Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года




НазваниеМинистерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года
страница1/11
Дата конвертации01.08.2013
Размер1.4 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И

ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

(проект)

Москва 2008




содержание

стр.




Введение……………………………………………………………….....

3

1.

Место и роль легкой промышленности в экономике

Российской Федерации………………………………………………………..


7

2.

Характеристика легкой промышленности, оценка состояния и

тенденций ее развития………………………………………………………….


14

3.

Анализ состояния внутреннего и внешнего рынков продукции легкой промышленности и перспективы их развития………………………………


24

4.

Системные проблемы легкой промышленности, причины их возникновения …………………………………………………………………


38




4.1.Характеристика проблем и причин их возникновения………………..

38




4.2. Обоснование решения проблем на федеральном уровне……………...

49

5.

Основные цели и задачи Стратегии…………………………………………...

50

6.

Сценарии перспективного развития легкой промышленности…………. …

52




6.1. Индикаторы, этапы и сроки реализации Стратегии…………………..

57




6.2. Прогноз динамики объемов производства, технико-экономических показателей развития легкой промышленности до 2020 года………………


59

7.

Мероприятия, обеспечивающие реализацию Стратегии…………………....

63

8.

Экономические, социальные и экологические последствия реализации Стратегии…………………………………………………………………….


89

9.

Ресурсное обеспечение и финансирование Стратегии………………………

95

10.

Мониторинг и контроль реализации Стратегии……………………………

107

11.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии…………………………….

109


ВВЕДЕНИЕ


Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.

Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в комплексах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического и организа-ционного характера в рамках инновационных, региональных и бюджетных целевых программ,  отдельных проектах.

Стратегия:

- определяет цели, задачи, основные приоритеты развития легкой промышленности на период до 2020 года, пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям, финансовое обеспечение и механизмы реализации, предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности, структурные изменения в развитии отрасли;

- содержит критерии, принципы и тактические задачи, используемые при формировании мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач Стратегии, отвечающих приоритетам государственной политики, требованиям  адекватности отражения происходящих  социально-экономических  изменений, объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости и полноты;

- обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по направлениям развития отрасли;

- служит концептуальной основой для развития государственно-частного партнёрства и малого предпринимательства в отрасли, стимулирования приоритетных инвестиционных проектов в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения и ее экспорта;

- обеспечивает эффективное динамичное развитие отрасли в соответствии с общей идеологией экономического развития промышленного комплекса России (устранение структурных ограничений экономического роста, повышение конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках, социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации).

При разработке Стратегии и мероприятий ее выполнения учтены:

национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для будущего развития российской экономики);

предложения федеральных органов исполнительной власти, испол-нительной власти субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года о создании благоприятных условий для подъема  экономики легкой промышленности, повышения ее конкурентоспособности и имиджа в мировом производстве потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения;

важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, опреде-ляющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

предложения 47 субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;

особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия ее деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2020 года.

Базой для разработки Стратегии послужили следующие материалы:

- основные задачи, приоритеты, сценарные условия и прогноз параметров социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- основные направления развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);

- региональные Программы, концепции и кластеры развития текстильной и легкой промышленности;

- нормативно-правовые акты и официальные источники информации;

- «Методические рекомендации по разработке стратегий развития отраслей промышленности» (от 30.07.2004, МФ-П13-4480).

В основу Стратегии заложен переход отрасли на инновационную модель развития, ориентированной на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции нового поколения. Особое внимание уделено следующим важнейшим направлениям экономического и социального развития легкой промышленности:

техническому перевооружению и ускоренной модернизации произ-водства на базе новых технологий, развитию конкурентоспособных сфер деятельности отрасли, активизации научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, обеспечивающих повышение доли инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

защите внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, стиму-лированию экспорта российской продукции, повышению конкурентного уровня легкой промышленности, инвестиционной, бюджетной и экспортной привлекательности;

улучшению обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и проффесиональными кадрами.

Комплекс мероприятий, заложенных в Стратегии, соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и Перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 года, № Пр-843;

Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, ВИП и других проектов, имеющих государственную и социальную значимость, а также привлечение инвестиций отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.

Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

Разработку Стратегии предполагается осуществить методом программно-целевого прогнозирования, выбор, которого, обусловлен:

- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;

- совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающим реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства продукции к 2020 году в 2,0 –2,5 раза к уровню 2007 года и увеличения экспорта, объем которого в 2020 году составит порядка 3,5 млрд. долларов США.

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкуренто-способность российских компаний, укрепить их позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля продукции отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50%. Не менее 80% продукции легкой промышленности должны иметь инновационный характер и находиться под патентной защитой. Это будет способствовать обеспечению экономической, оборонной и экологической безопасности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной научно-промышленной политики в решении экономических проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

I. МЕСТО И РОЛЬ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Легкая промышленность Российской Федерации - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий сохранение страной статуса независимой и суверенной индустриальной державы, укрепление ее обороноспособности, экономи-ческой, социальной и интеллектуальной безопасности. Она способствует повышению жизнедеятельности населения, восстановлению и поддержанию здоровья людей, улучшению экологии окружающей среды, решению проблем социально-экономического развития регионов и России в целом.

В настоящее время в промышленности функционирует 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны независимо от организационно-правовых форм и форм собственности крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 регионах страны. Около 70 % предприятий легкой промышленности являются градообразующими для малых городов. Все предприятия приватизированы.

Организационно и технологически законченный и взаимоувязанный, промышленный комплекс (от процесса глубокой первичной обработки сырья до выпуска готовой продукции) с экспортной ориентацией способен вырабатывать современный ассортимент продукции в соответствии с требованиями рынка, главным образом предметов массового потребления из различных видов натурального и химического сырья и их сочетаний.

Основными территориями размещения базовых предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (54 предприятия) и Приволжский (30 предприятий) федеральные округа. Выпуск продукции легкой промышленности в структуре промышленного производства этих и других регионов составляет от 10 до 30 процентов. Российским текстильным лидером является Ивановская область, в которой сосредоточены две трети отечественных производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажного текстиля и который наращивает мощности по выпуску экологически чистого ассортимента из льна, обладающего уникальными природными свойствами.

Балансовая стоимость основных производственных фондов легкой промышленности составляет около 29 млрд. рублей. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 487 тыс. человек (4,3% от общей численности обрабатывающих отраслей), 75% которого составляют жен­щины.

Научное обеспечение отрасли осуществляют 15 научно-исследо-вательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.

Обладая большим научно-техническим и производственным потенциалом, легкая промышленность способна влиять на развитие технологий  в смежных отраслях промышленности (машиностроение, химическая промышленность, автомобилестроение, АПК).

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД) легкая промышленность входит в состав ве­дущих мировых отраслей промышленного комплекса. По уровню потребления и объемам продаж продукции она сегодня опережает таких «монстров», как машино- и автомобилестроение, ВПК, химическую промышлен­ность и другие отрасли. При этом объем потребления товаров легкой промышленности растет более высокими темпа­ми, чем прирост населения Земли. Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратеги-ческой безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей сущест-венную инвестиционную поддержку, что не является характерным для России. Поэтому рост объемов потребления товаров в России происходит за счет импорта.

Можно сказать, что сегодня легкая промышленность России также включена в число приоритетных отраслей промышленного комплекса страны. Это заключение сделано по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года, утвержденного перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-1369 от 3 июля 2008 г.) и Правительства Российской Федерации (№ ВП-П9-4244 от 15 июля 2008 г.), предусматривающих решение вопросов по созданию благоприятных условий для подъема  экономики легкой промышленности, повышения ее конкуренто-способности и имиджа в мировом производстве товарной продукции.

Выполнение поставленных задач в выше перечисленных документах, ориентированных на придание новых импульсов в инновационном развитии легкой промышленности России, своевременно и актуально, так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом.

Легкая промышленность России играет существенную роль в обеспечении стабильного и сбалансированного экономического роста страны, улучшения качества жизни населения и улучшения окружающей среды на основе получения синергетического эффекта от масштабного производства экономически выгодных и экологически безопасных товаров, импорто-замещения, повышения конкурентоспособности российских товаропроиз-водителей, укрепления их позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Значительна роль отрасли в решении государственных задач по улучшению демографической ситуации в стране, по созданию условий для повышения рождаемости, защите материнства, детства и семьи в Российской Федерации.

Легкая промышленность отвечает жизненно важным интересам многих регионов, является для них приоритетом (особенно в градообразующих областях и районах) и призвана содействовать гармоничному их развитию, снижению социальной напряженности, обеспечивая занятость большинства населения и улучшения его благосостояния, оказывая помощь в становлении и развитии малого бизнеса.

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, начиная с его рождения, и в деятельности многих отраслей и структур экономики. Предприятия отрасли производят ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, одежду и обувь, в т.ч. лечебно-профилактическую одежду и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочую и специальную одежду. Объемы производства и потребления товаров потребительского и медицинского назначения оказывают непосредственное влияние на экономическое, социальное, культурное и здоровое развитие общества.

Отрасль обеспечивает стратегическую безопасность страны, удовлетворяя потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике, в техническом текстиле и средствах индивидуальной защиты.

  Она участвует в реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Доступное комфортное жилье - гражданам России», «Образование», «Развитие АПК», обеспечивая своей продукцией отрасли, предприятия и организации по этим направлениям использования. Продукция отрасли находит применение в автомобилестроении, судостроении и самолето-строении, производстве мебели, продукции пожаро, и - природоохранного назначения, полиграфии, электротехнической и пищевой промышленности, рыболовстве и во многих других сферах промышленного производства, рис.1.









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года I. Общие положения
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года (далее Стратегия) разработана в соответствии с поручением...
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconУтверждаю заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" Шифр...
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу Введение
Стратегия определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие отрасли и отвечает общей идеологии,...
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconМинистерство промышленности и энергетики российской федерации приказ от 14 марта 2008 г. N 119 об утверждении стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года
С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития химической и нефтехимической промышленности...
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года
Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconПрограмма развития угольной промышленности России
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconМинистерство промышленности и торговли российской федерации
Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438, в целях поощрения работников Министерства промышленности и торговли Российской...
Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу

Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратегия развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года

Министерство промышленности и торговли российской федерации стратегия развития легкой промышленности россии на период до 2020 года iconСтратеги я развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года
России разработана настоящая Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница