Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет




НазваниеПротокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет
Дата конвертации12.08.2013
Размер120.33 Kb.
ТипПротокол
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

Принято на заседании

совета исторического факультета

Протокол №_____от_________2012 г.

ПРОГРАММА

вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет

(на базе среднего специального образования)

Направления подготовки

034700 Документоведение и архивоведение

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Заочная форма обучения

Программа рассмотрена на заседании кафедры

Протокол №____от_________2012г

Зав. кафедрой__________________

КЫЗЫЛ-2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача данной программы – помочь абитуриентам в самостоятельной подготовке к собеседованию по обществознанию.

Как показывает опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на этапе подготовки большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

Настоящая программа ориентирована на выпускников средней школы, поступающих в высшие учебные заведения. Материалы, изложенные в программе, также могут быть использованы на уроках обществознания в средней школе, для проведения итоговой аттестации, контрольных и проверочных работ.

Структура и содержание программы соответствуют Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования в основной школе, утвержденному Министерством образования и науки РФ. Структура программы включает в себя 7 разделов.

РАЗДЕЛ 1. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Предмет обществознания. Отличие познания общества от познания природы. Представления об обществе в античности. Обществоведческая проблематика в средневековье. Воззрения на общество в эпоху Возрождения и Нового Времени. Крупнейшие мыслители и основные направления современной общественной мысли.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ

Мир человека и мир природы. Причины и основные этапы происхождения человека. Деятельность людей и поведение животных. Структура деятельности. Многообразие человеческой деятельности. Мышление и речь. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Социальные нормы, социальные группы, социальные институты. Роль и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная дифференциация и стратификация. Общество. Законы строения, функционирования и развития. Общество как целостная система. Типология обществ. Материальное и духовное производство. Исторические типы обществ. «Цивилизационный» и «формационный» подходы к истории человечества. Понятие и виды цивилизаций. Понятие и типы формаций. Общественный прогресс, регресс, циклы общественного развития. Понятия «общество», «страна», «народ», «человечество». Этнические общности: род, племя, народность, нация. Глобальные проблемы современного человечества. Пути и способы выхода из глобальных проблем.

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы. Основные типы экономических систем. Понятие рынка. Сильные и слабые стороны рынка. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Понятие смешанной экономики. Спрос и предложение. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Деньги и банки. Рынок денег и банковский процент Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Бюджет семьи, доходы номинальные и реальные. Прожиточный минимум. Налоги. Основные виды налогов. Рынок труда и его особенности. Безработица. Экономические цели и функции современного государства. Государственный бюджет. Международная торговля. Обменные курсы валют.

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Социальная структура общества. Социальные общности. Социальные институты. Социальная стратификация. Понятие «страты». Основные типы социальной стратификации. Многообразие социальных групп. Социальная мобильность. Семья как социальный институт и малая группа. Институт брака. Социальные процессы в современной России. Социальное поведение. Механизм социального контроля. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Межнациональные отношения в современной России. Социальный статус личности. Иерархия статусов. Социальная роль личности. Социальная политика современного государства.

РАЗДЕЛ 5. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННАЯ СФЕРА

Духовная культура. Формы и разновидности культуры. Искусство, его формы, основные направления. Духовный мир личности. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Наука в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ. Непрерывность образования. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Тенденции развития духовной жизни в современной России.

РАЗДЕЛ 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА

Структура политической системы общества. Типы общественной власти. Типология видов власти по М.Веберу. Политический режим. Типология режимов. Государство как основной институт политической системы общества. Теории происхождения государства. Признаки и функции государства. Формы государственного правления. Принцип разделения властей. Формы государственного устройства. Типы избирательных систем.

Гражданское общество и правовое государство. Политический статус личности.

РАЗДЕЛ 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Право, его роль в жизни общества и государства. Признаки норм права. Принципы права. Источники права. Признаки нормативно - правового акта. Система права. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность. Презумпция невиновности. Правовой статус личности. Конституция РФ как основной закон государства. Основы конституционного строя РФ. Гражданские правоотношения Право собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Правоотношения в области образования.

Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОВЛАДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ МИНИМУМОМ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Абитуриентам для сдачи экзамена по обществознанию необходимо:

Знать основные обществоведческие термины, распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной, письменной речи;

Называть, перечислять изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;

Сравнивать изученные социальные объекты, выявлять их отличия от всех и сходства определенного объекта с родственными;

Характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

Объяснять изученные социальные явления и процессы, раскрывать их устойчивые существенные как внутренние, так и внешние связи;

Приводить собственные примеры, т.е. пояснять, иллюстрировать, аргументировано раскрывать изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

Давать оценку изученных социальных явлений и объектов, высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по обществознанию

Раздел 1. Общество

  1. Общество как целостная система. Взаимосвязь природы общества.

  2. Сферы жизни общества. Общественные отношения. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право.

  3. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество.

  4. Социальные изменения. Развитие общества. Прогресс, регресс, эволюция, революция.

  5. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы.

  6. Многообразие и единство окружающего мира. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия.

Раздел 2. Человек

  1. «Природное» и общественное в человеке. Основные отличия человека от других живых существ. Основные виды деятельности человека. Способность человека к творчеству.

  2. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Знание и учет потребностей – условие гуманного отношения к людям.

  3. Возможности человека: физические, интеллектуальные, духовные. Необходимость и способы познания своих возможностей.

  4. Человек и его способности. Степень развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека. Развитие характера и самовоспитание.

  5. Сущность человеческого бытия.

  6. Общая характеристика межличностных отношений. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

  7. Дружба как межличностное отношение. Юношеский идеал дружбы.

  8. Необходимость общения для человека. Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми.

  9. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Социальная роль. Личный и социальный статус человека. Престиж. Авторитет.

  10. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации личности: детство, юность, зрелость, старость.

Раздел 3. Экономическая сфера общества

  1. Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема выбора.

  2. Типы экономических систем. Виды экономических отношений. Что, как и для кого производит экономика? Потребитель, производитель в экономике.

  3. Собственность, ее экономическое содержание. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация собственности. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг.

  4. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Трудовые отношения. Формы и виды оплаты труда. Рынок труда и безработица.

  5. Рыночная экономика. Обмен. Виды и типы рынков. Конкуренция. Спрос и предложение, их взаимодействие, факторы формирования.

  6. Экономические реформы в России.

  7. Деньги, их функции. Банки. Инфляция.

  8. Предпринимательство: сущность, функции в обществе, виды предпринимательства, экономическая свобода. Прибыль. Многообразие форм предприятий.

  9. Государство в экономике. Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Экономический рост.

  10. Государственный бюджет. Налоги, их виды и функции. Налоговые льготы. Права потребителей, их защита. Бюджет семьи.

  11. Экономическая культура. Экономика и экология. Культура производства и потребления.

  12. Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Этика и мораль предпринимательства.

Раздел 4. Социальная сфера общества

  1. Социальная структура общества и ее элементы. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы).

  2. Социальные роли. Поколения, отношения между ними. Социальная дифференциация.

  3. Понятие о малой группе. Человек в группе. Групповые нормы и санкции. Молодежные группы.

  4. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности.

  5. Этнос. Нация. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Культура межнациональных отношений. Национализм. Национальные отношения в России.

  6. Семья в современном обществе. Семейные роли мужчины и женщины. Духовные ценности и ориентиры семейной жизни. Психологический климат семьи.

  7. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Родители и дети. Проблема «отцов и детей».

  8. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.

  9. Социальное государство. Социальная политика. Программа социальной защиты. Развитие социальных отношений в современной России.

Раздел 5. Политико-правовая сфера общества

  1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая власть.

  2. Государство, его основные признаки и функции. Государство и право. Формы государства. Национально-территориальное устройство. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы.

  3. Понятие права. Роль права в жизни человека, общества и государства. Соотношение права и закона. Источники права. Нормы права. Система права. Основные отрасли российского права.

  4. Естественные и неотчуждаемые права человека. Права человека – мера его свободы. Всеобщая декларация прав человека. Международное гуманитарное право.

  5. Гражданское общество и правовое государство. Сущность и основные принципы правового государства. Верховенство права.

  6. Конституция – основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Закрепление в Конституции Российской Федерации общепринятых международных стандартов прав человека. Становление правового государства.

  7. Структура высшей государственной власти в РФ: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ; институт президентства. Федерация и ее субъекты. Местное самоуправление.

  8. Гражданин, гражданство и государство. Гражданин – человек свободный и ответственный. Высшие проявления гражданственности.

  9. Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Политические организации. Многопартийность. Политическая и правовая культура личности.

  10. Законность и правопорядок. Основные признаки и значение юридической ответственности. Правомерное поведение и правонарушение; виды правонарушений.

  11. Основные понятия гражданского права. Правоспособность и дееспособность граждан. Юридические лица (понятие, признаки, виды). Право собственности. Договор и договорные отношения в современной экономике.

  12. Основные понятия трудового права. Труд и трудовые отношения. Стороны трудовых отношений. Основные права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора.

  13. Основные понятия семейного права. Семья и ее роль в жизни общества. Функции и виды семьи. Брак, порядок регистрации и условия вступления в брак. Личные и имущественные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство.

  14. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  15. Основы административного права. Правоотношения в области образования. Жилищные правоотношения.

Раздел 6. Духовная сфера общества

    1. Духовная жизнь. Духовная культура. Духовный мир человека. Духовность и «бездуховность».

    2. Наука и общество. Особенности современной науки. Возрастание роли науки в условиях НТР.

    3. Образование. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование.

    4. Искусство, его виды. Влияние искусства на современное общество. Место искусства в жизни человека.

    5. Религия, ее роль в жизни общества. Вера и безверие. Свобода совести и вероисповеданий.

    6. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Совесть.

    7. Гуманизм как моральный принцип. Любовь к Родине. Моральные идеалы. Свобода и своеволие. Моральный выбор.

    8. Культурная жизнь современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Основные учебные пособия по разделам обществоведческого курса

Общество. Человек. Социально-духовная сфера общества

  1. Гуревич П.С. Основы культуроведения. 10-11 классы: учебник. М, Дрофа, 2007.

  2. Фролов С.С. Социология. М., Гардарика, 2008.

  3. Шабуров Н.В. Религии мира. 10-11 классы: Учебник. М., Дрофа, 2001.

Политико-правовая сфера жизни общества

  1. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., РАГС, 2008.

  2. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. Основы российского права. М., Норма, 2008.

  3. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М., Юристъ, 2008.

  4. Мухаев Р.Т. Политология.10-11 классы: Учебник. М., Дрофа, 2000.

  5. Шилобод М.И, Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. 10-11 классы: учебник. М., Дрофа, 2007.

  6. Энциклопедический юридический словарь. М.: ИНФРА –М, 2005.

Экономическая сфера

  1. Абчук В.А. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. СПб, 1999.

  2. Автономов В.С. Введение в экономику. М., Вита-Пресс, 2001.

  3. Райзберг Б.А. Введение в экономику: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

  4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

Все разделы учебного курса

  1. Клименко В.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов. М.: Айрис-пресс, 2001.

  2. Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 классы. М., Русское слово, 2001.

  3. Обществознание для абитуриентов / Под ред. В.Н.Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. М.: Айрис-пресс, 2003.

  4. Практикум по обществознанию / Под ред. В.Н.Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. М.: Айрис-пресс, 2003.

  5. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся по обществознанию для учащихся 10-11 классов / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М., Просвещение, 2000.

Похожие:

Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению
Экология как наука. Разделы экологии, объекты и методы экологических исследований
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет для обучения по сокращенным программам специальности: «Социология»
Ных отношений. Нормы, регулирующие общественные отношения: обычай, мораль, право. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь....
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма и правила проведения вступительных испытаний в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению: «Юриспруденция (Гражданское право)»
В форме собеседования для лиц, имеющих диплом Бакалавра юриспруденции или диплом специалиста по специальности «Юриспруденция»
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению: «Химия (Аналитическая химия»)
Современное представление о строении атома. Принципы описания квантовых систем. Понятие о квантовых числах. Атомные орбитали, их...
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма вступительных экзаменов по математике для поступающих в Пермский государственный университет
Программа предназначена для абитуриентов тех факультетов, для которых предусмотрены вступительные испытания по математике в форме...
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания для абитуриентов, поступающих в магистратуру по направлению подготовки «Техносферная безопасность»
Собеседование с абитуриентами оценивается по 100-балльной шкале. Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение...
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку в форме тестирования
Вступительное испытание по русскому языку в форме тестирования проводится для абитуриентов, поступающих на заочную или очно-заочную...
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма собеседования для поступающих на магистерскую программу «Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия»
Собеседование проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению по программам магистерского образования и направлено...
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма вступительного испытания по направлению «Техносферная безопасность» Цель собеседования
Целью проведения собеседования является определение уровня подготовки претендентов при поступлении в магистратуру
Протокол № от 2012 г. Программа вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Тувинский государственный университет iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку и методике его преподавания орел 2009 г. Пояснительная записка настоящая программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в огу на факультет «Документоведения и педагогического образования», и составлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница