Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год




НазваниеАнализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год
Дата конвертации17.07.2013
Размер223.68 Kb.
ТипПрезентации

Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания

за 2011-2012 учебный год



Руководитель МО – Ивлева Л.Н.,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 с. Покойного
Районное методическое объединение учителей истории и обществознания объединяет 58 специалистов, все из которых имеют высшее образование. Из общего числа специалистов 31 учитель имеет высшую категорию, что составляло 53%, 17 – первую (29% против 34% в прошлом году). В общей сложности специалисты высшей и первой категории составили 83% (для сравнения, на начало прошлого отчётного периода этот показатель составлял 87%). Большинство учителей (88%) имеют стаж работы более 10 лет (для сравнения, в 2010-2011 отчётном году этот показатель равнялся 84%, в 2009-2010 г. - 74%); из них 41% работают в данной должности более 25 лет (в 2010-2011 отчётном году этот показатель составлял 26%, в 2009-2010 г. - 10%), таким образом, очевидно заметное старение педагогических кадров.

Звания «Отличник просвещения» и «Почётный работник общего образования» имеют 11 учителей, награждены Почётными грамотами Министерства Образования Российской Федерации и Ставропольского края 12 учителей, являлись победителями ПНПО 6 учителей; 6 учителей участвовали в конкурсах «Учитель года», 3 из них –победители.

Квалификационную аттестацию на подтверждение высшей категории прошли в отчетном году 8 учителей: Першина Ж. А. (МОУ СОШ № 6 с. Архангельское), Лиманова С. И. (МОУ лицей № 8 г. Будённовск), Грибченко Н. А. (МОУ гимназия № 9 г. Буденновск), Дьяченко Р. В. (МОУ СОШ № 7 с.Стародубское), Крымова О. Г. (МОУ СОШ № 4 г. Буденновск), Антонова С. И. (МОУ СОШ № 13 п. Искра), Арзиманова Н. И. (МОУ СОШ № 3 г.Будённовск), Жадан С. Ю. (МОУ лицей № 8 г.Буденновск); на первую квалификационную категорию аттестовались 2 учителя: Карабабаева Е. А. (МОУ СОШ № 5 г. Буденновск), Безручко О. А. (МОУ «Прогресс» г. Будённовск); на соответствие – 1 – Желтова Л. А. (МОУ гимназия № 7 г. Буденновск). Таким образом, к концу отчётного года 32 учителя (55%) – имеют высшую категорию, 19 (33%) - первую.

Главной целью работы РМО является оказание методической помощи учителям в повышении их научно-теоретической и методической подготовки, улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, в повышении педагогической квалификации.

Основными направлениями в деятельности учителей районного методического объединения в 2011-2012 учебном году были следующие:

  • информационно-методическая работа с кадрами;

  • повышение качества преподавания истории;

  • внеурочная деятельность по предмету;

  • обобщение передового опыта работы,

  • повышение профессионального уровня учителей.

Основные задачи РМО:

  • повышение профессиональной компетентности учителей в обеспечении продуктивного взаимодействия с учащимися;

  • стимулирование процесса самообразования учителей путём привлечения их к активному участию в семинарах, проводимых РМО;

  • признание учащихся субъектами развития, обучения и воспитания и оптимизация процесса обучения за счёт использования личностно-ориентированного подхода;

  • сохранение и укрепление психического и нравственного здоровья учащихся;

  • изучение и использование современных педагогических технологий по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, эмоционально-нравственные, прикладные и технологии саморазвития;

  • активизация подготовки к проведению ЕГЭ через проведение тестирования в процессе текущего и итогового контроля;

  • обеспечение непрерывности, преемственности в содержании образования на каждой ступени развития;

  • обобщение, изучение и распространение опыта работы учителей по организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • работа со слабоуспевающими и одарёнными детьми.

По всем направлениям в течение отчётного года велась планомерная работа. В 2011-2012 учебном году коллектив районного методического объединения учителей истории и обществознания продолжил работу над методической темой: «Личностно-ориентированное обучение и воспитание как основа развития личности и качества образования». Над данной темой коллектив РМО работает шестой год, и в соответствии с ней проводилась основная работа методического объединения. В соответствии с темой были выбраны темы для самообразования учителей МО: Охмат Н. П. (МОУ СОШ № 1 г. Буденновск), Косикова О. В. (МОУ СОШ № 16 с.Томузловского) – «Личностно-ориентированное обучение: формы, методы, приёмы; активизация деятельности учащихся», Жадан С. Ю. (МОУ лицей № 8 г.Буденновска) – «Личностно-ориентированный подход при изучении понятий, терминов на уроках истории, обществознания», Брежнева З. В. (МОУ СОШ № 4 с.Новая Жизнь) – «Роль игры на уроках истории в системе личностно-ориентированного обучения», Григорьева Т. А. (МОУ СОШ № 1 с.Покойного), Калугина С. А. (МОУ СОШ № 14 с.Орловка), Логачёва О. В. (МОУ СОШ № 3 с.Прасковея), Павленко И. А. (МОУ СОШ № 7 с.Стародубского), Утина М.В. (МОУ СОШ № 13 п.Искра), Логачёва О. В. (МОУ СОШ № 3 с. Прасковея) – «Развитие познавательной активности учащихся», Ивлева Л.Н. (МОУ СОШ № 1 с.Покойного) – «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории, обществознания и права», Чуева Л. Б. (МОУ ЦО Прогресс) – «Индивидуальная работа с учащимися в условиях вечерней школы», Дьяченко Р. В. (МОУ СОШ № 7 с.Стародубского) – «Тактика творческой деятельности», Грибченко Н. А. (МОУ гимназия № 9 г.Буденновска) – «Технология проблемного обучения на уроках истории и обществознания», Короткая Г. М. (МОУ СОШ № 3 с.Прасковея) – «Интерактивные методы обучения на уроках истории, обществознания и права», Масалова Т. А. (МОУ СОШ № 3 с.Прасковея), Усачёва В. А. (МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь) – «Проектная работа на уроках истории и обществознания», Сорокина П. М. (МОУ СОШ № 6 с.Архангельского) – «Исследовательская работа учащихся на уроках истории»; «Использование ИКТ в процессе обучения истории» - Донскова И. А. (МОУ СОШ № 1 г. Будённовск). Проблемы нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитания учащихся стали темами для самообразования учителей: Утиной М. В. (МОУ СОШ № 13 п.Искра), Карабельникова В.В. (МОУ СОШ № 9 с.Т.Васюковского), Паршиной Е. В. (МОУ ООШ № 11 с.Прасковея), Сибирёвой А.В. (МОУ СОШ № 1 г. Будённовск), Сазанова В.А. (МОУ СОШ № 12 п.Терек), Шалуновой С.А. (МОУ СОШ № 15 с.Преображенского), Степанишиной О.В. (МОУ СОШ № 16 с.Томузловского), Фучкиной О. С. (МОУ СОШ № 21 с.Архиповского).

В работе над темой основной целью учителей было развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, воспитание нравственной, интеллектуальной личности. Особое внимание учителей РМО было направлено на создание психологической комфортности в классах, учет психологических особенностей учащихся, создание максимально благоприятных условий для работы в схеме «учитель-ученик»; учителя РМО применяли на уроках дифференцированный подход к каждому ученику, стремясь раскрыть его потенциальные возможности, добиться повышения учебной мотивации учащихся, что отразилось в повышении качества знаний по предмету в течение года.

На заседании РМО 24.08.2011 года обсуждался отчётный доклад руководителя РМО Ивлевой Л. Н., содержащий анализ работы методического объединения за 2010-11 учебный год и основные направления работы на новый 2011-12 учебный год В обсуждении доклада были затронуты вопросы о планируемых в новом учебном году контрольных работах по истории и обществознанию, о новых рабочих программах (были даны методические рекомендации по составлению и оформлению рабочих программ), о результатах олимпиады, ЕГЭ и ГИА. Высказанные предложения нашли своё отражение в Постановлении и учтены в утверждённом плане работы на новый учебный год.

В 2011-2012 учебном году проводился круглый стол «Современные технологии в обучении истории», в ходе которого было организовано обсуждение проблемы использования современных технологий в обучении истории на школьном уровне. Опытом работы поделились: учитель МОУ СОШ № 1 г.Буденновска Сибирева А.В., рассказавшая об использовании на конкретных уроках различных методик (игровых, развивающих, лекционных); учитель МОУ СОШ № 6 с. Архангельского Першина Ж. А., подчеркнувшая необходимость теоретического осмысления сути понятия «технология», изучения структуры и содержания каждой отдельной из современных педагогических технологий и возможности практического их использования в деятельности учителя; учитель МОУ гимназии № 9 г.Буденновска Грибченко Н. А., представившая презентацию «Проблемное обучение как средство развития творческих качеств школьника» и рассказавшая об опыте использования ею технологии проблемного обучения. Активное участие в обсуждении проблемы приняли учителя Дьяченко Р. В.(МОУ СОШ № 7 с. Стародубского, Жиров С.И. (МОУ гимназия № 7 г.Буденновска), Карабельников В.В. (МОУ СОШ № 9 с. Толстово-Васюковское), Ларский В. А. (МОУ СОШ №18 п. Терский).

На заседании РМО в начале отчетного года были рассмотрели Методические рекомендации, подготовленные руководителем кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО Масюковой Н. Г. Данные рекомендации содержат перечень нормативно-правовых документов, на основе которых должно осуществляться преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края, а также требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории, рекомендации по подготовке к ЕГЭ и ГИА. Проводился обзор новинок учебно-методической литературы по предмету, организоввывалась книжная торговля.

В отчетном году планировался практический семинар «Преподавание истории и обществознания в свете новых подходов к оценке качества знании» на базе МОУ СОШ № 15 с. Преображенского, однако по техническим причинам он не состоялся и вероятно будет запланирован на следующий учебный год.

В отчётном году в период с 19.09.11 по 26.09.11 года СКИРО ПК и ПРО для учителей был проведен завершающий этап модульных курсов повышения квалификации по проблеме «Современные педагогические технологии в преподавании истории и обществознания» в объеме 108 часов; данные курсы прошли 30 учителей.

В период с 15.02.12г. по 13.03.12 г. в г. Ставрополе трое учителей г. Буденновска: Донскова И.А. (МОУ СОШ № 2 г.Буденновска), Федоренко А.И. (МОУ СОШ № 4 г.Буденновска), Арзиманова Н. И. (МОУ СОШ № 3 г.Буденновска) прошли курсы повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания в рамках стратегического развития образования» в объеме 108 часов.

В работе семинара по подготовке экспертов предметных экзаменационных комиссий, проходившего 4.05.12 г. в г. Ставрополе, принимала участие Короткая Г. М. (МОУ СОШ № 3 с. Прасковея). В работе территориальных предметных комиссий для проведения ГИА по истории в новой форме участвовали: Калугина С.А. (МОУ СОШ № 14 с. Орловка), Бражникова И.И. (МОУ СОШ № 6 г. Буденновск), Крымова О. Г. (МОУ СОШ № 4 г. Буденновск), Бударина Е. М. (МОУ гимназия № 7 г.Буденновска); в составе территориальной предметной комиссии по проведению ГИА по обществознанию участвовали: Сухачева О. В. (МОУ СОШ №1 г. Буденновска), Ивлева Л. Н. и Колованова Т.Н. (МОУ СОШ № 1 с. Покойное), Фучкина О.С. (МОУ СОШ № 21 с. Архиповского), Смирнов Н.Е. и Арзиманова Н. И. (МОУ СОШ № 3 г. Буденновск), Донскова И. А. (МОУ СОШ № 2 г. Буденновск). Кроме того, в семинаре для экспертов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ, проводимом в г. Ставрополе на базе СКИРО ПК и ПРО участвовали учителя: Гайворонская В.В. (МОУ СОШ № 3 г. Будённовск), Лиманова С.И. (МОУ лицей № 8 г.Буденновска), Федоренко А.И. (МОУ СОШ № 4 г. Будённовск), Карабельников В.В. (МОУ СОШ № 9 с. Толстово-Васюковское), Першина Ж.А. (МОУ СОШ № 6 с. Архангельское), Карабабаева Е.А. (МОУ СОШ № 5 г. Буденновск), Шалунова С.А. (МОУ СОШ № 15 с. Преображенское), Арзиманва Н. И. (МОУ СОШ № 3 г. Буденновска). Двое из них (Арзиманова Н. И. и Шалунова С. А.) участвовали в проверке экзаменационных работ в крае.

В отчетном году учителя района принимали участие в дистанционных курсах в рамках модернизации образования: по теме «Система работы с одаренными детьми» - Масалова Т.А. (МОУ СОШ № 3 с.Прасковея), по теме «Здоровьесбережение участников образовательного процесса» - Гайворонская В. В. (МОУ СОШ № 2 г. Буденновск), по теме «Воспитательно-образовательный процесс в поликультурном пространстве» - Джабраилова Л. А. (МОУ СОШ № 14 с. Орловка), Шалунова С.А. (МОУ СОШ № 15 с.Преображенское), Белова И.В. (МОУ гимназия № 9 г. Буденновск), по теме «Управление качеством образования в ОУ» - Выдра Т.П. (МОУ СОШ № 14 с. Орловка), Федоренко А. И. (МОУ СОШ № 4 г. Буденновск). Данные курсы еще продолжаются; в сентябре должна состояться защита проектных работ и аттестация.

В течение отчётного периода были проведены контрольные работы в первом и втором полугодиях по истории для учащихся 9-х классов, а также по обществознанию для учащихся 8-х и 11-х классов. Контрольная работа по истории для учащихся 9-х классов была составлена в соответствии с требованиями образовательной программы и состояла из двух вариантов, в каждом из которых по пять заданий разного уровня сложности. Содержание заданий охватывало материал основных событий отечественной истории ХХ века. Контрольную работу выполняли 905 учащихся, что составляет 88% от общего числа девятиклассников района. Показатель участия школьников в контрольной работе школам колеблется в пределах 76-100%. Средний показатель качества знаний по результатам контрольной работы во втором полугодии увеличился на 4% и составил 45%, при этом в городских образовательных учреждениях - 58% (против 38% в первом полугодии), в сельских - 32% (против 43% в первом полугодии). Наилучшие результаты показали учащиеся МОУ СОШ № 7 с. Стародубского - 81% (учитель Дьяченко Р.В.), МОУ гимназия № 7 г.Буденновска - 74% (учитель Бударина Е. М.), МОУ лицей № 8 г.Буденновска - 74% (учителя Лимонова С.И. , Белик И. П.), МОУ СОШ № 3 с. Прасковея -72% (учитель Логачева О.В.), МОУ гимназия № 7 г.Буденновска (учитель Бударина Е. М,) - 74%, МОУ СОШ № 1 г. Будённовска - 72% (учитель Сухачева О.В.), МОУ СОШ № 6 с.Архангельское - 69% (учитель Сорокина П.М.), МОУ СОШ № 18 п. Терского - 67% (учитель Ларский В.А.), МОУ СОШ № 1 с.Покойное -62% (учителя Григорьева Т.А. и Лазакова Л.В.), МОУ гимназия № 9 г.Буденновска - 61% (учитель Грибченко Н.А.). Выше среднего бала по качеству знаний показали учащиеся МОУ СОШ № 3 г. Будённовска (учитель Гайворонская В.В.) -53%. МОУ СОШ № 4 г. Буденновска -56% (учитель Крымова О.Г). Средний показатель обученности девятиклассников образовательных учреждений района вырос на 2% и составил 94% (в городских МОУ снизился на 1% и составил 91%, в сельских – повысился на 6% и составил 97%). Анализ результатов контрольной работы показывает, что с контрольной работой учащиеся справились: знания школьников в основном соответствуют требованиям образовательной программы по истории. Учащиеся в целом умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение. В лучших работах ответы даны с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Контрольная работа по обществознанию для учащихся 8-х классов состояла из двух вариантов по четыре задания в каждом. Контрольную работу выполняли 877 учащихся, что составляет 88% от общего числа восьмиклассников района; показатель участия школьников в контрольной работе снизился во втором полугодии на один процент и по школам колеблется в пределах 74 - 100%. Средний показатель качества знаний по результатам контрольной работы вырос в целом по району на 5% и составил 59%; при этом средний показатель качества знаний по образовательным учреждениям города составил 63% (в первом полугодии было 57%), по сельским образовательным учреждениям - 54% (в первом полугодии было 51%). Наилучшие результаты по-прежнему показали учащиеся МОУ СОШ № 21 с. Архиповского - 85% (учитель Фучкина О.С.), МОУ СОШ № 6 с. Архангельского - 79% качества знаний (учителя Першина Ж.А., Хайров С.Г.), МОУ СОШ № 16 с. Томузловское - 74% (учитель Емельянов О.А. ), МОУ гимназии № 7 г.Буденновска - 73% (учитель Бударина Е.М.), МОУ СОШ № 1 г.Буденновска - 72% (учитель Охмат Н.П.), МОУ лицей № 8 г. Буденновска - 72% (учителя Белик И.П., Жадан С.Ю.), МОУ СОШ № 4 г.Буденновска - 69% (учитель Федоренко А.И.), где показатель качества знаний учащихся оказался значительно выше среднего. Средний показатель обученности учащихся вырос в целом по району на 5% и составил 98%, при этом в городских образовательных учреждениях позитивная динамика составила 3%, в сельских - 8%. Анализ контрольной работы показал, что в целом большинство учащихся с заданиями справились, продемонстрировав хорошие знания по всем разделам изучаемого предмета. Однако ряд учащихся показали неумение точно определять понятия, соотносить причины и следствия различных социальных явлений, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения, приводить примеры из различных источников, в том числе из личного опыта. Наиболее затруднительными для ребят оказались задания №1 и №3 в обоих вариантах. Часть учащихся не смогла четко определить собственные социальные роли, привести примеры использования статусных символов, раскрыть понятие статусного имиджа. Затруднительным оказалось и задание на составление правил, которые следует соблюдать в отношениях между людьми разных национальностей и заповедей, которые помогут избежать межнациональных конфликтов.

Контрольная работа по обществознанию для учащихся 11-х классов состояла из двух вариантов по пяти заданий в каждом. Контрольную работу выполняли 607 учащийся, что составляет 88% от общего числа одиннадцатиклассников; показатель участия школьников в контрольной работе не изменился и по школам колеблется в пределах 72-100%. Средний показатель качества знаний по результатам контрольной работы вырос на один процент и составил 58%, при этом в городских образовательных учреждениях - 48% (против 63% в первом полугодии), в сельских - 69% (против 51% в первом полугодии). Наилучшие результаты показали учащиеся МОУ СОШ № 6 г.Буденновска - 98% качество знаний, МОУ гимназии № 9 г.Буденновска -94% (учитель Безрукова С.Г.), МОУ СОШ № 21 с. Архиповского - 92% (учитель Фучкина О.С.), МОУ СОШ № 6 с. Архангельского (учителя Першина Ж.А., Сорокина П.М.) - 88%, МОУ СОШ № 18 п. Терского - 85% (учитель Ларский В.А.). Значительно выше среднего оказался показатель качества знаний учащихся МОУ СОШ № 3 с. Прасковея (учитель Логачева О.В.), МОУ СОШ № 1 с. Покойное (учитель Колованова Т.Н.), МОУ СОШ № 7 с. Стародубское (учитель Дьяченко Р.В.), МОУ СОШ № 2 г. Буденновска (учитель Донскова И.А.). Средний показатель обученности учащихся выпускного класса образовательных учреждений района вырос на один процент и составил 99% и в городских и в сельских МОУ. Анализ результатов контрольной работы показывает, что знания учащихся в основном соответствуют требованиям образовательной программы по обществознанию. Уровень качества знаний высокий. Тестовые задания №1-12 не вызвали затруднений; у большинства учащихся сформированы универсальные способы деятельности в ключевых компетенциях, выпускники хорошо осведомлены о функционировании в обществе системы образования, науки, права, религии. Однако некоторые учащиеся затруднились применить полученные знания на практике, что выразилось в неточности, в неполноте ответов.

В отчётном году была проведена традиционная районная олимпиада по истории, обществознанию и праву, которая состоялась в октябре 2011года на базе МОУ СОШ № 8 п. Катасон. В олимпиаде приняли участие команды 23 средних общеобразовательных учреждений района. Следует отметить повышение активности участия школ в сравнении с прошлым годом: только одна школа (№ 2 с. Красный Октябрь) не выставила команду к участию в олимпиадах; большинство школ выставили команды в полном составе. Задания к олимпиаде охватывали большой историко-обществоведческий и правовой блок, что давало реальную возможность судить об уровне знаний учащихся по этим предметам. Однако, следует отметить, что некоторые задания как и в прошлом году не соответствовали образовательным программам. Максимальный балл по истории и обществознанию составлял 100, по праву для 10 и 11 класса – 70, для 9 класса – 50.

Результаты олимпиады показали следующее: История: никто из участников 7-х, 11-х классов не сумел преодолеть 50% бальный показатель; средний балл в обеих параллелях составил 19 баллов; среди восьмиклассников только один участник показал хороший результат – 85 баллов, средний балл участников составил 26 баллов; среди девятиклассников победителем стал участник, набравший 71 балл, ещё два участника, набравшие 71 и 60 баллов, стали призёрами, средний балл - 30; среди десятиклассников только два участника преодолели 50% бальный показатель – победитель набрал 54 балла, призер – 53, средний балл – 22. В сравнении с прошлым годом наблюдается слабая позитивная динамика: уже 6 школьников района (против одного в прошлом году) справились более чем с половиной заданий. Средний показатель составил 23 балла, что, однако, на 3% ниже прошлогоднего. Обществознание: 7 класс – участвовали 13 школ, победитель набрал 83 балла, призеров 4, средний балл – 48; 8 класс - участвовали 17 школьников, максимальный балл – 79, призеров – 13, средний балл – 59; 9 класс – участвовали 16 человек, победитель набрал 77 баллов, призеров 5, средний балл – 39; 10 класс – участвовали 20 человек, победитель – 67 баллов, призеров 3, средний балл – 41; 11 класс – участников – 21, победитель – 59 баллов, призеров – 3, средний балл – 37. Средний показатель по обществознанию составил 44 балла (против 39 в прошлом году). Право: 9 класс – участвовало 8 человек, победитель – 30 баллов, призеров 3, средний балл – 25; 10 класс – участников 9, победитель 39 баллов, призеров 2, средний балл – 28; 11 класс – участников 11 человек, победитель набрал 38 баллов, призер 1, средний балл – 29. Средний показатель составил 28 баллов (против 52 в прошлом году).

Лучшие результаты показали учащиеся МОУ СОШ № 21 с. Архиповлского – три первых места (по истории и обществознанию 8 класс и по праву 10 класс). Хорошие результаты по-прежнему показали учащиеся МОУ СОШ № 1 с. Покойное, занявшие два первых (по обществознанию 10 класс и праву 7 класс) и два третьих места (по праву и обществознанию 9класс); МОУ СОШ №4 с. Новая жизнь - два первых места (обществознание 9 класс и право 11 класс) и второе место по праву 9 класс; МОУ СОШ №6 г. Буденновска - 1место по истории 10 класс, 2 место по обществознанию 8 класс, 3 место по обществознанию 10 класс; МОУ СОШ №1 г. Буденновска – 4 вторых результата (по истории 10 класс, по обществознанию 9 и 11 класс, по праву 10 класс) и 2 третьих результата (история и право 9 класс); МОУ СОШ №2 г. Буденновска – первое место по обществознанию 7 класс и третье по праву 10 класс; МОУ СОШ №3 с. Прасковея – первое место по праву 9 класс и третье по обществознанию 7 класс; МОУ гимназия № 7 г.Буденновска – первое место по истории 9 класс, МОУ гимназия № 9 г.Буденновска – 1 место по обществознанию 11 класс, МОУ СОШ № 4 г. Буденновска – два вторых результата (по обществознанию 7 и 8 класс), МОУ СОШ № 13 п. Искра – второе место по обществознанию 10 класс, МОУ СОШ №3 г. Буденновска – второе место по истории 9 класс.

Победители районной олимпиады приняли участие в зональной предметной олимпиаде. Отрадно, что уже второй год подряд у нас есть положительный результат на краевом уровне – учащаяся 10 класса МОУ СОШ №1 с. Покойное Алейникова Валерия (учитель Шендерюк А. В.) стала призером олимпиады по обществознанию.

В отчётный период в школах района были проведены традиционные предметные недели; время их проведения и тематика определялись школьными МО. Следует отметить, что в большинстве школ серьёзное внимание уделяется проведению конкурсов исследовательских работ учащихся, организации научно-практических конференций, творческих отчётов и т.п.

В отчетном году в рамках фронтальной проверки учебной деятельности проводилось изучение состояния преподавания истории и обществознания в ряде образовательных учреждений: МОУ СОШ №4 с. Новая Жизнь, МОУ лицей №8 и ОУ СОШ №6 г.Буденновска, МОУ СОШ №14 с. Орловка. В ходе проверки отслеживалась работа школьных методических объединений, посещались открытые уроки, внеклассные мероприятия, проверялась документация. Подробная информация по результатам проверки содержится в аналитических справках.

Учителя РМО приняли активное участие в педагогическом фестивале «Признание», прошедшем 03.11.2011 года на базе МОУ гимназия №7 г. Будённовска: Масалова Т. А. (МОУ СОШ № 3 с. Прасковея), выступила с докладом по теме «Личностно-ориентированный подход в преподавании истории и обществознания», Безручко С.А. (МОУ «Прогресс» г. Буденновска) – «Мировоззрение. Убеждение. Вера», Чуева Л. Б. (МОУ «Прогресс» г. Буденновск) – «Предметная интеграция на уроках истории и информатики».

В течение учебного года пристальное внимание было уделено вопросам подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. По рекомендации РМО на заседаниях школьных МО учителями были изучены методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2011 года в преподавании истории России (и обществознания) в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»; «Опыт написания эссе» (с подробным анализом наиболее распространённых ошибок экзаменующихся). Учителями всех школьных МО района целенаправленно пополнялся банк тестовых заданий для учащихся, велась планомерная работа над совершенствованием навыков выполнения экзаменационного задания (особенно третьей части), связанного с характеристикой явления или исторического процесса, оценкой существующих в исторической литературе точек зрения на события, личности, явления и т.п.

ГИА по истории в отчетном году сдавали 31 (в прошлом году – 30) школьник (3 % от общего числа) выпускников дневных общеобразовательных учреждений; явка на экзамен 100%. Наиболее общую картину результатов экзамена дает распределение участников по первичным баллам.


Общий балл

Отметка

Кол-во

% показатель

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

0-10

0-12

2

0

0

0

0

11-20

13-23

3

2

6

6.7

19.4

21-30

24-34

4

18

17

60

54.8

31-37

35-44

5

10

8

33.3

25.8


Обученность - 100%, качество знаний – 81% (против 93% в прошлом году). Максимального количества баллов (44) не набрал никто; наилучший результат по району – 37 баллов (набрали 2 человека). Средний балл на экзамене остался на уровне прошлого года и составил 28, средняя оценка по-прежнему 4 балла. С первой частью экзаменационной работы справилось подавляющее большинство учащихся. Наибольшие затруднения в этой части работы (в тестах с выбором ответа) вызвали задания А12 (42% выполнения) на знание фактов по историческому периоду 1917-1941 гг., А7 (65% выполнения) на знание причин и следствий событий XYIII – начала XX веков, А6 (71% выполнения) на знание фактов истории XYIII – начала ХХ веков, А19 (71% выполнения) на знание выдающихся деятелей отечественной истории с 1917 года и А21 на работу с исторической картой, схемой (71% выполнения). Во второй части экзаменационной работы самым трудным оказалось задание В6 (32% выполнения) на сравнение исторических событий, а также В1 (55% выполнения) на установление хронологической последовательности событий; в третьей части экзаменационной работы, при работе с текстом, наименее результативными оказались задания С5 (16% частично выполнили) на составление плана ответа на данную тему и С4 (29% частично выполнили), где нужно было сравнить исторические события. Тем не менее, следует отметить позитивную динамику: только один учащийся не сделал попытки выполнить задания части С, большинство же учащихся неплохо справились с этими заданиями, продемонстрировав хорошие навыки работы с историческими документами по их анализу. Так, задание С1 выполнили в полном объеме 61% учащихся, С3 – 35% выполнили задание в полном объеме, набрав максимальный балл, а 61% справились с заданием частично, задание С2 в полном объеме выполнили 48% ребят, а 55% дали неполный ответ.

В отчетном году экзамен по обществознанию впервые проводился в новой форме. В ГИА по обществознанию приняли участие 166 выпускников (16% от общего числа). Наиболее общую картину результатов экзамена дает распределение участников по первичным баллам.

Общий балл-

Отметка

Кол-во

% показатель

0-14

2

0

0

15-24

3

46

27.7

25-34

4

97

58.4

35-40

5

23

13.8

Максимальное количество баллов (40) никто не набрал; лучший результат по району – 37 баллов у учащегося гимназии №7 Аванесян Владимира. Обученность составила 100%, качество знаний – 72%. Средний балл по району составил 27, средняя оценка – 4. Обратимся к результатам выполнения отдельных заданий всех содержательных блоков первой части экзаменационной работы (в %):

Человек и общество

Экономика

Социальные отношения

Политика

Право

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

84

80

78

62

89

77

83

74

80

76

92

86

66

81

78

69

80

93

93

69

78.3

78.3

81.3

76

83.8

С заданиями первой части экзаменационной работы большинство выпускников справилось успешно. Затруднения у ребят вызвали задания на анализ двух суждений: А4 (не справились 38%), А13 (не справились 34%), А16 и А20 (не справились 31%). Такие показатели не случайны и соответствуют повышенному уровню сложности этих заданий: каждое из приведенных двух суждений необходимо рассмотреть с позиции их соответствия современным научным представлениям в области обществознания. Задания второй и третьей частей экзаменационной работы ориентированы на выявление уровня овладения выпускниками определенной группой умений. Наиболее успешно выпускники девятых классов выполнили задания на установление фактов и мнений – В3 (93%), на установление соответствия – В2 (87%), на выбор верных позиций из списка – В5 (66%); самыми трудными оказались задания В1 на сравнение, 31% не выполнили его. В части С, ориентируемой на проверку умения анализировать источник, наилучшие результаты были показаны при выполнении С3 (83%), С1 (79%) и С2 (71%); самые низкие показатели при выполнении С6 (39%), С4 и С5 (48%).

В отчетном году в ЕГЭ по обществознанию принимали участие 418 человек, что составляет 52% от общего числа выпускников 11-х классов. Большинство сдававших экзамен (66%) – девушки. Анализ результатов распределения участников экзамена по тестовым баллам позволяет сделать следующие выводы: минимальную границу в 39 баллов не смогли преодолеть 35 участников экзамена, что составляет 8,4% (для сравнения, в прошлом году этот показатель равнялся 5,3%). Более 80 баллов набрали 4% участников ЕГЭ. Максимальный результат в 100 баллов не набрал никто. Лучший результат показала Хижняк Кристина (МОУ СОШ №1 г. Буденновск) - 95 баллов. Данные показывают, что результаты большинства участников находятся в диапозоне 39-70 баллов. Средний балл по району – 54, что ниже прошлогоднего на 2%; при этом в образовательных учреждениях г. Буденновска – 56 (было 57), в сельских ОУ – 51 (было 54). Среди образовательных учреждений, показавших результаты заметно выше средних по району, необходимо отметить МОУ СОШ №4 с. Новая Жизнь (65 баллов), МОУ СОШ №9 с. Толстово-Васюковского и МОУ СОШ №5 г. Буденновска (64 балла), МОУ СОШ №1 г. Буденновска (62 балла), МОУ гимназию №9 (61 балл), МОУ СОШ №1 и МОУ гимназию №7 (60 баллов).

ЕГЭ по истории в отчетном году сдавали 175 человек, что составляет 22% от общего количества выпускников. В сравнении с прошлым годом показатель вырос на 4%. Большинство выбравших предмет для сдачи экзамена составили девушки (77% от числа сдававших). Основные результаты представлены несколькими общими данными: средний тестовый балл, полученный участниками экзамена, вырос в сравнении с прошлым годом на 1% и составил 54,6; доля участников, набравших количество баллов ниже минимального увеличилась на 5% и составила 14% (очевидно, что сохраняется определённое количество ребят, совершивших неосознанный выбор предмета); 13человек набрали более 80 баллов, что составляет 7% (в прошлом году этот показатель составлял 8,7%); большинство экзаменуемых как и в прошлом году расположились в диапозоне 32-60 баллов; максимальное количество баллов не набрал никто. Лучшие результаты по району показали выпускники Княгинина Полина (МОУ СОШ №3 с. Прасковея) и Громов Сергей (МОУ гимназия №9 г. Буденновска), набрав по 98 баллов. Средний балл выше среднего по району показали следующие образовательные учреждения: №21 с. Архиповского (69 баллов), №5 г. Буденновска (68 баллов), №4 с. Новая Жизнь (66 баллов), №9 г. Буденновска (64 балла), №4 г. Буденновска (61 балл), №6 с. Архангельского (58 баллов), № 2 и № 7 г. Буденновска (58 баллов),№ 1 г. Буденновска (57 баллов), №9 с. Толстово- Васюковского (56 баллов), № 8 г. Буденновска (56 баллов). № 3 с. Прасковея (55 баллов).

Анализируя проделанную работу и исходя из итогов учебного года районным методическим объединением учителей истории и обществознания определены следующие задачи на будущий учебный год:

  • совершенствование культуры исследовательского, методического труда;

  • совершенствование учебного процесса в формировании общеучебных, нравственных и личностнозначимых качеств учащихся;

  • создание условий для формирования у учащихся основополагающих идей, убеждений, отражающих сущность российской государственности, активной гражданской и личностной позиции в становлении сильного и авторитетного государства; сохранение и укрепление психического и нравственного здоровья учащихся; формирование навыков здорового образа жизни;

  • повышение качества образования через внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических (в том числе информационных) технологий;

  • использование в процессе обучения новых методик, технологий, направленных на развитие индивидуальных, творческих и познавательных способностей учащихся; активизация работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми;

  • обеспечение непрерывности, преемственности в содержании образования на каждой ступени при изучении истории страны и края с использованием по возможности линий учебно-методических комплектов одного авторского коллектива на весь период обучения;

  • стимулирование процесса самообразования учителей путём привлечения их к активному участию в семинарах, проводимых в районе, крае;

  • активизация подготовки к проведению ЕГЭ через проведение тестирования в процессе текущего и итогового контроля с начала изучения курса;

  • обобщение, изучение и распространение опыта работы учителей по организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

  • совершенствование навыков мониторинговой деятельности при обучении истории и обществознания в школах района;

  • усиление работы по воспитанию исполнительской дисциплины руководителей школьных МО.

Похожие:

Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconПлан работы школьного методического объединения учителей истории и обществознания на 2011 2012 учебный год
...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Анализ работы мо учителей математики за 2010-2011 уч год. Оценка эффективности деятельности учителей по подготовке и проведению аттестации...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2011-2012 уч год
Деятельность методического объединения учителей гуманитарного цикла в 2011-2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconМбоу уршельская сош гусь-Хрустального района Владимирской области Никандрова Н. Г. 2012 – 13 год. Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литератур ы «Вдохновение»
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы «Вдохновение» при мбоу уршельская сош за 2011 -12 учебный...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ городского методического объединения учителей орксэ за 2011-2012 учебный год
Цель работы методического объединения формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла мобу сош №25 г. Якутска за 2011-2012 учебный год

Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей биологии за 2011 2012 учебный год
В 2011 2012 учебном году рмо учителей биологии работало по проблеме «Преподавание биологии в контексте национальной образовательной...
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconПлан работы мо учителей истории и обществознания на 2011 2012 учебный год
Участие в работе педсовета «Анализ итогов учебной работы педагогического коллектива школы в 2010/2011 учебном году»
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2011 2012 учебный год
«Повышение качества образования и педагогического мастерства в условиях внедрения современных технологий»
Анализ работы методического объединения учителей истории и обществознания за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2011- 2012 учебный год
Развитие профессиональных компетенций педагогов и применение полученных знаний в профессиональной деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница