Муниципальное образовательное учреждение методический центр "Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление




НазваниеМуниципальное образовательное учреждение методический центр "Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление
страница1/3
Дата конвертации12.07.2013
Размер289.66 Kb.
ТипПрезентации
  1   2   3



Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций

Муниципальное образовательное учреждение методический центр

"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону"




Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций.

  2. Основные принципы разработки электронных (учебных) презентаций.

  3. Общие требования к презентации. Структура презентации.

  4. Требования к оформлению презентаций.

    1. Представление информации.

    2. Оформление слайдов.

  5. Используемые источники.

Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

Электронные презентации, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Так, например, использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность урока при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, когда одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного — 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами.

В настоящее время все большее распространение получает термин "визуальное мышление", которое определяется как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися все доступнее школьному учителю техническими возможностями компьютера сочетания различных форм представления информации.

Именно поэтому создание и применение электронных презентаций в учебном процессе на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Написание презентации к уроку всегда большая, кропотливая, но и весьма полезная работа. Полезная потому, что позволяет заново классифицировать учебный материал, вскрыть "узкие" в методическом смысле места. Весь материал, отобранный и подготовленный автором, наглядно отображается на экране в концентрированном, сжатом виде, и все недостатки проявляются достаточно рельефно. В результате учитель, работающий с мультимедийными презентационными технологиями, постоянно повышает свое методическое мастерство, а именно оно является одним из главных условий повышения качества знаний учащихся.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

Однако, для чтобы презентация достигала учебных целей, кроме традиционных методических требований, при создании и использовании презентации в учебном процессе необходимо соблюдать ряд специфических (относящихся именно к электронному продукту) правил ее построения и оформления. Опыт достаточно широкого использования электронных презентаций в современном образовательном процессе показывает, что далеко не всегда выполняются даже самые важные из них.
1. Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций

В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих эффективность их использования в учебном процессе, можно выделить следующие.

Типичные недостатки структуры и формы представления информации:

  • Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.

  • Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;

  • Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;

  • Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;

  • Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;

  • Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией;

  • Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;

  • Отсутствие связи фона презентации с содержанием.


Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:

  • Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;

  • Отсутствие единства стиля страниц;

  • Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов; использование темного фона со светлым текстом;

  • Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;

  • Отсутствие полей на слайдах;

  • Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;

  • Использование слишком мелкого шрифта;

  • Использование шрифтов существенно разного размера на соседних слайдах;

  • Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;

  • Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;

  • Низкая контрастность фон / текст;

  • Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;

  • Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;

  • Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.

2. Основные принципы разработки электронных (учебных) презентаций

Оптимальный объем

Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).

В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально  12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.

Рекомендуемый объем учебной презентации (количество слайдов на один урок):

Для учащихся:

Общий объем (кол-во слайдов)

Кол-во слайдов с новой учебной информацией

старших классов

12 —15

8-10

начальных классов

7-8

4-6

Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала (например, лекция по астрономии в планетарии, или урок по истории живописи). Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия  по 2 мин.

В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды.

Доступность

Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки учащихся (зрителей). Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, использовать образные сравнения. Значение всех новых терминов должно быть разъяснено. Если для взрослой аудитории можно включать в презентацию схемы, графики, черно-белые фотографии, то для младших школьников нужно этих элементов избегать. Если в первом случае допустимо включать числовые значения величин, то во втором это должны быть преимущественно величины сравнительные.

Научность

Необходимо построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе. Яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.

Учет особенности восприятия информации с экрана

Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения и в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения - производится тщательный последовательный анализ. Следовательно, когда человек читает текст, да еще с экрана компьютера, мозг работает в замедленном режиме. Если же информация представлена в графическом виде, то глаз переключается во второй режим, и мозг работает быстрее.

Именно поэтому в учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Текст на слайде зрители практически не воспринимают. Поэтому в презентациях (в особенности гуманитарного профиля) лучше оставить текст только в виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Лучше избегать обилия цифр. Числовые величины имеет смысл заменить сравнениями. Однако на этом пути тоже необходимо соблюдать чувство меры. Опыт работы показывает, что поток одних только ярких изображений воспринимается тоже не очень хорошо. Внимание, вначале непроизвольное, быстро падает, переходя в произвольное, поддержание которого требует уже больших усилий, как со стороны лектора, так и со стороны зрителей. Это особенно быстро и непосредственно проявляется у младших школьников.

Хороший результат по переключению внимания дает применение видеофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Зрители устают от голоса одного лектора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.

Очень важным является соотношение количества различных элементов презентации и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно - зрители привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить анимационные приемы.

Разнообразие форм

Это требование предполагает учет индивидуальных возможностей восприятия предложенного учебного материала. Индивидуальный подход может обеспечиваться различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему, содержанию. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей полнее воспринимают информацию, представленную разными способами. Кто-то из аудитории лучше воспринимает фотографии, кто-то схемы или таблицы и т.д.

Использование в презентации разных форм представления одной и той же информации повышает полноту ее восприятия практически каждым зрителем.

Занимательность

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентацию смешных сюжетов, мультипликационных героев, оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. В особенности это эффективно при создании учебных презентаций для младших классов.

Эстетичность

Немаловажную роль в положительном восприятии презентации играют гармоничные цветовые сочетания, выдержанность стиля и эстетичность в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение.

Эстетические качества учебной презентации особенно важны для младших школьников. Они мыслят формами, красками, звуками, именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

Динамичность

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. Оптимальное время, необходимое для восприятия учащимися образной, звуковой и вербальной информации, представленной на каждом слайде, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий урока, определяется опытным путем с учетом особенностей восприятия информации с экрана аудиторией соответствующего возраста и подготовки. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене слайдов, затрудняющей полноценное восприятие урока конкретной аудиторией, так и потери темпа урока (лекции), что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.

3. Общие требования к презентации. Структура презентации

Каждая электронная презентация, подготовленная к уроку, с одной стороны, должна быть в значительной степени автономным программным продуктом, а с другой — отвечать некоторым общим стандартам по своей внутренней структуре и форматам содержащихся в ней исходных данных (формат рисунков, дизайн таблиц и т.п.). Это обеспечит возможность, при необходимости, связать презентации в единую обучающую систему, ориентированную, например, на изучение целого раздела (в идеале — предмета).

Информационное обеспечение презентации удобно организовать в виде гипертекстовой системы. Например, для удобства навигации по большой учебной презентации, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых в свою очередь разбит на несколько структурных единиц, предусмотреть в ее начале подробное оглавление с гиперссылками на каждую структурную единицу, а на каждой странице презентации предусмотреть ссылку-возвращение на оглавление. С помощью гиперссылок можно получить на экране дополнительную или поясняющую информацию, организовать многократное обращение к одним и тем же информационным объектам из разных мест презентации.

Однако при этом следует учитывать, что содержание и организация электронных презентаций, выполняющих функции базовых конспектов, должны провести обучающегося по некоторому заранее определенному маршруту усвоения знаний. Поэтому не следует использовать гиперссылки для переходов на другие слайды, которые, в свою очередь, содержат гиперссылки с переходом на следующие страницы, и т.д. Подобная навигация нарушает последовательность изложения учебного материала и подходит только для энциклопедий или справочников.

Структурными элементами презентации являются (обязательные элементы выделены):
  1   2   3

Похожие:

Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconМуниципальное учреждение «Управление образования города Ростова-на-Дону»
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №70
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «История» в рамках введения фгос основного общего образования
Круглова Е. В., методист мбоу «Методический центр образования» г. Ростова-на – Дону
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconСеть федеральных инновационных площадок Федеральная инновационная площадка Инновационный центр повышения квалификации Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Авторы: Центр дополнительного образования, Центр одаренных детей, психолого-медико-социальная служба мбоу лицея №9 «Лидер»
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconРеализация проекта информатизации образовательного пространства доу №66
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский/сад №66 (мбдоу д/с №66) г. Таганрог
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconО. В. Абразумова, заместитель начальника управления образования администрации Тяжинского муниципального района; Л. И. Данилкова
...
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconПубличный доклад участника смотра-конкурса муниципальных учреждений дошкольного образования города Великие Луки «Лидер великолукского образования 2012»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №25» (Центр Монтессори)
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр информационных технологий» «обсуждено»
Iii оценка состояния педагогического процесса в моу дод «центр информационных технологий» 7
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconМуниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга» Сборник методических разработок в рамках курса
Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга»
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка №50 «Непоседа» Управления образования администрации г. Новочебоксарск
...
Муниципальное образовательное учреждение методический центр \"Центр информатизации образования г. Ростова-на-Дону\" Принципы и правила создания учебных мультимедийных презентаций оглавление iconРешение Ростовской-на-Дону городской Думы от 18 декабря 2012 г. N 372 "Об основных направлениях Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2025 года"
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города Ростова-на-Дону, руководствуясь статьями 21, 39, 41 Устава...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница