённо, расширением знаний в предметной области.

Уроки экономики я стараюсь проводить интересно и разнообразно, поэтому наблюдается высокая посещаемость учащихся, большая накопляемость отметок. Учащиеся выполняют работу у доски и самостоятельно по тестам, карточкам и учебнику. Результаты анализа показали, что у учащихся в 11 «В» классе наблюдается рост учебно-познавательного интереса к предмету экономики.

Следует отметить, что интерес к данному предмету возрастает не только в этом классе. Учащиеся социально-экономического профиля (10 «В» класс) также с большим интересом изучают экономику, активно посещают элективный курс «Бизнес и предпринимательство», у всех имеются учебники, рабочие тетради.

Учащиеся 11 «В» класса изучают углублённо экономику с 9 –го класса. Учащиеся этого класса по желанию выбрали углублённое изучение предмета. В настоящее время в классе 17 человек. Наблюдение за мотивацией учащихся к изучению экономики началось в 2003 году.

Познавательный интерес учащихся обусловлен: желанием понять закономерности развития экономики (25 % - 9 В, 40 % - 10 В, 55 % - 11 В), с целью дальнейшего поступления в ВУЗы, где знания экономики будут использоваться для получения будущей профессии.

Если в 9 «В» классе интерес к предмету проявлялся с учётом их желания поступить в институт, то в 11 классе для учащихся важно знать закономерности развития экономики государства в целом.

Учащиеся понимают роль экономики в современном обществе, поэтому они считают, что каждому образованному человеку необходимо знать этот предмет: (65 % - 9 В, 85,5 % - 10 В, 95 % - 11 В). Изучение мнения учащихся показало, что познавательный интерес к экономике на протяжении трёх лет не снизился, а наоборот, возрос на 30 %.

Главной мотивацией к изучению предмета является не оценка за ответ, а знание предмета, возможность объяснить происходящие явления в экономике:

65 % - 9 В, 80 % - 10 В, 90 % - 11 В. Данный рост результатов объясняется углублённым изучением материала, расширением знаний в предметной области.



1 Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога.- М.,2003.- С.36.

2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред.Е.С. Полат.М.,2005. С.67.

3 Морева Н.А. Технологии профессионального образования. М., 2005. С.28.

4 Шамова Т.И., Давыденко Т.М.,Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М., 2002 г.324




Похожие:

Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconСписок публикаций учителей моу – сош №28 г. Белгорода за 2007 год. Крылова О. А. «Этнокультурный компонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника»
Крылова О. А. «Этнокультурный компонент в формировании духовно-нравственных качеств личности школьника». Материалы историко-периодических...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconОбразовательная программа среднего (полное) общее образование мбоу «Лицей №83»
В целях повышения качества учебно-воспитательного процесса, оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки необходим...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconПротокол №2 от 23 сентября 2010 г
Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconПлан работы методического объединения учителей иностранных языков 2012 2013 уч. год
Формирование личности школьника, адекватной общественным запросам, на основе единых идеологических, культурологических и профессиональных...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconИсследовательская работа Тема: «Роль рекламы в жизни современного школьника. Оценка эффективности рекламы»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconПроцесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Внедрение икт в профессиональную деятельность педагогов
Явлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия субъектов...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconОкружающий мир пояснительная записка Курс «Окружающий мир»
В единый курс объединены такие общеобразовательные программы как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника icon"теория государства и права: учебник" (Н. И. Матузов, А. В. Малько) (Юристъ, 2004)
Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconДоклад на тему: «Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознании» Ларина А. Р. учитель II кв кат
«Формирование социально-адаптированной личности ученика, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе инновационных...
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника iconПрограмма «Основы информационной культуры» 1 11 класс Составители: Кондина Н. А. Дорошко е в. Семенова Е. В. 2009 год
В условиях информатизации современного общества особую актуальность в формировании информационной культуры личности, требуются специальные...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница