Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий




НазваниеАналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий
страница1/6
Дата конвертации12.08.2013
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий
В. Громов (Казсхстан)
Содержание:


  1. Введение;


2. Обзор национального законодательства в области ООПТ:

2.1. Виды ООПТ;

2.2. Порядок образования ООПТ;

2.3. Порядок землепользования ООПТ;

2.4. Порядок управления ООПТ;

2.5. Ответственность за причинение вреда ООПТ;

2.6. Международное сотрудничество в области ООПТ;


  1. Предложения для дальнейшей гармонизации национального законодательства в области ООПТ;


4, Приложения:

Сравнительная таблица 1 – Виды ООПТ;

Сравнительная таблица 2 – Заповедники;

Сравнительная таблица 3 – Национальные природные парки;

Сравнительная таблица 4 – Заказники;

Сравнительная таблица 5 – Порядок землепользования ООПТ;

Сравнительная таблица 6 – Управление природными объектами;

Сравнительная таблица 7 – Управление ООПТ;

Сравнительная таблица 8 – Ратифицированные международные договоры.

1. Введение



Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является одним из механизмов обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как на национальном, так и на региональном и глобальном уровнях. Страны Центрально-Азиатского региона ведут последовательную работу по развитию эконет в регионе. Основой для создания, деятельности и развития сети ООПТ является национальное законодательство и международные договоры, ратифицированные государствами Центральной Азии.

Страны Центральной Азии (ЦА) имеют богатую историю в том числе единую историю выработки политики в области природоохранной деятельности. В советские времена все страны ЦА будучи республиками Советского Союза имели были частью единой советской правовой системы. Каждая из советских социалистических республик имела собственные нормативные правовые акты, республиканское законодательство базировалось на базовых советских законах, в том числе и законодательство в области ООПТ. Таким образом во всех советских социалистических республиках был централизованно выработан единый подход к созданию, функционированию и развитию ООПТ и существовал единый понятийный аппарат.

С момента обретения независимости, с 1991 года, ввиду наступивших политических, социальных, и экономических перемен, страны ЦА начали развивать собственное национальное законодательство, в том числе в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. За время независимости во всех странах ЦА были приняты законы и подзаконные нормативные правовые акты в области ООПТ, охраны, воспроизводстве и использовании животного и растительного мира.

Первый этап развития национального законодательства в области ООПТ пришелся на первые годы независимости: в 1991-1996 годы во всех странах ЦА были приняты законы об ООПТ. В дальнейшем в данные законы вносились изменения и дополнения или были приняты законы в новой редакции. В настоящее время наблюдается второй этап развития законодательства стран региона в области ООПТ: в Узбекистане в декабре 2004 года в новой редакции был принят Закон об ООПТ, в Кыргызстане и Казахстане заканчивается работа по подготовке проектов законов об ООПТ. Подготовка данных законопроектов в течении 2003-2005 годов также связана с активизацией работы специалистов в области законодательства об ООПТ на региональном уровне.

В течении поледних нескольких лет специалисты в области охраны природы и эксперты в области природоохранного законодательства стран ЦА заявляют о необходимости гармонизации законодательства стран региона в области ООПТ с целью усовершенствования механизма сохранения биологического и ландшафтного разнообразия региона и создания трансграничных ООПТ. Работа по гармонизации законодательства в области ООПТ стран региона была начата в рамках Межгосударственного проекта Тасис по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня и Центральноазиатского трансграничного проекта ГЭФ/ВБ по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан). В дальнейшем четыре страны региона: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан участвовали в выполнении проекта Организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) TCP/INT/2903 «Совершенствование и Гармонизация Законодательства об Особо Охраняемых Природных Территориях».

Целью данного обзора является проведение анализа действующего национального законодательства пяти стран ЦА в области ООПТ и смежных областях для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы стран ЦА с учетом реализации эконет для обеспечения долгосрочного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия региона.


2. Обзор национального законодательства в области ООПТ
2.1. Виды ООПТ
Основой национального законодательства каждого из пяти ЦА государства является Конституция страны.

Согласно п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан (РК) «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». П. 1 ст. 31 Конституции РК гласит: «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека». Согласно ст. 38 Конституции РК «Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».

В соответствии с п. 2. ст. 4 Конституции Кыргызской Республики (КР) «Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства». Согласно п.1 ст. 35 Конституции КР: «Граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду». П. 2 ст. 35 Конституции КР гласит: «Бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам и историческим памятникам - священный долг каждого гражданина».

Согласно ст. 13 Конституции Республики Таджикистан (РТ): «Земля, ее недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа». В соответствии со ст. 44 Конституции РТ «Охрана природы, исторических и культурных памятников - обязанность каждого».

Согласно ст. 10 Конституции Туркменистана «Государство ответственно за сохранность национального историко-культурного наследия, природной среды».

В соответствии со ст. 55 Конституции Республики Узбекистан (РУз) «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством». Согласно ст. 50 Конституции РУз «Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде».
Таким образом Конституции каждой из ЦА стран закладывают основу природоохранному законодательству. Одним из ключевых способов охраны природы любой страны является сохранение ее биологического и ландшафтного разнообразия. Государство закрепляет свою волю обеспечения охраны окружающей природной среды путем принятия специального законодательства в этой области, и в частности, законодательства в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

В четырех из пяти стран ЦА законодательно закреплен термин «особо охраняемая природная территория» (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан) в Узбекистане используется термин «охраняемая природная территория».

Во всех странах региона в понятие «особо охраняемая природная территория» («охраняемая природная территория») заложено идентичное содержание: это участки земель и вод, имеющие особую ценность с особым режимом охраны и использования.

В каждой из стран ЦА существует различное количество видов ООПТ (от четырех в Туркменистане, до одиннадцати в Казахстане и Таджикистане) (см. Сравнительную таблицу 1). Основой (каркасом) экологической сети (эконет) служат ООПТ, охраняющие её наиболее важные, ключевые участки, так называемые «ядра» или «узлы» эконет. В условиях Центральной Азии такими ключевыми участками являются три вида ООПТ: заповедники, национальные природные парки и заказники (в Туркменистане отсутствуют национальные природные парки как вид ООПТ). Рассмотрим особенности создания, организации деятельности и режимы охраны данных видов ООПТ.

Для каждого вида ООПТ законодательно установлены специальные режимы охраны и использования. Ввиду единой исторической общности региона режимы охраны и использования различных видов ООПТ стран региона имеют значительные сходства:
1. В заповедниках исключаются хозяйственная эксплуатация природных ресурсов и виды деятельности, способные нарушить естественное развитие природных процессов и угрожающие состоянию природных комплексов и объектов (см. Сравнительную таблицу 2).

Заповедники ЦА имеют схожию задачу: организация научных исследований путем организации стационарных круглогодичных наблюдений силами создаваемых в них центров, лабораторий и отделов.

Исходя из задачи и принципов управления, согласно критериям Международного союза охраны природы (IUCN, 1994), заповедники являются охраняемой природной территорией категории Iа - «строгие природные резерваты».

С целью осуществления глобального экологического мониторинга в трех ЦА странах (Казахстане, Таджикистане и Туркменистане) заповеднику возможно придание статуса «биосферного заповедника»;
2. Национальные природные парки создаются для сохранения и использования в природоохранных, рекреационных, научных и культурных целях природных объектов и комплексов, имеющих особую экологическую, культурную и эстетическую ценность. В нацинальных природных парках устанавливается дифференцированных режим охраны и использования путем функционального зонирования (выделения участков) территории. В зависимости от режимов охраны и целей использования природных комплексов выделяются различные функциональные зоны и подзоны: заповедного режима; заказного режима с подзонами: рекреационного использования; административно-производственного назначения; обслуживания посетителей и туристов; ограниченной хозяйственной деятельности и др (см. Сравнительную таблицу 3).

Национальные природные парки региона относятся к категории II МСОП - ООПТ, «созданные для сохранения экосистем и рекреации».
3. Заказники создаются для сохранения, воспроизводства и восстановления отдельных природных объектов и комплексов. В зависимости от объекта охраны могут создаваться: зоологические, ботанические, гидрологические, геологические, геоморфологические, гидрогеологические, почвенные, ландшафтные и комплексные заказники. На территории заказников, в зависимости от видов заказников, постоянно или временно ограничивается или прекращается любая деятельность, которая может причинить вред отдельным природным объектам и комплексам (см. Сравнительную таблицу 4).

Заказники региона относятся к категориям III и IV МСОП - ООПТ, «созданные для сохранения уникальных природных объектов» и ООПТ, «созданные для охраны местообитаний и видов».
Тогда как заповедники во всех пяти странах региона имеют республиканское (общегосударственное) значение природные парки и заказники, в зависимости от ценности объектов охраны, подразделяются по категориям на ООПТ республиканского (общегосударственного) и местного значения (кроме Казахстана, в котором все заказники являются ООПТ с категорией республиканского значения).
2.2. Порядок образования ООПТ
Рассматриваемые виды ООПТ (заповедники, национальные природные парки и заказники) помимо сходства в режимах охраны и использования также имеют сходство в процессе образования, изменения, площади или статуса.
В зависимости от категории ООПТ (республиканского или местного значения) законодательно закреплен специальный порядок создания того или иного вида ООПТ (см. Сравнительные таблицы 2-4). ООПТ республиканского значения образуются решением (Постановлением) Правительства (Кабинета Министров), ООПТ местного значения образуются решением местного исполнительного органа.
Уполномоченные государственные органы в области ООПТ и охраны окружающей среды (природы) играют ключевую роль в процессе создания ООПТ:


  • в случае создания ООПТ республиканского значения уполномоченный орган в области ООПТ является инициатором создания ООПТ;

  • в случае создания ООПТ местного значения требуется согласование (представление, ходатайство) уполномоченного органа в области ООПТ;

  • для создания ООПТ необходима разработка научно-исследовательскими и другими проектными организациями технико-экономического и естественнонаучного (экологического) обоснования с положительным заключением уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды (природы) (заключение государственной экологической экспертизы).


2.3. Порядок землепользования ООПТ
В зависимости от видов ООПТ законодательно закреплен различный порядок землепользования ООПТ (см. Сравнительную таблицу 5).
Во всех пяти ЦА государствах земли ООПТ находятся в государственной собственности, в Узбекистане, для образования частных заказников, земельные участки могут предоставляться в пользование юридическим и физическим лицам.
В Казахстане и Кыргызстане земли ООПТ относятся к категории земель ООПТ (за исключением охотничьих заказников в Кыргызстане). В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане земли ООПТ относятся к землям природоохранного назначения (за исключением охотничьих заказников в Таджикистане). В Кыргызстане и Таджикистане земли под охотничьими заказниками относятся к иным категориям земель в соответствии с их целевым назначением (земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда или земли запаса).
Отнесение земель ООПТ республиканского значения к землям ООПТ производится по решению Правительства (Кабинета министров). Отнесение земель ООПТ местного значения к землям ООПТ производится по решению местных исполнительных органов. Основанием для отнесения земель к землям ООПТ является представление уполномоченного органа в области ООПТ (заинтересованных центральных и местных исполнительных органов) при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Землеустройство осуществляется уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.

Право на земельные участки ООПТ возникает после установления границ на местности, составления планов и описаний земельных участков и государственной регистрации документов, удостоверяющих право на земельные участки.
В связи с особенностями организации и деятельности различных видов ООПТ национальным законодательством закреплены особенности порядка землепользования для каждого вида ООПТ (см. Сравнительную таблицу 5).
2.4. Порядок управления ООПТ
Во всех странах ЦА природные ресурсы находятся в государственной собственности. В целях организации системы управления природными ресурсами национальным законодательством каждой из стран определены государственные органы, ответственные за управление природными объектами (см. Сравнительную таблицу 6).
Исходя из особенностей, управление природными объектами можно подразделить на следующие виды:


  • Охрана природы (окружающей среды) и общее управление природополь-зованием;

  • Управление животным миром;

  • Управление лесами;

  • Управление ООПТ;

  • Управление рыбными ресурсами и другими водными организмами.


В Казахстане охрана природы и управление природными объектами на государственном уровне разделены: за охрану окружающей среды и управление минеральными природными ресурсами ответственны Министерство охраны окружающей среды РК; за охрану биологических природных ресурсов ответственны специально созданные государственные органы: Комитет лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства РК.

В Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане охрана природы и управление природными объектами сфокусированы в одном государственном органе, в рамках которого создаются специализированные организации.
Во всех пяти ЦА странах законодетельно закреплены уполномоченные государственные органы по управлению ООПТ (см. Сравнительную таблицу 7). В Казахстане, Таджикистане и Туркменистане управление ООПТ находится в одном государственном органе, в Кыргызстане управление всеми ООПТ находится в одном государственном органе (за исключением национального парка Ала-Арча, находящегося в ведении Управления делами Президента КР), в Узбекистане управление ООПТ распределено между различными государственными органами в зависимости от видов ООПТ. Полномочия уполномоченных органов по управлению ООПТ закреплены постановлениями Правительства (Кабинета министров) (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), за исключением Туркменистана, где управление ООПТ закреплено Законом Туркменистана, типовым положением о конкретном виде ООПТ и положением о конкретном ООПТ.
2.5. Ответственность за причинение вреда ООПТ
Во всех пяти ЦА странах законодательно установлена ответственность за нарушение законодательства об ООПТ. Вопросы применения ответственности за нарушение требований законодательства об ООПТ регулируются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях. В Уголовных и Административных кодексах стран региона предусмотрены специальные нормы уголовного и административного права, предусматриваюшие ответственность за нарушение режима ООПТ либо предусматривается усиление ответственности по определенным видам экологических правонарушений в случае их совершения на территории ООПТ, например, по нарушениям порядка пользования животным и растительным миром на территории ООПТ.
Помимо наказания за нарушение законодательства об ООПТ, во всех ЦА странах, физические и юридические лица, причинившие вред ООПТ вследствие нарушения законодательства об ООПТ, обязаны возместить вред в полном объеме. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства об ООПТ, производится добровольно или по решению суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда.
2.6. Международное сотрудничество в области ООПТ
Основой международного сотрудничества между ЦА странами в области ООПТ является двусторонее и многостороннее сотрудничество между странами и участие в деятельности международных природоохранных конвенций и организаций.

К международным природоохранным организациям, деятельность которых направлена на развитие системы ООПТ на национальном и региональном уровнях относятся:


  • Всемирный фонд дикой природы (WWF);

  • Всемирный союз охраны природы и природных ресурсов (IUCN);

  • Программа Тасис;

  • Глобальный экологический фонд Всемирного банка (GEF/WB);

  • Программа развития ООН (UNDP);

  • Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO).


С момента обретения независимости странами региона перечисленные выше международные природоохранные организации профинансировали и выполнили ряд международных проектов в области совершенстврования системы ООПТ и создания эконет:


  • Межгосударственный проект Тасис по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан);

  • Центральноазиатский трансграничный проект GEF/WB по сохранению биоразнообразия Западного Тянь-Шаня (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан);

  • Проект FAO «Совершенствование и гармонизация законодательства об ООПТ» (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан);

  • Проект WWF "Создание ЭКОНЕТ для долгосрочного сохранения биоразнообразия в экорегионах Центральной Азии" (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан);

  • Проект GEF/WB «Каспийская экологическая программа» (Казахстан, Туркменистан, Россия, Азербайджан, Иран).


Во всех ЦА странах законодательно закреплен приоритет международного права над национальным: если международными договорами, ратифицированными странами, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются нормы международных договоров (за исключением Кыргызстана и Туркменистана, где применяются правила международного договора, за исключением случаев, когда в национальном законодательстве действуют более строгие требования). Основными международными договорами, ратифицированными странами региона в природоохранной области являются (см. Сравнительную таблицу 8):


  • Конвенция о биологическом разнообразии, ратифицированная всеми ЦА странами;

  • Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц, ратифицированная всеми ЦА странами кроме Туркменистана;

  • Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия, ратифицированная всеми ЦА странами;

  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, ратифицированная Казахстаном и Узбекистаном;

  • Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, ратифицированная Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном;

  • Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное всеми ЦА странами; и

  • Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления регулированием использования и охраны водных ресурсов межгосударственных водных источников, подписанное всеми ЦА странами.


В странах региона действуют несколько региональных организаций, фондов и комиссий, деятельность которых направлена на природоохранные цели:


  • Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦ ЦА);

  • Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР);

  • Международный Фонд спасения Арала (МФСА);

  • Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии (МКВК).


В настоящее время странами региона ведется обсуждение проекта Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии.
В соответствии с национальным законодательством ООПТ стран региона могут быть включены в Список всемирного наследия и в категорию природных резерватов международного значения в соответствии с международными соглашениями.


3. Предложения для дальнейшей гармонизации национального законодательства в области ООПТ
Для дальнейшей гармонизации национального законодательства в области ООПТ стран ЦА необходимо на национальном уровне продолжить начатую работу по анализированию национального законодательства в региональном и международном контекстах с учетом интересов местного населения, необходимости сохранения ландшафтного и биологического разнообразия и обеспечения рационального использования природных комплексов.

Приоритетными мероприятиями по гармонизации законодательства стран ЦА на национальном уровне являются:

1. Установление единой классификации видов ООПТ, соответствующих существующим категориям МСОП;

Установление единой классификации видов ООПТ стран ЦА с законодательным закреплением аналогичного для всех стран региона режима охраны каждого вида ООПТ обеспечит функционирование существующих и вновь создаваемых ООПТ в качестве ядер экологической сети с учетом рекомендаций развития эконет в Центральной Азии и ускорит процесс создания трансграничных ООПТ.

Для установления единой классификации видов ООПТ на национальном уровне может быть рекомендовано:

1.1. Туркменистану ввести новый вид ООПТ «Государственные национальные природные парки», соответствующий категории II МСОП и, исходя из практики регулирования создания и деятельности ООПТ Туркменистана, утвердить Типовое положение о государственных национальных природных парках Туркменистана;

1.2. Узбекистану и Туркменистану привести в соответствие с существующими категориями МСОП виды (категории) и режимы охраны ООПТ, используя общепринятую в Северной Евразии терминологию.

2. Законодательное закрепление порядка разработки, утверждения и выполнения планов управления ООПТ.

В новом Законе Республики Казахстан «Об ООПТ» закреплен порядок разработки и утверждения планов управления ООПТ. Закрепление порядка и механизма разработки, утверждения и выполнения планов управления ООПТ во всех странах региона позволит обеспечить необходимые объемы финансирования ООПТ, планирование отдельных мероприятий и в целом деятельности ООПТ и вовлечение местного населения в процесс принятия решений и деятельность ООПТ.
В настоящее время в регионе проходит обсуждение и согласование проекта «Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии». Целью данной конвенции является сохранение окружающей среды в качестве неотъемлемого компонента устойчивого развития в регионе Центральной Азии посредством установления взаимных прав и обязанностей стран ЦА. Для гармонизации законодательства об ООПТ стран ЦА на региональном уровне может быть рекомендована разработка и принятие протокола к данной конвенции, определяющего регламенты межгосударственного сотрудничества в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия стран ЦА.
Протокол по вопросам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия стран ЦА «Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии» должен включать следующие положения:

1. Законодательно закрепить порядок создания и деятельности трансграничных ООПТ.

Законодательством об ООПТ стран региона предусмотрена возможность создания трансграничных ООПТ, но не предусмотрена процедура и механизм согласования, создания и деятельности трансграничных ООПТ. Законодательное закрепление такого механизма позволит ускорить процесс создания трансграничных ООПТ в ЦА.

2. Гармонизировать и закрепить единый понятийный аппарат терминов и определений в области ООПТ, включая виды и категории ООПТ, понятия: «экологическая сеть», «экологический коридор», «трансграничная ООПТ», «охранная зона» и «буферная зона».

В настоящее время различные страны ЦА используют различную терминологию и различный понятийный аппарат терминов относительно ООПТ. Для усиления регионального сотрудничества, создания и усиления региональной экологической сети в ЦА необходимо унифицировать понятийный аппарат терминов и определений, используемых в области ООПТ.

3. Законодательно закрепить единые режимы охраны и использования по видам ООПТ с учетом руководств и рекомендаций МСОП.

Некоторые страны ЦА отошли от руководств и рекомендаций МСОП относительно режимов охраны ООПТ. Различия в режиме охраны одного и того же вида ООПТ в регионе приведут к ослаблению охраны биологического и ландшафтного разнообразия всей региональной экологической сети ЦА.

4. Законодательно закрепить, что понижение статуса ООПТ и перевод земель ООПТ в другие категории возможны только в исключительных случаях (природные катаклизмы, приведшие к утрате особого значения ООПТ).

В некоторых странах региона за последние полтора десятка лет появилась тенденция к ликвидации ООПТ или снижению статуса ООПТ, что негативно сказывается на охране окружающей среды данных стран и региона в целом. В целях обеспечения комплексной охраны биологического и ландшафтного разнообразия необходимо внести необходимые изменения в национальные законодательства.

5. Усилить статус, режим охраны и использования ООПТ, включенных в Список всемирного наследия и Список водно-болотных угодий международного значения.

Все страны региона присоединились к Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия (UNESCO WHC) и все страны, кроме Туркменистана присоединились к Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц (Ramsar), однако не все страны выполняют положения данных конвенций относительно охраны природных объектов, включенных в Список всемирного наследия и Список водно-болотных угодий международного значения. Принятие протокола относительно сохранения биологического и ландшафтного разнообразия стран ЦА позволит усилить охрану таких объектов.

6. Рекомендовать закрепить единообразную систему финансирования ООПТ, включающую бюджетные, собственные и иные источники финансирования (включая плату за посещение ООПТ).

В различных странах региона законодательно закреплены различные системы финансирования ООПТ. Унификация системы финансирования ООПТ позволит усилить сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на региональном уровне.

7. Определить меры государственной поддержки и экономического стимулирования экологически устойчивой деятельности природопользователей и землепользователей в охранных и буферных зонах ООПТ и экологических коридорах.

Единые меры государственной поддержки и экономического стимулирования экологически устойчивой деятельности природопользователей и землепользователей в охранных и буферных зонах ООПТ и экологических коридорах региона позволят усилить охрану биологического и ландшафтного разнообразия в буферных зонах ООПТ и экологических коридорах.

8. Определить унифицированные меры ответственности за нарушение законодательства в области ООПТ, охраны, воспроизводства и использовании животного и растительного мира.

Унификация мер ответственности за нарушение законодательства в области ООПТ обеспечит возможность выработать единый подход в странах региона к нарушителям законодательства в области ООПТ, что позволит сократить количество природоохранных нарушений в регионе.

В случае согласования и подписания такого протокола, в связи с взаимосвязанностью и взаимозависимостью природных комплексов государств региона и идущих в них экологических процессах, в рамках реализации деятельности по выполнению обязательств по данному протоколу, может быть рекомендовано осуществление следующих практических мероприятий для обеспечения трансграничной координации деятельности ООПТ региона:

1. Разработка и утверждение МКУРом единой для всех стран региона Концепции планирования и деятельности систем ООПТ (Эконетов)

2. Разработка, согласование и утверждение схемы размещения и сроков создания трансграничных ООПТ

3. Разработка единых подходов к мониторингу и управлению природными комплексами трансграничных ООПТ

4. Заключение специальных межгосударственных соглашений об обеспечении деятельности конкретных трансграничных резерватов.

5. Разработка предложений о создании межгосударственной системы мониторинга и обмена информацией об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на трансграничных ООПТ.
На основе с обще-региональных документов и постановлений, в странах региона могут быть разработаны соответствующие национальные решения, включающие конкретные меры и обязательства по определенному набору трансграничных территорий, попадающих под юрисдикцию данного государства. В качестве возможного варианта такого национального документа может быть приведен пример Распоряжения Правительства РФ № 907-р от 3 июля 2003 «Об утверждении перечня мероприятий по реализации Концепции развития приграничного сотрудничества в Российской Федерации», включающий как отдельный раздел (п.5) «Сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды», так и конкретные активности по таможенному регулированию (СИТЕС), строительству, науке и пр., затрагивающие вопросы создания и функционирования транcграничных элементов Экосети.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconПостановление От 26 декабря 2007 г. N 359 об образовании особо охраняемых природных территорий
Чувашской Республики "Об особо охраняемых природных территориях в Чувашской Республике" и в целях сохранения природных комплексов...
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconПостановление От 10 ноября 2009 г. N 1219-пп о концепции целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города москвы на 2011-2013 гг
Правительства Москвы от 2 сентября 2008 г. N 788-пп "О совершенствовании системы управления особо охраняемыми природными территориями...
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconПравительство удмуртской республики распоряжение от 30 июня 2003 г. N 500-р о комиссии по развитию схемы особо охраняемых природных территорий удмуртской республики
В целях оперативного решения вопросов по совершенствованию и дальнейшему развитию схемы особо охраняемых природных территорий Удмуртской...
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconСодержание № п/п
Кадастровые сведения особо охраняемых природных территорий регионального значения
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconКонцепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года
Концепция определяет основные направления деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем...
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconАэрокосмический мониторинг земельных угодий особо охраняемых природных территорий санкт-петербурга

Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconПрограмма сохранения и развития особо
Целевой программы сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2012 – 2014 гг
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconСписок заповедников России
Заповедники являются одним из типов особо охраняемых природных территорий (оопт)[1]
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconЗакон Республики Казахстан от 07. 07. 2006 n 175-3
Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров
Аналитический обзор законодательства стран Центральной Азии в области особо охраняемых природных территорий iconИнформационная система ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения Республики Саха (Якутия)
На тему: Информационная система ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского и местного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница