Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны»




НазваниеКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны»
Дата конвертации19.07.2013
Размер122.32 Kb.
ТипКонспект
Аннотация

Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием ИКТ по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» в 9 классе общеобразовательной школы. Автор урока учитель истории и обществознания высшей категории МОУ « Татарско – Бурнашевская СОШ» Дадыкина Ирина Николаевна.
Урок «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны».

Цели и задачи урока:

1. формирование яркого, целостного образа – представления о деятельности советского тыла в годы войны, структурирование последовательности перехода отечественной промышленности на военные рельсы, формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

2. развитие и совершенствование умений анализировать материал, разграничивать процесс познания общественных реалий и процесс их нравственной оценки, развитие навыков скорописи.

3. воспитание чувства гордости за доблестный труд советских граждан в годы войны, уважение к их самопожертвованию и героизму.
План урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.

  2. Повторение и обобщение ранее полученных знаний.

  3. Введение новых знаний.

- Экономика в годы великой Отечественной войны.

- Вклад науки в военное производство.

- Сельскохозяйственное производство.

- Деятели культуры – фронту.

4. Обобщение и контроль знаний.

5. Определение и разъяснение домашнего задания.
Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

  3. Повторение и обобщение ранее полученных знаний. Выполнение теста. «Великая Отечественная война»

  4. Изучение нового материала.

Экономика в годы великой Отечественной войны.

3 слайд.

СССР не был полностью готов к войне, хотя вся 3 пятилетка – это “создание промышленной базы на востоке страны”, строительство предприятий-дублеров. Для перестройки экономики на военный лад (то есть милитаризации) СССР понадобилось более года – указанная цель была достигнута только к ноябрю 1942 года.

4 слайд.

2 этапа развития экономики:

июнь 1941 – осень 1942 гг. – перестройка народного хозяйства на военный лад и эвакуация; только за 3 месяца ВОВ было эвакуировано и начало работать на новом месте 1500 крупных промышленных предприятий.

- Переключение на военное производство почти, что всех отраслей промышленности;

- Резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции;

- Перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные районы фронта.

осень 1942 – сентябрь 1945 гг. – рост военного хозяйства.

5-6 слайд. Крупнейшими организаторами военного производства стали: Н.А. Вознесенский – председатель Госплана СССР, А.И. Шахурин - нарком промышленности, В.А. Малышев – нарком танковой промышленности, Б.Л.Ванников – нарком боеприпасов, П.И. Паршин – нарком миномётной промышленности.

7 слайд. С первых же дней боевых действий определились 4 основные линии создания слаженного военного производства:

  • эвакуация из прифронтовой зоны на восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей;

  • переход тысяч заводов и фабрик гражданского сектора на выпуск боевой техники;

  • ускоренное строительство новых промышленных объектов, налаживание системы кооперирования и транспортной связи между отдельными отраслями;

  • надежное обеспечение народного хозяйства рабочими руками в новых чрезвычайных условиях.

8 слайд. Здесь вы видите фотографии тружеников тыла. Основные лозунги тружеников «Все силы на помощь фронту», «Фронту – надо сделаем», «Не выполним задания фронта – домой не уйдём!».

9 слайд. Советское государство располагало достаточными силами и средствами для быстрого ввода в строй эвакуированных предприятий, а также для ускоренного строительства новых заводов. Успех дела в значительной степени решал героический труд рабочего класса и технической интеллигенции. Сотни тысяч людей самых различных профессий в короткое сроки строили производственные перемещения, размещали в них привезенное с собой оборудование и сразу же начинали выпуск продукции, необходимой для фронта.

10 слайд. Видеофрагмент о труде подростков.

В результате планово - централизованной экономики СССР, были внесены коренные изменения в структуру народного хозяйства восточных районов, заметно выровнялся уровень экономического развития советских республик.

Экономическая победа над фашистской Германией в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих, детей

11 слайд. Вклад науки в военное производство.

В тяжелые военные годы советская наука сосредоточилась на решении проблем, "способствующих достижению победы над фашистской Германией. Огромный вклад в советское танкостроение внесли такие конструкторы и ученые, как Ж.Я. Котин, М.Н. Кошкин, А.А. Морозов, Н.Л. Духов и другие.

12 слайд. Их усилиями были созданы лучшие танки второй мировой войны – тяжелый ИС и средний Т-34. С помощью ученых производство танков было поставлено на поток, а ручная сварка заменена автоматической. Обратите внимание на фотографии танков времен великой Отечественной войны.

13 слайд. Штурмовики, истребители, бомбардировщики, созданные такими конструкторами, как А.А. Архангельский, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и другие, по всем важнейшим показателям превосходили соответствующие типы самолетов фашистской Германии.

14 слайд. Советская армия была обеспечена самыми мощными и наиболее совершенными артиллерийскими системами. Артиллерийское оружие, созданное в конструкторских бюро В.Г. Грабина, Ф.Ф. Петрова, И.И. Иванова, Б.И. Шавырина, отличалось от артиллерийских систем фашистской Германии большей мощностью, надежностью в эксплуатации, простотой в обращении, сроками службы.

15 слайд. Иллюстрация. Залпы тысяч оружий и минометов возвестили о начале наступления наших войск под Сталинградом.

16 слайд. Иллюстрация. Советская артиллерия в уличных боях при штурме Берлина.

17 слайд. Новые образцы стрелкового оружия были разработаны советскими учеными-оружейниками В.А. Дегтяревым, Ф.В. Токаревым, Г.С. Шпагиным, П.Н. Горюновым, С.Г. Симоновым и другими. Иллюстрации стрелкового оружия.

18 слайд. Реактивная артиллерия, ставшая новейшим видом вооружения во второй мировой войне, впервые стала использоваться в боевых действиях Красной Армией. Различные типы реактивной артиллерии, в том числе и знаменитые "катюши", разработанные коллективами советских ученых. Фото «Солдаты заряжают «катюши».

19 слайд. Фото «Катюша»

20 слайд. Исследования советских ученых-химиков во главе с Н.Д. Зелинским сыграли важную роль в создании новых взрывчатых веществ. Существенный вклад в развитие теории горения и взрывов внес коллектив ученых, руководимый Н.Н. Семеновым. Большое значение для развития приборостроительной и оптико-механической промышленности имели исследования С.И. Вавилова.

21 слайд. Весьма результативной была и деятельность ученых-медиков. Успешно разрабатывались проблемы хирургии, терапии, эпидемиологии.

Многие ученые работали непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны. В результате широкого внедрения в практику открытий и достижений медицинской науки, полученных во время войны, ученые-медики добились впечатляющих успехов – более 70% раненых советских офицеров и солдат возвращались в строй.

22 слайд. Преимущественное внимание советских ученых к вопросам, непосредственно связанным с войной, позволило организовать помощь фронту и тылу по самым различным направлениям. Тесная связь науки с производством стала одним из источников победы Советского Союза над фашистским агрессором. Видеофрагмент рассказывающий о нелегком труде учёных.

23 слайд. Сельскохозяйственное производство в годы войны.

В исключительно сложных условиях военного времени решало свои задачи сельское хозяйство страны.

Война оторвала от сельскохозяйственного производства наиболее трудоспособную и квалифицированную часть работников. В деревнях остались в основном женщины, дети и старики, которые составили более 80% всей рабочей силы в сельском хозяйстве.

24 слайд. Сообщение о тружениках тыла из нашего села. До войны наше село было центральным отделением колхоза «Правильный путь», председателем колхоза был Анфимов Дмитрий. Общая площадь обрабатываемой земли – 2т850га. В селе работала начальная школа, сельский совет, 4 полеводческие бригады, молочно-товарная ферма.

Из воспоминаний моей прабабушки Мольковой Евдокии Ивановны: «До сих пор помню жаркий июньский день. Я работала в поле, заготавливала корм для скота. Не к добру застучало сердце, когда увидела машину из района, страшная новость - мужа забирают на фронт. Многих мужчин увезли в тот же день. Много слез было пролито.

Из письма колхозника «Просвет» село Каинки Владимира Яковлева от 27 ноября 1941 г.

-«Моя Родина, в которой я прожил 73 года в опасности. Немцы напрягают все силы, чтобы отнять у нас свободу. Но враг будет разбит, мы победим. В ряды Красной Армии я проводил единственного сына, а сам несмотря на возраст- работаю, чтобы своим трудом крепить тыл. По ночам охраняю колхозное добро, а днем помогаю на полевых работах, вожу снопы с токов, скирдую. За весь 1941 год заработал 400 трудодней.

Интересно еще одно письмо, которое было написано в Красную Армию колхозниками нашего села. Пишут, что уборку сена закончили, подготовились к уборке урожая. А наряду с напряженной работой в колхозе изучают противохимическую оборону. Датировано оно 1941годом.

А осенью 41 года наши сельчане были направлены на строительство «Казанского обвода». Окопы- так называли это строительство в народе. Верхнеуслонский район должен был предоставить 3т 800ч.

Из воспоминаний Абросимовой Елизаветы Осиповны.

Осенью 1941 года пришло постановление в сельсовет на направление юношей и девушек с 16 лет, женщин, мужчин не подлежащих мобилизации- на окопы.

«Поздно вечером вызвали всех в сельский совет, сообщили, чтобы взяли вещи, еду и были готовы, сегодня же 5 лошадиных подвод отправились из села. Поздно вечером доехали до деревни Русское Бурнашево, остановились на ночлег в местном клубе. Там вех закрыли на замок, боялись, сбегут. Но каждый из нас понимал надо. Немцы рвались в Волге.»

Во время войны в колхозе работали 4 полеводческих бригады. Три из них возглавляли женщины. Панова Лиза, Арефьева Маруся, Абросимова Лиза. И лишь четвертую возглавлял мужчина Чиганов Михаил Осипович. Выращивали рожь, пшеницу, овес. Кроме того в селе был колхозный огород в районе озера и реки Отрясы. На огороде выращивали помидоры, огурцы, морковь, капусту. По воспоминаниям сторожилов, помидоры, и капусту сначала выращивали рассадой в парниках , которые находились на месте современного здания почты. За рассадой ухаживали по наряду . Дело это было хлопотное, чтобы рассада не замерзала, на ночь ее закрывали самодельными соломенными матами.

Все, выращенное, сдавали на станцию Вязовые, где находилась государственная поставка.

Помогали фронту и животноводческой продукцией. В селе была молочно-товарная ферма, овчарня, птичник.

В районной газете опубликовано открытое письмо зав. фермами колхоза «Правильный путь» Гудалина Федора Федоровича датирован 20 ноября 1941 года.

Он пишет: «Коллектив нашей фермы работает дружно. Знаем, что животноводство в хозяйстве страны играет немалую роль, мы напрягаем все усилия на повышение продуктивности.

На нашей ферме все щели и отверстия, где бы мог пробраться лютый мороз, тщательно заделаны, и не пропустят холода. Помещение, где находятся телята, отопляются печкой. Корм дается точно в установленные сроки, утром в 5 часов, днем в 2 часа вечером в 5 часов. Особенно хорошие образцы в работе показывают Фирсова Александра Семеновна, Остаткова Агрофена Николаевна.
25 слайд. В годы войны поднимались целинные и залежные земли, выкорчевывалась тайга. В Казахстане весной 1943 года под посевы яровых культур было поднято свыше 527 тысяч гектаров целинных и залежных земель.

В целом же по стране посевные площади возросли:

в 1942 году на 2,8 млн. га,

в 1943 – на 6,4 млн. га,

в 1944 – на 15,8 млн. га.

26 слайд. Серьезные меры принимались и по развитию животноводства. Однако, несмотря на все предпринимаемые усилия, на протяжении всей войны производство зерновых не поднималось до половины, а поголовье крупного рогатого скота также составляло около половины довоенного уровня.

27 слайд. Деятели культуры – фронту.

Не меньшую роль, чем экономический фактор, в победе сыграло морально-политическое единство советского народа.

Единство фронта и тыла опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русских и других народов.

28 слайд. Огромную роль в укреплении народного патриотизма сыграли деятели отечественной культуры, ученые и преподаватели, журналисты, писатели, художники, композиторы, кинематографисты, актеры.

29 слайд. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев,

К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб известный детский писатель

А. П. Гайдар. Во время возвращения из осажденного Севастополя был убит один из авторов сатирических романов "Двенадцать стульев»

и "Золотой теленок" Е. Петров.

30 слайд Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу. Мужество героев-блокадников Ленинграда было воспето в "Ленинградской поэме" О. Ф. Берггольц и в "Пулковском меридиане" В. М. Инбер. Подвиг защитников Сталинграда увековечили "Дни и ночи" К. М. Симонова и "Направление главного удара" В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы было прославлено в повести А. А. Века "Волоколамское шоссе". Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского. Иллюстрация В.Теркин. А сейчас давайте прослушаем отрывок из поэмы Василий Теркин.

31 слайд. Для выезда на линию фронта создавались выездные артистические бригады. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся актеры М. И. Жаров, И. В. Ильинский, А. К. Тарасова, А. А. Яблочкина, М. И. Царев, Н. К. Черкасов и др Фото.

32 слайд. Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом ("Два бойца" Л. Д. Лукова, "Секретарь райкома" И. А. Пырьева, "Парень из нашего города" А. Б. Столпера, "Нашествие" А. М. Роома и др.).
Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее популярными были певцы К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов. Фото.

33 слайд. Лирическая песня стала в годы войны самым популярным музыкальным жанром. "Вечер на рейде" В. П. Соловьева-Седого, "Темную ночь" Н. В. Богословского, "В лесу прифронтовом" М. И. Блантера пела вся страна. Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. Видеофрагмент. В блокадном Ленинграде Д. Д. Шостаковичем была написана Седьмая (Ленинградская) симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества.

34 слайд. Прежде всего, победа была завоёвана беззаветным мужеством советских воинов и тружеников тыла. Единство фронта и тыла многонациональной сражающейся страны опиралось главным образом на чувство патриотизма и государственного самосохранения русского и других народов.

35-36 слайды. Обобщение и контроль знаний.

  1. Кто был председателем Госплана СССР?

  2. Какие лозунги были у тружеников тыла?

  3. Какие конструкторы и учёные внесли большой вклад в советское танкостроение?

  4. Как назывались лучшие танки Второй мировой войны?

  5. Перечислите советских ученых-оружейников разработавших новые образцы стрелкового оружия?

  6. Кто был основной рабочей силой в деревнях и сёлах?

  7. Перечислите фильмы, которые были посвящены борьбе с врагом и пользовались популярностью у народа?

  8. Мужеству защитников блокадного Ленинграда посвящена Седьмая симфония, кем она создана?


Определение и разъяснение домашнего задания.

2 учащимся индивидуальное задание. Продолжить сбор информации о тружениках тыла, земляках нашего села.


Районный конкурс методических разработок уроков – проектов и презентаций по истории в рамках подготовки к 65 – летию Победы.

Урок истории в 9 классе по теме:
«Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

Подготовила и провела учитель истории и обществознания высшей категории МОУ « Татарско- Бурнашевская СОШ» Дадыкина И.Н.

2010г.

Источники.

news.ferghana.ru/photos/2009_07/...rmy1.jpg

http://www.muzdiorama.ru/strafbat.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D

http://wwiisoldat.narod.ru/NARKOMY/ARTICLES/008-shakhurin.htmhttp://book.uraic.ru/kraeved/12/004.htm

http://wsyachina.narod.ru/history/nuclear_testing_2.html

http://wwii-soldat.narod.ru/NARKOMY/ARTICLES/011-parshin.htmhttp://kharkov.vbelous.net/famous/famconst/koshkin.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-34

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%A1-3

http://images.yandex.ru/search?p.

Похожие:

Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconСлавные страницы летописи великой отечественной войны цель
Познакомить учащихся с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны, участниками сражений, ставшими Героями
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconРеферат по курсу «История России» по теме: «Полководцы Великой Отечественной войны 1941-1945 г г.»
Творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях...
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconМетодическая разработка урока истории в 9 классе. Тема урока «Сила духа против силы оружия». Тип урока: обобщающий. Цели урока: повторить периодизацию Великой Отечественной войны
Великой Отечественной войны; 2 развивающие: продолжить работу над развитием речи обучающихся; развивать умение выступать с сообщением;...
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconРеферат по теме «Наука фронту. Научно-исследовательская деятельность в годы Великой Отечественной войны»
Этот реферат я изучил много источников информации и понял, что в период Великой Отечественной войны автомобиль был мощным фактором...
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconРеферат по курсу «История России» по теме: «Массовый героизм защитников Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.»
«Массовый героизм защитников Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconОтветы на задания викторины «герои войны 1812 г.». Команда – «Посадские люди» задание №1
Лишний: Иван Христофорович Баграмян, потому что он – советский исторический деятель, ерой Великой Отечественной войны 1941-1945г,...
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconТема: «Награды великой отечественной войны»
Многие дети не имеют представления о наградах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconУрок Мужества, посвященный истории возникновения и развития оборонного движения в нашей стране, роли осоавиахим СССР в годы Великой Отечественной войны, деятельности досааф россии на современном этапе
Осоавиахим СССР в годы Великой Отечественной войны, деятельности досааф россии на современном этапе
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconПодвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 Список литературы
Военные железнодорожники в битве за Ленинград. (К 60-летию Победы в великой Отечественной войне)/Н. Н. назарчук, А. Ф. Столяров,...
Конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной войны» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» Тип урока
«М. Ю. Лермонтов. Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница