Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»




НазваниеПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»
Дата конвертации27.07.2013
Размер111.34 Kb.
ТипПрограмма дисциплины


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Факультет Электроники и телекоммуникаций


Программа дисциплины « Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»

для направления 210100.68 «Электроника и наноэлектроника» подготовки магистра 1курс


Автор программы: доцент, к.т.н. Л.С.Мироненко lmironenko@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры "Электроника и наноэлектроника" «___»_________2012 г.
Зав. кафедрой ______________К.О. Петросянц
Рекомендована секцией УМС «Электроника» «___»_________ 2012 г.

Председатель __________________________
Утверждена УС факультета Электроники и телекоммуникаций «___»__________2012 г.

Ученый секретарь________________________

Москва, 2012

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100 «Электроника и наноэлектроника»

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ГОС ВПО по направлению подготовки магистров 210100 «Электроника и наноэлектроника»

  • Образовательной программой для подготовки магистров 210100 «Электроника и наноэлектроника»

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистров 210100 «Электроника и наноэлектроника», утвержденным в 2011г.


Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники» являются

 изучение передовых достижений, основных направлений, тенденций, перспектив и проблем развития современной электроники и наноэлектроники

 формирование навыков оценки новизны исследований и разработок, освоения новых методологических подходов к решению профессиональных задач в области электроники и наноэлектроники

3. Задачами дисциплины являются:

 познакомить обучающихся с физическими основами и принципами построения приборов

устройств и систем современной электроники

 дать информацию о принципах действия основных устройств современной электроники

и наноэлектроники


4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

     Знать основные источники научно-технической информации по проблемам современной

    электроники и наноэлектроники ОК-7

  • Уметь осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые материалы для современных систем электроники и наноэлектроники ПК-6

  • Владеть навыками дискуссии в области современной электроники и наноэлектроники

    ОК-12

  • Владеть терминологией в области квантовой электроники ОК-2




В результате освоения данной дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность собирать, анализировать и систематизировать отеч. и зарубежную н-техн. инф-цию по тематике исследований в области электроники и наноэлектроники (форм.частично)


ПК-18

Подготовка к семинарским занятиям, обсуждение заданий на семинарах, решение поставленных научных задач, правильное использование специализированной научной литературы


Посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям и работа на них. Выполнение рефератов

Готовность анализировать и систематизировать результаты исследований, представлять материалы в виде научных рефератов, презентаций

(форм.частично)


ПК-21

Способность сформулировать цель исследований, выбор методы её достижения, участие в дискуссиях на семинарах


Подготовка специализированного материала, дискуссия на семинарах

Создание текстов, сообщений

ИК-Б 2.2.1 (Э)

Самостоятельная подготовка научного материала

Дискуссии на семинарах

Использование ИКТ для поиска и обработки информации

ИК-Б 4.1.(Э)

Поиск научной информации в электронных базах

Подготовка научного систематизированного материала



5. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров направления 210100 «Электроника и наноэлектроника»

6. Тематический план учебной дисциплины







Раздел дисциплины

Всего

час

Лекции

Семинары

Сам.

раб

1

История развития вакуумной и полупроводниковой электроники. Транзистор как основной элемент интегральной электроники

15

1

4

10

2

Предельные возможности интегральной микроэлектроники. Физические и технологические ограничения на уменьшение размеров и рост степени интеграции.

15

1

4

10

3

Функциональная микроэлектроника. Акустоэлектроника. Криоэлектроника. Магнитоэлектроника.


23

2

6

15

4

Квантовые основы наноэлектроники


32

2

10

20

5

Технологические особенности формирования наноструктур

29

1

8

20

6

Квантоворазмерные структуры и приборы на их основе.

30

1

8

21




Всего

144

8

40

96



Содержание дисциплины




Тема 1. История развития вакуумной и полупроводниковой электроники. Транзистор как основной элемент интегральной электроники



История развития вакуумной и полупроводниковой электроники. Работы по вакуумной электронике в начале ХХ века. Создание транзистора. Роль планарной технологии. Интегральные схемы. Преимущественное использование МДП-транзисторов и взаимосвязь масштабирования их размеров и параметров.

Тема 2. Предельные возможности интегральной микроэлектроники. Физические и технологические ограничения на уменьшение размеров и рост степени интеграции.
Интегральные схемы с высокой степенью интеграции. Физические и технологические ограничения при создании элементной базы нового поколения. Приборы будущего в микроэлектронике.
Тема 3. Функциональная микроэлектроника. Акустоэлектроника. Криоэлектроника. Магнитоэлектроника.
Применение новых материалов. Поиск альтернативной электронной базы. Акустоэлектроника. Криоэлектроника. Магнитоэлектроника. Основные физические эффекты и принципы использования.

Тема 4. Квантовые основы наноэлектроники
Наноэлектроника как логическое продолжение микроэлектроники. Квантоворазмерные структуры. Квантовое ограничение, интерференция, теннелирование сквозь потенциальные барьеры.

Тема 5. Технологические особенности формирования наноструктур

Элементы наноэлектроники на основе резонансного туннелирования, квантовых проводов. Квантовые точки. Нанотехнологические установки.

Тема 6. Квантоворазмерные структуры (КРС) и приборы на их основе.

Квантоворазмерные структуры. Физические свойства квантовых ям, квантовых решёток, квантовых проволок. Физика резонансного туннелирования в КРС. Выбор материалов для создания КРС. Новый класс полупроводниковых приборов на базе наноразмерных структур.

8. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

Модуль

Параметры

Текущий

контроль активности на семинарах

3, 4

ответы на вопросы, участие в обсуждениях научных проблем

Итоговый

Устный экзамен

4

умение грамотно изложить поставленную научную проблему и возможные пути её решения


9. Порядок формирования оценок по дисциплине

  • текущий контроль предусматривает учет активности студентов в ходе проведения семинаров, выступления, участие в научных дискуссиях, консультации с преподавателями по данной теме;

  • итоговый контроль проводится в форме устного экзамена по темам дисциплины

Итоговая оценка формируется как взвешенная сумма оценки, накопленной в течение курса, и оценки за устный экзамен. Накопленная оценка (НО) (максимум 10 баллов) включает оценку за работу на практических занятиях (Оп.з.) : НО=0,5Осем.

Итоговая оценка (ИО) (максимум 10 баллов) по курсу определяется с учетом накопленной оценки (с весом 0,4) и оценки за устный экзамен в конце курса (с весом 0,6) по следующей формуле:

ИО=0,4*НО + 0,6*УЭ

Устный экзамен является обязательным, независимо от накопленной за учебный год оценки. Студент, не явившийся на экзамен без уважительной причины, или сдавший его на неудовлетворительную оценку (от 1 до 3 баллов), получает неудовлетворительную оценку за курс в целом.

Пересдача по курсу (П) (первая, вторая) представляет собой устный экзамен, за который выставляется оценка (максимум 10 баллов).

Итоговая оценка по курсу после пересдачи (ИОП) (первой, второй) определяется с учетом накопленной оценки (с весом 0,4) и оценки за пересдачу (с весом 0,6) по следующей формуле:

ИОП=0,4*НО + 0,6*П

Все округления производятся в соответствии с общими математическими правилами.

Оценки за курс определяются по пятибалльной и десятибалльной шкале.

Количество набранных баллов

Оценка по десятибалльной шкале

Оценка по пятибалльной шкале

9,5-10

10

отлично

8,5-9,4

9

отлично

7,5-8,4

8

отлично

6,5-7,4

7

хорошо

5,5-6,4

6

хорошо

4,5-5,4

5

удовлетворительно

3,5-4,4

4

удовлетворительно

2,5-3,4

3

неудовлетворительно

1,5-2,4

2

неудовлетворительно

0–1,4

1

неудовлетворительно


10. Образовательные технологии


Практические занятия проводятся в виде семинаров с использованием компьютерных презентаций, изучением эффектов и характеристик приборов, с обсуждением представленного материала.

Самостоятельная работа включает подготовку к практическим занятиям, поиск информации в интернете, поиск статей, подготовку к экзамену.

Лабораторные занятия, расчётные задания, курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

11. Оценочные средства контроля и аттестации студента:
вопросы для оценки качества освоения дисциплины



  1. Первые электронные приборы.

  2. Планарная и планарно-эпитаксиальные технологии. Интегральные схемы

  3. Разновидности интегральных схем. Роль степени интеграции.

  4. Предельные возможности интегральных микросхем.

  5. Физические и технологические ограничения на уменьшение размеров и рост степени интеграции

  6. Функциональная микроэлектроника. Акустоэлектроника.

  7. Функциональная микроэлектроника. Криоэлектроника

  8. Функциональная микроэлектроника. Магнитоэлектроника

  9. Наноэлектроника как логическое продолжение микроэлектроники.

  10. Элементы наноэлектроники Квантоворазмерные структуры

  11. Проблемы создания полупроводниковых приборов на базе наноразмерных структур

12. Учебно-методическое и информационной обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Степаненко И.П. Основы микроэлектроники: Учебн.пособие для вузов.-2е изд.,перераб и доп.-м,:Лаборатория Базовых Знаний 2001г -488с

  2. Росадо Л. Физическая электроника и микроэлектроника: Пер с исп.М.Высш.шк.1995 -351с

3. Щука А.А. Наноэлектроника.-М.:Физматлит,2007.-464с

4. Драгунов В.П.,Неизвестный И.Г., Гридчин В.А. Основы наноэлектроники:

Учеб.пособ.2- еизд.испр.и доп.-Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2004.-496с

5. Борисенко В.Е., Воробьёва А.И., Уткина Е.А. Наноэлектроника.

Уч.пособие.М.Бином.Лаб.знаний,2009г
б) дополнительная литература:

1.Воробьёв Л.Е., Ивченко Е.Л., Фирсов Д.А.,Шалыгин В.А. Оптические свойства наноструктур.

Уч.пособие-СПб:Изд-во Наука,2001г – 188с

2. Демиховский В.Я., Вугальтер. Физитка квантовых низкоразмерных структур. М.: Логос,2000г

3. Херман М.А Полупроводниковые сверхрешётки. М,Мир,1989г, 239с

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Системные программные средства: Microsoft Windows XP

  2. Прикладные программные средства Microsoft Office 2007 Pro, FireFox

  3. Интернет-браузер Internet Explorer или Mozilla Firefox для проведения семинаров по материалам соответствующих разделов курса.


Автор программы Мироненко Л.С.


Похожие:

Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины " История и методология науки и техники в области электроники"  для направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100,...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconСлужебная записка
В связи с открытием нового направления «Электроника и наноэлектроника» в лаборатории Физических основ микро- и наноэлектроники требуются...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» icon1. Список профилей направления подготовки бакалавров 210100 «Электроника и наноэлектроника»
Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки бакалавров 210100 «Электроника...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconРабочая программа учебной дисциплины «физические основы электроники»
Цель дисциплины «физические основы электроники» направления подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма дисциплины «Физика полупроводников»  для направления 210100. 62 «Электроника и наноэлектроника»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconМдп-интегральные схемы» Рекомендуется для направления подготовки 210100 «Электроника и наноэлектроника» по профилю «Микроэлектроника и твердотельная электроника» Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Составитель рабочей программы: А. И. Сурайкин, к т н., доцент кафедры микроэлектроники
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconРабочая программа учебной дисциплинЫ «электрические машины»
Место дисциплины в структуре ооп: Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б. 3 основной образовательной...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconРабочая программа по дисциплине Философия науки и техники для направления 210100 «Электроника и микроэлектроника»
Рабочая программа составлена на основании гос впо для направления 210100 — «Электроника и микроэлектроника» №22 тех./маг, утвержденного...
Программа дисциплины «Актуальные проблемы современной электроники и наноэлектроники»  для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника» iconПрограмма разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направления 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница