Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка




НазваниеПрограмма курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка
Дата конвертации21.07.2013
Размер119.35 Kb.
ТипПрограмма курса
Программа курса занятий по краеведению

«Странички истории земли Мензелинской»

Пояснительная записка.

    Курс краеведения «Странички истории земли Мензелинской» рассчитан на учащихся средних классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Его цель – сориентировать учащихся на эколого-краеведческий профиль,  развить и закрепить уже сформировавшийся интерес детей к истории.

     Содержание программы курса предполагает решение следующих задач:

·        познакомить учащихся с яркими страницами истории Мензелинского края;

·        способствовать воспитанию любви, чувства гордости за 

     родной край, своей причастности к его истории и культуре;

·        развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;

·        воспитывать у учащихся осознанно – бережное отношение ко всему природному и предметам рукотворного мира;

·        развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства в словарях, справочной, художественной и научно – публицистической литературе.

   Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Первая тема (занятие № 2) знакомит учащихся с историей заселения Мензелинского края людьми. Остальные темы – это история города, школы, улиц. Через историю учащиеся знакомятся с самыми яркими событиями, памятниками культуры, историческими деятелями, историей предприятий.

   Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.       

  В процессе работы над курсом учащиеся получают представление об отдельных экономических, общественных и экологических проблемах своего края.

   Большое воспитательное значение имеет материал о развитии благотворительности и меценатства в Мензелинске.

    К занятиям курса из разных источников подобраны в качестве эпиграфов строчки из стихотворений, тексты исторических документов, иллюстративный материал, статьи из газет: районной «Мензеля», республиканских изданий.

   Этапы отдельных занятий имеют профориентационную направленность. Учащиеся знакомятся с историей, факультетами и специализацией  отдельных учебных заведений края. Так на занятии № 14  - о специальных  учебных заведениях  района.

   В основе занятия № 6  рассказ учителя с элементами беседы, работа с документом, демонстрация иллюстративного материала.

   В ход отдельных занятий включаются задания проектного характера. Например, на занятии № 11, 12 учащиеся работают над проектом экскурсии

« Архитектурные памятники».

      Разнообразны  формы домашних заданий:

-                    нарисовать рисунок по теме;

-                    написать сочинение по плану;

-                    составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;

-                    подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и   

          журналов по теме;

-                    написать стихотворение и др.

   Форма элективного курса создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.

   Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии.

   Творческая работа, её презентация – это основная форма отчётности каждого учащегося.

    Творческая деятельность организуется учителем. Она осуществляется как на материале курса, так и на семейной  истории учащихся. На первых занятиях курса учащиеся обговаривают с учителем предполагаемые темы и формы творческих работ, этапы работы, сроки  презентации. Учитель предлагает список литературы. Здесь же решается, какими будут работы: групповыми или индивидуальными.    

   Выбор формы творческой работы определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

    При этом результаты творческой деятельности:

- представляются в виде конкретного «продукта»;

- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад

  должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и  

  т. п.);

- содержат соответствующие сноски, примечания,   

  указывающие  на  источники информации;

- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

          - защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

- в дальнейшем должны использоваться в учебном процессе.

    Творческая работа проектного характера  должна иметь пояснительную записку (теоретическую часть).  Структура пояснительной записки может быть следующей:

 - титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название   

    работы, руководитель, место издания, год);

 - оглавление;

 -  эпиграф;

 - введение;

 -  основная часть (главы, разделы, параграфы);

 - заключение;

 -  список используемых источников и литературы;

 - приложение.

    В  результате  творческой деятельности учащиеся  учатся:

·        находить источники информации;

·        отбирать наиболее значимый материал;

·        перерабатывать полученную информацию;

·        располагать события в хронологической последовательности;

·        формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;

·        делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом своё отношение к анализируемым событиям;

·        грамотно оформлять результаты работы;

·        презентовать полученные знания и опыт.

     Творческая деятельность способствует формированию критического  мышления учащихся, развитию умения работать с информацией, что в полной мере отвечает целям и задачам курса.

       В ходе работы над проектами учитываются индивидуальные интересы и способности учащихся. Каждому ребёнку оказывается внимание со стороны учителя.  Между учителем и детьми выстраиваются иные, нежели на уроке, отношения. Учитель находится на равных с ребёнком, рождается единый дух творчества, единство мыслей и чувств.

      Обучение учащихся творческой деятельности требует от учителя собственных навыков исследовательской работы, организаторского мастерства, увлечённости преподаваемым курсом.

       Проектная работа предполагает различные виды деятельности, следовательно, повышается двигательная активность учащихся, образовательный процесс перестаёт быть постоянным «сидением за партами».

 

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Что такое краеведение. Зачем нужно знать историю своего края. Исследовательская деятельность, её цели и задачи. Примерные темы творческих  работ. Основные требования к творческой  работе.

Тема 2. Древняя земля Мензелинская.

Мензелинский край: его освоение и заселение. Памятники археологии.

Путешествие в седую старину. Когда, как и кем был заложен острог. Полджение крестьян. Шляхтичи становятся земледельцами.

Тема 3. Географическое положение и хозяйственная деятельность.

 В стороне от железной дороги и водных путей. Земля и землевладения. Садоводство. Развитие товарно- денежных отношений. Базары и ярмарки.

Тема 4. Учебные заведения города в ХIХ. Мензелинское женское училище. Сельскохозяйственная школа. Приходские школы. Медресе и мектебе.

  Тема 5. История школы.

Женское училище (открытие 15 августа 1860 г.), женская прогимназия и гимназия.

Тема 6. Мечети и церкви.

Строительство мечетей. Православные храмы и монастыри.

  Тема 7. Грозовые годы.

Установление Советской власти в уезде. «Черный орел и земледелец»

 

Тема 8. Мензелинцы в годы Великой Отечественной войны.

Герои Советского Союза. Письма с фронта. Тыл.

Тема 9. Воины- интернационалисты и участники военных конфликтов.

 Афганистан. Чечня.

Тема 10. Мензелинский краеведческий музей.

  Тема 11. Улицы Мензелинска.

Названия улиц: в прошлом и настоящем. Экскурсия.

Тема 12. Родная сторонка. Памятники архитектуры.  

Тема 13. Повторение. Игра «Знай историю своего края».

 Тема 14. Предприятия и организации города. Учебные заведения.

Тема 15. Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям г. Мензелинска.

Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, школа.

 Тема 16. Знаменитые земляки. Гордость школы.

Тема 17. Итоговое повторение.

Повторение и закрепление полученных знаний по курсу «Странички истории Земли Мензелинской».

 Тема 18. Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся.

Тематическое планирование



Тема занятия

Предлагаемые формы и методы организации деятельности

 

Дата занятия

1

Введение.

Беседа

 

2

Древняя земля Мензелинская.

Работа с картой.

 

3

Мензелинск – уездный город.

Работа с картой. Работа с историческим источником «Из указа Екатерины Великой». Географическое положение и хозяйственная деятельность

 

4

Учебные заведения города в ХIХ.

 


Работа с архивным материалом.

 

5

История школы.

Работа с архивным материалом. Проект.

 

6

Мечети и церкви.


Работа с иллюстративным материалом

 

7

Грозовые годы.


Работа с историческими источниками.

 

8

Мензелинцы в годы Великой Отечественной войны.

Мультимедийная презентация

 

9

Воины- интернационалисты и участники военных конфликтов.


Мультимедийная презентация

 

10

Краеведческий музей

экскурсия

 

11

Улицы Мензелинска


экскурсия

 

12

Родная сторонка.


Мультимедийная презентация

 

13

. Повторение. Игра «Знай историю своего края».


Командная игра по истории города Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, озеро, школа.


 

14

Предприятия и организации города.

Учебные заведения.

Мультимедийная презентация

 

15

Эколого – краеведческая экскурсия по окрестностям г. Мензелинска.


экскурсия




16

Знаменитые земляки. Гордость школы

Составление альбома.

 

17


Итоговое повторение.


Повторение.

 

18

Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся




 

Предлагаемые формы творческих работ учащихся.

1. Проект «Биография моего предка».

2. Проект «Выставка семейных реликвий».

3. Проект «Моё генеалогическое древо».

5. Фотовыставка «Мензелинск – моя малая родина».

6. Фотовыставка «Мензелинск – моя малая родина».

7. Фотовыставка «Знаменитые земляки».

9. Фотовыставка «Моя семья».

10. Стенгазета «Моя малая родина».

11. Путеводитель по городу

12. Групповой проект «Моя школа- одно из старейших учебных заведений Татарстана».

13. Рекламный буклет «Моя школа».

Использованная литература и источники при подготовке к занятиям.

1.Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании - К., 1973.

  1. Археологические памятники Восточного Закамья - К., 1989.

3.П.Ермаков В.В. Крестьянство Восточного Закамья - Наб. Челны, 2000.

4.3латоверховников И.И. Уфимская епархия - Уфа, 1899.

5.Имамов В. Татары в Пугачевском восстании - Наб. Челны, 1994.

6.Крестьянство и крестьянское движение в Башкирии в XVII - начале XX вв. -Уфа, 1981.

7.Отчеты по Мензелинской низшей сельскохозяйственной школе первого разряда и хозяйству при ней за 1908 год - Уфа, 1910.

8. Отчеты по Мензелинской низшей сельскохозяйственной школе первого разряда и хозяйству при ней за 1911 год - Уфа, 1912.

9.0черки по истории Башкирской АССР: Т.1. - Уфа, 1959.

10.Памятная книжка Уфимской губернии на 1889 год. - Уфа, 1889.

11.Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год -Уфа, 1913.

12.Татарская энциклопедия: Т.1. - К., 2002.

13.Уфимский календарь на 1876 год - Уфа.

14.Ахметзянов М.И. Исторические источники // Мензеля. - 1993. - 5 янв.

15.ЦГИА Республики Башкортостан Национальный архив Республики Татарстан.

16. Мензелинский край: история и современность/ Сост.: Ю.Ю. Юнусов, М.Н. Сафиуллин. –М.: 2006.

Похожие:

Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconРабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе учителя биологии и экологии Ларионовой И. М. Моу «Медновская сош» на 2012-2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconРабочая программа по истории ( 8 класс) Пояснительная записка по истории для 8 класса
«новая история»предназначено для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы. Изучение курса рассчитано на 70 часов,из них...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка icon1-й урок. Введение в тему (2 часа) Пояснительная записка: Уважаемые члены конкурсной комиссии! Представляю вашему вниманию методическую разработку уроков по теме «Как жили наши предки. Из истории русского крестьянского быта XI xvii вв.»
Единая коллекция цор, фциор и др., краеведческого материала. Данная разработка может быть использована в качестве интегрированного...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по истории. 8 класс (Истории России, Новой истории и истории Татарстана). Данная рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «История войн и военных конфликтов (20-начало 21 веков)» пояснительная записка
Часов, ориентирована на привлечение учащихся к глубокому изучению военной истории как важной составной части истории в целом (прежде...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса «Экологические исследования окружающей среды». Автор: Волкова Н. В. Пояснительная записка
Это возможно на основе использования практико-ориентированных занятий с учащимися в урочное и внеурочное время
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconКнига для учителя Составитель: Абдулгафуров В. Р. 2008-2009 учебный год Пояснительная записка
Программа: Авторская программа и примерное планирование курса истории средних веков в 6 классе общеобразовательных учреждений,В....
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по всеобщей истории для 9 класса
Программа курса всеобщей истории для 9 класса составлена в соответствии с Федеральной программой в рамках нового базисного учебного...
Программа курса занятий по краеведению «Странички истории земли Мензелинской» Пояснительная записка iconРабочая программа по истории для 9-го класса (домашнее обучение) Пояснительная записка
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница