Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура




НазваниеГосударственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура
страница1/4
Дата конвертации12.07.2013
Размер299.39 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Государственный университет—Высшая школа экономики




Факультет социологии

Магистратура



Социология публичной сферы

и социальных коммуникаций

Магистерская программа




Государственный университет—Высшая школа экономики

Факультет социологии

Магистратура

Социология публичной сферы

и социальных коммуникаций
Руководитель программы – доктор социологических наук,

профессор, зав.кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ Н.Е.Покровский
Руководитель научно-исследовательского семинара—доктор исторических наук, ординарный профессор ГУ-ВШЭ О.И.Шкаратан


Научно-организационная группа

Проф.Е.Р.Ярская-Смирнова, доц.М.А.Козлова, доц.О.А.Симонова


Контактная информация

Кафедра общей социологии ГУ-ВШЭ

Москва, Кочновский проезд, 3, ком.433.

office@sociolog.net

www.sociolog.nm.ru

(495) 152-02-31 (тел./факс)

Москва-2009
Формирование общественного лица социологии, популяризация социологического знания и поиски обратной связи с обществом - одна из важнейших задач современной социологии. Исследование, не прозвучавшее в средствах массовой информации и общественном мнении, можно считать не существующим вообще.

Значимости выполнения социологией своей социальной функции в современном обществе было уделено особое внимание на XVI Всемирном социологическом конгрессе в Дурбане и 8-й Европейской социологической конференции в Глазго (сентябрь 2007 г.). В программы обоих форумов были включены секции по публичной социологии, привлекшие большое внимание. Через все пленарные сессии конгресса и конференции красной нитью прошла мысль о том, что современный социолог должен уметь обращаться ко всем возможным аудиториям и с этой целью в том числе профессионально работать в современных формах СМИ. Понимание природы и механизмов социальных коммуникаций и умение практически применять это знание в своей профессиональной деятельности важное качество профессионального социолога, работающего с людьми, организациями и в средствах массовой информации.

Публичная сфера (public sphere) - одно из ключевых понятий современных социальных наук, имеющее прямое отношение к структурам и функционированию институтов гражданского общества. Это сфера, в которой реализуются отношения отдельных индивидов и социальных групп с гражданским обществом, разворачивается их осознанное взаимодействие с многообразием иных экономических и политических групп интересов, а также властью. Успешное функционирование публичной сферы во многом зависит от того, насколько осознанными являются действия акторов, в какой мере они понимают и учитывают интересы др. групп. В этой связи, важные задачи в современных обществах встают перед социологией как наукой, изучающей и транслирующей обществу знание о его внутренней структуре, тенденциях развития и наиболее значимых полях напряжений, возникающих в процессе взаимодействия отдельных социальных групп. Объясняющая социология входит (должна входить) в активный процесс коммуникации с обществом, встраиваясь в социальные процессы в качестве их рефлексивного компонента.

Социальная коммуникация (social communication) - это передача информации, идей, эмоций, значимых с точки зрения формирования паттернов общественного развития, самопозиционирования отдельных индивидов и социальных групп и их взаимодействия с др. группами, с использованием разнообразных средств, включая средства массовой информации, рекламу, PR и других. Социальная коммуникация по различным основаниям подразделяется на межличностную, групповую, специализированную, массовую, официальную, неформальную, вербальную, невербальную и пр.

Специфика предлагаемой специализации в рамках магистерской программы состоит в подготовке профессионалов, способных выполнять публичные функции социологов – не только как исследователей, но и как медиаторов, обладающих навыками и компетенциями для разъяснения общественным группам сути происходящего в наиболее проблемных зонах социальных отношений. Для этого необходимы навыки исследования, презентации материала в различных жанрах, социальной рекламы, PR, социального маркетинга, межсекторного взаимодействия (диалога или даже полилога с властью, НКО, бизнес-сектором, организациями бюджетной сферы), социального менеджмента, т.е. навыки в области социальных коммуникаций.

Функция такого специалиста - не в легитимации тех или иных властных решений, принимаемых сверху, и не в повышении продаж, а, скорее, в содействии формированию интересов общественных групп и продвижению "политики снизу". Идея формирования активной роли социологического сообщества как группы, формирующей общественный дискурс и оказывающей позитивное воздействие на осознание индивидами и социальными группами потребностей общественного развития принадлежит ученым мирового уровня Ю.Хабермасу и М.Буравому и сторонникам социологического активизма, она органично вписывается в исследования гражданского общества, социальной ответственности СМИ, бизнеса и самой социальной науки.

Вторая важнейшая задача социологии состоит в разъяснении обществу, что такое социология и какова ее »общественная полезность». Опыт использования черных избирательных технологий с применением методов манипулирования общественным мнением, вульгарная и навязчивая маркетинговая политика сформировали в обществе в последние годы ряд стереотипов в отношении социологии, которые негативно сказываются на общественном имидже дисциплины в целом и демотивируют абитуриентов и их родителей. Ясно, что в наши дни общество не может обойтись без социологической рефлексии, а социологическое знание нуждается в защите и активном компетентном распространении.

Цели магистерской программы
Целью настоящей магистерской программы является подготовка социологов, готовых к преподавательской и исследовательской работе и обладающих для этого, помимо специальных знаний, навыками коммуникации, без решения которой невозможно будет, помимо прочего, обеспечить воспроизводство кадрового состава факультета социологии ГУ-ВШЭ. Программа готовит экспертов в области социального маркетинга и публичной сферы, способных эффективно работать в различных общественных организациях, средствах массовых коммуникаций (аналитических отделах), отделах по связям с общественностью.

В рамках предлагаемой специализации у магистров должны формироваться навыки и умения в следующих областях:

  • экспертный анализ социальных ситуаций, складывающихся в сфере социальной политики, умение «работать с людьми», представляющими различные группы и страты общества,

  • презентация социологических исследований;

  • организация социологических конференций и других публичных мероприятий;

  • редактирование социологических текстов,

  • организация работы профессиональных социологических изданий;

  • организации социологических Интернет-ресурсов и управление ими;

  • продвижения социологического знания и формирования социологической культуры общества путем:

    • создания текстов в жанре социологически компетентной журналистики и социологических расследований;

    • работы с электронными СМИ (ТВ, спутниковое цифровое ТВ и др.);

    • формирования презентационного и интеллектуального имиджа (менеджмент производимого впечатления).

От магистров данной специализации ожидается приобретение следующих компетенций:

  • анализа и интерпретации текущих процессов и тенденций в различных секторах общественной жизни;

  • исследования и презентации существующих в обществе социальных проблем;

  • проведения комплексных социологических и гуманитарных экспертиз решений, затрагивающих интересы больших социальных групп ;

  • представления социологического знания вообще и результатов исследований в частности в доступных для широкого понимания формах.

Потенциальные сферы деятельности выпускников
Выпускники данной магистерской программы могут избрать (1) преподавательскую и научно-исследовательскую карьеру. Помимо вузов и сферы академических исследований, многие из выпускников смогут найти применение в (2) средствах массовой информации, отделах по связям с общественностью корпораций. Далее, специалисты с навыками проведения социальной и гуманитарной экспертизы будут востребованы в (3) рабочих органах различных фондов (научных, культурных, национально-культурных), (4) государственных службах, связанных с проблемами занятости населения, межэтнических отношений, а также в (5) политических партиях, гражданских неправительственных организациях.

В настоящее время кафедра общей социологии и Сообщество профессиональных социологов достигли соглашения с открывающимся каналом Интернет-телевидения TV-click о подрядном формировании основного содержания по блоку социальной аналитики1. Это можно рассматривать как важную базу для подготовки магистров по социологии публичной сферы (исследовательский семинар-лаборатория) и их возможного дальнейшего трудоустройства.

Особенности магистерской программы

Востребованность и наполняемость программы
При разработке концепции магистратуры было учтено, что с 2009-2010 учебного года факультет социологии перейдет на систему 4 + 2, полностью отказавшись от подготовки специалистов. В данной связи, очевидно, значительно возрастет доля студентов факультета, которые выберут для себя по завершении обучения в бакалавриате магистратуру как форму продолжения профессиональной подготовки. Возникает необходимость в расширении спектра возможностей, которые дает магистратура факультета социологии – с учетом как потребностей студентов, так и ситуации на рынке труда.

В настоящее время на факультете социологии ГУ-ВШЭ существуют две магистерские программы и имеются перспективы открытия третьей программы по направлению «Социология» в рамках Института демографии.

Существующие программы обеспечивают подготовку магистров по двум основным специализациям – экономическая социология и методы сбора и обработки социологических данных, кроме того, в рамках указанных программ сформирован набор курсов, значительная часть которых может быть использована и для формирования знаний и компетенций, необходимых социологам-«медиаторам». В то же время, последним необходимы дополнительные знания и умения в некоторых смежных областях, которые в настоящее время либо не могут быть получены в рамках действующих магистерских программ ГУ-ВШЭ вообще, либо предлагаются в ином контексте на факультетах прикладной политологии и психологии, а также ОДПЖ.

С другой стороны, в рамках реализуемой факультетом социологии концепции магистерского образования создание новой программы (специализации) в значительной мере опирается на уже существующий набор курсов, сформированных в рамках упомянутых выше программ. Реализуя возможности индивидуального выбора образовательной траектории, студенты новой магистерской программы будут иметь участие выбирать элективы из широкого пула курсов по выбору, в который создаваемая магистерская программа дополнительно внесет порядка 10-12 курсов.

С учетом высказанных аргументов принято решение открыть магистратуру «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», поскольку:

  • данная программа нацелена на подготовку специалистов, с одной стороны, в области общей социологии и, с другой стороны, в таких смежных областях, как аналитическая журналистика, менеджмент публичной сферы, гуманитарная экспертиза. В нынешней российской вузовской практике эти области профессиональной подготовки обычно разводятся и, как правило, не пересекаются. Представляется, что их соединение будет привлекательным для потенциальных магистров.

  • данная специализация может привлекать не только выпускников бакалавриата факультета социологии ГУ-ВШЭ, но и выпускников факультетов политологии, государственного и муниципального управления, психологии, философии. Отдельная и перспективная, на наш взгляд, группа – студенты-социологи новых факультетов региональных университетов, где кадровые возможности не позволяют говорить об открытии магистерских программ, вместе с тем существует спрос на продолжение образования лучшими студентами. В ряде случаев возможно обучение на коммерческой основе за счет бюджета регионов.

  • базовый уровень знания социологии у абитуриентов магистратуры будет различаться, и поэтому предусмотрен ряд «подтягивающих» и подготовительных курсов (в основном, параллельное со старшими курсами бакалавриата ф-та социологии изучение ряда теоретических дисциплин студентами магистратуры, не являющимися бакалаврами социологии и/или выпускниками ГУ-ВШЭ). Модель образовательной траектории таких студентов будет выстраиваться по аналогии с апробируемой в настоящее время в рамках программы ПМСАР (руководитель - В.В. Радаев).

По большому счету специализация будет базироваться, хотя и на небольшом, но на устойчивом контингенте выпускников ГУ-ВШЭ, которые тяготеют к гуманитарному дискурсу и к работе в публичной сфере, с выходом на широкий спектр актуальных проблем общественного развития. Это позволит не только адаптировать данную группу выпускников бакалавриата, но и постепенно развивать в данном направлении одну из ориентаций ГУ-ВШЭ. Очевидно, что широкая гуманитарная подготовка, направленная на понимание закономерностей и тенденций общественного развития, имеет смысл при опоре на конкретные знания о важнейших сферах социальной жизни, механизмах и формах социальной коммуникации.
Международные аспекты
Особые возможности могут быть созданы благодаря межуниверситетскому сотрудничеству с университетом Париж-10. Магистерская программа по специальности «Общество, экономика и политика» (руководитель – проф. А.Кайе (A. Caillе) тематически и конструктивно близка предлагаемой магистерской программе. Курсы, читаемые как основные по данной специальности в ун-те Париж-10, включают в себя: «Общество, история и политика», «Социология и философия политического», «Социология публичного действия». Данные курсы являются взаимно дополняющими с предлагаемыми в рамках настоящей магистерской программы, а ряд предлагаемых в ней курсов, наоборот, могут представлять интерес для французских студентов и могут с самого начала читаться на английском языке.

Кроме того, существует и возможность сотрудничества с создаваемой магистерской программой университета Йены, где в настоящее время ведется разработка новой программы с двумя основными тематическими блоками, в том числе «Социология исторического времени».

Международное измерение программы крайне важно, поскольку дало бы возможность студентам, ориентированным более на академическую карьеру или работу в «нерыночном» секторе, получить необходимые условия для академической мобильности и контактов в международном социологическом сообществе.

Предполагается выйти на соглашение об обмене студентами с Парижем-Х и/или Йеной (что будет предполагать взаимное признание читаемых курсов и взаимный зачет кредитов).

В направлении интернационализации программы будут действовать и «виртуальные мастер-классы» ведущих американских социологов:
Майкл Буравой (Калифорнийский университет). Публичная социология в США и мире.
Джеффри Александер (Йельский университет). Социология гражданской сферы.
Общая характеристика учебного плана
Подготовка выпускников в рамках программы предполагает преподавание ряда курсов, как обязательных, так и элективных. Ядро предлагаемой специализации разрабатывается и создается на кафедре общей социологии факультета социологии ГУ-ВШЭ. В то же время предполагается широкое использование совместного набора курсов по выбору, в том числе – разработанных кафедрами экономической социологии, анализа социальных институтов, методов сбора и анализа социологической информации. Это позволяет, с одной стороны, давать гарантированную подготовку в области общей социологии всем магистрам, а с другой, – обеспечивает более тонкую нюансировку этой подготовки в соответствии с основными направлениями их будущей деятельности. Большинство курсов в магистратуре носят авторский уникальный характер и читаются ведущими специалистами в данных областях социологии и смежных дисциплин.

Взаимосвязь преподаваемых курсов носит системный характер. Содержательно магистерская программа включает в себя три блока курсов:

(1) блок курсов по истории и теории социологии,

(2) блок курсов, ориентированных на изучение социологических характеристик современности и практических проблем современного российского общества;

(3) в течение трех семестров – еженедельное участие в семинаре-лаборатории, в рамках программы которого студентам предлагается ряд курсов, которые в большей степени ориентированы на практическое приложение знаний и навыков, полученных во время учебы (спецкурсы и мастер-классы, направленные на формирование компетенций в области коммуникации, презентации, модерирования, работы с текстами и редактирования и т.п.)
  1   2   3   4

Похожие:

Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии»
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии гу-вшэ николаев Владимир Геннадьевич
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Экономическая социология-2»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconГосударственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии программа дисциплины «дипломатическая и консульская служба»
Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Социология культуры»
Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии социологического факультета гу вшэ симонова О. А
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины Институциональная экономика
Автор программы: к э н., профессор Полищук Леонид Иосифович (leonid polishchuk@gmail com)
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconГосударственный университет – Высшая школа экономики
Высшая школа Экономики (далее гу-вшэ), утвержденного ректором 16. 03. 2005г и в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами...
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра финансового менеджмента в государственном секторе
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет Психологии Программа дисциплины
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (для дисциплин Федерального компонента)
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconДоклад на тему: «Причинно-следственная связь в уголовном праве»
Специалитет: Государственный университет – Высшая школа экономики (год окончания: 2007, факультет: права, кафедра: уголовного права,...
Государственный университет—Высшая школа экономики Факультет социологии Магистратура iconДоклад на тему: «Причинно-следственная связь в уголовном праве»
Специалитет: Государственный университет – Высшая школа экономики (год окончания: 2007, факультет: права, кафедра: уголовного права,...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница