Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с
страница1/2
Дата конвертации30.07.2013
Размер372.3 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2
БУРЯТСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УТВЕРЖДЕНО

Ученым Советом

Бурятского филиала

ОУП ВПО «АТиСО»

«___» апреля 2012г.

О.И. Бахаева, Е.Е.Баранова


ПРОГРАММА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

(для студентов заочной формы обучения по специальности

080505.65 «Управление персоналом»)


Улан-Удэ, 2012

Авторы - составители: к.экон.н, доцент кафедры финансов, экономики и управления персоналом Бахаева О.И., ст.преподаватель кафедры финансов, экономики и управления персоналом Баранова Е.Е.

Программа прохождения производственной и преддипломной практики: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». – Улан-Удэ, 2012. – 31с.
Учебно-методическое пособие содержит методические указания по прохождению производственной и преддипломной практики, ведению дневников и составлению отчета. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей - руководителей практики от выпускающей кафедры, руководителей практики от предприятий (принимающих студентов на практику), работников отдела организации практики в вузе.

© Бурятский филиал ОУП ВПО «АТиСО», 2012

© О.И. Бахаева, Е.Е. Баранова

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
1.1. Общие положения, цель и задачи производственной практики
Производственная практика студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» является важным этапом учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов в области персонального менеджмента, делопроизводства в кадровой службе.

Прохождение практики призвано способствовать углублению, закреплению теоретических знаний принципов организации и методологии работы с персоналом, а также приобретению творческих навыков практической работы в кадровых службах, отделах по работе с персоналом.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Основы управления персоналом», «Основы рекрутмента», «Технологии рекрутмента», «Организационное поведение», «Экономика труда», «Социология труда» и др.; развитие и совершенствование навыков по анализу и организации системы управления персоналом.

Для студентов в соответствии с учебным планом устанавливается срок прохождения практики, в течение которого практика по управлению персоналом проводится службах по работе с персоналом на предприятиях, в организациях, учреждениях различных организационно-правовых форм собственности.

Работающие студенты (сокращенная и заочная формы обучения) направляются на практику по месту их работы.

Задачи практики состоят в следующем:

- изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;

- разработка предложений по совершенствованию подсистемы управления персоналом системы управления организации;

- полнота и степень детализации этих задач регламентируется рабочей программой применительно к особенностям конкретных баз практики.

Ответственность за подготовку баз производственной практики для студентов по специализации «Рекрутмент» и организационные вопросы ее начала несет учебно-методический отдел Бурятского филиала ОУП ВПО «АТиСО».

Заключение договоров на проведение производственной практики студентов с организациями и контроль за выполнением осуществляются от имени директора Бурятского филиала ОУП ВПО «АТиСО».

В процессе производственной практики непосредственное руководство осуществляют менеджеры и другие специалисты организаций, принимающих студентов. Они определяют рабочее место практиканта, регламентируют трудовой распорядок труда и режим отдыха, выдают задания и проверяют их исполнение. Руководителем от организации назначается работник из числа опытных специалистов организации.

Производственная практика проводится в соответствии с календарным планом, составленным руководителем от организации (возможно совместно с практикантом) с учетом индивидуального задания, если оно выдано студенту научным руководителем по дипломной работе.

К прохождению практики допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план теоретического обучения в соответствующем семестре.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, являются «Дневник студента по практике» (см. приложение 4). По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике

Не допускается представление отчета, написанного по учебникам. Отклоняется от защиты отчет по производственной практике с текстом, заимствованным из отчета, ранее выполненного другим студентом.
1.2. Сроки и продолжительность практики
Сроки и продолжительность прохождения производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» устанавливаются в соответствии с учебными планами и формами обучения.
1.3. Базы практики и рабочие места студентов
В соответствии с поставленными задачами базами практики являются промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые и иные компании, службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем составе кадровые службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отделы кадров, управления персоналом, обучения, развития персонала, организации труда и заработной платы, мотивации и оплаты труда, социального развития и т.п.

При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться моделью специальности и специализации, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.

На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, в которых студенты проходят практику. Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.
1.4. Руководство практикой
Методическое обеспечение и методическое руководство производственной практики студентов по специальности «Управление персоналом» осуществляет выпускающая кафедра финансов, экономики и управления персоналом.

Перед началом практики, в соответствии с темами дипломных проектов, кафедра распределяет студентов по базам практики в соответствии с заключенными договорами или индивидуальными письмами; назначает руководителей практики от кафедры.

Ответственным лицом за организацию и руководство практикой на соответствующей базе является преподаватель кафедры – руководитель практики.

Руководитель практики от организации назначается из числа высококвалифицированных специалистов. Он знакомит студентов с объектом практики; осуществляет повседневное руководство и контроль хода практики; консультирует и помогает студентам в сборе необходимых материалов по теме дипломного проекта.

Руководитель практики от кафедры до начала практики решает все организационные вопросы, связанные с ее прохождением. К ним относятся: распределение студентов по рабочим местам; составление календарного плана прохождения практики каждым студентом на соответствующих рабочих местах.

Перед началом практики кафедра проводит организационное собрание со студентами, на котором разъясняет цели, задачи, содержание, программу и порядок прохождения практики.

Выполнение студентом работ и заданий в соответствии с рабочим планом регулярно контролируется руководителем практики от организации, о чем делаются пометки в рабочем плане.

Преподаватель кафедры проводит со студентами консультации, контролирует соблюдение ими установленного порядка прохождения практики, оказывает им помощь в выполнении индивидуальных заданий.

При прохождении практики студент обязан:

- выполнять график прохождения практики и все задания, предусмотренные программой;

- выполнять действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
1.5. Содержание и программа практики
В ходе прохождения практики студент должен ознакомиться с базой практики, изучить систему управления персоналом и ее особенности в зависимости от масштабов и организационно-правовой формы организации (предприятия, фирмы), а также собрать материалы и документы, необходимые для подготовки отчета по практике и аналитической части выполняемых в 7–9-м семестрах курсовых и дипломной работ.

Программа практики включает следующие обязательные задания (руководитель практики может внести уточнения в содержание заданий):

1. Изучить общие сведения об организации, включающие:

- название, цель создания, краткую историческую справку;

- основное содержание устава (законодательная основа, функции, права, ответственность);

- экономическую и социальную значимость, полезность деятельности;

- организацию производства продукции, предоставления услуг, выполнения работ (номенклатура, объем производства и реализация продукции (работ, услуг) за последние 3 года в стоимостном и натуральном выражении; себестоимость);

- финансовое положение (затраты, прибыль, рентабельность и т.д.) с указанием необходимой бухгалтерской и статистической отчетности;

- производственную структуру и функциональные взаимосвязи подразделений;

- планирование, организацию и осуществление маркетинговой деятельности (конкуренты, потребители, спрос и его динамика);

- организацию управления (схема организационной структуры управления, функциональные взаимосвязи подразделений и служб);

- взаимосвязь с другими предприятиями (организациями), бюджетом, внебюджетными фондами, кредитно-банковскими учреждениями, страховыми организациями и др.

- обеспечение условий охраны труда и безопасности жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

Для выполнения задания следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду; отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.

2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени, для чего:

- провести анализ: численности по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.

- изучить использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за 3 года или по кварталам в течение года. Изучить динамику численного состава персонала организации: коэффициенты текучести, оборота и т.п., основные причины ухода персонала из организации.

- изучить функции службы управления персоналом по трудоустройству увольняемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда, рекрутинговыми компаниями через передаваемые и получаемые документы и информацию.

Для выполнения задания следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом.
3. Провести анализ системы управления персоналом организации.
Для чего:

3.1. Изучить и провести анализ кадрового, методического, информационного и технического обеспечения системы управления персоналом и документов, характеризующих ее:

- изучить организационную структуру системы управления персоналом организации: состав подразделений и должностных лиц; их иерархическую структуру, подчиненность, оценить ее рациональность и дать предложения по ее совершенствованию;

- составить схему организационной структуры управления персоналом, оценить ее рациональность. Дать предложения по ее совершенствованию.

- изучить функции отдела управления персоналом и других подразделений системы управления персоналом на основе «Положения об отделе»; их распределение между группами и работниками отдела (должностные инструкции); функциональные взаимосвязи отдела с другими подразделениями организации;

- изучить должностные инструкции работников отдела.

- составить таблицы функционального разделения труда (см. форму табл. 1).

При этом рекомендуется использовать следующие условные обозначения: Р – руководит, А – анализирует, С – согласовывает, И – исполняет, О – организует, П – передает, получает информацию и т.д.;

Таблица 1

Функциональное разделение труда



п/п

Наимено-вание функций

Исполнители

Трудоем-кость функций (чел./ч)

Начальник

управления по работе с персоналом

Начальник

отдела

найма персонала

Начальник

отдела

кадров

Менеджер по обучению

персонала



1

2

3

4

5

6



п


- провести анализ функций с точки зрения дублирования, наличия или отсутствия необходимых функций, их централизации; рассчитать трудоемкость основных функций отдела;

- изучить корпоративные модели компетенций и практику их разработки;

- провести анализ состава и использования кадровых документов, способы их ведения, систематизации, контроля исполнения;

- проанализировать состав и использование технических средств службы управления персоналом.

- дать характеристику количественного и качественного состава работников кадровой службы на основе штатного расписания и отчета организации по труду (форма № 2-Т);

- определить наличие основных регламентирующих документов кадровой службы (положения об отделах, должностные инструкции);

3.2. Изучить систему подбора, отбора, оценки и найма персонала в организации:

- внутренние и внешние источники привлечения персонала;

- организацию и порядок подбора, отбора и оценки персонала (процедуру подбора и отбора, состав комиссии, организацию ее работы, состав показателей отбора, состав документов, схемы замещения должностей, требования к кандидатам на замещение вакантных должностей, методы оценки и отбора персонала, функции работников, ответственных за отбор и наем персонала);

- ознакомиться с наличием регламентирующей документации по найму и приему персонала.

- заключение трудовых отношений с принятым кандидатом: подписание трудового договора и оформление соответствующих кадровых документов.
3.3. Изучить организацию адаптации новых работников:

- наличие регламентирующих документов по адаптации персонала (положения об адаптации, программы адаптации и так далее);

- методы и формы организации адаптации;

- функции работников, ответственных за адаптацию;

- наличие документов (справок, отчетов и т.п.) по вопросам системы адаптации.
3.4. Изучить систему обучения персонала:

- систему подготовки и повышения квалификации работников по категориям (руководителей, специалистов, служащих, рабочих в организации);

- формы и методы повышения квалификации и переобучения для разных категорий персонала;

- планы повышения квалификации;

- организационно-методические документы (приказы, положения, аналитические и отчетные материалы).
3.5. Изучить организацию и планирование деловой карьеры и формирование кадрового резерва:

- организационно-методические документы (положение о кадровом резерве, приказы);

- подразделения и должностные лица, выполняющие эти функции;

- процедуру формирования резерва на руководящие должности разных уровней;

- методы оценки кандидатов, использование результатов оценки;

- организацию работы с кадровым резервом.

- составить схемы формирования кадрового резерва; дать оценку.
3.6. Изучить методы деловой оценки персонала:

- систему проведения аттестации работников организации (отдельно – руководителей, специалистов, служащих):

- нормативно-методические документы по аттестации руководителей, специалистов и служащих;

- планы – графики ее проведения;

- процедуру аттестации; состав комиссии, организацию ее работы;

- состав показателей и направлений аттестации работников;

- состав документов (аттестационный лист и т.п.);

- использование результатов аттестации.

- эффективность использования методов деловой оценки персонала (тестирование; собеседование и др.) при замещении вакантной должности, формировании резерва кадров на замещение и тому подобное;

Составить схемы основных управленческих процедур по аттестации персонала.
4. Изучить мотивацию трудовой деятельности:

- формирование мотивационного механизма;

- систему стимулирования труда;

- систему вознаграждения персонала;

- социальную мотивацию персонала;

- системы участия и коллективно-договорные отношения в мотивационном менеджменте.

- используемые в организации формы и системы оплаты труда рабочих, служащих, специалистов, руководителей (тарифные, бестарифные, должностные оклады); порядок формирования фонда заработной платы, его структуру; состав компенсационного пакета.
5. Дать оценку кадровой политики организации, ее места в общей политике организации:

- изучить ее связь с финансовой, маркетинговой, производственной политикой;

- формы, методы и принципы формирования кадровой политики;

- дать характеристику стратегии управления персоналом с учетом стратегии организации, анализа ее внешней и внутренней среды.
1.6. Права и обязанности студентов в период прохождения практики
В период прохождения практики студенты имеют право на:

- обеспечение рабочими местами;

- ознакомление со всей организационно-правовой, распорядительной и справочно-информационной документацией организации, необходимой для выполнения заданий практики;

- оказание помощи в подборе материалов, их анализе, проведении специальных исследований в соответствии с программой практики;

- консультации по вопросам, связанным с выполнением заданий по программе практики.

При прохождении практики студенты обязаны:

- полностью выполнять план-график прохождения практики (приложение 2);

- обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики;

- вести дневник практики по установленной форме (приложение 4), в котором следует ежедневно делать записи о выполненной работе. В конце практики дневник заверяется руководителем практики от организации: ставится его подпись и печать организации;

- еженедельно предоставлять дневник руководителю практики от организации для контроля;

- максимально использовать отведенное для практики время;

- подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;

- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.

Контроль выполнения студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от организации и от кафедры.

«Дневник» является приложением к Программе по прохождению производственной и преддипломной практики. Студент обязан ежедневно по рабочим дням грамотно и аккуратно заполнять дневник. Дневник прилагается к отчёту по соответствующей практике (производственной, преддипломной).

Раздел «Календарный план» составляется студентом совместно с руководителем от производства. В план включаются те пункты программы производственной практики, на которые практикант в данном подразделении может получить ответ. Если от научного руководителя по дипломному проекту студент получил задание, записанное в разделе «Индивидуальное задание», то время на его выполнение предусматривается в календарном плане.

«Дневник» студент ведет на основании календарного плана. В дневнике студент-практикант записывает виды выполняемой ра­боты, ее содержание, отдельно выполненные служебные поруче­ния, свое отношение к выполняемому заданию и возможные предложения по его совершенствованию.

Раздел «Табель присутствия студента-практиканта на рабочем месте» отражает выходы (невыходы) на работу. Табель подписывается руководителем производственной практики от организации и удостоверяется печатью.

Свое присутствие на производственных совещаниях, собраниях, планерках студент-практикант отмечает в разделе «Участие в производственных совещаниях». Сюда студент-практикант заносит соответствующие записи (вопросы повестки, порядок обсуждения, принятые решения, собственное отношение к ним).

В разделе «Нормативные, правовые документы и специальная литература, используемые в работе организации» записываются все те документы и книги, с которыми работает персонал организации. Студент-практикант спрашивает у сотрудников организации, какая литература (нормативная, правовая, учебная, научная, статистическая, методическая) помогает им в работе; по каким направлениям им требуется дополнительная информация.

В разделе «Характеристика руководителя от организации на студента-практиканта» записывается краткая характеристика на студента, проходившего производственную практику. Подписанная руководителем производственной практики характеристика удостоверяется печатью данной организации, в ней также указывается телефон.

Выводы о полученных практических навыках, предложениях по совершенствованию работы организации и совершенствованию проведения производственной практики студент может записать в разделе «Выводы и предложения студента-практиканта».
1.7. Оформление результатов практики
По окончании практики студенты должны представить своему руководителю практики от кафедры письменный отчет о прохождении практики и отзыв организации о результатах прохождения практики.

Структура отчета должна быть четкой и обоснованной - такой, чтобы была отражена логика написания. В нем не должно быть противоречий, повторений, устаревших сведений, грубых грамматических и стилистических ошибок.

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в отчете:

1. Титульный лист (см. приложение 1);

2. Содержание (см. приложение 3);

3. Введение. Во введении отчета следует отразить значение прохождения практики, особенности деятельности организации, в которой студент проходит практику, главные и второстепенные направления деятельности. В этой части отчета необходимо указать границы сбора информации. Направление работы выбирается студентом в первые дни прохождения практики совместно с руководителем от организации и зависит от специфики организации и особенностей развития того или иного направления работы. Объем введения составляет примерно одну-две страницы.

4. Основная часть. Основная часть работы является главным информационным элементом отчета, разбивается на два-три параграфа.

В ней дается:

- общая характеристика организации и анализ производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности;

- анализ численности и структуры персонала;

- характеристика и анализ системы управления персоналом организации; анализ основных функций по управлению персоналом;

Для подтверждения достоверности в отчете необходимо делать ссылки на соответствующие документы.

5. Заключение. В заключении необходимо суммировать всю информацию, полученную на данном предприятии, сделать соответствующие выводы об уровне деятельности организации и внести предложения об улучшении работы организации по совершенствованию системы управления персоналом и отдельных функций по управлению персоналом. Объем заключения, как правило, составляет одну-две страницы.

6. Список литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении отчета. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТа.

7. Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Отчет по практике следует оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов, регламентирующих правила оформления академических работ, - ГОСТ 7.9-95, ГОСТ 7.32-91. Соблюдение стандартов облегчает проверку отчета и приучает студента правильно оформлять любые печатные работы. Некоторые требования указанных стандартов приведены ниже.

Тексты отчетов печатаются на бумаге формата А4. Ориентировочный объем отчета 20-25 страниц при размере шрифта кегель 14 через 1,5 интервала и при сквозной нумерации текста с приложением таблиц, схем, документов, форм и других материалов.

Размеры полей следующие: левого - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм. При написании отчета следует стилистически правильно излагать собственные мысли. Приведенные цифры должны сопровождаться ссылкой на источник.

Все рисунки, таблицы, схемы, диаграммы в тексте нумеруются арабскими цифрами. Таблица, рисунок, схема или диаграмма должны иметь название, которое располагается посередине страницы, причем рисунки, схемы и диаграммы подписываются, а таблицы надписываются. При перенесении таблицы на другую страницу название ее граф следует повторить.

Иллюстративный материал в виде графиков, диаграмм, схем, таблиц, рисунков, фотографий дается в отчете по ходу изложения текста.

Довольно распространенной ошибкой при оформлении является написание различных числительных. Однозначные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами, а многозначные - цифрами. Например, «пять раз», а не «5 раз»; «на пяти страницах», а не «на 5 страницах»; но «45 лет», а не «сорок пять лет».

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пи­шутся цифрами. Например, 5 кг, 100 м. Порядковые числительные пишутся словами. Например, «семнадцатый», «сорок пятый», «шестисотый».

При написании отчета сокращенное написание слов и выражений не допускается. Однако можно применять некоторые общепринятые сокращения. Они бывают трех видов: буквенные аббревиатуры; сложносокращенные слова; условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Буквенные аббревиатуры составляются из первых букв пол­ных наименований. Они бывают общепринятыми (вуз, РФ, НДС), а могут быть и авторскими. Если есть необходимость обозначить какой-то термин аббревиатурой, укажите ее в скобках после первого же упоминания данного термина. Например, «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД), и далее можно употреблять эту аббревиатуру без расшифровки.

Существуют общепринятые условные, графические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочее), вв. - веков, гг. - годы, н.э. (нашей эры), обл. (область), гр. (гражданин), доц. (доцент), акад. (академик). В ссылках употребляются: см. (смотри), ср. (сравни).

Не допускаются сокращения следующих слов: «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла).

Оформление разных литературных, периодических и иных источников (книг, статей в журнале или сборнике трудов, законодательных или нормативных документов, балансовых отчетов) несколько различается. Однако все они должны содержать: а) фамилию и инициалы автора; б) полное название книги; в) данные о переводчике (если это перевод) или о научном (ответственном) редакторе, если книга написана группой авторов; г) название города, в котором издана книга; д) название издательства, которое ее выпустило; е) год издания.

При подготовке отчета по производственной практике особое внимание студенту следует обратить на действующие законодательные и нормативные документы, инструкции, положения, рекомендации, нормативы, стандарты, которые используются в оперативной работе организаций. Полезно использовать обобщенные материалы от полученных консультаций ведущих специалистов организаций (кроме прикрепленного руководителя) по месту прохождения практики.

8. Отзыв организации о результатах прохождения студентом производственной (организационно-экономической) практики должен быть оформлен на бланке организации, подписан руководителем организации и иметь печать организации.
1.7. Подведение итогов практики
По окончании практики студент должен защитить отчет о практике. Основанием для допуска студента к защите отчета по практике являются полностью оформленные отчет и дневник по практике.

Защита отчета по практике проводится в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Защита отчета о практике проходит перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой и в состав которой обязательно входит руководитель практики от кафедры.

В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой по пятибальной системе. Учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике отзывы руководителей практики от организации и кафедры, ответы на вопросы в ходе защиты отчета.

Студент, не выполнивший программу практики или получивший отрицательный отзыв о работе, может быть отчислен за задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учебы время и при согласовании с учебно-методическим отделом Бурятского филиала ОУП ВПО «АТиСО».


2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
2.1. Общие положения, цель и задачи преддипломной практики
Преддипломная практика является завершающим этапом в процессе подготовки квалифицированных специалистов по управлению персоналом.

Целью практики является решение конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в Академии, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.

Основные задачи практики:

1. закрепление практических навыков решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации;

2. углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации (предприятия) – базы практики;

3. сбор материалов по вопросам управления персоналом в организациях любого типа и профиля с целью изучения конкретных вопросов по теме дипломной работы.

Полнота и степень детализации решения этих задач определяются особенностями конкретной организации – базы практики, темой дипломного проекта и отражаются в индивидуальной рабочей программе.

Конкретное руководство преддипломной практикой осуществляют руководитель от кафедры и руководитель от организации, принимающей студента на преддипломную практику. Руководителем от организации назначается специалист-менеджер из числа наиболее опытных работников.

Методическое руководство и оценка результатов преддипломной практики студентов по специализации «Рекрутмент» возлагаются на кафедру финансов, экономики и управления персоналом.

Преддипломная практика проводится в соответствии с календарным планом, составляемым практикантом вместе с руководителем от организации, с учетом дипломного задания по избранной теме, выданного студенту научным руководителем.

2.2. Сроки и продолжительность прохождения практики

Сроки и продолжительность прохождения преддипломной практики для студентов специальности 080505 «Управление персоналом» устанавливаются в соответствии с учебными планами и формами обучения
2.3. Базы практики и рабочие места студентов
Базами преддипломной практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, региональные службы по труду и занятости, кадровые и рекрутинговые агентства, банки, торговые, страховые, консалтинговые компании и другие организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Студенту разрешается самостоятельный выбор места прохождения преддипломной практики при условии подтверждающего документа от руководителя организации о готовности к приему студента с указанием полных реквизитов учреждения

Предпочтение отдается таким организациям, которые имеют возможности для реализации целей и задач преддипломной практики в более полном объеме. Основанием для назначения конкретной организации базой практики является наличие заключенного договора между Бурятским филиалом ОУП ВПО «АТиСО» на прохождение преддипломной практики группой студентов или индивидуальных договоров на основании писем от организаций.

При выборе рабочего места для студента необходимо руководствоваться прежде всего темой его дипломного проекта, а также исходить из того, что на рабочем месте будущий специалист должен получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом. В связи с этим рабочие места студентов могут находиться, например, в отделе кадров, отделе технического обучения, отделе труда и заработной платы, отделе охраны труда и техники безопасности, отделе социального развития, а также в службе (отделе) персонала и так далее.

Студент получает в учебно-методическом отделе направление в организацию, где будет проходить практику, в библиотеке - методические указания по прохождению преддипломной практики.

В случае отказа предприятия в приеме на преддипломную практику по направлению, студент сообщает об этом в учебно-методический отдел по телефону 22-35-50, факсу 22-35-71 в день начала практики.
2.4. Руководство практикой
Учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляет выпускающая кафедра финансов, экономики и управления персоналом.

Руководитель преддипломной практики по рекомендации кафедры назначается приказом директора Бурятского филиала ОУП АТиСО из числа опытных преподавателей методической секции по управлению персоналом.

Руководитель от кафедры готовит методическую документацию по преддипломной практике по специализации «Рекрутмент».

Перед началом преддипломной практики он совместно с учебно-методическим отделом проводит организационное собрание, на котором знакомит студентов с программой прохождения практики, рекомендует порядок ведения деловых записей, излагает требования к отчету по преддипломной практике и его защите. Ориентирует студентов на особо внимательное отношение к данному этапу учебного процесса.

Руководитель от кафедры посещает отдельные базы практики, принявшие студентов, для контроля и оказания им необходимой методической помощи.

Для руководства преддипломной практикой по месту ее прохождения может назначаться руководитель практики от организации, который оказывает помощь студентам в сборе необходимых материалов для написания дипломного проекта.

По окончании преддипломной практики проверяет отчеты студентов, участвует в комиссии по защите отчетов, готовит справку о результатах пройденной студентами преддипломной практики и докладывает на заседании кафедры.

Требования к отчету по преддипломной практике и его защите со стороны комиссии ограничиваются выполнением программы по теме дипломного проекта.

После проверки отчета студент допускается или не допускается к его защите. В случае заключения о не допуске к защите отчет возвращается студенту для доработки. Если студент с отчетом по преддипломной практике повторно не допускается к защите, руководитель по преддипломной практике от кафедры докладывает об этом на заседании кафедры, где принимается решение о возможности или отказе в аттестации. Сравнить с п.2.5.
2.5. Содержание практики, методические рекомендации по ее проведению
Содержание преддипломной практики определяется тем, что студенты обладают теоретическими знаниями, полученными при изучении общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, дисциплин специализации «Рекрутмент», а также практическими навыками, полученными в ходе предыдущих практик и выполнения курсовых проектов.

Преддипломная практика нацелена на изучение, сбор, обработку и систематизацию материалов для написания дипломного проекта. В связи с этим конкретная рабочая программа похождения практики должна быть составлена индивидуально каждым студентом совместно с руководителем дипломного проектирования с учетом темы дипломного проекта, базы практики и данной типовой программы.
Содержанием практики является выполнение трех заданий.
Первое задание направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта и связно с составлением общей характеристики организации – базы практики, анализом показателей ее производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, выявлением проблем, которые прямо или косвенно являются причинами неудовлетворительных показателей в работе организации. С этой целью студент должен:

1. Изучить общие сведения об организации, ее организационно-правовую форму и форму собственности (государственное, частное, муниципальное предприятие, акционерное общество, малое предприятие и т.п.), в том числе:

- специфику организации, назначение выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг;

- производственную структуру (состав подразделений, цехов, участков, производственных звеньев и т.п.);

- организационную структуру управления организацией;

уровень специализации и кооперирования предприятия;

- общие сведения об объеме производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, объеме продаж, численности работающих.

2. Изучить перспективы развития организации с учетом возможностей рынка.

3. Проанализировать результаты производственно-хозяйственной деятельности и финансовой организации и дать оценку по некоторым показателям эффективности:

- объемы производства и реализации (продаж) продукции, работ, услуг;

- затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

- прибыль (доход), рентабельность;

- организационно-технический уровень производства, состав и возраст оборудования, технических средств управления;

- численность работающих, анализ состава персонала, производительность труда, состав фонда оплаты труда;

- финансовые результаты (собственные и заемные средства, основные и оборотные средства и т.п.).

В соответствии с темой дипломного проекта студент совместно с руководителем дипломного проекта конкретизирует анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов: финансового отчета; отчета о финансовых результатах; бухгалтерского баланса; устава организации; штатного расписания; правил внутреннего распорядка; положений о подразделениях; должностных инструкций, положений по оплате труда, премированию, о вознаграждении по итогам работы за год.

На основе проведенного анализа необходимо обосновать, что причинами и факторами, оказывающими негативное влияние на показатели эффективности производства, являются именно те аспекты управления персоналом, которые подлежат разработке в дипломном проекте, и определить степень и направления этого влияния.
Второе задание так же направлено на изучение, сбор и обработку информации для написания аналитической части дипломного проекта, но оно носит индивидуальный характер для каждого студента, так как зависит непосредственно от темы дипломного проекта. Оно связано с изучением состояния системы управления персоналом организации и ее подразделений, а также с разработкой проектных предложений по совершенствованию системы управления персоналом в выбранном направлении, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений.

В зависимости от направления исследований дипломного проекта студент должен проанализировать:

- процесс формирования и реализации кадровой политики организации;

- состав подразделений по управлению персоналом, их функции, права, ответственность, разделение полномочий, взаимосвязь с другими подразделениями организации;

- основные методы управления персоналом, используемые на разных уровнях управления персоналом (руководителями и кадровыми службами);

- существующую систему найма, отбора и приема на работу новых сотрудников, использование различных источников привлечения персонала, взаимосвязь с внешними организациями (службами занятости, кадровыми, рекрутинговыми агентствами);

- методы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, используемые в организации;

- программы подготовки кадрового резерва и работы с ним;

- планы служебного роста работников организации;

- процесс управления деловой карьерой сотрудников;

- методы и процедуры деловой оценки и аттестации персонала;

- организацию адаптации кадров;

- организацию подбора и расстановки кадров:

- управление мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности;

- управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе;

- способы профилактики и устранения конфликтов в коллективе организации;

- организацию труда руководителей, использование ими рабочего времени;

- методы нормирования труда основных и вспомогательных рабочих;

- взаимодействие организации с государственными и региональными службами занятости, рекрутинговыми агентствами и агентствами по найму для обеспечения покрытия потребности в персонале и занятости работников

При выполнении второго задания студентам рекомендуется:

1. Для анализа системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме изучить:

- общие функции управления персоналом (планирование, организацию, учет, контроль, регулирование);

- подразделения службы управления персоналом (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел социального развития, юридический отдел и др.), их конкретные функции в соответствии с темой дипломного проекта, используя для этого положения об отделах и службах, должностные инструкции; необходимо составить таблицы функционального разделения труда и функциональных взаимосвязей исследуемых отделов, рассчитать трудоемкость основных функций управления персоналом;

- технологию управления персоналом с учетом состава и последовательности принятия решений, состав и последовательность выполнения важнейших функций по рассматриваемой проблеме путем построения схем и программ их выполнения;

- количественный и качественный состав работников кадровых служб с помощью построения схемы организационной структуры управления организацией и изучения штатного расписания;

- состав и формы документов, используемых службой управления персоналом для выполнения своих функций (планы и отчеты по труду и заработной плате, по численности работающих; баланс рабочего времени; планы переобучения и повышения квалификации; планы социального развития коллектива; коллективный договор, трудовой договор (контракт); положение об аттестации работников; схемы документооборота и др.);

- состав технических средств, средств связи, периферийных устройств, компьютерной техники; уровень механизации и автоматизации труда работников кадровых служб; организацию их рабочих мест, планировку помещений, условий труда, организацию его охраны и техники безопасности.

2. Вскрыть причины негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, определить их место в производственной или управляющей системе.

3. Составить задание на организационное проектирование, где отразить цели совершенствования системы управления персоналом, сформулировать перечень проектных решений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой, указать предполагаемые затраты, факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений.
Третье задание направлено обработку полученных результатов для написания проектной части исследования. Оно связано с разработкой конкретных предложений и рекомендаций по дальнейшему улучшению практики работы организации в исследуемой области, оценкой экономической и социальной эффективности проектных предложений и составлением плана по их внедрению.

При выполнении третьего задания студентам рекомендуется:

- сформулировать перечень проектных предложений по рассматриваемой проблеме с их краткой характеристикой;

- посчитать предполагаемые затраты, необходимые для внедрения этих предложений;

- указать факторы и источники экономической и социальной эффективности проектных предложений;

- разработать план мероприятий их внедрения.

Следует отметить, что социально-экономическое обоснование разработанных мероприятий является обязательной составляющей проектной части дипломного проекта.
2.6. Права и обязанности студентов в период прохождения практики
Студент на преддипломной практике выполняет все указания руководителя от организации, предусмотренные календарным планом, следует правилам внутреннего распорядка. Календарный план преддипломной практики студент составляет совместно с руководителем от организации в соответствии с индивидуальными заданиями и балансом рабочего времени. Студент-практикант ведет дневник с кратким описанием результатов деловых встреч, записями важных сведений из официальных документов, используемых в практической работе.

Студент может обращаться за необходимой методической помощью к руководителю преддипломной практики - научному руководителю по дипломам в процессе прохождения практики и при подготовке отчета.

Отчет по преддипломной практике представляется на кафедру в течении трех рабочих дней после окончания практики. Дату защиты отчетов по преддипломной практике устанавливает выпускающая кафедра совместно с учебно-методическим отделом Бурятского филиала ОУП ВПО «АТиСО».

Прохождение преддипломной практики оценивается по результатам защиты отчета с приложенным дневником. Подпись руководителя от организации под характеристикой в дневнике удостоверяется печатью данной организации.

Аттестационная оценка по результатам защиты отчета выставляется в зачетную книжку студента.

Студент, не прошедший преддипломную практику по уважительной причине, проходит ее, как правило, в следующем учебном году, а при неуважительной причине отчисляется из Академии.
  1   2

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для студентов 4 курса (озо, одо) специальности 050602. 65 «Изобразительное искусство»
О. А. Бакиева. Народный костюм Севера: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для студентов филологического факультета заочной формы обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов филологического факультета заочной формы обучения специальностей «Русский...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Москва 2007 Научный редактор
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной формы обучения педагогических университетов и институтов,...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»: учебно-методическое пособие. М.: Мади (гту), 2005. 48 с
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconМетодические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
Учебно-методический комплекс Основы безопасности труда составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине
Сборник тестов: учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине «Организация производства» для студентов Высшей...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие по курсу Гражданское право (особенная часть) для студентов заочной формы обучения
Гражданское право (особенная часть): Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Института права и предпринимательства.//...
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Семейное право: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 17 с
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий, самостоятельной работы, контрольных работ специалистов и бакалавров очной и заочной форм обучения
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М....
Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по специальности «Управление персоналом». Улан-Удэ, 2012. 31с iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница