Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош»




НазваниеПрограмма элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош»
Дата конвертации20.08.2013
Размер114.17 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

Отдел образования и молодёжной политики администрации Урмарского района

МОУ «Арабосинская средняя общеобразовательная школа»


Программа

элективного курса по биологии для 9 класса

«Человек и его здоровье»

учитель биологии и химии

МОУ «Арабосинская СОШ»

Урмарского района

Чувашской Республики

Иванова Надежда Васильевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важное направление модернизации среднего образования - переход к профильному обучению, необходимость которого определена в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». Введение предпрофильного обучения направлено на достижение следующих целей:

- обеспечение углубленного изучения профилирующих предметов;

- создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников, для построения индивидуальных образовательных программ;

- установление равного доступа к полноценному образованию равным категориям обучающихся в соответствии с их способностям, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессиональным образованием.

Профильные и элективные курсы - те новые элементы учебного плана, которые должны составить индивидуальную образовательную траекторию для учащихся старших классов и их профилизации. Эти курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности учащихся, помочь ученику сделать ответственный выбор профиля дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.

Структура программы складывается из четырёх частей. В первой вводятся общие сведения о специальностях, требующих знания по биологии, об учебных заведениях по этим специальностям. Рассматриваются специальности и учебные заведения по этой специальности, сфера их деятельности. Во второй части рассматриваются зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни. В третьей - теоретические основы биотехнологии и генетики. В четвертой - защита проектов.

ЦЕЛЬ курса:
- помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественнонаучного); сориентироваться в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
ЗАДАЧИ курса:
- формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки;

- формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;

- подкрепить теоретические знания, полученные на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками;

- развивать умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление индивидуального здоровья учащихся;

- развивать естественнонаучное мышление учащихся;

- создать условия для развития таких качеств личности, как требовательность к себе, чувство собственного достоинства, коммуникабельность, воспитание нравственного отношения к научно-исследовательскому труду, творческой самореализации и саморазвития учащихся.


Содержание
Раздел 1. Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. (2 часа)

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям. Биологические специальности и учебные заведения в ЧР и РФ по этой специальности. Сфера их деятельности.

Раздел 2. Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблема питания.(10 часов)

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы. Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания. Значение питания. Пища как важный экологический фактор здоровья. Нормы питания.

Витамины, их связь с ферментами и другими биологически активными веществами. Открытие витаминов. Роль витаминов в нашем организме.

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин. Изобретение вакцин и лечебных сывороток.

Инфекционные болезни и проблемы долголетия. СПИД. ВИЧ-инфицированные люди. Меры профилактики по борьбе со СПИДом

Клонирование людей.

Тканевая совместимость и переливание крови. Донорские традиции в России. Донор и реципиент. Резус-фактор.

Раздел 3. Теоретические основы биотехнологии и генетики. (3 часа)

Теоретические основы биотехнологии. Биотехнология и проблемы, перспективы её развития. Микробиология. Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии.

История развития генетики. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Фенотип и генотип. Законы наследования.

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Раздел 4. Научно-исследовательский труд учащихся (2 часа)

Правила оформления НИР. Методы биологических и экологических исследований в работе. Общий план изложения научной работы. Методические рекомендации по составлению проектов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения данной программы учащиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. Специальности, требующие знаний по биологии.

  2. Вредные для здоровья факторы

  3. О норме и режиме питания

  4. Роль ферментов и витаминов в организме.

  5. Иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДА.

  6. Вирусы как внеклеточные формы жизни.

  7. Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.

  8. Развитие отечественной биотехнологии.

  9. Использование в биотехнологии достижений микробиологии.

  10. Законы наследования.

  11. Методы изучения наследственности человека.

12. Сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования.

В результате изучения данной программы учащиеся должны

уметь:

  1. Пользоваться основной и дополнительной литературой.

  2. Дать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

  3. Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды на здоровье отдельного человека.

  4. Составлять план, конспект, реферат, проект.

5. Отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Наименование тем курса

Формы организации учебной деятельности


Задачи

1

Специальности, требующие знаний по биологии. Учебные заведения по этим специальностям.

урок-обозрение (с элементами беседы и дискуссии)

Познакомить учащихся со специальностями медицинского, ветеринарного, зоотехнического, агрономического профилей со специализацией каждой специальности.

2

Биологические специальности и учебные заведения по этой специальности. Сфера их деятельности.

урок-знакомство (встречи с людьми разных профессий: врачами, агрономами, психологами, ветеринарами)

Дать перечень учебных заведений высшего и среднего звена, где можно обучаться этим специальностям.

Назвать адреса учебных заведений.

3

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Питательные вещества; заболевания органов пищеварительной системы.

урок-семинар «Круглый стол»

Ознакомить учащихся несколькими вариантами системы питания, на которых можно остановить выбор. Зная их, они смогут определить, какие перемены необходимы и будут полезны при формировании привычек питания, смогут принимать решения, позволяющие сохранить и укрепить здоровье.

4

Химический анализ продуктов, расчёт калорийности питания.

практическая работа

Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам

5

Витамины. Открытие витаминов.



урок-диспут (с элементами беседы и дискуссии)

Познакомить учащихся с историей открытия витаминов. Завести спор о приоритете открытия витаминов (кого же считать первооткрывателем витаминов?)

6

Роль витаминов в нашем организме.

урок-семинар

Расширить знания о витаминах, раскрыть их роль в нашем организме.

7

Иммунопрофилактика: взгляд в прошлое и будущее. Основные типы современных вакцин.

урок с элементами беседы и дискуссии

Познакомить с историей применения вакцин; раскрыть вклад некоторых ученых в решение данной проблемы; познакомить с основными типами современных вакцин.

8

Инфекционные болезни и проблемы долголетия.


урок - дискуссия

Дискутировать о причинах высокой смертности в молодом возрасте;

дать сведения о 10 инфекционных болезнях, названных «biggest killers» (главными убийцами человечества)

9

СПИД. ВИЧ-инфицированные люди.

урок - дискуссия

Завести дискуссию о мерах профилактики по борьбе со СПИДом.

10

Размышления о клонировании людей. Долли бросает вызов.

урок - круглый стол

Раскрыть сущность клонирования; плюсы и минусы клонирования; научить учащихся отстаивать свою точку зрения, выражать свою мысль.

11

Донорские традиции в России.

Переливание крови. Донор и реципиент. Резус-фактор.

урок-беседа


Познакомить учащихся с развитием донорства в России, расширить представления о переливании крови.

Раскрыть причины переливания крови, причины несовместимости групп крови донора и реципиента, дать понятие «резус-фактор»

12

Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра?

практическая работа

Развить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации; воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

13

Биотехнология и перспективы её развития. Микробиология.

урок-анализ

Обсудить с учащимися вопрос о развитии отечественной биотехнологии, расширить представления об использовании в биотехнологии достижений микробиологии, молекулярной биологии и генетики

14

Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

урок-рассказ

Дать понятие науки «генетика»,познакомить с генетической картой хромосом. Познакомить с законами наследования, с методами изучения наследственности человека.

15

Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

урок-беседа

Познакомить учащихся с некоторыми наследственными болезнями человека, раскрыть причины проявления этих болезней.

1617

Интересные проекты на основе биологических знаний

практическая работа

Предоставить учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.

Научить оформлять результаты своей работы и составлять сообщение по результатам


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Пособия для учащихся

1. Анастасова Л.П. Карточки – задания к курсу «Человек и окружающая среда».9 кл. М.:Дрофа, 1996.

2. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение,1996.

3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

4. Сапин М.Р. и др. Анатомия и физиология человека. 9 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Просвещение, 1998, 1999.

5. Мамонтов С.Г. Биология: Справочник для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1995,1997.

6. Пасенчик В.В., Дмитриева Т.А., Кучменко В.С. и др. Биология :Сборник задач и заданий с ответами . 9- 11 кл. (Для углубленного изучения ). М.: Мнемозина, 1998, 2000.

Пособия для учителя


1. Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии .М.:Просвещение,1996.

2. Сапин М.Р. и др. Анатомия человека : Книга для учителя и студентов. М.: Просвещение, 1996.

3. Сухова Т.С. Как повысить результативность в обучении. М.: Столетие, 1997.

4. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл. М.: Дрофа, 1997.

Похожие:

Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconПрограмма элективного курса по биологии, 9 класс «Здоровье человек и экология Хабаровского края» автор: О. А. Левитан, учитель биологии моу-сош №2 с. Князе-Волконское -1 пояснительная записка
Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconКонспект урока по биологии для 9 класса «Строение клетки». Учитель: Назаренко Наталья Сергеевна, учитель биологии моу гимназии №5 (2010 2011 учебный год) Спецификация
...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconРабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconРабочая программа по биологии 8 класса Составитель: учитель биологии второй квалификационной категории
Рабочая программа курса биологии для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconРабочая программа по биологии для 6 класса на 2011-2012 учебный год [ составила: учитель биологии Курченко Наталья Александровна Количество часов в неделю: 2 Всего часов: 68
Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек»...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconКнига для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 2000
Программа элективного курса по биологии «Ты и твое здоровье» для 8 класса составлена на основе следующих изданий
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconПояснительная записка Рабочая программа курса биологии для 6- класса составлена на основе «Программы курса биологии для 6- класса общеобразовательных учреждений»
Рабочая программа курса биологии для 6- класса составлена на основе «Программы курса биологии для 6- класса общеобразовательных учреждений»...
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconОбразовательная программа по биологии для 7 класса ( 2 ч в неделю; 70 ч в год). Составитель: Тюрикова Елена Николаевна Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 а классе, занимающего по программе инос
Программа элективного курса по биологии для 9 класса «Человек и его здоровье» учитель биологии и химии моу «Арабосинская сош» iconПрограмма элективного курса по физике для учащихся 7 класса. Подготовила: учитель физики 1 категории моу «Краснобаррикадная сош» Ширяева Татьяна Владимировна Рецензент: п
Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница