Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»
страница1/3
Дата конвертации20.08.2013
Размер431.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Х.М. БЕРБЕКОВА»
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ РОССИИ


УТВЕРЖДЕН

«____»___________________2008 г.
Зав. кафедрой _____________ М.З. Саблиров

СОГЛАСОВАНО

«____»___________________2008 г.
Директор СГИ____________Х.Б. Мамсиров



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине СД 09.2. «Межнациональные отношения в СССР, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400.62 - «История»

Нальчик 2008

КАЖАРОВ А.Г.

кандидат исторических наук, доцент

учебно-методический комплекс по дисциплине «Межнациональные отношения в СССР, России в последней четверти XX века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030400.62 – История. Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин и является обязательной для изучения.
Содержание
Введение

Рабочая программа дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Текущая промежуточная аттестация по дисциплине

Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время идет процесс реформирования сферы высшего профессионального образования. В таких условиях обучение в традиционном стиле с использованием стандартных форм и методов преподавания изжило себя, вызывает неприятие студентов, и требует обновления имеющихся методик преподавания. В первую очередь оправдывают себя те методики, которые, пройдя проверку временем, и в новых условиях сохранили и носят научный характер.

С учетом указанных факторов проблемы теоретической и организационно-методической модернизации исторического образования приобретают актуальное значение. Некоторые из них находят разрешение в социально-гуманитарном институте при реализации общепрофессиональных исторических дисциплин. КБГУ одним из первых в стране перешел к многоуровневой подготовке по специальности и направлению «История» в соответствии со стандартами нового поколения. Сейчас мы накануне принятие ФГОСов третьего поколения, в разработке которого активное участие принял и КБГУ. ФГОСы требует повышение внимания к уровню подготовки кадров, их мобильности, умениям и компетентности с учетом запроса работодателей.

Настоящий учебно-методический комплекс включает конкретные методики проведения как аудиторных занятий (лекционные и семинарские), так и самостоятельной работы (в т.ч. под руководством преподавателя), дидактические материалы, апробированные в учебном процессе, тестовые материалы для текущего контроля в рамках балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов КБГУ.

Каждая тема и раздел (модуля) имеет учебно-методическое сопровождение: список источников и литературы, вопросы и задания для самостоятельной работы.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Специальная дисциплина СД 09.2. «Межнациональные отношения в СССР, России в последней четверти XX века»» предназначена для студентов 4 курса направления 030400-«История» социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета.

Проблемы национальной политики и межнациональных отношений в СССР в ХХ в. вызывают серьезный интерес со стороны исследователей и широких слоев общественности. Они находятся в центре современных общественно-политических и исторических дискуссий о путях развития современной государственности России. Достижение объективных и достоверных знаний о проблемах в этой сфере представляется важнейшей и необходимой предпосылкой для поступательного развития современного общества.

Сквозной темой курса является взаимоотношение федерального центра и республик, власти и общества, роли элит и групп интересов во взаимоотношениях между различными народами. Особенностью курса является использование информационных ресурсов Интернета.

Теоретическое осмысление переломных моментов государственной политики в национальной сфере поможет студентам выработать четкую профессиональную позицию, даст им необходимый фактологический материал и будет способствовать глубокому пониманию особенностей современного этапа развития национальных отношений в России.

Предметом специальной дисциплины является политический процесс России XX – начала XXI в.

Цель специальной дисциплины – формирование у студентов целостного представления о сущности, характере и особенностях национальной политики и межнациональных отношений в России в последней четверти ХХ в.

Объем дисциплины составляет 18 часов лекций и 16 часов семинарских занятий. Формы и содержание текущего и итогового контроля знаний ежегодно утверждаются на заседании кафедры истории России и предусматривают тестирование, коллоквиум, собеседование. С порядком проведения внутрисеместрового и итогового контроля студенты могут ознакомиться на кафедре.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и включают:

- знание основных исторических фактов, дат, событий и имен исторических деятелей;

- формирование профессионального исторического мышления,

- умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся национальной политики и межнациональных отношений;

- умение пользоваться источниками и литературой по темам дисциплины

- сопоставление различных точек зрения, имеющиеся в историографии, и аргументация собственной позиции;

- овладение умениями и приобретение навыков поиска, систематизации, анализа исторической информации;

- умение опираться на знания в смежных дисциплинах

- понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира.

Содержание курса, его цели и задачи определяют круг рекомендуемой литературы, которая включает источники, сочинения классиков исторической мысли и современные монографические исследования, публикации в периодических изданиях, дающие представление о современных подходах к проблемам национальной политики и национальных отношений в России. Материал изложен по проблемно-хронологическому принципу.

Тематический план дисциплины

«Политическая история России новейшего времени»



Тема

Лекц.

Сем.




Введение

2




1

Национальная политика и национальные отношения в условиях развитого социализма (1970-е – начало 1980-х гг.)

2

2

2

Кризис в национальных отношениях и распад СССР (1985-1991 гг.)

4

4

3

Новое в теории нации, этноса и межэтнических отношений

2

2

4

Тема 4. Этнонациональная мобилизация и федеративные отношения в 1990-е – начале ХХ в.

2

2

5

Этническое самосознание и характер межэтнических отношений в регионах России

2

2

6

Межэтнические конфликты и поиск путей к межэтническому согласию

4

4




ИТОГО

18

16


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение. Цели и задачи курса: историческое освещение проблем теории, политики и практики национальных отношений; прослеживание эволюция политики и изменений в межнациональных отношениях на различных этапах истории. Основные понятия. Национальный состав населения СССР и России. Центры изучения народов и национальных отношений. Исторические источники и литература по проблемам курса.
Тема 1. Национальная политика и национальные отношения в условиях развитого социализма (1970-е – начало 1980-х гг.)

Упрочение «советского народа – новой исторической общности» как новая цель национальной политики. Возникновение и утверждение концепции. Новая общность как реальность и как миф. Основные противоречия общности.

Выход противоречий в национальной жизни из латентного состояния на поверхность общественной жизни в условиях раннего развитого социализма. Формирование диссидентских национальных движений. Национальный аспекты разработки и принятия Конституции СССР 1977 г. национальные интересы и возможности их реализации на основе новой Конституции.

Развитие диссидентских национальных движений в условиях «позднего развитого социализма». Особенности движений: украинское, литовского, эстонское, армянское, грузинское, крымско-татарское, месхов, еврейское, советских немцев, русское. Игнорирование движения за выравнивание государственного статуса наций (оптимизацию национально-государственного устройства СССР), за возвращение депортированных народов в родные края и восстановление их государственности. Национальные аспекты переписей населения.
Тема 2.Кризис в национальных отношениях

и распад СССР (1985-1991 гг.)

Нарастание противоречий в «новой общности», ступени кризиса межнациональных отношениях. 1985-1987 гг.: выход национальных проблем на поверхность общественной жизни; первые эксцессы в межнациональных отношениях (Северный Кавказ, весна 1985 г.; Якутск, весна 1986 г.; Алма-Ата, декабрь, 1986 г.), активизация национальных движений крымских татар, эмиграционных настроений советских евреев и немце; возникновение экстремистского крыла в движении «Память» (1987 г.). 1988 г.: возникновение очагов межнациональной напряженности (нагорный Карабах, Сумгаит); осознание руководством страны необходимости реформ в сфере национальных отношений. 1989 г.: формирование массовых «народных фронтов»; движение за придание национальным языкам государственного статуса; сентябрьский пленум ЦК КПСС. 1990 г.: движение за суверенизацию союзных и автономных республик. Акт «О государственной независимости Литовского государства» (11.03.1990) – начало распада СССР. Закон СССР (от 03.04.1990) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Борьба вокруг заключения нового Союзного договора, «Ново-Огаревский процесс» (1991). Альтернативные проекты преобразования советской федерации. Выступление ГКЧП, срыв подписания Союзного договора. Разрушение СССР, создание СНГ.
Тема 3. Новое в теории нации, этноса и межэтнических отношений

Современные дискуссии вокруг понятий народ в смысле этнической общности и этничности. Примордиалистский и конструктивистский подход в интерпретации этнического феномена.

Народы «воображаемые общности» или общности объективные (вплоть до генетического кода). Этническая солидарность как реальность, являющаяся основой коллективных действий. Функции этничности в современном обществе. Усилия интеллектуалов, государственная и политическая воля в создании этничности и е политической деконструкции. Роль интеллигенции в формировании этнической и общенациональной – гражданской идентичностей.

Понимание терминов коренные, аборигенные народы, титульные этносы, этнические меньшинства.

Национализм как доктрина и политическое движение в глазах Центра и республик. Типы и формы национализма на постсоветском пространстве. Совместимость принципов демократии и национализма. Либеральный национализм.
Тема 4. Этнонациональная мобилизация и федеративные отношения в 1990-е – начале ХХ в.

Этническая мобилизация в регионах России. Основные идеологемы и формы проявлений. Причины и ресурсы сепаратизма. Федеративный договор 1992. Принятие Конституции 1993 г. и использование системы договоров как способа снижения потенциала сепаратизма. Успехи просчеты национальной политики. Изменения в федеративных отношениях в начале ХХ в. и их влияние на групповые и личностные межэтнические отношения.
Тема 5. Этническое самосознание и характер межэтнических отношений в регионах России

Этническое и национальное самосознание – разграничение понятий. Роль этнического самосознания при примордиалистском и конструктивистском подходе к этническому феномену.

Структура этнического самосознания в понимании психологов и историков. Уровни этнического самосознания: идеологический (идеологемы, конструируемые лидерами) и социально-психологический (автостереотипы, представления, установки, ориентации этнических групп). Когнитивные, эмоциональные и регулятивные элементы этнической идентичности.

Проблемы культурных границ. Влияние традиционных установок и религиозных норм на социальное поведение.

Тенденции в развитии этнического самосознания народов России в контексте мирового опыта. Типы этнической идентичности. Политизация этничности. Политизация этничности, этничность и власть.

Типология межэтнических отношений. Факторы формирования межэтнических установок. Причины этнических предрассудков, ксенофобий и экстремизма. Условия межэтнической толерантности.
Тема 6. Межэтнические конфликты и поиск путей к межэтническому согласию

Изменение в понимании этнических конфликтов в постсоветский период. Факторы, позволяющие определить конфликт как этнический. Мотивация участников конфликтов, ее изучение, оценка.

Причины межэтнических конфликтов. Поведенческие концепции, фрустрации, связанные с проблемами этнической безопасности, депривацией, растущие ожидания, статусное несоответствие; концепция коллективного действия, интересы, организация, мобилизация, роль этнических лидеров.

Стадии этнического конфликта. Основные зоны конфликтов на территории бывшего СССР, зоны предконфликтного напряжения. Северный Кавказ. Стратегия и механизмы предотвращения и регулирования конфликтов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики. М., 2001.

  2. Альтерман У. Этнонационализм в Европе. М., 2000.

  3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

  4. Арутюнян Ю.В. Постсоветские нации. М., 1999.

  5. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. М., 2003.

  6. Барсенков А.С., Вдовин А.И. история России. 1938-2002: Учебное пособие для вузов. М., 2003 (разделы о национальной политике).

  7. Болтенкова Л.Ф. Интернационализм в действии. М., 1988.

  8. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

  9. Бурмистрова Т.Ю. Зерна и плевелы: национальная политика в СССР. 1917-1984 гг. СПб., 1993.

  10. Вдовин А.И. Российская нация: Национально-политические проблемы ХХ века и общенациональная российская идея. М., 1995, 1996.

  11. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике. ХХ век. М., 1998.

  12. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

  13. Грошев И.И. Сущность национальной политики КПСС. М., 1982.

  14. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. М., 2003.

  15. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998.

  16. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.

  17. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской федерации 90-х гг. М., 1997.

  18. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты. М., 1997.

  19. Здравомыслов А.Г. Релятивистская теория нации // Свободная мысль. 1999. № 1.

  20. Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002.

  21. Зорин Ю.В. От национальной политики к этнокультурной. Проблемы становления доктрины и практики // Журнал социологи и социальной антропологии. М., 2004.

  22. История национально-государственного строительства в СССР. 1917-1978: В 2 т. 3-е изд. М., 1979.

  23. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М., 1999.

  24. Кулешов С.В. Советская национальная политика: Интернационализм в тоталитаристском обществе (1945-1991) // Россия в ХХ веке: реформы и революция: в 2 т. М., 2002. Т. 2.

  25. Куличенко М.И. Расцвет и сближения наций в СССР. Проблемы теории и методологии. М., 1981.

  26. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб., 2000.

  27. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. М., 1974.

  28. Нарочницкая Н.А. Этнонациональные конфликты и их разрешение. М., 2000.

  29. Нации и национализм. М., 2002.

  30. Национальная политика КПСС: Очерк историографии. М., 1981.

  31. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

  32. Национальные отношения в трудах ученых советских республик. М., 1986.

  33. Основы национальных и федеративных отношений / Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. М., 2001.

  34. Паин Э.А. Этнополитический маятник. М., 2003.

  35. Руткевич М.Н. О двух концепциях нации // Свободная мысль – XXI. 1999. № 11.

  36. Сикевич З.В. национальное самосознание русских. М., 1996.

  37. Советский народ – новая историческая общность людей: становление и развитие. М., 1975.

  38. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1997.

  39. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

  40. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М., 1998.

  41. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. № 9.

  42. Тишков В.А. Очерки теории и политика этничности в России. М., 1997.

  43. Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003.

  44. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность. М., 2003.

  45. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.

Протокол согласования рабочей программы

с другими дисциплинами направления
Разработчик А.Г. Кажаров
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры истории России

____ ___________ 2008 г.
Зав. кафедрой М.З. Саблиров
Согласовано с профилирующими кафедрами
____ ___________ 2008г. с кафедрой Всеобщей истории
Зав. кафедрой А.Х. Боров
____ ___________ 2008 г. с кафедрой истории КБР
Зав. кафедрой К.Х. Унежев
____ ___________ 2008 г. с кафедрой культурологи и этнологии
Зав. кафедрой М.И. Баразбиев
Одобрен УМС СГИ _______ _____________ 2008 г.
Председатель Х.Б. Мамсиров

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя. Основная цель лекционных и семинарских занятий – обеспечить коллективную работу потока, курса, группы, позволяющую проявиться индивидуальным особенностям каждого студента. Решить ее непросто в коллективе студентов, в котором одни получают удовольствие от обучения, другие – имеют слабую школьную базу, третьи - работают спустя рукава. В этих условиях преподавателю довольно сложно обеспечить методическое единство на занятиях, учитывая реальные возможности всего курса и каждого студента в отдельности. Данные вопросы можно решать при: использовании достижений исторической науки; проведении исследований реальных процессов на основе теории; осуществлении постоянного приращения знаний; обеспечении выработки каждым студентом собственной жизненной позиции.

Решение указанных задач осуществляется: на лекционных занятиях с использованием проблемного метода обучения; на лекционных занятиях с использованием диалогового характера, на семинарских занятиях с элементами дискуссии и «круглого стола», на семинарах – исследованиях, для стимулирования студентов в ходе подготовки опорных конспектов к семинарским занятиям; при работе с источниками и литературой.
Методические указания по организации занятий студентов

Организация аудиторных занятий. Изменения в российском обществе, реформа высшей школы актуализировали проблему качества подготовки специалистов в сфере исторического образования. Если прежде ВУЗ проходил комплексную проверку раз в 5 лет, то сейчас внешняя аттестация студентов осуществляется перманентно, в ходе федеральных экзаменов профессионального образования (ФЭПО или Интернет - экзамены). Кроме того, студенты КБГУ в рамках балльно-рейтинговой системы проходят трижды в семестр компьютерное тестирование по каждой дисциплине.

Основной формой обучения студентов является аудиторная работа. Уровень ее организации, проведения и результативность зависит от культуры общения преподавателя и студентов, воспитания исторического сознания и культуры, разрешения противоречия между спросом на исторические знания и механизмом, методами их добывания.

Усвоение студентами дисциплины Политическая история России новейшего времени достигает эффективности при использовании активных форм и методов проведения аудиторных занятий. Ведущее место здесь занимает проблемный метод обучения, который стимулирует интерес студентов к отечественной истории и включает в себя такие понятия как «проблемный вопрос», «проблемная задача», «проблемная ситуация». Учебный проблемный вопрос отличается краткостью формулировки, содержит в себе реальное или мнимое противоречие, вызывает затруднение при поиске на него ответа, требует размышления, рассуждения.

Учебная проблемная задача помимо наличия противоречия и знаний требует дополнительной вводной информации и ориентиров при поиске решения.

Основополагающим понятием в системе проблемного обучения является проблемная ситуация, т.е. моделирование затруднительной обстановки, преодоление которого требует от студента поиска новых знаний, подходов и личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе или задаче.

Проблемные вопросы и задачи поставленные на лекции порождают проблемную ситуацию. Учет теоретической и практической подготовки студентов позволяет найти нужное разрешение.

Таким образом, проблемная ситуация является следствием выявления нестыковки между уже имеющимися знаниями и указаниями, полученными при постановке проблемного вопроса и задачи, и стимулируют студентов самостоятельно разобраться, почему это так. Использование на лекциях проблемных вопросов и задач реализует две важные задачи – приобретение новых знаний и усвоение способов мыслительной деятельности.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям

Семинарское занятие представляет собой особую форму организации учебного процесса, в ходе которого студент должен приобрести умения получать новые учебные знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями и теоретическими конструктами учебной дисциплины; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Целью семинарских занятий является приобретение студентами новых знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, развитие у них гуманитарного мышления и интеллектуальных способностей как средства индивидуального освоения учебной дисциплины. Все это требует тщательной подготовки к семинарским занятиям.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать всю рекомендованную литературу, размещенную на бумажных или электронных носителях.

Вначале надо ознакомиться с планом семинарского занятия, затем прочитать тексты рекомендованной литературы и найти информацию, необходимую для письменного ответа на поставленные вопросы. Чтобы логично выстроить письменный ответ на вопрос, информацию надо систематизировать и концетуализировать в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Хронология, время исторических событий.

2. Историография (различные научные точки зрения по тому или иному аспекту вопроса).

3. Теория вопроса (прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях надо дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых эти события объясняются).

4. Причины исторических событий (раскрывая причины, надо рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторических событий (систематизируя знания по тому или иному вопросу, надо выделить основные этапы (направления) в развитии исторических событий, а затем описать и объяснить их).

6. Значение (показывая значения тех или иных исторических событий, надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).

При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание. В процессе этого конструирования вначале надо показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.).

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера путем их формализации необходимо выполнять задания, связанные с построением таблиц тематического содержания.

Решение познавательных задач на доказательство и сравнение способствует активизации познавательной самостоятельности студентов и развитию логики исторического мышления. Выполнять такого рода задания надо в соответствии с определенный алгоритм.

При решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства.

При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.

Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады, которые позволяют студентам продемонстрировать знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным планом доклада. Готовясь к докладу, надо прочитать рекомендованную литературу и составить простые планы прочитанных текстов, что позволит составить план доклада. В докладе основное внимание следует уделять историографическим и теоретическим вопросам.

На основе доклада затем пишутся рефераты. Обязательным условием подготовки рефератов является использование дополнительной литературы.

Выполнение курсовой работы является важным этапом в изучении курса истории России. Выбор темы, разработка плана, изучение литературы развивает у студентов научный и профессиональный подход к анализу источников, повышению уровня теоретических знаний и усвоению учебного материала.

Основными целями и задачами курсовой работы являются расширение и углубление знаний, выработка у студентов умения анализировать, ясно излагать свои мысли в письменном виде, совершенствовать навыки самостоятельной работы с первоисточниками, мемуарной, художественной и научной литературой, критически подходить к опубликованным документам и литературе. Объем курсовой работы должен составлять от 20 до 25 машинописных страниц.

На семинарах, на заседаниях исторического кружка студенты знакомятся с тематикой курсовых работ. Тему курсовой работы выбирают студенты сами, советуясь с преподавателем. Далее студент знакомится с литературой и составляет план. Он включает введение, изложение основного материала, заключение и список использованной литературы. Во вводной части необходимо определить задачу курсовой работы, раскрыть значение и актуальность темы, дать характеристику использованным источникам и литературе. Затем студент переходит к изложению основного материала. Используемые цитаты, документальные статданные должны быть отражены в сносках. В заключении в объеме двух-трех страниц делаются выводы по теме.

На основе справочной литературы, историографиче­ских работ, библиографических указателей, опубликованных документов и материалов, статистических сборников, периодической печати, мемуарной, общей и специальной литературы составляется список литературы и источников. После сбора материала студент приступает к его изучению, делает выписки, записывает свои соображения по тем или иным вопросам. Далее студент приступает к обобщению и анализу материалов. Ознакомление с большим объемом учебной и научной литературы, документов, разнообразием методологических концепций требует внимательного осмысления основных положений и фактов, составления тезисов, что, в итоге, превращается в историографический обзор. В ходе работы могут возникнуть новые идеи, и даже возможен отход от первоначального плана, что, естественно, может не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы, расширить ее объем.

Язык курсовой работы должен быть точным и ясным, содержание доказательным и аргументированным. Каждая глава заканчивается краткими выводами, которые обобщаются в заключении. Названия глав и параграфов должны точно отражать содержание текста. Страницы нумеруются. Ссылки на источники имеют сквозную нумерацию, но допускается нумерация ссылок и на каждой странице.

При использовании документа цитата берется в кавычки, но приводится с сохранением смысла и особенностей документа или авторского текста. Она обязательно должна иметь ссылки на источник. Выходные данные оформляются в соответствии с библиографическими стандартами. Если в цитате вы выделяете какие-то слова, то в скобках пишете об этом: (выделено мною - В.В.) или (курсив мой - В.В.) и т.п. В конце цитаты ставите звездочку или номер ссылки и в подстрочнике, в конце листа даете точный «адрес» цитаты.

При оформлении курсовой работы студент обязан соблюдать требования ГОСТа 7.1-84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». - М., 1984.

Курсовая работа должна быть напечатана. На ее титульном листе указывается название вуза, института и кафедры, темы, фамилия и инициалы автора работы и научного руководителя. На следующем листе дается оглавление работы с указанием страниц, а далее - излагается содержание курсовой работы.

Курсовая работа представляется на кафедру для рецензирования и при положительном отзыве рецензента и научного руководителя, допускается к защите. Рецензия помогает студенту всесторонне осветить тему и дает возможность еще раз проверить правильность своих выводов и наблю­дений. Студент защищает курсовую работу перед комиссией кафедры: кратко сообщает основное содержание, отвечает на вопросы и отмеченные в рецензии недостатки. Комиссия оценивает курсовые работы на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Студентов, получивших положительные оценки, допускают к сдаче экзаменов по соответствующей дисциплине.
  1   2   3

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд 07 «Политическая история России новейшего времени», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История»
Охватывают весь программный материал (все разделы) по дисциплине
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика» для студентов направления подготовки
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «политология» для студентов заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03. «Биологические основы растениеводства» для студентов, обучающихся по специальности 020201. 65 и по направлению
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03. «Биологические основы растениеводства» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс для студентов колледжа специальность 080114. 51 Земельно-имущественные отношения
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Правовое регулирование имущественных отношений на землю» для специальности 080114....
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Пенитенциарная социология» для студентов заочной формы обучения по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция»
Пенитенциарная социология. Учебно-методический комплекс. Киров: Кировский филиал Академии фсин россии, 2011 г. 77 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «антикризисное управление» для студентов специальности
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины предпринимательство для студентов экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Предпринимательство» / сост. О. Я. Романова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 16...
Учебно-методический комплекс по дисциплине сд 09 «Межнациональные отношения в ссср, России в последней четверти XX века», для студентов, обучающихся по направлению 030400. 62 «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 03 «Генетика человека» для студентов, обучающихся по направлению
Кандидат биологических наук, доцент кафедры общей генетики, селекции и семеноводства
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница