Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Дата конвертации06.08.2013
Размер183.4 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Уметская средняя общеобразовательная школа

им. Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова

Софьинский филиал



Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
Руководитель МО

__________ Понафидина Е.А.

Протокол №1 от «25» августа 2010 г.


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
Руководитель МС

__________ Козодаев Н.А.

Протокол №1 от «30» августа 2010 г.


Утверждаю

Директор школы

__________ Пархутик А.С.

Приказ № 218 от «01» сентября 2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

в 5 классе

на 2010 – 2011 учебный год

учителя

Васильевой Наталии Михайловны


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования //Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005 //, на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и Программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 5 – 9 классы» автора Б.М. Неменского.

Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрителъно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах декоративно-прикладного искусства, дизайна;

  • овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.


Рабочая программа для 5-х классов посвящена изучению содержания и языка декоративно-прикладных видов искусств и их роли в жизни человека. Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры, народному искусству, народным промыслам.

Принципы отбора основного содержания позволяют решать задачи формирования художественных знаний, умений и навыков, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, художественно-творческой активности школьников; воспитания у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

В 5 классе продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, объема, пространства, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются в процессе разработки конкретной композиции рисунков.

Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа: 1 час в неделю.

Результаты изучения курса «Изобразительное искусство» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: анализировать, узнавать, сравнивать, определять, описывать, применять художественные материалы и выразительные средства изобразительных искусств в творческой деятельности.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п


Тема


Количество часов


1.

Древние корни народного искусства

8

2.

Связь времен в народном искусстве

8

3.

Декоративное искусство в современном мире

10

4.

Декор, человек, общество, время

7




Итоговый урок

1




Итого:

34


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМА 1. Древние корни народного искусства (8 ч)
Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Значение декора в жизни людей. Декор русского жилища (избы). Символический язык декора. Символика русского народа. Духовное и материальное. Архитектура северных деревень.

Декор в предметах народного быта. Орнамент как основа декоративного украшения. Символы и принципы композиционного построения.

Понятие - интерьер. Современное повседневное декоративное искусство. Дизайн. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Требования ГОС

знать/понимать:

- значение декоративного искусства в жизни людей;

- истоки образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства;

- традиционные образы и мотивы народного творчества.

уметь: - пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

- уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь

конструктивных, декоративных изобразительных элементов; единство материала,

формы и декора;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды;

- делать наброски, зарисовки, эскизы;

- определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,

перспекти­ва);

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, подручные

материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических)

искусств в творческой деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (по памяти,

воображению), декоративных и художественно-конструктивных работах

(дизайн предмета, интерьера).
ТЕМА 2. Связь времен в народном искусстве (8 ч)
Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Народные промыслы. Истоки и современное развитие народных промыслов России.

История возникновения русской народной игрушки. Дымковская, филимоновская, каргопольская игрушки.

Гжельская, жостовская, городецкая и хохломская росписи. Рождение русской матрёшки.

Народные промыслы родного края.

Требования ГОС

знать/понимать:

- несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (например,

Гжель, Жостово, Городец, Хохлома);

- традиционные образы и мотивы народного творчества.

уметь: - пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

- анализировать форму, конструкцию изображаемых предметов, сравнивать

характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции;

- делать наброски и зарисовки, эскизы;

- определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,

перспекти­ва);

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, подручные

материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических)

искусств в творческой деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (по памяти,

воображению), декоративных и художественно-конструктивных работах

(дизайн предмета).
ТЕМА 3. Декоративное искусство в современном мире (10 ч)
Народная праздничная одежда. Особенности русского костюма северных и южных областей России. Русский костюм и современная мода.

Праздничные народные гулянья.

Требования ГОС

знать/понимать:

- географические особенности русского народного костюма;

- традиционные образы и мотивы народного творчества.

уметь: - пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-

прикладное искусство;

- уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь

конструктивных, декоративных изобразительных элементов; единство материала,

формы и декора;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции;

- делать наброски, зарисовки, эскизы;

- определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,

перспекти­ва);

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, подручные

материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических)

искусств в творческой деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (по памяти,

воображению), декоративных и художественно-конструктивных работах

(костюма).
ТЕМА 4. Декор, человек, общество, время (7 ч)
Украшения в жизни древних обществ. Исторические сведения о декоративно-прикладном искусстве в Древнем Египте. Искусство Древней Греции: мифология, одежда, глиптика.

Социальная функция декоративного искусства в организации общества. Эволюция и образное значение одежды. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Особенности средневековой одежды разных слоёв общества.

Искусство гербов, эмблем, флагов.

Требования ГОС

знать/понимать:

- стилистические особенности декоративное искусство разных времен, например

Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы.

уметь: - пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить

подготовительную работу (наброски и зарисовки, эскизы);

- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение,

изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета

с особенностями другого;

- определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень,

перспекти­ва);

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, подручные

материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических)

искусств в творческой деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (по памяти,

воображению), декоративных и художественно-конструктивных работах

(дизайн предмета, костюма).

Итоговый урок(1 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

  • значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества.

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспекти­ва, композиция);

  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;

  • самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведе­ниям литературы и музыки, декоративных и художественно-кон­структивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 5-9 классы» / Под ред. Неменского Б.М. – М., 2000.

3. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005.
Учебно-методическая литература

1. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006.

2. Ребенок – Искусство – Учитель/ Методическое пособие для учителей искусства. – М., 2000.

3. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на уроках рисования. – М., 1976.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. – М.: Изд-во российского университета, 1953.

  2. Кошельков Н.А. Филимоновская расписная игрушка. – Ленинград: Художник РСФСР, 1976.

  3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. М.: Просвещение, 1981.

  4. Сидоров В. Жостовский букет / Юный художник, 1978.

  5. Сурьянова Н. Синие цветы Гжели. – М.: Малыш, 1987.

  6. Штрихи времен. Одежда для работы и отдыха. – М.: РОСМЭН, 1994.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Предмет Изобразительное искусство Класс 5 Учитель Васильева Н.М.
Учебная программа (гос., модиф., авт., ф.и. автора) Неменский Б.М. Программа

«Изобразительное искусство и художественный труд. 5- 9 классы». – М.: Дрофа, 2005.
Количество часов в неделю: 1 Общее количество часов за год: 34
ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Кол-во

часов

Примерное прохождение темы

I. Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы

1 ч

6.09

2

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1 ч

13.09

3

Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

1 ч

20.09

4

Декор предметов народного быта и труда. Прялка

1 ч

27.09

5

Декор предметов народного быта и труда. Полотенце

1 ч

4.10

6

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

1 ч

12.10

7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

1 ч

19.10

8

Современное повседневное декоративное искусство. Дизайн

1 ч

26.10

II. Связь времён в народном искусстве (8 часов)

9/1

Единство форм и декора в народных игрушках

1 ч

2.11

10/2

Лепка и роспись собственной модели игрушки

1 ч

16.11

11/3

Лепка и роспись собственной модели игрушки

1 ч

23.11

12/4

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

1 ч

30.11

13/5

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

1 ч

7.12

14/6

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1 ч

14.12

15/7

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

1 ч

21.12

16/8

Народные промыслы родного края

1 ч

28.12

III. Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

17/1

Народная праздничная одежда

1 ч

18.01

18/2

Народная праздничная одежда

1 ч

25.01

19/3

Женщина в русском народном костюме

1 ч

1.02

20/4

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1 ч

8.02

21/5

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1 ч

15.02

22/6

Русский костюм и современная мода

1 ч

22.02

23/7

Русский костюм и современная мода

1 ч

1.03

24/8

Праздничные народные гулянья

1 ч

15.03

25/9

Праздничные народные гулянья

1 ч

5.04

26/10

Красота земли родной

1 ч

12.04

IV. Декор, человек, общество, время (7 часов)

27/1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

1 ч

19.04

28/2

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции

1 ч

26.04

29/3

Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика

1 ч

3.05

30/4

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья

1 ч

10.05

31/5

О чём рассказывают гербы

1 ч

17.05



32/6

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1 ч

24.05

33/7

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1 ч

31.05

Итоговый урок (1 час)

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 9 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост....
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconТематическое планирование по изобразительному искусству на 2011-2012 учебный год 1 класс ( 99 часов)
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «экономика» 11 класс Дахиной Кристины Михайловны, учителя первой квалификационной категории 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по математике (базовый уровень) 2010-2011уч год 1-4 классы Все учителя начальных классов
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2004г
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconШумариной Надежды Алексеевны по искусству в 9 классе Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № от 2011 г. 2011-2012 пояснительная записка рабочая программа
Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ и образовательной программы...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Рабочей программой...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная записка статус документа
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница