Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой




НазваниеУрок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Дата конвертации13.07.2013
Размер74.25 Kb.
ТипУрок
Урок по предмету «Окружающий мир»

Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян».

Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учебник: «Окружающий мир 3 класс» автор-составитель Н. Ф. Виноградова

Класс: общеобразовательный 3 класс.

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Форма урока: комбинированный урок в условиях индивидуально-ориентированного обучения.

Оборудование: Презентация с изображениями богов, духов древних славян, проектор, экран, игровое поле «Что? Где? Когда?»

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: 

основное общее образование

Цель урока: 

познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили древние славяне,с историей русских народных праздников. Воспитывать интерес к русской культуре и истории.
Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с использованием элементов исследовательской деятельности.

Учащихся в классе : 15
Краткое описание

Урок помогает школьникам получить первичные знания о славянской вере и о праздниках, связанных с верованием славян в различных богов и духов.

Задачи урока:

Образовательные

  • Дать представления о язычестве и о верованиях древних славян.

  • Познакомить с историей возникновения праздников на Руси.

Развивающие – формировать умения

  • Использовать текст учебника при выполнении заданий.

Уметь находить различные источники информации.

  • Самостоятельной исследовательской работы.

  • Работать с тестовыми материалами.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес, воспитывать любовь к своей родине, уважение и терпимость к другим верованиям.

Оборудование:

  • компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;

  • отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);

  • учебник Н.Ф. Виноградова « Окружающий мир”.

Презентация

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и учащихся и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
Ход урока.

Вступительное слово учителя, включающее психологический настрой на деятельность и актуализацию новых знаний.

-Ребята, сегодня у нас очень важный и интересный урок. На протяжении уже нескольких уроков мы путешествуем по земле древних славян

 На прошлом уроке мы говорили о славянской трапезе, узнали , что ели наши предки и какая еда считалась праздничной. Сегодня нам предстоит узнать, во что веровали наши предки- славяне и какие праздники у них были.

Слайд. Итак, тема нашего урока «Боги древних славян и языческие праздники». Как же мы будем работать на уроке?

Некоторые могут сказать, что нам Перун и Сварог, Водяные и Лешие, когда вокруг компьютеры. Поставим вопрос по-другому: в чем основное достоинство хорошего современного компьютера? Это - бездонная память, наполненная информацией, плюс способность с нею управляться. Компьютер прекрасно помнит, над чем трудился его электронный разум вчера и позавчера. Годится ли человеку быть глупее машин и не помнить, откуда он родом?

Ваша задача - быть внимательными, записывать главное, при необходимости отвечать на мои вопросы, быть активными, вступать в диалог. Урок будет состоять из нескольких этапов.

Слайд. 

Занятие проводится на основе педагогики понимания, поэтому ученикам важно знать и понимать предназначение каждого вида деятельности.

1. Разминка. (Вспомним все, что изучили ранее.) игра «Что? Где? Когда?»

2. Работа по теме урока. С помощью наших юных исследователей ответим на вопрос: «Во что верили древние славяне?».

3. Потом мы немного разомнемся и проведем физкультминутку

4. Затем мы с вами посетим «Картинную галерею» и узнаем у наших знатоков, какие праздники отмечали наши предки.

5. Затем, работая в парах, вы  выполните интересные задания, которые помогут до конца разобраться в новой теме.

(работа с учебником и тетрадью. Выборочное чтение- ответы на вопросы по тексту)

6. Последним этапом будет индивидуальная работа за компьютером. Вам нужно будет решить тестовые задания.

7. Итог урока.

1. Разминка

Слайд. Игра «Что? Где? Когда?»

Ребята, а кто знает, кто такие славяне?

Учитель слушает ребят и обобщает

Древние славяне – далекие предки русских, белорусов и украинцев.

Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так:

2. Работа по теме урока.  

Ребята. вы уже много знаете о жизни древних славян. Всё необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таящего в себе много непонятного. Бедствием для людей были засухи и наводнения. Болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бур, сверкают молнии, поражая людей и животных. Почему день сменяется ночью, а зима - летом. Всё, что происходило в природе, в самом человеке. Они приписывали таинственным силам. Восточные славяне в IV-Х вв., до прихода христианства , были язычниками.(словарь) . Славяне поклонялись многим божествам.

Слайд. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья

Сварожич и Дажьбог и Стритбог –сыновья Сварога, тесно связаны были с ним

Слайд . Сварожич- олицетворял огонь

Слайд. Даждьбог- давал людям свет, тепло и дождь..

Слайд. Стрибог(Один из учеников из учеников рассказывает о Стритбоге)бог ветра, бури и урагана – ему поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды.

Слайд. Почитаемым у славян богом был Перун – очень грозное божество-повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. (Один из учеников из учеников рассказывает о Перуне)

Слайд. Богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, семейного благополучия, а также считалась покровительницей торговли.

Слайд. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, отвечал за прорастание семян в поле, за яркость света солнца.

Слайд. Купала был богом лета. Отвечал за созревание хлеба. Плодов.

Слайд. Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад- божество солнечного светила.

Слайд. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов.

Боги , по мнению славян жили на небе и под землей. А вот на земле, рядом с людьми, жили духи, обликом своим очень похожие на людей и были хозяевами в своих владениях. В лесу хозяйничают лешие, в реках и озерах - водяные, среди болот — болотники, в полях – полевые.

Слайд. Леший- косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пас уха, лишает охотника добычи.. Но Лешего можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб или пирог.

Слайд. Если хозяином леса был леший, то хозяином рек был –Водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке то овцу, то лошадь, то корову.Посмотрите, как изобразил художник В.М.Васнецов «Дедушку Водяного» Какими словами можно описать героя многих русских народных сказок : Подсказка на слайде- милый, вредный, симпатичный, страшный, некрасивый.

Слайд. Выступление учащегося « Рассказ. про Домового»

Рубрика «Знаете ли вы?»

-А знаете ли вы, что означает заклинание «ЧУР МЕНЯ» и какую роль в жизни древних славян играли Страшная Баба ЯГА и КОЩЕЙ

(ответы. Выступление знатока )

-Вы очень внимательно слушали, немного устали. Отдохнем и продолжим наше путешествие в Прошлое.

3. Физминутка

Ребята выполняют занимательную физкультминутку

Идея физкультминутки – поклонение богам, учитель  и ученики скандируют «Заклинание» и проделывают упражнения

Перуну поклонимся, Даждьбогу помолимся,

Стрибога призовем, попросим удачи и пятерок впридачу!

1 2 3 4, 3 4 1 2-кто шагает чётко, в ряд?

Это дружный наш отряд.

Это мы. Это мы. Славной Родины сыны.

4. Картинная галерея

- Продолжим наше путешествие в прошлое

Славяне обращались к богам с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов , как бы приглашали к участию в этих пирах и праздниках. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Давайте посетим картинную галерею.

слайд Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости»

-Перед вами Картина В.И.Сурикова «Взятие снежной крепости» Что вы видите на картине? Как вы думаете, во время какого праздника могло это происходить?

(ответы детей)

- Такие забавы проводились на Масленицу. Послушаем, что нам сегодня расскажут про этот праздник знатоки.

(Ученик рассказывает про празднование Масленицы)

6-й слайд Коляда (святки)

(Ученик рассказывает про празднование Коляды)

Слайды . Иван-Купала

(Ученик рассказывает про празднование Ивана-Купалы)

Слайд .

5. Работа в парах по усвоению нового материала.

(работа с учебником и тетрадью.

Стр. 16 в тетради № 35. Закончи предложения ,используя текст учебника . Стр. 60-61 )

6. Тест «Проверь себя» (с использованием Мультимедийной установки или компьютора, если позволяют условия.)

7. итог урока

Похвалите друг друга и попробуйте поставить отметку. Учитель подводит итоги. Ученики отвечают на вопрос: что мы узнали на уроке? Чему новому научились? Почему это было для нас полезно? Учитель комментирует домашнее задание.

Разгадать кроссворд в тетради С.16 № 36.

 

Похожие:

Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconПояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе: Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2007 год
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconУрок по предмету "Окружающий мир" (3 класс) Тема: «Человек и природа. От экологии природы к экологии души»
«природы Экологическая опасность» и др.; фотографии растений, животных, занесенных в Красную книгу. Учебник “Окружающий мир”, 3Кл...
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconПрограмма по окружающему миру по программе «Начальная школа ХХI века» ( «Окружающий мир») под редакцией профессора Н. Ф. Виноградовой
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия : Содружество «Лес», «Яруса леса»
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconПояснительная записка к рабочей программе по предмету «окружающий мир» во 2 классе умк «Перспектива»
«Окружающий мир», учебника А. А. Плешакова и М. Ю. Новицкой «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011...
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconКонкурс «Симфония урока» Предмет: Окружающий мир
«Окружающий мир» 3класс, часть (авторы: И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин)
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconОбобщающий урок-игра «Путешествие по природным зонам России»
России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, тетради...
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconОкружающий мир (68 ч.) Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы(1-4) 2ч. М.: Просвещение, 2002 г. Учебно-методический комплект: А. А. Плешаков Мир вокруг нас. Учеб для 4 кл 2ч М.: Просвещение, 2005
А. а плешаков Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для уч-ся 4кл нач шк. 2ч. М.: Вита-пресс, 2010
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин I. Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconПрограмма «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного...
Урок по предмету «Окружающий мир» Тема : «Во что верили древние славяне? Праздники древних славян». Программа: «Окружающий мир» под редакцией Н. Ф. Виноградовой iconРабочая учебная программа по окружающему миру (наименование учебного предмета/курса)
«Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А....
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница