Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты»




НазваниеПредмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты»
страница1/4
Дата конвертации24.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипПрезентации
  1   2   3   4
М.В. Симкачева,

к.ф.н., доцент кафедры журналистики КГУ.

Р.П. Баканов,

к.ф.н., старший преподаватель кафедры журналистики КГУ;

УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА: ШАГИ В ПРОФЕССИЮ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОТДЕЛЕНИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ КУРСА

«ВЫПУСК УЧЕБНОЙ ГАЗЕТЫ»



«Выпуск учебной газеты» – курс практических занятий, где студенты приобретают знания о процессе создания печатного издания, умения и навыки самостоятельного планирования номера газеты, узнают основы верстки и другие правила допечатной подготовки издания. В процессе работы над созданием номера учебной газеты, студенты проходят все творческие и технические этапы подготовки: от замысла и тем журналистских материалов до последнего шага технологической цепочки – выпуска печатного СМИ.

Основной целью курса является освоение практических навыков организации и выпуска печатного издания.

В рамках проведения практических занятий по подготовке и выпуску печатного СМИ решаются следующие задачи:

  • развитие навыков самостоятельного творчества и обучения;

  • освоение технологии производства печатного издания.

Данный курс закрепляет полученные знания в теоретических дисциплинах цикла Основ журналистики: теории журналистики и введения в специальность и помогает реализовать эти навыки в реальной практической деятельности. Полученные знания помогают студентам выбрать тему, угол зрения на проблему, собеседника, методы сбора информации, принципы построения журналистского материала (факты, комментарии). Так же студенты должны уметь определять аудиторию, для кого будут писать; уметь обрабатывать диктофонные записи, доступно интерпретировать изложенное.

Учитывая приоритет самостоятельной работы студента над аудиторными занятиями в данном куре (по учебному плану: 136 часов – на самостоятельную работу и 16 часов – на аудиторные практические занятия), акцентируется внимание на внеаудиторной работе студентов над созданием газеты или журнала: создаются автономные рабочие группы редакций, назначаются ответственные за выпуск, рубрики, темы, новости, фотографии, корректуру, верстку.

Основной процесс работы над выпуском учебного СМИ происходит в условиях, максимально приближенных к реальной редакционной деятельности. Выбор темы, сбор информации, организация интервью, встреч, походы на мероприятия и, как итог – написание текстов – все это студенты организовывают самостоятельно. На это им отводится одна учебная неделя. Еженедельно в одно и то же время, во время аудиторных занятий по расписанию – проводятся консультации с преподавателем, обсуждение тем, анализ выполненной работы, намечается план дальнейших действий, рассматриваются трудности и решаются проблемы, с которыми столкнулись студенты за время подготовки печатного издания. Таким образом проводится редакционная планерка. Важно, чтобы студенты умели анализировать свою работу и быть ответственными за нее.

Роль преподавателя – велика. В данном случае он выступает не только как консультант-наставник, но и как редактор будущей газеты (руководитель проекта). Даже, несмотря на то, что в рабочей редакционной группе из числа студентов назначается главный редактор. Именно преподаватель следит за тем, какая будет газета или журнал, чтобы созданное студентами издание, действительно стало средством массовой информации, прослеживалась четкая тематическая линия, просматривалась идея. Если опустить этот момент, то студенты могут сделать все, что угодно: рекламный проспект или дайджест Интернет-текстов. Вот это самое важное – объяснить будущим журналистам, что такое средство массовой информации в традиционном понимании.

Кроме этого, студенты, прошедшие данный курс, изучив теоретические и практические аспекты создания газеты (журнала) должны:

  • Понимать специфику журналистского труда, заключающемся в создании и выпуске печатного издания.

  • Обладать практическими навыками организации и выпуска печатного издания.

  • Ориентироваться в понятиях и уметь применить на практике знания о технологии создания печатного СМИ: направленность, тематика, выбор жанров, сбор и обработка информации, подготовка текстов, подбор заголовков, иллюстраций, корректура.

  • Приобрести умения и навыки конструирования издания: выбор формата, определение структуры и композиции, разработка титульной части, подбор шрифтов и оформительских элементов.

Курс практических занятий по выпуску учебной газеты проводится на дневном и на заочном отделении факультета журналистики. Длительность курса – один семестр, завершается зачетом. Готовое печатное СМИ оценивается по критериям балльно-рейтинговой системы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Учебная дисциплина «Выпуск учебной газеты» включает в себя пять основных тематических разделов курса:

  1. Специфика печатного издания. Газета как тип средства массовой информации.

  2. Должностные обязанности участников редакционной группы. Функции ответственных специалистов.

  3. Концепция и тематическая направленность печатного издания. Его аудитория.

  4. Конструирование печатного издания (понятия: «Содержание» и «Форма»).

  5. Макетирование и верстка.

В первом разделе «Специфика печатного издания» газета определяется как тип средства массовой информации, рассматриваются форматы и типы изданий. Студенты получают методические указания к дальнейшей самостоятельной работе. Коллегиально намечаются направления работы, выбирается и обосновывается модель будущей учебной газеты (название, девиз, количество полос, формат, шрифтовое разнообразие, темы материалов, наиболее интересные для освещения на страницах студенческой учебной газеты).

Второй раздел «Должностные обязанности участников редакционной группы. Функции ответственных специалистов» посвящен изучению деятельности редакционного коллектива по выпуску печатного издания. Рассматриваются функции специалистов. Словарь журналистских терминов пополняется понятием «Планерка». Среди участников редакционной группы распределяются функциональные обязанности, назначаются ответственные за разные виды работ. Продолжается планирование печатного издания.

«Концепция и тематическая направленность печатного издания. Его аудитория» – содержание третьего тематического раздела. Преподаватель разъясняет понятие «Социальная значимость информации», трактует специфику задач, стоящих перед журналистами. В редакционной группе определяют аудиторию будущей газеты, обосновывая свой выбор. Далее начинается работа репортера, состоящая из двух основных этапов: Первый – сбор информации. Ребята самостоятельно выбирают и применяют традиционные и нетрадиционные методы сбора информации, учатся отбирать сведения из Интернета. Второй этап – обработка полученных данных, подготовка текстов. Акцентируется внимание на требованиях к заголовку, условиях информативности и эффективности текста, типах текстов.

Следующий шаг «Конструирование печатного издания». Включение понятий «Содержание» и «Форма» печатного издания. Элементы содержания произведения: проблема, конфликт, кульминация, система доказательств, сюжетно-композиционная линия, лексико-стилистическая линия, жанровые элементы, факты.

Форма подачи материала (план)последовательное логическое изложение отобранного материала: композиция, архитектоника, сюжет. Рассматривается взаимосвязь текстового содержания и формы материала.

Практическая работа в редакции учебной газеты включает: выбор рубрик; их распределение по полосам; обсуждение подготовленных студентами материалов; их доработка; последнее обсуждение «шапки», девиза будущего номера; подбор фотографий, выбор места для них на полосе будущего номера.

Следующий этап – подготовка издания к выпуску: сдача готовых материалов (материалы готовятся в период самостоятельной работы студентов в срок, определяемый выходом газеты); их обсуждение; корректура; проверка работы отделов редакции; анализ выполнения обязанностей главного редактора и проделанной работы коллектива.

Далее наступает техническая стадия работы: «Макетирование и верстка» – составление макета и полиграфический процесс изготовления печатной формы будущего номера газеты (журнала). Готовые материалы и концепция издания передаются в руки ответственного секретаря. В оформлении будущей газеты важно их размещение на полосах. Здесь можно прибегнуть к классическому расположению текстов, фотографий и оформительских элементов, а можно использовать современные направления в журналистике, например, инфографику. Это уже творческая работа, требующая художественного видения и владения рядом издательских программ.

Моделирование издания, определение структуры, композиции и дизайна будущей газеты, подбор фотографий и иллюстраций, выбор шрифтов, проверка выходных данных – все, что относится к технике оформления номера, входит в обязанности сотрудников секретариата. А за все это отвечает ответственный за выпуск номера (дежурный по номеру). Соответствующие обязанности также распределены в группе.

Графическое макетирование полос будущего номера – один из сложнейших и длительных этапов работы над газетой. Студенты продумывают окончательный макет будущего номера учебной газеты, делают черновой вариант, постранично распределяют материалы, предварительно определив темы для полос и распределив публикации по степени соответствия определенным рубрикам. На данном этапе обращается внимание студентов на использовании некой «изюминки», привносящей оригинальность в их будущий журналистский продукт. После последней литературной правки и вычитки материалов, редакция утверждает их к печати.

После выхода в свет эксклюзивного, часто единственного номера учебной газеты или журнала проходит подведение итогов выпуска учебного издания: анализ и обсуждение проделанной работы студентов; оценка замысла, актуальности, содержания, дизайна, верстки.

Но на этом практическо-творческая работа студентов не заканчивается. На факультете журналистики с 2008 года стало традицией проведение творческого конкурса студенческих газет «Generation Next». Лучшие редакционные коллективы в различных номинациях получают поздравления и подарки, а издание, занявшее первое место по итогам конкурса может продолжать издаваться и стать периодическим изданием факультета журналистики.
P.S. Лабораторные занятия только направляют работу созданного «редакционного коллектива». На занятиях студенты знакомятся с основными направлениями работы, а также осуществляется проверка проделанной ими работы. Преподаватель дает рекомендации. Обсуждаются проблемные вопросы и пути их решения. Проведение занятий и самостоятельная работа студентов дают возможность эффективного применения теории на практике, максимально приближая деятельность учебной группы к работе современного редакторского коллектива.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практические рекомендации по планированию

и организации самостоятельной работы студентов
Практические занятия строятся по принципу организации творческого и технологического процесса работы над печатным изданием, который включает в себя:

  • Освоение студентами профессиональных обязанностей сотрудников редакции: корреспондента, корректора, ответственного секретаря, редактора, верстальщика.

  • Знакомство с информационными жанрами: заметка, репортаж, отчет, информационная корреспонденция, интервью; разбор понятий «жесткая новость» и «мягкая новость».

  • Обучение практическому применению методов сбора информация, традиционно используемых в журналистике.

  • Практические рекомендации (методика) написания журналистского текста в информационных жанрах. Структура информационного сообщения в газете.

  • Правила написания заголовков, требования к ним.

  • Правила оформления рукописей для сдачи их в печать.

  • Требования к графическому оформлению печатного издания.

С первого занятия по данному предмету участники импровизированной редакции объединяются в группу, которая в дальнейшем (до зачетной сессии) будет представлять из себя «макет» редакционного коллектива по производству и выпуску учебного издания. У любого коллектива, объединенного общей целью, есть своя иерархия должностей. Поэтому учащимся в каждой группе как можно быстрее надо определиться с «должностями»: кто будет поставлять информацию, кто ее обрабатывать, а кто думать над номером в целом.

К сожалению, за время по которому на предмет «Выпуск учебной газеты» на отделении журналистики КГУ отведено 16 часов (это 8 полноценных аудиторных занятий – 8 недель работы над газетой) на первом курсе, каждой студенческой редакции удается подготовить только один выпуск своего издания. Однако такая практика не создает целостного представления у студентов о деятельности редакции печатного СМИ. В связи с этим, дисциплину «Выпуск учебной газеты», на наш взгляд, необходимо рассматривать и позиционировать перед студентами как дополнительную творческую единицу к курсу «СМИ РТ: мастерство журналиста», позволяющую посмотреть «изнутри» на работу редакции и «примерить» на себя профессиональные роли ее сотрудников.

А эти роли таковы: корреспондент (скорее всего, специализирующийся на определенном тематическом направлении), корректор, ответственный секретарь, дизайнер-верстальщик и редактор. Это минимальный «штат» редакции. Вслед за региональными и федеральными изданиями и если позволяет состав участников, в учебном коллективе могут быть введены такие «должности», как фоторедактор и редактор бэкграунда (человек, ответственный за предысторию события). Соответственно, все они оцениваются преподавателем по разным критериям. Рассмотрим каждую из профессиональных ролей, которые придется освоить студентам самостоятельно в процессе работы над газетой.

Корреспондент. Это самый многочисленный состав любой редакции. Если не будет репортера, чем тогда наполнять газету? Работа корреспондента напрямую зависит от концепции номера, которая должна быть подготовлена на одном из первых занятий всем составом группы. Хочет редакция писать о спорте – значит, необходимо «внедрять» своих представителей поближе к стадионам и базам команд. Практика показывает, что обычно студенты берутся за такие темы, которые им близки: отдых, увлечения молодежи, клубная жизнь, образование, путешествия, быт общежитий – все что близко и чем живут студенты. Преподаватель ни в коем случае не навязывает свои предпочтения студентам.

Труд репортера направлен на поиск фактов и оперативное сообщение о них. Поэтому от него требуются хотя бы элементарные коммуникативные навыки: умение разговаривать по телефону, корректно и максимально точно задавать вопросы, быстро записывать полученную информацию. Опытные коллеги замечают, что журналист – это профессиональный дилетант, который не может знать всего, но способен найти людей, которые дадут ему исчерпывающие сведения по любому вопросу. Поэтому первоначальной задачей репортера является определение тематических границ своего будущего материала. Не стоит сразу думать о его жанре, целесообразнее записать на бумаге в одном предложении суть события. Это необходимо для того, чтобы научиться максимально кратко и точно излагать свою мысль. Сразу не получается? Не беда, надо пробовать еще и еще.

Готово? Теперь можно начать работать с выбранной темой. Профессиональная обязанность, этика репортера, обязывает его побывать на месте события, увидеть все своими глазами. Не лениться, журналиста кормят ноги… – это надо внушить себе. Вернувшись домой, необходимо сразу же начать писать материал, пока свежи в памяти воспоминания о событии.

После подготовки текста необходимо еще раз проверить все имеющиеся данные: перезвонить источнику информации, переспросить то, что не понято, уточнить или получить дополнительные сведения. Можно даже зачитать подготовленные части будущей публикации. Следует избегать двусмысленностей, неточных цитирований и ошибок в именах и должностях собеседников. Обязанность репортера – так проинформировать читателя, чтобы у него не осталось никаких вопросов после прочтения публикации.

Студенту, занимающемуся поиском новостей для учебной газеты, важно всегда быть на связи с ее редактором. Не стоит думать, что руководитель выдаст вам несколько тем, которые надо будет раскрыть и интересно подать. Профессионала характеризует и то, что он знает, для кого пишет, он представляет своего читателя. Перед написанием материала сначала надо ответить на вопрос «Что будет интересно вашему читателю?» Кстати, а кто он – ваш сокурсник, преподаватель, декан факультета или ваши родители? Думая над тем, о чем написать, следует помнить о двух моментах: во-первых, всегда строго следовать концепции издания; во-вторых, писать только о том, в чем хорошо разбираешься.

В зависимости от запланированного объема газеты, каждому корреспонденту придется написать два-три оперативных материала желательно, в разных информационных жанрах. Предварительно с редактором необходимо согласовать: о чем вы сделаете интервью, какой вопрос «достоин» заметки и так далее. Работа репортера заключается также и в том, чтобы делать подписи к фотографиям, добывать подробности к известному факту, и иногда даже – переводить информацию с иностранного языка.

При подготовке и сдаче материалов, следует соблюдать установленные редактором сроки. Чтобы работа не была напрасной и материалы, написанные вами не «ушли в стол», наберите текст на компьютере, сохранив его электронную версию, придумайте оригинальный, останавливающий внимание будущего читателя заголовок, начните повествование с главной мысли. Не следует затягивать свое вступление! Писать только о самом главном, ведь у предполагаемого читателя будет не так много времени, чтобы понять каждую написанную вами строчку. Вероятно, затем текст придется дорабатывать: вносить в него корректорско-редакторские правки, уточнять факты и экспертные высказывания. Это нормальная практика, даже опытные журналисты стараются не допускать в своих публикациях искажения сути проблемы. «Должность» корреспондента в учебной газете является ключевой и требует от студента умения работать со словом и ответственности.
  1   2   3   4

Похожие:

Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике преподавания культурологии
Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания культурологии». Методика, дидактика, психология и педагогика в пространстве преподавания:...
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconВопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»
Основы культуры речи как учебной дисциплины. Предмет и задачи курса. Причины введения курса в учебные планы Вузов и школ. Структура...
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «Методика преподавания литературы» по направлению 050100. 68 Педагогическое образование
Предмет, содержание и структура курса. Межпредметные связи. Литература как учебный предмет. Задачи литературы в школе. Дискуссионные...
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconПрограмма курса «экономика израиля»
Предмет и задачи курса. Методологическая основа курса. Обзор источников и литературы 2
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» icon1. Предмет, содержание и задачи курса
Предмет изучение объективн закономерностей движения ден ср-тв в общ-ве в процессе распред и перераспред. Соп и нд
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconI. Организационно-методические указания. Цель изучения дисциплины
«Методика ведения переговоров» занимает особое место в ряду профессиональных дисциплин. В ходе курса студенты не только получают...
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconПрограмма дисциплины «Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)»
«Журналистика» с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью...
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconРабочая программа курса учебной дисциплины федерального компонента Русский язык и культура речи Направление №031900. 62 Теология Факультет богословский Форма обучения
Предмет и задачи курса «Русский язык и культура речи». Язык как знаковая система. Основные уровни и единицы языка
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconВестник факультета психологии выпуск №1(1)
Электронный вариант газеты
Предмет, задачи и методика ведения курса «выпуск учебной газеты» iconТема Пожарная тактика и ее задачи
Вопрос №1: Предмет и задачи курса, пути их решения. Развитие пожарной тактике, как научной дисциплины и ее базы, связь с другими
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница