Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема




НазваниеУрок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема
Дата конвертации12.07.2013
Размер111.99 Kb.
ТипУрок
Интегрированный урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа).

Тема «Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности».

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся минимальные представления о правовом регулировании проблем, связанных с информацией.

  2. Познакомить с основными видами правонарушений в информационной сфере.

  3. Обозначить проблему информационной безопасности.

  4. Сформировать представление об информационной этике и праве.

Задачи:

  • Рассказать об основных законодательных актах в информационной сфере.

  • Назвать способы защиты от несанкционированного доступа к информации.

  • Ввести понятие «информационная этика», «информационное право», «информационная безопасность», познакомить с основными положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

  • Познакомить обучающихся с сетевым этикетом.

  • Через решение практических задач научить соблюдать правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Оборудование:

Компьютерный класс, медиапроектор, доступ в Интернет.

Ход урока:

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон Российской Федерации "О государственной тайне", Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.

Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Развернуты работы по созданию защищенной информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти.

Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, системы лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.
Некоторые законы, действующие в информационной сфере в Российской Федерации.

  1. ФЗ РФ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», принят Государственной думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

  2. Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", подписан Президентом Российской Федерации Б.Ельциным, 23 сентября 1992 года N 3523-1 http://lemoi-www.dvgu.ru/unir/ois/ois_zakon_o_prav_ohrane_pc&bd.htm

  3. Преступления в сфере компьютерной информации. Уголовный кодекс РФ. http://www.base.garant.ru/10108000/29/

  4. ФЗ РФ №152-ФЗ «О персональных данных», принят Государственной думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html.


Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Решение задач из практикума с.19-20. (газета «Информатика», №4, 2010, приложение к газета «Первое сентября»):

  1. Небольшая компьютерная фирма занималась продажей компьютеров с предустановленной нелицензионной версией операционной системы Windows XP. Она имеет легально закупленную ранее у компании — представителя фирмы Microsoft лицензионную версию Windows-2000, которая устанавливалась ранее на продаваемые компьютеры. Является ли установка Windows XP нарушением лицензионных прав и почему?

  2. Сотрудник экологической службы военного завода из экологических побуждений передал корреспонденту газеты правдивую информацию о состоянии загрязнения на заводе. Газета из соображений реализации тиража преподнесла эту информацию в отягощенном виде. Нарушено ли здесь информационное право? Опишите сценарий разбирательства.

  3. В служебные обязанности сетевого администратора фирмы входит ежедневный антивирусный контроль. Из-за спешки он однажды не сделал этого, в результате чего вирус уничтожил важные данные. Администратором и другими сотрудниками фирмы было потеряно достаточно большое время и большие ресурсы для восстановления утерянных данных. Руководство фирмы решило вычесть из зарплаты сетевого администратора все понесенные затраты. Право ли руководство фирмы и почему? Опишите сценарий разбирательства.

  4. Некто разместил копии фотографий из публичного журнала с широко известной торговой маркой на своем интернет-сайте. Нарушил ли он Закон об авторском праве и почему? Опишите сценарий разбирательства.


Закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки практически не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

Знакомство с кратким изложением модуля «Безопасность и конфиденциальность при работе с компьютером» программы дистанционного курса «Твой курс». Можно заниматься в интерактивном и автономном режимах. (Программа «Основы компьютерной грамотности») http://ycdl.ph-int.org/study/4/. – 15 мин.

Для закрепления изученной темы:

Решение кроссворда, с помощью Глоссария в выше указанном курсе (выполнен в табличном процессоре).
Разобрать пример.

Николай Новиков работает в редакции газеты. Ему нужно написать статью о компьютерных технологиях. Николай копирует часть информации с одного из веб-сайтов и использует ее в своей статье. Однако он не ссылается на источник, откуда взята данная информация. После публикации статьи Николай сталкивается с юридическими проблемами из-за нарушения авторского права. Это связано с тем, что он использовал интеллектуальную собственность без разрешения владельца.

Любая доступная в Интернете информация является интеллектуальной собственностью, которая по закону принадлежит создавшему ее лицу. Например, если Вы опубликовали на веб-сайте статью, данная статья является вашей интеллектуальной собственностью. Как владелец интеллектуальной собственности, Вы обладаете эксклюзивными правами на следующие виды деятельности:

  • Копирование, воспроизведение или распространение собственности.

  • Совместное использование прав на собственность или их продажа.

  • Бесплатная передача прав на собственность.

Примечание

Фактические права на интеллектуальную собственность могут варьироваться в зависимости от разрешений, полученных от владельца.

Использование интеллектуальной собственности без разрешения владельца запрещено. Существуют законы, защищающие права людей на интеллектуальную собственность. Такие законы называются законами об авторском праве. Нарушение таких законов может вызвать юридические проблемы.

Юридические вопросы, связанные с использованием материалов, охраняемых авторским правом

На веб-сайте Вы можете получить разрешение на загрузку охраняемой авторским правом информации. Однако при загрузке такой информации Вы можете столкнуться с юридическими последствиями. Как правило, размещенная на веб-сайте информация официально охраняется авторским правом и сопровождается уведомлением об авторском праве или помечена специальным знаком. Однако отсутствие такого уведомления или знака еще не означает, что информация не охраняется авторским правом. Согласно законодательству об авторском праве Великобритании, как только человек облек идею или концепцию в физическую форму, работа автоматически становится материалом данного лица, который охраняется авторским правом. Таким же образом, согласно законодательству об авторском праве США, владелец авторского права обладает эксклюзивными правами на материалы, охраняемые авторским правом, даже без официальной регистрации авторского права.

Нарушение авторского права в любой форме является наказуемым правонарушением. Владелец авторского права может подать судебный иск против лица, нарушившего закон об авторском праве, или может потребовать крупную компенсацию за такое нарушение. Поэтому, прежде чем загружать какую-либо информацию с веб-сайта, ознакомьтесь с международным и местным законодательством об авторском праве.

Легальное использование материалов, охраняемых авторским правом

В следующей таблице приведены примеры легального использования материалов, охраняемых авторским правом.

Легальное использование

Описание

Использование охраняемых авторским правом материалов в обучающих целях

Использование Вами небольших объемов охраняемых авторским правом материалов в обучающих целях с указанием источника является добросовестным использованием таких материалов. Например, в школьном или университетском задании Вы можете использовать материалы из книги в небольшом объеме с указанием названия данной книги. Аналогично, если Вы пишете рецензию на книгу, Вы можете цитировать отрывки из данной книги.

Использование ссылок вместо использования загруженных материалов

Вместо того чтобы копировать материалы с веб-сайтов и использовать их в своей работе, можно привести ссылки на данные материалы. Например, Вы хотите упомянуть в своей статье материалы, опубликованные на определенном веб-сайте. Вместо того, чтобы копировать данные материалы с веб-сайта, просто приведите ссылку на данный веб-сайт в своей статье. Таким образом Вы полностью избежите плагиата материалов, охраняемых авторским правом.

Использование охраняемых авторским правом материалов с разрешения владельца

Вы можете использовать охраняемые авторским правом материалы в своей работе, получив на это разрешение от владельца авторских прав. В большинстве случаев для использования таких материалов требуется письменное разрешение.

Помните о том, что владелец авторских прав может на свое усмотрение:

  • Выдать разрешение на использование охраняемых авторским правом материалов или отказать в выдаче такого разрешения.

  • Дать право на использование какой-либо части охраняемого авторским правом материала или всего материала.

  • Брать оплату за выдачу разрешения на использование охраняемых авторским правом материалов.

  • Определять условия использования охраняемых авторским правом материалов. Например, Вам может быть разрешено загрузить охраняемое авторским правом программное обеспечение и передавать его другим пользователям, но не разрешено использовать его для извлечения прибыли.

Если срок действия авторского права на материалы истек либо идея или процесс, используемые в охраняемых авторским правом материалах, стали общеизвестными, данные материалы или идею можно использовать без получения разрешения.

Практическая работа с Листом согласия на обработку персональных данных обучающегося воспитанника

Подведение итогов:

Ответы на вопросы теста с помощью презентации (из газеты):

  1. Ответственность по УК РФ наступает при:

  1. рекламе лекарства;

  2. клевете;

  3. описании событий произошедшего террора;

  4. описании медицинских показаний нарковещества

  1. Если по электронной почте пришел спам, то лучше всего:

  1. сохранить его на жестком диске в виде архива;

  2. прочитать все тексты и приложения и удалить ненужное;

  3. записать адрес источника и выяснить затем его IP-адрес;

  4. удалить все, не читая.

  1. Компьютерный вирус обычно срабатывает:

  1. при очень большом числе обращений к серверу;

  2. во время отсутствия пользователя;

  3. используя IP-адрес компьютера;

  4. перехватывая управление от работающей программы.

  1. АРМ — это система:

  1. автоматического ведения работ профессионала;

  2. автоматизированного ведения работ профессионала;

  3. автоматизации работы менеджера;

  4. автоматического составления расписания работ.

  1. Отличительная сторона информационного общества:

  1. информационная конфиденциальность;

  2. массовое производство компьютеров во всех странах;

  3. информационная открытость;

  4. организация конференций и диспутов.

  1. Глобализация подразумевает унификацию:

  1. политического строя;

  2. национальных экономик;

  3. социального положения;

  4. медицинских систем.

  1. "Электронное правительство" — это:

  1. инфраструктура;

  2. кабинет министров;

  3. интернет-сообщество;

  4. проект.

  1. Наиболее типично нарушение в Интернете в области:

  1. административного права;

  2. прав интеллектуальной собственности;

  3. уголовного права;

  4. гражданского права.

  1. Наиболее распространенными являются следующие классы угроз:

ошибки эксплуатации и изменения режима работы системы;

непреднамеренные действия;

продажа нелицензионного программного обеспечения;

использование старой техники.

  1. Основная цель концепции государственной информационной политики РФ:

  1. информационное образование населения;

  2. определение целей, задач и объектов этой политики;

  3. обеспечение информационной безопасности РФ;

  4. вхождение в информационное мировое сообщество.

1

2

3

4

5

б

г

г

б

в

6

7

8

9

10

б

а

б

а

г


Ответы к тестовым вопросам:


Применяемая литература

  1. Казиев В.М. Правовая информация, система и информатика// «Методическая газета для учителей информатики издательского дома «Первое сентября», приложение к газете «Информатика», №4 16-28 февраля 2010г.

  2. Безопасность и конфиденциальность при работе с компьютерами/ модуль дистанционного курса «Твой курс». Можно заниматься в интерактивном и автономном режимах. (Программа «Основы компьютерной грамотности») http://ycdl.ph-int.org/study/4/

  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  5. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. – М.:СОЛОН-ПРЕСС, 2010. (+СД).

  6. Яндекс картинки по теме «Информационная безопасность»

Похожие:

Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок в 8-м классе по теме: "Тепловой баланс. Решение задач"
Урок рассчитан на 2 часа. Этот урок является обобщающим по теме: “Тепловые явления”
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок по праву в 11 классе. Тема: «Сделка. Виды и формы сделок». Учитель высшей категории Урядченко Марина Павловна 2009 год. Цели урока
Тренировать в определение видов и форм сделок, используя юридические задачи, опираясь на текст гкрф
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок биологии в 7 классе Сарапулова С. Г. Моу сош №13г. Ставрополя Урок биологии (4-й урок по теме) в 7 классе Моу сош №13 г. Ставрополя. Тема : Класс Двудольные
Познакомить учащихся с многообразием двудольных растений на примере представителей семейств розоцветные и крестоцветные
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок экологии в 9-м классе по программе И. Н. Пономаревой. Тема
Урок экологии в 9-м классе по программе И. Н. Пономаревой. Тема: «Функционирование популяции и динамика ее численности. Биотические...
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок сбо в 7 классе коррекция
Открытый урок сбо в 7 классе (коррекция VIII вид). Тема: «Бюджет семьи. Источники дохода»
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconТарусова Ольга Тимофеевна, учитель математики Обобщающий интегрированный урок
Обобщающий интегрированный урок-соревнование в 10 классе, рассчитан на 2 академических часа
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема: Повторение по разделу «Лексика и фразеология». Тема высказывания : История возникновения письменности
На правой стороне записывается грамм тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика», где отразить...
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок по избирательному праву Тема: избирательные системы (урок ролевая игра) Цели и задачи урока: Образовательные
Тип урока — изучение нового материала; форма занятия -интерактивная (ролевая игра)
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconСеминарских занятий и самостоятельной работы студентов по курсу "История экономических учений" Тема Предмет и задача курса (2 часа) (Тема изучается самостоятельно)
Тема Экономическая мысль Древнего мира и Средневековье. Меркантелизм. (2 часа)
Урок по информатике и праву в 11 классе (2 часа). Тема iconУрок химии в 11 классе ( базовый уровень, 1 час в неделю ) Тема : Полимеры(2 часа) Программа О. С. Габриеляна Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели : обобщить знания учащихся о природных, искусственных и синтетических полимерах, их классификации, систематизировать знания...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница