Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4




НазваниеРабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4
страница1/18
Дата конвертации01.08.2013
Размер1.74 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Северного района Новосибирской области

Витинская основная общеобразовательная школа

Согласовано: «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор школы

«___» ________ 2012 г. «___» _________ 2012 г.


Рабочая программа

по литературному чтению

в 1 классе
на 2012 - 2013 учебный год
количество часов в неделю – 4
составил учитель начальных классов

Кулачкова Татьяна Семёновна




Рассмотрена на заседании педагогического совета школы, протокол №____ от «__»___________ 2012 г.

Прошла экспертизу на заседании школьного методического объединения, протокол №____

от «__ » ___________ 2012г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, на основе имеющейся авторской программы «Литературное чтение» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литературное чтение» с 1 по 4 класс отводится 544 часа, из них в 1 классе 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели). Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения в объеме 132 часа (обучение грамоте – 80 часов, литературное чтение – 45 часов), из них на проведение стартового образовательного модуля «Введение в школьную жизнь. Первый раз в первый класс» – 7 часов.

Уровень программы – базовый стандарт.

Ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Бунеев, Р. Н. Букварь : учебник по обучению грамоте и чтению / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

2. Пронина, О. В. Тетрадь для печатания. 1 класс / О. В. Пронина, Е. П. Лебедева, О. Ю. Мальцева ; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2011.

3. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 1 класс («Капельки солнца») / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

4. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс : Школьный дом, 2011.

5. Бунеева, Е. В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» : методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева [и др.]; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М. : Баласс, 2009.

6. Бунеев, Р. Н. Уроки литературного чтения во 1 классе : методические рекомендации для учителя / Р. Н. Бунеев [и др.]. – М. : Баласс, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения


Программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 7 лет, у которых только начинает складываться осознанная система представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Именно в этот период начинается формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и учебно-познавательной мотивации.

Изучение литературного чтения в первом классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Уроки обучения грамоте представляют собой интегрированные занятия, включающие различные виды практических работ, связанных с освоением обучающимися элементарного письма и чтения. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Такое структурирование содержания дает возможность обучать письму параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи.

Основанием для отбора и определения содержания начального общего образования по литературному чтению стали учебные действия, связанные со спецификой самого предмета и его основными функциями на каждой ступени начального обучения.

Одним из главных направлений остается обогащение словаря и повышение культуры речи обучающихся. Расширение словаря осуществляется на основе частотности лексических единиц в языке и разговорной речи детей, познавательных интересов и запросов школьников младшего возраста.

Обучение грамоте и развитие речи.

Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, развитию речи, интереса к чтению.

Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой – учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звукобуквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте.

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; видят сочетаемость слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения, в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу; начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Работа с текстом.

На материале текстов «Букваря» начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

II. Работа с текстом во время чтения.

III. Работа с текстом после чтения.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Изучение литературного чтения в начальной школе также направлено на достижение следующих целей:

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

 обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

 освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно читать тексты, работать с различной информацией);

 овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире);

 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных);

 формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических ценностей взаимодействия с окружающим миром), формирование навыка анализа положительных и отрицательных действий героев, событий, воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Результаты изучения учебного предмета

Содержание обучения чтению подчинено требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы:

– усиление деятельностного подхода при обучении чтению;

– обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности;

– усиление развивающего влияния чтения на психическое и личностное развитие младшего школьника.

Особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных.

На основании требований ФГОС НОО (2009 г.) и Международного стандарта качества ИСО 9001:2008 в содержании рабочей программы реализуются актуальные в настоящее время системно-деятельностный, компетентностный, личностно ориентированный подходы, которые определяют задачи обучения:

– овладение техникой чтения, способами понимания и анализа текстов; умениями, навыками различных видов устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); умением определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

– освоение способов универсальных учебных действий (в доступном для младших школьников диапазоне).

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса (базовый уровень):

должны знать/понимать:

 звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

 признаки гласных (ударных и безударных) и согласных звуков (мягких и твердых, глухих и звонких);

 алфавит;

 структуру родной речи (иметь образные представления о единицах русского языка – звуке, слоге, слове, предложении и тексте);

должны уметь:

 читать осознанно, правильно и выразительно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами;

 моделировать структурные единицы русского языка (звук, слово, слог, предложение, текст);

 различать на слух звуки речи;

 различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

 воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

 отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

 подробно пересказывать текст;

 составлять устный рассказ по картинке;

 заучивать наизусть небольшие стихотворения;

 соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 различать рассказ и стихотворение.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

 создавать несложные тексты в устной речи по интересующей школьника тематике;

 использовать нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения в школе, классе, дома, со взрослыми, детьми;

 самостоятельно выбирать и читать книги;

 высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

 работать с различными источниками информации (словарями, справочниками).

Требования к уровню подготовки в области универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

 оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, осваивать роль «хорошего ученика»;

 иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет.

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

 выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками;

 высказывать свое предположение, пытаться предлагать способ ее проверки;

 работать по инструкции, по предложенному учителем плану;

 определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки (+, –, Л, С, Т,);

 проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

 совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

 понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределенными условиями («ловушки») в один «шаг»;

 добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

 оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

 слушать и понимать речь других;

 выделять в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;

 договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;

 работать в паре по операциям, чередуя роли исполнителя и контролера, выполнять различные роли в группе.

Практическая деятельность. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, чтение и объяснение заглавия, рассматривание иллюстрации, комментированное чтение, иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование, игры и упражнения по звуковому и звукобуквенному анализу слова, графические упражнения на начертание печатных и каллиграфических образцов букв и их соединений; конструирование новых букв из элементов, складывание из проволоки, лепка из пластилина ; чтение и письмо слогов, слов, предложений, текстов, разучивание небольших стихотворений, считалок, скороговорок; составление и моделирование высказываний, небольших рассказов по картинкам, всевозможные речевые и словесные игры.

В качестве итоговой оценочной процедуры предполагается использование портфолио ученика. С этой целью организована специальная работа по сбору информации для оформления странички читательского портфолио.

Итоговый контроль проводится в виде предметной и межпредметной (комплексной) проверочной работы в конце учебного года. Предметная проверочная работа включает разноуровневые задачи на ведущие предметные и метапредметные способы/средства действия. Особое внимание в проверочной работе уделено контролю освоения первоклассниками умений контролировать и оценивать свою и чужую работу, использовать знаково-символические средства для представления информации. Комплексная проверочная работа также контролирует освоение базовых предметных и отдельных универсальных способов действия, прежде всего навыков чтения, умения работать с текстом, схемами, понимать и выполнять инструкции.

Для текущего контроля и коррекции хода обучения будут использоваться тестовые методики проверки знаний (в конце изучения тем), умений и навыков, специально разработанные разноуровневые задания, результаты которых будут фиксироваться в специальных оценочных листах. Все контрольно-оценочные процедуры предусматривают приоритет самооценки учащегося.

С учетом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Основные методы и формы работы на уроке: групповая и индивидуальная деятельность, работа с текстом, творческая деятельность учащихся, учебное сотрудничество.

Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: ориентироваться в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–8 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых» картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Системно-деятельностный и культурно-компетентностный подходы отражают стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Содержание обучения литературному чтению предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников, обучению детей способности находить нужную информацию; создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценке их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин, что способствует развитию умения организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее, предвидеть трудности, не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их.

Личностная ориентация образовательного процесса способствует первоначальному осознанию себя как существа, обладающего особым внутренним миром, миром мыслей, чувств, желаний, замыслов, носителя оценок, носителя определенной точки зрения на мир. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, друзьях, родителях и детях, животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий мир.

Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Коммуникативная направленность основной образовательной программы начального общего образования потребовала усиления внимания к разным видам речевой деятельности. Все содержание обучения строится на основе использования читательской деятельности, а также других ее видов (слушания, говорения, письма). Результатом такого подхода может стать сформированность умений читать про себя, что, безусловно, может быть достигнуто к концу обучения в начальной школе. Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы).

В соответствии с принципом, заложенным в стандарте по литературному чтению, – ознакомлением детей с текстами разных жанров, школьникам предлагается чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т. п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру.

Использование как традиционных, так и новаторских методов обучения способствует достижению цели литературного образования – учить школьников, анализируя изложенные там факты, понимать смысл текста, замысел автора.

Например, применение такой формы организации обучения, как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, читателем и его сверстниками-читателями, читателем-учителем и читателем-учеником, что привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми.

Содержание начального общего образования по литературному чтению ориентирует на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, основным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности – от громкого чтения вслух до чтения про себя – осуществляется как умственное действие внутреннего плана и связано с мотивационной стороной учебных действий, направленных на чтение и перечитывание текста.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную, у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Формирование тех или иных речевых умений ребенка достигается использованием конкретных методических приемов: обсуждение смысла событий, описанных в произведении, их последовательности и логической связи; деление текста на части в процессе работы над композицией произведения (выделение описаний, диалогов), составление картинного плана (словесное иллюстрирование) произведения; выбор вида пересказа в зависимости от постановки тех или иных учебных задач (выборочный пересказ, перечитывание фрагмента текста) и др.

Усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения.

Особое внимание обращено на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание.

Знаниевая компонента незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной речи, техники чтения, читательской грамотности, мышления, воображения.

Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала, который предъявляется учащимся.

Литературное чтение.

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Круг детского чтения.

«Попрыгать, поиграть...».

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом.

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, любви и взаимопонимании, младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах.

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия.

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, его красоте, маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

2. Техника чтения.

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.

Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.

Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Создание необходимых условий для эмоционального «проживания» текста детьми, для выражения эмоций. Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир.

Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передаёт через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения . Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают своё отношение к прочитанному.

5. Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: стихотворение, рифма, ритм и настроение в стихотворении; рассказ, герои рассказа, рассказчик и автор.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Развитие устной речи:

– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);

– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению
с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.

Таблично-графическая схема рабочей программы
(
перспективно-тематическое планирование)


п/п

Педагогическая система
урочной и внеурочной
занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид
педагогической
деятельности и дидактическая
модель
педагогического процесса

Педаго-
гичес-
кие средства

Ведущая деятельность, осваи-
ваемая

в системе занятости.

Формы органи-
зации

совзаимодействия

Информационно-
методическое обеспечение педагогической системы урочной

и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

тема

и тип
урока

внеурочная занятость,

самостоятельная
работа

объем
освоения

и уровень
владения
компетен-
циями

универсальные
учебные действия
(УУД)

компоненты культурно-компетент-
ностного опыта / приобретенная компетентность
















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Раздел 1. Обучение грамоте. Чтение

Наименование образовательного модуля программы: Слова-названия, знакомство с предложением, текстом.

Трудоемкость (количество часов): общее – 10.

Цели: педагогическая: организовать условия для ознакомления учащихся с языковыми явлениями: слово-название, предложение, текст; ученическая: в результате освоения данного модуля ученик узнает, что такое слово-название, предложение текст; научится писать слова-названия, предложения.

Базовая дидактическая модель педагогического процесса: системно-деятельностная.

1

Календарь
и календар-

ные празд-




Знание: слово и предмет, набор слов

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу,

Культур-но-компетентност-

Тради-
ционно-педаго-

Органи-зация совмест-

Учебный диалог

У., с. 4–5, календари.

Плакат



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по информатике и икт в 8 (общеобразовательном) классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 2
Составлена в соответствии с «Примерной программой основного общего образования по информатике и икт»
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по математике во 2 классе на 2012-2013 учебный год количество часов в неделю 4 Составил учитель начальных классов
Рассмотрена на заседании педагогического совета школы, протокол № от Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по литературе в 5 «а» (общеобразовательном) классе на 2011 2012 учебный год количество часов в неделю 2 (68ч)
Составил: мельник наталья владимировна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по английскому языку учитель: Плесовских Елена Анатольевна Класс: 8 Учебный год: 2012-2013
Количество часов, распределено исходя из расчёта 3 часа в неделю в течение всего учебного года
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по русскому языку в 5 (общеобразовательном) классе на 2012- 2013 учебный год методическое объединение
Рабочая модифицированная программа рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). Рабочая программа предназначена для работы по учебнику:...
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по русскому языку в 10 (общеобразовательном) классе на 2009-2010 учебный год количество часов в неделю 2
А. И. Власенков//Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 протокол №
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconУчебно-тематическое планирование по английскому языку Учитель: Плесовских Елена Анатольевна Класс: 10 Учебный год: 2012-2013
Количество часов, распределено исходя из расчёта 3 часа в неделю в течение всего учебного года
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по истории 7 класс (базовый уровень) на 2012 -2013 учебный год всего 70 часов (2 часа в неделю)
Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по истории 5 класс (базовый уровень) на 2012 -2013 учебный год всего 70 часов (2 часа в неделю)
Протокол № от 20 года от 20 года от 20 года
Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе на 2012 2013 учебный год количество часов в неделю 4 iconРабочая программа по литературному чтению
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерных программ начального общего образования (2010 года) и авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница