Основными содержательными линиями




НазваниеОсновными содержательными линиями
страница1/4
Дата конвертации14.07.2013
Размер0.56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике и информационным технологиям предназначена для учащихся 10-11 классов профильной подготовки и рассчитана на общий объём учебного времени 245 часов (10 кл - 105 часов, из расчета 3 часа в неделю; 11 кл – 140 часов, из расчета 4 часа в неделю)

Содержание курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Информатика и информационные технологии – предмет, необходимый во всех видах профессиональной деятельности и различных траекториях продолжения обучения. Подготовка по этому предмету на профильном уровне обеспечивает эту потребность, наряду с фундаментальной научной и общекультурной подготовкой в данном направлении.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

Содержательная линия «Информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации» направлена на освоение учащимися базовых понятий информатики и на развитие у них системного и алгоритмического мышления на основе решения практических задач из различных предметных областей. Развитие системного и алгоритмического мышления происходит на базе решения практических задач с применением сред программирования и прикладного программного обеспечения.

Освоение содержательной линии «Математическое и компьютерное моделирование» направлено на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.

При изучении «основ информационного управления» осуществляется: развитие представлений о цели, характере и роли управления, об общих закономерностях управления в системах различной природы; формирование умений и навыков собирать и использовать информацию с целью управления физическими и техническими системами с помощью автоматических систем управления.

Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Практическая составляющая предмета включает проведение практикумов, которые ориентированы на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – ознакомление учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ, как аппаратных, так и программных и получение навыков работы в их профессиональных или учебных версиях. В рамках практикума учащиеся решают задачи и выполняют соответствующие проекты, направленные на решение конкретных практических задач из различных областей и сфер деятельности человека. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, что позволит им в последующем быстро включиться в решение производственно-хозяйственных и других задач, связанных с применением ИКТ. Практикумы в виде проектов могут быть комплексными, и могут выполняться как одним учащимся, так и группой учащихся, таким образом, отрабатываются вопросы взаимодействия при совместной работе над проектом. Практикумы проводятся, как правило, после прохождения необходимого теоретического материала и самостоятельного изучения.

В целом курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели:

В ходе изучения информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне, согласно требованиям стандарта, достигаются следующие цели:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Задачи:

Создать условия для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций:

  • предметная компетентность: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, алгоритмах, системах, технологиях и моделях;

  • информационно-коммуникационная компетентность: овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • познавательная компетентность: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • социально - правовая компетентность: воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • технологическая компетентность: выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Личностно-ориентированное обучение, направление школьников на самостоятельное решение разнообразных проблем, организация деятельностного подхода к обучению, проблемное изложение материала учителем, переход от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности создают условия для формирования у старшеклассников указанных компетентностей. Основным методом обучения в данном курсе является метод проектов, а основная методическая установка — обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.

Для проверки уровня формированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций используются следующие формы и методы контроля: тематический контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий, промежуточный контроль проводится после изучения разделов при выполнении контрольных работ; итоговый контроль проводится по окончании изучения учебных модулей в форме дифференцированных зачётов. Кроме того используются фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, тестирование, подготовка творческих работ, презентация работ учащихся.

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Количество часов (всего/прак)

Всего

10 класс

11 класс

1

Информация. Информационные процессы. Системы счисления

15

15/3




2

Архитектура компьютера и ПО

6

6




3

Основы логики и логические основы компьютера

12

12/3




4

Алгоритмизация и структурное программирование

18

18/12




5

Информационные и коммуникационные технологии

27

27/20




6

Разработка Web-сайтов и Web-дизайн

24

24/12




7

Моделирование  и формализация

40




40/24

8

Базы данных и информационные системы

26




26/20

9

Объектно-ориентированное программирование

40




40/20

10

Информационная деятельность человека

10




10

11

Повторение, подготовка к ЕГЭ

27

3

24/6




ВСЕГО:

245

105/50

140/70


Учебно – тематический план

10 класс




Тема

количество часов

всего

прак

теор

1

Информация. Информационные процессы. Системы счисления

15

3

12

1.1

Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств. Виды информационных процессов: хранение, обработка, передача.

1




1

1.2

Дискретное (цифровое) представление хранимой информации. Цифровое представление числовой информации, системы счисления.

1




1

1.3

Обработка числовых данных в различных системах счисления.

2

2




1.4

Цифровое представление в памяти компьютера числовой, текстовой, графической, звуковой и видео- информации.

3




3

1.5

Содержательный и алфавитный подходы к определению информационного объема.

2




2

1.6

Определение объемов различных видов информации.

1

1




1.7

Процесс передачи информации. Сигнал, кодирование, декодирование, искажение информации. Скорость передачи информации. Передача информации в компьютерных сетях.

2




2

1.8

Процесс обработки информации. Виды обработки: поиск, сортировка, преобразование данных.

2




2

1.9

Контрольная работа.

1




1

2

Архитектура компьютера и ПО

6




6

2.1

Архитектура компьютера. Устройство и состав персонального компьютера

2




2

2.2

Типы ЭВМ. Основные принципы организации и построения компьютера. Команды и их форматы.

1




1

2.3

Системное программное обеспечение. Файловая система.

2




2

2.4

Контрольная работа

1




1

3

Основы логики и логические основы компьютера

12

3

9

3.1

Основные понятия алгебры логики

2




2

3.2

Построение логических функций в Excel

2

2




3.3

Законы алгебры логики. Упрощение логических функций.

2




2

3.4

Решение логических задач методами алгебры логики

3




3

3.5

Логика предикатов. Кванторы.

1




1

3.6

Запись математических предложений, определений в виде формул логики предикатов.

1

1




3.7

Контрольная работа

1




1

4

Алгоритмизация и структурное программирование

18

12

6

4.1

Алгоритм и его свойства. Формы описания алгоритма. Построение алгоритмов

1




1

4.2

Структура программы на языке Паскаль. Основы работы в среде Турбо Паскаль

1

1




4.3

Операторы языка

1




1

4.4

Программирование задач с использование циклов

2

2




4.5

Программирование задач с условным оператором

2

2




4.6

Процедуры и функции в Pascal. Программирование задач с использованием функций и процедур

2

1

1

4.7

Тестирование и отладка программы

1

1




4.8

Массивы. Программирование задач с использованием массивов

2

1

1

4.9

Алгоритмы сортировки информации. Программирование задач с использованием сортировок

2

1

1

4.10

Работа с файлами. Программирование задач с использованием файлов

2

1

1

4.11

Контрольная работа

2

2




5

Информационные и коммуникационные технологии

27

20

7

5.1

Средства автоматизации работы в текстовом процессоре

9

8

1

5.1.1

Способы быстрого ввода текста

1

1




5.1.2

Оформление документа с помощью стилей

2

1

1

5.1.3

Использование сносок, указателей, гиперссылок

1

1




5.1.4

Делопроизводство и документооборот. Шаблоны документов.

1

1




5.1.5

Сканирование текстов. Использование систем распознавания текстов.

1

1




5.1.6

Системы двуязычного перевода и электронные словари (Prompt, Lingvo и др.)

1

1




5.1.7

Контрольная работа

2

2




5.2

Средства автоматизации работы в табличном процессоре

6

5

1

5.2.1

Условное форматирование

1

1




5.2.2

Консолидация данных

1

1




5.2.3

Сводные таблицы

2

1

1

5.2.4

Контрольная работа

2

2




5.3

Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации

9

7

2

5.3.1

Рисование в программе Adobe Flash

1

1




5.3.2

Покадровая анимация и промежуточная анимация

2

2




5.3.3

Использование специальных слоев

2

2




5.3.4

Flash – символы

1

1




5.3.5

Сценарии Action Script

2




2

5.3.6

Работа с импортированными файлами – звуковыми и видео

1

1




5.3.7

Создание флэш-ролика. Творческий проект










5.4

Коммуникационные технологии

3




3

5.4.1

Компьютерные сети







1

5.4.2

Глобальная компьютерная сеть Интернет







1

5.4.3

Службы Интернета. Защита информации в сети







1

6

Разработка Web-сайтов и Web-дизайн

24

12

12

6.1

Язык гипертекстовой разметки HTML

1




1

6.2

Размещение текста и создание списков в документе

1




1

6.3

Размещение картинок и создание ссылок

1




1

6.4

Создание таблиц и их использование

1




1

6.5

Каскадные таблицы стилей CSS

2




2

6.6

Язык сценариев JavaScript

3

2

1

6.7

Основы визуального дизайна. Web-дизайн, пространственные отношения, цвет, шрифт и текст. Принципы дизайна

2




2

6.8

Подготовка графики для web-страниц

2




2

6.9

Дизайн Web-сайта

1




1

6.10

Разработка Web-сайта. Творческий проект

10

10







Итоговая контрольная работа

3




3




ИТОГО за 10 класс:

105

50

55
  1   2   3   4

Похожие:

Основными содержательными линиями iconМетодические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
Электрическое поле и шум, создаваемые воздушными линиями электропередач высокого напряжения
Основными содержательными линиями iconТ. А. инструктор по физо высшей квалификационной категории Основными и первоочередными задача
Основными и первоочередными задачами в физическом воспитании детей дошкольного возраста являются
Основными содержательными линиями iconМетодические указания по комплексной качественной оценке технического состояния распределительных сетей напряжением 0,38 – 20 кВ с воздушными линиями электропередачи
Приказом Председателя Комитета по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов
Основными содержательными линиями iconПротокол от №
Цель изучения дисциплины: познакомить студентов с этикой науки как разделом прикладной этики, с основными понятиями и проблемами...
Основными содержательными линиями iconКлассный час по теме «Я и закон»
Цели: воспитание гражданственности подростков и чувства гордости за свое государство; ознакомить учащихся с основными положениями...
Основными содержательными линиями iconПрограмма курса «Теоретические основы химии» пояснительная записка
Ознакомить учащихся с основными понятиями и законами химии; важнейшими классами неорганических и функциональными основными группами...
Основными содержательными линиями iconВ. В. Воловик становление и эволюция инженерного мышления. Институциональный контекст
Я начинаю историю инженерии с Возрождения и связываю становление инженерного мышления с тремя линиями
Основными содержательными линиями iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Курса не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность...
Основными содержательными линиями iconСогласовано Зам дир по увр согласовано
Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать уроки содержательными и интересными. Привлекаются разнообразные творческие...
Основными содержательными линиями iconРоссийская Федерация Щекинский район Тульской области Администрация муниципального образования город Советск Щекинского района постановление
Об условиях приватизации нежилого здания зтп 10 c линиями электропередач, расположенного по адресу: Тульская область, Щекинский район,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница