Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах




НазваниеУрок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах
Дата конвертации12.07.2013
Размер52.51 Kb.
ТипУрок
Урок по биологии

Урок №65 Тема:

Глобальные экологические проблемы современности

Форма: урок « погружение» в проблему

Разработала и провела в 11 классах

учитель биологии МОУ СОШ №29 г. Георгиевска Игнатьева Е.С.

Оборудование: выставка литературы природоохранного содержания, презентация к уроку

Задачи: выявить основные экологические проблемы современности, ознакомить с основными принципами охраны природы.

Ход урока:

Эпиграф урока:

В природу шагу не ступить,

Чтоб тотчас, так ли сяк,

Ей чем-нибудь не заплатить

За этот самый шаг.

А. Твардовский
Вступительное слово учителя:

1. Роль природы в жизни человеческого общества

Для человека, как для любого другого биологического вида, природа – среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда – это естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человечества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Давайте сегодня выделим основные экологические проблемы, а на следующем уроке предложим пути их решения.

2.Проблемы атмосферы:

-Парниковый эффект

- Кислотные дожди

- «Озоновые дыры»

-. Пониженная видимость

-Смог

Вопрос для обсуждения классу:

-Какую роль в загрязнении воздуха в нашем городе играет автотранспорт?

-Что еще является в нашем городе загрязнителями атмосферы?

- В чем преимущества и недостатки тепловых электростанций и гидроэлектростанций?

Вмешательство человека в атмосферные процессы нарушая баланс газов в атмосфере… Ежегодно в мире сжигается около 9 миллиардов тонн условного топлива, что приводит к выбросу в окружающую среду более 20 млрд тонн углекислого газа и более 700 млн тонн других соединений. Если человечество будет жить, ничего не меняя, к середине 21 века концентрация СО2 удвоится, средние годовые температуры. В результате уровень Мирового океана увеличится от 35 до 60 см за счет таяния льдов и за счет расширения воды при повышении температуры…

Воздушные потоки переносят загрязняющие вещества на большие расстояния: уже обрел признание термин «трансграничный перенос». Например, Великобритания пользуется репутацией крупнейшего производителя сернистого газа в Европе. Почти треть его переносится в другие страны, особенно скандинавские. Вызванные этим загрязнением кислотные дожди уже уничтожили 15% строевого леса в Швеции и Норвегии.
3. Проблемы гидросферы

1 Загрязнение нефтепродуктами

2 Загрязнение сточных вод

3 Количественное и качественное

истощение вод

4 Эвтрофикация вод

5 Дефицит пресной воды

К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой пленкой толщиной 10-4см2, препятствуют нормальному газо-и влагообмену между водой и воздухом. Это вызывает гибель водных и околоводных организмов. Если пятно небольшое, то оно исчезает с поверхности воды в течение 24 часов, образуя эмульсии. Тяжелые фракции нефти оседают на дно, что приводит к химической и бактериальной деградации на дне.

Сильно загрязняют водоемы поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетически моющие средства (СМС), широко применяемые в быту и промышленности. Концентрация в воде СМС вызывает гибель планктона, заморы рыбы.

Важное ухудшение качества пресной воды играет эвтрофикация водоемов (от греч. «эутрофис» - хорошее питание) Быстрое накопление органических веществ (смывы удобрений с полей) приводит к обильному размножению плавающих сине-зеленых водорослей. Вода мутнеет, в ней начинается разложение органических веществ, ухудшается снабжение воды кислородом, гибнут ракообразные и рыбы, вода приобретает неприятный вкус.

Вопрос для обсуждения классу:

- Для ликвидации нефтяных разливов в океане предлагают поджигать нефть. Предскажите возможные экологические последствия применения такого способа ликвидации нефтяного загрязнения?

- На какие нужды используют воду жители нашего города?

- Назовите основные проблемы Подкумка?
4.Проблемы литосферы

- Ухудшение качества земель

Причины ухудшения качества земель:

  • Открытая разработка полезных ископаемых

  • Орошение и осушение

  • Вторичное засоление

  • Неправильная агротехника

  • Кислотные дожди

  • Эрозия почв

  • Использование пестицидов

  • Перевыпас

  • Прогрессирование урбанизации

  • Замусоривание


- Запасы и использования недр

за один год сжигается такое количество ископаемого топлива , на производство которого природа затратила миллионы лет. Запасов каменного угля может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет.

Увеличение добычи полезных ископаемых к экономическим проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% - в отходы, загрязняющие биосферу.

Вопрос для обсуждения классу:

- Хорошо известны слова Д.И. Менделеева: « Нефть – это топливо; топить можно и ассигнациями». Что имел ввиду великий химик и какое отношение эти слова имеют к охране природы?

- Можно ли добиться высоких и устойчивых урожаев при полном отсутствии химических удобрений?
5. Проблемы биосферы
1 Сокращение лесов

2 Сокращение видов растений и животных

3 Демографический взрыв

Тревогу всего мира вызывает интенсивная вырубка вечнозеленых тропических лесов. Двадцать лет назад тропические леса исчезали со скоростью 21 га в минуту, сейчас этот процесс ускорился до 26 га в минуту.

Последствия сокращения лесов

  • Сокращение поступления кислорода в атмосферу

  • Повышение концентрации углекислого газа

  • Уменьшение очищения воздуха, шумового эффекта

  • Усиление эрозий пыльных бурь

  • Изменение климата

  • Уменьшение грунтовых вод

Сокращение видов растений и животных

  • Ежегодно с лица Земли исчезает 1 животное

  • Ежедневно 1 растение.

Вопрос для обсуждения классу:

- Какого использование лесов нашего района?

- Можно ли сохранить леса не уменьшая получения древесины?
6. Вывод: Все экологические проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна. Нужны усилия всего мирового сообщества.

Домашнее задание : Подготовка сообщений по местным проблемам и способам их решения; об охраняемых растениях и животных Ставропольского края.




Похожие:

Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" Цель урока : изучить экологические законы природопользования. З адачи: обучающие
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок разработала учитель биологии моу сош с. Грачевка Петровского района Саратовской области Пичугина Антонина Федоровна. Урок биологии 7 класс
Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок биологии в рамках введения фгос второго поколения (разработала Сангалиева Г. У.) Название умк (учебник) В. Б. Захаров, Н. И. Сонин Биология. «Многообразие живых организмов»
Урок биологии в рамках введения фгос второго поколения (разработала Сангалиева Г. У.)
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок литературы. Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Форма урок-дискуссия. Учитель русского языка и литературы моу сош №21 Галкина Л. В. План урока
Знакомство с темой, эпиграфом, проблемным вопросом и ответами, в которых отражена разная точка зрения на проблему
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс Тема урока: Оказание первой помощи при переломах
Данный урок – урок изучения нового материала (теоретических основ). Следующий урок – урок практикум по теме: «Иммобилизация конечностей...
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок биологии в 7 классе Сарапулова С. Г. Моу сош №13г. Ставрополя Урок биологии (4-й урок по теме) в 7 классе Моу сош №13 г. Ставрополя. Тема : Класс Двудольные
Познакомить учащихся с многообразием двудольных растений на примере представителей семейств розоцветные и крестоцветные
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconСредняя общеобразовательная школа №8 Урок-пресс-конференция с элементами презентации "Глобальные проблемы современности"
Сформировать общее представление о глобальных проблемах современной цивилизации, взаимосвязи и взаимодействия современного мира
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconЛьвова Ольга Михайловна с. Кулаково 2008 Аннотация урок
Этот урок 3 года подряд в 11 классах. Урок неизменно имеет успех. Подобная форма знакомства со страной – наиболее простой способ...
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок обобщения в виде пресс-конференции, на котором обсуждаются не только глобальные проблемы экологии, но и экологические проблемы региона
Прививать чувство любви и бережного отношения к окружающей среде, чувство ответственности за место, где ты живёшь
Урок по биологии Урок №65 Тема: Глобальные экологические проблемы современности Форма: урок «погружение» в проблему Разработала и провела в 11 классах iconУрок №1 Тема: Слова «одежда» нашей мысли. Цель: Познакомить детей с терминами «лексика», «лексикология»
Этот урок на всю жизнь. Какой урок извлекла девочка из этой ситуации?
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница