Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету




НазваниеПрограмма вступительных испытаний по общеобразовательному предмету
Дата конвертации10.08.2013
Размер255.47 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт информационных технологий и управления»

«УТВЕРЖДАЮ»
Ректор НОУ ВПО «ИИТУ»
___________ И. А. Бугаков
«____ » ____________ 2013г.


Приемная комиссия

БИОЛОГИЯ:

программа вступительных испытаний, положение о вступительных испытаниях, критерии оценивания, образцы заданий

СЕРПУХОВ – 2013г.

Программа вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт информационных технологий и управления» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ

БИОЛОГИЯ

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ


Биология как наука. Методы биологии. Принципы биологического познания. Структура биологии. Общебиологические науки - предмет изучения, важнейшие достижения, практическое значение научных исследований для промышленности, медицины, сельского хозяйства, гигиены, охраны природы.

Главные направления развития общих идей в биологии. Современные проблемы биологии. Современные представления о сущности жизни. Научные, этические, ценностные, эстетические аспекты понятия "жизнь".

Биологические системы. Признаки живых систем.

Уровни организации жизни - молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Клеточная теория. Методы изучения клетки. Многообразие клеток. Эукариотические и прокариотические клетки. Вирусы - неклеточная форма жизни. Вирусы -возбудители заболеваний.

Элементарный состав клеток, его сходство у разных организмов - основа единства живой природы. Биологическая роль воды и других неорганических веществ. Особенности строения и роль органических веществ - компонентов клеток: углеводов, липидов, белков, нуклеиновых кислот в связи с выполняемыми функциями. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой. Роль АТФ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Биокатализ, роль ферментов. ДНК и РНК: состав и строение. Ген и генетический код, значение его триплетности. Универсальность генетического кода. Реализация генетической информации: репликация, транскрипция и трансляция. Матричный характер реакций биосинтеза: ДНК<--> РНК<--> белок.

Строение и функции клеточных структур. Плазматическая мембрана. Пиноцитоз и фагоцитоз. Мембранные структуры и органоиды: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохондрии, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Рибосомы. Лизосомы. Цитоплазма. Вакуоль. Клеточные включения. Клеточное ядро и ядрышко. Строение хромосом. Уровни упаковки ДНК хромосоме. Цитоплазма, внутриклеточное движение. Жизненный цикл клетки.

Фотосинтез и дыхание клетки. Хемосинтез. Питание клеток.
Организм как биологическая система

Многообразие организмов: прокариоты и эукариоты, одноклеточные и многоклеточные, автотрофные, хемотрофные и гетеротрофные. Структурные элементы организма: клетки, ткани, органы, системы органов, функциональные системы.

Растение - целостный организм, основные процессы его жизнедеятельности. Этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей, возникновение фотосинтеза, выход растений на сушу ((псилофиты, споровые (мхи, папоротники), голосеменные, покрытосеменные)). Усложнение растений в процессе исторического развития. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на жизнь растений. Охрана растений, защита среды их обитания, законы об охране природы.
Общая характеристика растений.

Водоросли. Строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана.

Мхи: особенности строения и размножения. Образование торфа, его значение. Хвощи. Плауны. Папоротники. Строение и размножение, роль в природе и жизни человека

Голосеменные. Строение и размножение (на примере сосны, ели и других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и размножения покрытосеменных. Класс двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые), мальвовые, маревые, виноградные. Класс однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки (мятликовые).

Анатомия и физиология растений. Строение и функции листа. Типичная растительная клетка. Потребность растений в минералах, воде. Транспирация. Устьица. Ростовые факторы. Расположение тканей в стебле и в корне. Структура типичного цветка. Опыление. Плод. Семя. Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и др.

Бактерии и вирусы. Строение и жизнедеятельность, их размножение. Распространение в воздухе, почве, воде, в живых организмах. Роль в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве Болезнетворные бактерии и вирусы, борьба с ними.

Грибы: общая характеристика. Роль грибов в природе и хозяйстве. Симбиоз гриба и водоросли – лишайники, особенности взаимоотношений с окружающей средой.
ЗООЛОГИЯ

Зоология как система наук. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

Одноклеточные как наиболее примитивные и древние животные. Обыкновенная амеба. Особенности строения клетки одноклеточного организма. Многообразие одноклеточных животных, их значение в природе, жизни человека. Общая характеристика.

Многоклеточные животные.

Общая характеристика типов: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Общая характеристика классов: ракообразные, паукообразные (пауки и клещи), насекомые. Основные отряды насекомых: с неполным превращением (прямокрылые, таракановые, термиты, стрекозы, пухоеды, вши, клопы и др.) и с полным превращением (жуки, чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые, блохи). Типы питания насекомых, сезонные циклы. Многообразие насекомых, их роль в природе, практическое и эстетическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми - вредителями сельскохозяйственных культур и его роль в сохранении урожая и среды обитания. Охрана полезных насекомых.

Тип хордовые: общая характеристика. Ланцетник – представитель бесчерепных. Общая характеристика классов: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы. Черты приспособленности к среде обитания. Общая характеристика класса млекопитающие: подклассы клоачные, сумчатые, плацентарные. Отряд приматов. Роль млекопитающих в природе и жизни человека. Сохранение их многообразия путем регулирования численности, защиты среды обитания. Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих: крупный рогатый скот, овцы, свиньи, лошади.

Человек и его здоровье

Общий обзор организма человека. Ткани – эпителиальные, соединительные, мышечные и нервная. Органы, системы органов и функциональные системы.

Опорно-двигательная система. Строение суставов и костей человека. Типы мышц, особенности их функционирования. Значение опорно-двигательной системы. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

Внутренняя среда организма. Межтканевая жидкость. Лимфа и лимфатическая система. Кровь, её состав, функции форменных элементов крови. Гемоглобин и миоглобин, транспорт кислорода и углекислого газа, биологически активных веществ. Группы крови, резус-фактор. Переливание крови – донорство. Иммунитет – врождённый и приобретённый, активный и пассивный. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом.

Система кровообращения. Сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены), строение и функции. Движение крови по сосудам. Пульс, артериальное давление. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

Дыхательная система: строение и функции. Принципы дыхания, газообмен в органах и тканях. Аэробное и анаэробное дыхание. Гигиена органов дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни.

Система пищеварения: строение и функции. Идеальный пищевой рацион человека. Дефицит питания. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них.

Обмен веществ и энергии. Обмен воды и минеральных солей. Обмен органических соединений: белков, жиров, углеводов. Регуляция обмена веществ. Влияние алкоголя, токсичных веществ и наркотиков на обмен веществ. Витамины, их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы и гипервитаминозы. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Энергетический обмен в организме – преобразование энергии химических связей в электрическую, механическую и тепловую энергию.

Выделительная система. Строение органов мочевыделительной системы, их функции. Образование мочи. Гомеостаз: гормональная регуляция работы почек. Профилактика заболеваний органов системы мочевыделения.

Кожа: строение и функции. Роль кожи в терморегуляции и выведении продуктов обмена. Закаливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.

Нервная система: строение и функции. Рефлекс. Спинной мозг. Головной мозг. Органы чувств. Глаз как орган зрения: строение и функции сетчатки глаза. Орган слуха. Орган равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Химическая чувствительность.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы. Речь и мышление. Эмоции, память и сознание как функции мозга. Социальная обусловленность поведения человека. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Сон и бодрствование, их значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Гигиена умственного труда. Нарушения высшей нервной деятельности (ВНД) и их профилактика. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой

Нейрогуморальная регуляция функций организма. Выделение гормонов у человека, их характеристика. Значение желез внутренней секреции для роста, развития, регуляции функций организма. Роль половых желез и половых гормонов в развитии организма.

Размножение и развитие человека. Органы размножения. Стадии менструального цикла. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Функции плаценты. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки. Вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на организм.

Продолжительность жизни организма. Проблема долголетия. Старение, старость, смерть. Теории старения. Геронтология.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Предмет генетики. Понятие о наследственности и изменчивости. Методы генетического анализа в работах Г. Менделя и их современное цитологическое обоснование. Понятия: ген, генотип и фенотип. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Доминантность и рецессивность. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Гомозиготы и гетерозиготы.

Генетическая организация хромосом. Митоз. Мейоз. Сцепленное наследование и кроссинговер. Комбинации и рекомбинации генов. Наследование генов, сцепленных с половыми хромосомами. Хромосомное определение пола. Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость, частота и типы мутаций. Мутационные факторы и мутагенез.

Генетика человека, задачи и методы. Особенности человека как объекта генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, статистический, цитологический, биохимический, онтогенетический, моделирование; их практическое значение. Хромосомные и генные болезни. Программа «Геном человека». Проблемы медицинской генетики. Врождённые и наследственные болезни, их распространение в человеческих популяциях. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы. Генетические последствия загрязнения окружающей среды радиоактивными и химическими веществами.

Задачи и методология генетической инженерии. Методы выделения, синтеза и клонирования генов. Значение для решения задач биотехнологии, сельского хозяйства, медицины и различных отраслей народного хозяйства. Социальные и этические проблемы генной инженерии.

Генетика как теоретическая основа селекции. Предмет и методология селекции. Причины эффективности селекционного процесса. Учение об исходном материале. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. Понятие о породе, сорте, штамме. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, теоретическое и практическое значение его работ для селекционного процесса и эволюции. Использование индуцированных мутаций и комбинативной изменчивости в селекции растений, животных и микроорганизмов.
НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ.

Понятие о виде и популяции. Популяция как биологическая система.

Происхождение и эволюция жизни на Земле. Значение данных палеонтологии, биогеографии, морфологии, эмбриологии, таксономии, генетики, молекулярной биологии, физиологии, селекции и других наук для доказательства исторического развития органического мира. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Относительность органической целесообразности. Основные черты и этапы эволюции жизни на Земле. Геохронология.

Эволюция живых организмов – филогенез. Происхождение одноклеточных. Происхождение многоклеточных. Усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных животных в процессе исторического развития животного мира. Филогенетические связи в животном мире. Родство человека с животными.

Эволюционизм и креационизм. Основные этапы развития эволюционных идей. Дарвин и его эволюционное учение об общих закономерностях и движущих силах исторического развития органического мира. Место дарвинизма в системе биологических наук, его научное и практическое значение, его синтетический характер.

Макроэволюция. Соотношение индивидуального и исторического развития. Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции.

Микроэволюция. Вид и видообразование. Популяция – элементарная эволюционная единица. Понятие генофонда популяций. Изменчивость - общее свойство живых организмов. Изменчивость наследственная и ненаследственная. Характеристика наследственной изменчивости как элементарного эволюционного материала. Роль среды в изменчивости. Понятия «норма реакции», «генотип» и «фенотип». Экологические (ареал, численность и её динамика, половой и возрастной состав популяции), генетические (гетерогенность и генетическое единство) и морфофизиологические особенности популяции как элементарной эволюционной единицы.

Характеристика мутационного процесса как элементарного фактора эволюции. Генетические рекомбинации и их роль в эволюции. Типы изоляции, их характеристика и значение как фактора, усиливающего генетические различия популяций. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора: наследственная гетерогенность особей, «давление» и борьба за существование.

Антропогенез, его движущие силы: биологические и социальные факторы. Этапы эволюции человека. Доказательства единства человеческих рас.
ЭКОСИСТЕМЫ

Биогеоценоз - экологическая система, его трофическая, пространственная структура. Абиотические факторы среды. Средообразующая роль живых организмов (живого вещества). Плотность жизни. Поток энергии через экосистему. Экологическая ниша. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Климаксные сообщества.

Биосфера как специфическая оболочка Земли – арена жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Границы биосферы и её подразделения. Функциональные связи в биосфере. Биохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Экология как наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ с окружающей средой. Отношение экологии к другим наукам, её значение для человеческой цивилизации. Роль человека в биосфере. Формы воздействия его на биосферу – технологические, экологические, как фактор эволюции: быстрое изменение окружающей среды, интродукция новых видов, создание искусственных биогеоценозов, воздействие на ход естественного отбора результатами искусственного отбора и др. Последствия нарушения природных закономерностей. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Озон. Уничтожение лесов. Химическое уничтожение вредителей. Загрязнение и здоровье окружающей среды.

Прикладные аспекты экологии. Экологизация деятельности человека в биосфере. Национальные программы оздоровления природной среды. Биологическая борьба с вредителями. Международные биологические программы, их задачи, методы. Программа ЮНЕСКО «Биосфера и человек»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Грин, Д. Тейлор, У. Стаут. Биология в 3-х томах. - М.: "Мир", 2006.

  2. П. Кемп, К. Адамс. Введение в биологию. - М.: «Мир», 1989.

  3. От молекул до человека. - М.: «Просвещение», 1973.

  4. К. Вилли, В. Дедье. Биология. - М.: «Мир», 1974.

  5. Энциклопедия современного естествознания. Под редакцией В.Н. Сойфера и Ю.П. Алтухова. - М., 1999.

  6. С. Мамонтов, В. Захаров. Общая биология. - М.: «Высшая школа», 1996.

  7. В.Р. Пикеринг. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  8. Э.Пирс. Анатомия и физиология человека. – Минск, 2002.

  9. Школьные учебники по биологии для 5-11 классов.

  10. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1994.

  11. Общая биология, 10 – 11, под ред. акад. Беляева Д.К. и др. М., «Просвещение», 1997.

  12. Полянский Ю.И. Общая биология. М., «Просвещение»,1999.

  13. Рейвн П., Эверт Р. Современная ботаника, в 2 томах. М., «Мир», 1990.

  14. Чебышев Н.В. Биология, в 2 томах. М., «Оникс», 2005.



Вопросы для усвоения терминологии

и основных теоретических положений
БОТАНИКА

  1. Строение и функции корня, стебля и листа растения.

  2. Сходство и различие растений и животных.

  3. Приспособленность растений к использованию света в биогеоценозе.

  4. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение хлоропластов и их роль в этом процессе.

  5. Фотосинтез. Значение его для жизни на Земле.

  6. Строение, состав и функции семян растений. Однодольные и двудольные.

  7. Роль генотипа и среды в формировании фенотипа, в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных. Искусственный отбор.

  8. Водоросли и грибы. Роль в биосфере.

ЗООЛОГИЯ

  1. Многообразие одноклеточных организмов, их значение в природе, жизни человека.

  2. Царство бактерий. Их роль в природе, медицине и народном хозяйстве.

  3. Царство простейших (амебы, диатомовые, эвгленовые).

  4. Царство грибов (слизевики, настоящие грибы)

  5. Тип губки. Тип кишечнополостные. Тип моллюски.

  6. Плоские и ленточные черви, их характеристика и медицинское значение.

  7. Тип членистоногие, класс насекомые. Медицинское и народно-хозяйственное значение насекомых.

  8. Тип хордовые. Общая характеристика класса птицы. Приспособленность птиц к разным условиям обитания.

  9. Класс рыбы. Многообразие рыб.

  10. Общая характеристика типа хордовые, класс млекопитающие.

  11. Тип хордовые, класс млекопитающие. Отряд приматы.

КЛЕТКА

  1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.

  2. Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в половых (гаметах) и соматических клетках.

  3. Индивидуальное развитие организмов. Зигота. Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника).

  4. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование.

  5. Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки.

  6. Прокариоты и эукариоты. Особенности строения и функций одноклеточного и многоклеточного организма.

  7. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. Причины наследования гемофилии по материнской линии. Причины более частого заболевания гемофилией мужчин.

ЧЕЛОВЕК

  1. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общий обзор организма.

  2. Органы и системы органов. Типы тканей, многообразие видов клеток в организме человека.

  3. Регуляция деятельности мышц. Значение опорно-двигательной системы.

  4. Состав, строение и рост костей.

  5. Органы кровообращения. Сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены).

  6. Свертывание крови как защитная реакция. Группы крови.

  7. Группы крови. Значение переливания крови.

  8. Регуляция работы сердца. Автоматия сердца.

  9. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

  10. Обмен веществ и энергии в организме человека.

  11. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.

  12. Дыхательная система. Регуляция работы органов дыхания.

  13. Плазма и форменные элементы крови. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции.

  14. Пищеварение в полости рта, желудке, кишечнике.

  15. Печень. Поджелудочная железа – их роль в пищеварении.

  16. Понятие о нейрогуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения.

  17. Нервная система человека. Высшая нервная деятельность.

  18. Строение и функции головного и спинного мозга.

  19. Строение и функции органов зрения.

  20. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Профилактика инфекций.

  21. Инфекционные заболевания дыхательной системы.

  22. Инфекционные заболевания системы пищеварения.

  23. Витамины. Их роль в обмене веществ.

  24. Органы выделения.

  25. Железы внутренней секреции. Гормоны, их роль в организме.

  26. Изменение работоспособности в трудовом процессе.

  27. Генетика человека. Проблемы борьбы с наследственными заболеваниями.

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

  1. Современные представления о сущности жизни. Признаки живых систем.

  2. Палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические доказательства эволюции органического мира.

  3. Возникновение жизни на Земле.

  4. Уровни организации жизни – молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Их взаимосвязь.

  5. Вид - надорганизменная система, его критерии и структура.

  6. Популяция – структурная единица вида. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями одного и разных видов.

  7. Охрана окружающей среды и генетический мониторинг.

  8. Генетика человека. Соотношение биологического и социального наследования.

  9. Эволюция человека. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.

  10. Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности. Моно- и дигибридное скрещивание.

  11. Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. Зигота – начало индивидуального развития организмов.

  12. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип.

  13. Закон расщепления признаков во втором поколении. Гомозигота и гетерозигота.

  14. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. Растения – начальное звено цепей питания в биогеоценозе.

  15. Соотношение организмов – продуцентов, консументов, редуцентов в биогеоценозе (экосистеме).

  16. Экологическая пирамида, необходимость ее учета в практической деятельности.

  17. Движущие силы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Их роль в образовании новых видов.

  18. Разнообразие сортов растений и пород животных – результат селекционной работы ученых. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости, его учение о центрах происхождения и многообразии культурных растений.

  19. Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор.

  20. Круговорот веществ в биосфере, роль организмов – производителей и разрушителей в ней. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ в биогеоценозе.

  21. Гетерозис, полиплоидия, мутагенез, их использование в селекции растений и животных.

  22. Естественный и искусственный отбор, их сходство и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира.

  23. Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в верхних слоях атмосферы.

  24. Биомасса, или живое вещество биосферы. Закономерности распространения биомассы в биосфере, тенденции ее изменения под влиянием деятельности человека.

  25. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере. Солнце – источник энергии для круговорота веществ в биосфере.

  26. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранение равновесия в биосфере как основа ее целостности.

  27. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в преобразовании биосферы

Вступительные испытания по биологии проводятся в форме письменного тестирования.

Экзаменационный билет письменного тестирования по биологии (продолжительностью 3 часа (180 минут)) содержит 50 вопросов и четыре варианта ответов на каждый из них. В процессе работы над билетом абитуриент должен по каждому вопросу теста выбрать из предложенных вариантов ответа тот, который считает правильным, и его номер с помощью символа «Х» зачеркнуть в таблице на листе письменного тестирования.

Тест проверяется двумя преподавателями.

Экзаменационная работа оценивается по количеству правильно выполненных заданий в соответствии с установленными критериями по стобальной шкале.

Критерии оценивания вступительных испытаний по биологии.
Экзаменационный билет письменного тестирования по биологии содержит 50 вопросов и три варианта ответов на каждый из них.

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.



Кол-во правильно выполненных заданий

Баллы

20

40

23

45

26

50

29

55

31

60

33

65

35

70

37

75

39

80

41

85

44

90

47

95

50

100


Оценка вступительного испытания выставляется по стобалльной шкале.
ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВ НА ВСТУПИТЕЛЬНОМ ИСПЫТАНИИ ПО БИОЛОГИИ
1. Место образования тромбоцитов:

а) лимфатические узлы;

б) селезенка;

в) костный мозг.

2. Взаимодействие растений и клубеньковых бактерий - это:

а) паразитизм;

б) комменсализм;

в) симбиоз.

3. Единицей генетического кода является:

а) ген;

б) триплет;

в) хроматиды.

4. Сколько кругов кровообращения у земноводных:

а) 1;

б)2;

в)3.

5. Первую научную классификацию живой природы создал:

а) Ж.Ламарк;

б) Ч.Дарвин;

в) К.Линней.

6. Фермент птиалин расщепляет:

а) жиры;

б) белки;

в) углеводы.

7. Социальными движущими силами антропогенеза явились

а) дрейф генов;

б) борьба за существование;

в) труд.

8. Бактериофаг - это:

а) фаг;

б) бактерия;

в) вирус.

9. Многообразие органического мира — результат:

а) симбиоза;

б) искусственного отбора;

в) естественного отбора.

10. Рост кости в толщину происходит за счет:

а) суставного хряща;

б) надкостницы;

в) костного мозга

11. Организмы, которые не содержат хлоропластов:

а) покрытосеменные;

б) бактерии;

в) папоротники.

12. Рождение человека с удлиненным хвостовым отделом - это:

а) ароморфоз;

б) рудимент;

в) атавизм.

13. Молекулы ДНК находятся в:

а) хлоропластах;

б) комплексе Гольджи;

в) лизосомах.

14. Отделенная гибридизация — это:

а) близкородственные скрещивания;

б) скрещивания различных видов;

в) кратное увеличение числа хромосом.

15.Сходство между животными различных систематических трупп, обитающих в сходных условиях, называется:

а) конвергенция;

б) дивергенция;

в) параллелизм.

16. В эпоху оледенения жили:

а) синантропы;

б) неандертальцы;

в) кроманьонцы.

17. Элементарной единицей вида является:

а) особь;

б) стая;

в) популяция

18. К движущим силам эволюции относятся:

а) борьба за существование;

б) дрейф генов;

в) социальный фактор.

19. Наличие стрекательных клеток на щупальцах характерно для:

а) насекомых;

б) червей;

в) кишечнополостных.

20. Лимфа, в отличие от крови, не содержит:

а) глюкозы;

б) лейкоцитов;

в) эритроцитов.

21. Рибосома - место синтеза:

а) АТФ;

б) нуклеиновых кислот;

в) белка.

22. Куда впадают протоки лимфатической системы:

а) артерии;

б) капилляры;

в) вены.

23. Мышцы ушной раковины — это:

а) дегенерация;

б) атавизм;

в) рудимент.

24. Генотип - это:

а) гаплоидный набор хромосом;

б) совокупность всех генов;

в) диплоидный набор хромосом.

25. Элементарной единицей вида является:

а) особь;

б) стая;

в) популяция.

26.Пол организма определяется:

а) сперматозоидом;

б) яйцеклеткой;

в) гормонами яичника женщины.

27. У моллюсков кровеносная система:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) промежуточная.

28.Чей мозг напоминает мозг месячного человеческого зародыша:

а) рыбы;

б) птицы;

в) обезьяны.

29. В каких животных клетках больше всего углеводов:

а) селезенке;

б) печени;

в) интенсивно работающих мышцах.

30. Отделом толстого кишечника у человека является:

а) тощая;

б) сигмовидная;

в) подвздошная.

31. Не относится к вегетативным органам:

а) лист;

б) цветок;

в) стебель.

32. Центры голода и насыщения находятся:

а) в продолговатом мозге;

б) в среднем мозге;

в) в гипоталамусе.

33. При делении происходит:

а) поворот участка на 180°;

б) удвоение участка хромосомы;

в) выпадение участка хромосомы.

34. Скелет свободной верхней конечности у человека включает:

а) ключицу;

б) лопатку;

в) лучевую кость.

35. Переносчиками генов в генной инженерии являются:

а) бактериофаги;

б) вирусы;

в) плазмиды.

36. Причиной синдрома Дауна является нарушение процесса:

а) цитокинеза;

б) мейоза;

в) митоза.

37. Гетерозис при межпородной гибридизации приводит к:

а) понижению продуктивности;

б) сохранению продуктивности;

в) повышению продуктивности.

38. Удвоение количества ДНК в клетке проходит в:

а) метафазе;

б) анафазе;

в) интерфазе.

39.Биополимер, относящийся к полисахаридам:

а) целлюлоза;

б) сахароза;

в) лактоза.

40. К классу земноводных относятся:

а) змеи;

б) лягушки;

в) паук-серебрянка.

41. Сколько известно радикалов аминокислот:

а) 64;

б) 20;

в) 10.

  1. Вегетативное тело у зеленых мхов представлено:

а) стеблем и листьями;

б) талломом;

в) ризоидами.

  1. Копчиковая железа отсутствует у:

а) лебедя;

б) гуся;

в) скворца.

  1. В результате первого деления мейоза образуется:

а) одна клетка;

б) две клетки;

в) четыре клетки.

  1. У моллюсков кровеносная система:

а) замкнутая;

б) незамкнутая;

в) промежуточная.

  1. Трахеи являются органами дыхания у:

а) стрекозы;

б) устрицы;

в) острицы.

  1. Способность мышечных клеток к сокращению обеспечивается:

а) липидами;

б) углеводами;

в) белками.

  1. Содержание йода в организме регулируется гормоном:

а) яичника;

б) щитовидной железы;

в) желудка.

  1. Впервые описал клетку:

а) Аристотель;

б) В.Вирхов;

в) Р.Гук.

  1. Скелет свободной верхней конечности у человека включает:

а) ключицу;

б) лопатку;

в) лучевую кость
Программа утверждена на заседании кафедры общей психологии.

Протокол № 1 от 18 января 2013г.

Заведующая кафедрой общей психологии

кандидат педагогических наук И.С.Алаторцева





Похожие:

Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма по общеобразовательному предмету немецкий язык порядок проведения вступительных испытаний
Охватывают практически все разряды местоимений немецкого языка. Возвратное местоимение sich, его использование в дательном и винительном...
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний Программа вступительных испытаний по русскому языку Общие сведения об экзамене
Экзамен сдается в форме теста, проверяющего следующие знания и компетенции абитуриента
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Русский язык» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения среднего специального или высшего образования
Программа вступительных испытаний по русскому языку составлена в полном соответствии с «Учебной программой для обще­образовательных...
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний при приеме для обучения по программе магистратуры по направлению 050100. 68 Педагогическое образование Степень (квалификация) магистр
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний (в виде собеседования) по направлению 151000 Технологические машины и оборудование
Программа вступительных испытаний (в виде собеседования) для поступления в магистратуру по направлению 150800 «Гидравлическая, вакуумная...
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 140100 «теплоэнергетика и теплотехника»
Целью вступительных испытаний (ВИ) является объективная (экспертная) оценка уровня теоретической подготовки выпускников и соответствие...
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПеречень вступительных испытаний 2011 по специальностям
Перечень вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для поступающих в магистратуру сгэу по направлению «Финансы и кредит» в 2012 г
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)» в 2013 году г. Ростов-на-Дону 2013 г. Министерство образования и науки РФ
Программа вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
Программа вступительных испытаний по общеобразовательному предмету iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру фф-2012 Магистерская программа: «Филологические основы перевода»
При поступлении на программу «Филологические основы перевода» сдаются два вступительных экзамена
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница