Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе




НазваниеУчебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе
Дата конвертации11.07.2013
Размер138.94 Kb.
ТипУчебно-тематический план
Учебно-тематический план 3 темы модуля

«Взаимосвязь экономики и экологии»


п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы

контроля

ЛЗ

ПЗ

1.

Экология города и экология потребления

1

0,5

0,5

Рефлексивная

самодиагностика, Тестирование

2.

Экологизация производство

0,5

0,5

-

3.

Экология и экономический рост

1,5

0,5

1

ИТОГО:

3

1,5

1,5





Планирование занятия




Меры

Средство

Деятельность обучающихся

Время (мин.)

1

Вступление в тему занятия


Компьютер, проектор

Принимают участие в короткие дискуссии по трем основным вопросам темы.

5

2

Ознакомление с основным содержанием, постановка вопросов и фронтальное обсуждение



Компьютер, проектор, маркеры, флипчарт

Анализируют и обсуждают собственной мнении по содержанию:

-экология города

-экология потребления

Обосновывают актуальность поставленных вопросов при изучении эколого-экономических тем.

10

3

Групповая работа с использованием графических организаторов для выполнение задания


Компьютер, проектор, маркеры, флипчарт

Работают в группах над поставленным заданием, обсуждают и определяют пути как может семя снизит отрицательное воздействие на среду обитания,

составляют презентацию с использованием графических организаторов.

Презентуют свои работы

30

4

Знакомство с содержанием с элементами беседы

Компьютер, проектор,

Принимают участие в обсуждении и согласовании основной содержания:

-экология потребления;

-экологизация производство;

-экология и экономический рост;

-знакомство с некоторимы фактам и цифрами Республики Таджикистан;


20

5

Групповая работа:

анализ цифры и выводы

Компьютер, проектор, маркеры, флипчарт

Работают в группах над поставленным заданием - анализируйте цифры и сделаете свои выводы.

Составляют презентацию/

Презентуют свои работы

50

6

Педегогичес-кие размышление

Компьютер, проектор

Виражают свои мнения о содержании полученных знаний

10

7

Подведение итогов

Компьютер, проектор

Принимают участие в обсуждении и согласовании основной содержание модуля

10



ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
3. ЭКОЛОГИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Как мы уже говорили, любая хозяйственная деятельность человека связано с использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды. Это приводит к социально-экономические проблемы природоохранной деятельности. В данное время эти проблемы весьма актуальны. Раньше технологи и экономисты, с одной стороны, и природоохранители, с другой, мало сотрудничали, поскольку непосредственные интересы защищаемых ими сфер деятельности казались противоположными.

Сейчас общепризнана необходимость рассматривать современное производство как функционирование сложной эколого-экономической системы, а не противопоставлять экономическую и природную системы. В этой связи рассмотрим некоторые актуальные проблемы.

Экология города. Городская среда развивается по определенным экологическим законам, нарушение которых ведет к ухудшению ее качеств. Городская среда – это сложная пространственное образование, в котором тесным образом взаимосвязаны между собой все компоненты – природа, хозяйство и человек. Для сохранения городской среды необходимо, прежде всего контроль источников загрязнения и принят меры по их устранению. Эти меры касается, эффективное использование природных ресурсов города и прилегающие к ним территории, создание «зеленых поясов», зон отдыха, утилизация промышленных и бытовых отходов, вывод промышленных предприятия за городом, налог с владельцам автотранспорта и т. д.

Сейчас более половина населения Земли живут в городах. К основным экологическим проблемам городов можно отнести следующие:

1. Оторванность городского человека от природы. Городской человек на улице и дома окружен бетонными плитами, кирпичом, пластмассами и другими искусственными предметами. Он пьет нечистую хлорированную воду, ест меньше натуральных продуктов и дышит загрязненным воздухом;

2. Огромная масса бытового и промышленного мусора. За одни сутки большой город выбрасывает 500 000 тонн сточных вод, 2000 тонн мусора и сотни тонн газообразных веществ;

3. Загрязнение воздуха. Городской транспорт, особенно работающих на бензине и промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу города много токсичных и вредных газов;

4. Быстрое распространение инфекционных заболеваний. В связи с плотности населения в городах, размножение мух и мышей (переносчиков болезней) на городских свалках заразные болезни могут быстро распространятся.;

5. Рост шумового загрязнения. В результате увеличения количество транспорта, работающих станков на предприятиях и другой техники в городах много шума который действует на нервную систему, нарушения слуха и другие заболевания;

6. Урбанизация. В результате увеличения численности постоянного городского населения (за счет естественного размножения и миграции), города растут вширь, занимая все большей площади земной поверхности.
Для уменьшения экологических проблем городов надо провести ряд мероприятий:

  • проведение озеленительных работ. На деревнях и кустарниках оседает свыше 70% частиц воздуха и до 60% диоксида серы;

  • строительство специальных заводов по переработке мусора;

  • установление очистных сооружений, улавливающих и перерабатывающих отходы производство;

  • внедрение в производстве экологически чистых технологий;

  • развитие систем городского транспорта, не выбрасывающего вредные выхлопные газы (метро, троллейбусы, трамваи, транспорт работающий на солнечную энергию, аккумулятор и т. д.);



Экология потребления. Некоторые экономисты убеждены, что остановить разрушение и загрязнение окружающей среды можно только строгим ограничением рождаемости людей, снижением в несколько раза потенциала промышленности, отказом от некоторых видов современных транспорта и т. д. Эти идеи подсказаны безвыходностью положения в сознание людей пессимистического мышления. Невозможно остановить ход истории, развитие человеческого общество. Будут и дальше развиваться промышленность, расти добыча полезных ископаемых, увеличиваться энерговооруженность человечество и т. д. Очевидно выход надо искать не в остановке технического прогресса, а в охране природы в процессе производство. Экологические проблемы повсеместны, каждый человек участвует в их возникновении. Жилище человека, так же как лес, луг или озеро является экосистемой. Семья как и любые живые организмы, нуждается в определенных условиях существования, для создания которых требуются разнообразные природные ресурсы. Семя живет по соседству с многочисленными живимы существами о многих из которых он мало знает.

Не имея злого умысла семя может нанести ущерб среде обитания. Например, крайне нерационально расходуя природные ресурсы (воду, электроэнергию, газ, древисину, нерациональное сельское хозяйство, истощение почв и др.), загрязняя воду, воздух, почву отходами и бытовым мусором.

Каждый человек как потребитель может, не выходя из дома, снизить отрицательное воздействие на среду обитания. Он при этом может отказаться от излишней упаковки, сортировать мусор и утилизировать в разные контейнеры, собирать вторичное сырье (макулатуру, стеклотару и др.)

Вот некоторые советы облегчающие вреда семьи на окружающую среду:

Вместо

Используйте

100 одноразовых стаканчиков

1 стеклянный стакан

Токсичного чистящего вещества

уксус, соду

50 пластиковых пакетиков

1 тканевую сумку

дезодоранта-спрея

шариковый дезодорант

неконтролируемого использования воды

счетчик воды

обычной электрической лампочки

экономичную лампу









В современных условиях именно потребители определяют, какие товары и услуги будут продаваться на ринке. Если потребитель предъявляет спрос на те товары, которые не вредят окружающей его природе, то в магазинах начинают появляться именно такие товары. В конце 20-го века в развитых странах популярным стало «зеленое потребление» -потребление тех товаров, которые ни в процессе их использования, ни в виде отходов не вредят здоровью человека и окружающей среде. Товары зеленного потребления можно узнать по экологическим знакам, символам и маркировкой.

Экологическая маркировка – нанесенная на продаваемый товар определенных символов, дающих потребителям информацию об экологической политике предприятия. Это является рыночным инструментом, так как она вызывает большой интерес и доверие потребителей.

Экологичность – показатель качество продукции, отражающий соответствие свойств товара ожиданиям потребителей и определяющий уровень вредного воздействия продукции на внешнюю среду.

Парадокс современной жизни состоит в том, что чем лучше мы живем, тем больше накапливаем отходов. С появлением таких удобных товаров, как одноразовые детские подгузники или синтетические моющие средство, потребители стали больше загрязнят природу. Отходы потребления - это бывшая в употреблении продукция или сопутствующей ей изделия, которые потеряли свои потребительские свойства.

Экологизация производство. Чтобы процессы производство и продукция предприятий отвечали строгим требованиям как на внутреннем, так и на внешнем ринках, необходим новый подход к хозяйственной деятельности человека. Экологизация производства – это целенаправленное снижения хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Экологизация предусматривает такие меры, как:

  • уменьшение техногенной нагрузки;

  • поддержание природного потенциала путем самовосстановления естественных процессов в природе;

  • сокращении потер при использовании ценных ресурсов;

  • комплексность извлечения полезных компонентов окружающей среды;

  • использование отходов в качестве вторичного ресурса.

Основными жертвами ужесточения требований к охране окружающей среды в отдельных развитых странах становятся «грязные производства», которое с целю ускорения экономического развития принимают у себя развевающиеся страны.
Экология и экономический рост. Взаимосвязь показателей роста экономики и состояния внешней среды очень сложно оценит. В основном это связано с тем, что нанесенный природе ущерб сегодня никто не учитывает. В настоящее время необходимо включить фактор «окружающая среда» в показатель экономического роста отделного государства и оценит его в количественных показателях.

Экономический рость – критерия экономического развития, которое выражается в росте валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП) или национального дохода (НД) в абсолютной величине или на душу населения.

Качественный экономический рост – это увеличение объемов общественного производство за счет количественных факторов экономического роста – повышения производительности труда, внедрения высокоэффективных технологий и т. д. Однако проведение государством полномасштабной и всеобъемлющей природоохранной политики приведет к резкому сокращению производство товаров народного потребления и снижению благосостояния общество. Вот почему природоохранная государственная политика в полном объеме пока не возможна.

Для достижения качественного экономического роста необходимы структурные изменения, экологические инвестиции, достижение технического прогресса. Страны должны проводить следующие меры:

  1. Развивать сектор услуг, поскольку по сравнению с промышленностью услуги в меньшей степени влияют на окружающую среду;

  2. Стимулировать технический прогресс для более экономного использования ресурсов;

  3. Разрабатывать новые продукты, производство и переработка которых на всех стадиях будут экологически более чистыми.


Для достижения качественного экономического роста необходимо разрешит еще массу других нерешенных вопросов, над чем сейчас работают специалисты как на национальном, так и на международном уровнях.

Вопросы и задания

  1. Какие негетивные воздействие домохозяйство на окружающую среду можете перечислять?.

  2. В чем выражается негативное воздействие города на окружающую среду? Назовите мероприятия по охране окружающей среды которые проводится в вашем городе или деревни. Участвовали ли вы в какой нибуд из ных?

  3. Объясните суть процесса экологизации производства.

  4. Назовите особенности продукции «чистого производства».

  5. Что такое «зеленый протексионизм»?

  6. Почему показатель ВВП и НД не является показателем экологического благосостояния?

  7. Объясните, в чем заключается преимущества качественного экономического роста для окружающей среды.

  8. Может ли отдельное государство отказаться от экономического роста в пользу окружающей среды?

  9. Какие мры должны провести страны для достижения качественного экономического роста?



Тестовые задание на самопроверку
1. Выбирите правильние ответы «Да» или «Нет»

К основным экологическим проблемам городов относятся:

Да

Нет

расползание городов, или урбанизация

Да

Нет

загрязнение воздуха и воды

Да

Нет

не очень болшой бытовой и промышленный мусор

Да

Нет

низкий шумовой загрязнений

Да

Нет

быстрое распространение заразных заболеваний

Да

Нет

оторванность от природы городского человека



2. Найдите упущенные слова

Каждый человек как потребитель может не выходя из дома, ___________ отрецательное ________________ на среду обитания.

3. Обведите правилный ответ

Парадокс современной жизни состоит в том что:

а. чем больше секономым, тем лучше мы производим;

б. чем больше мы производим, тем лучше мы живем;

в. чем лучше мы живем, тем меньше накапливаем отходов;

г. чем лучше мы живем, тем больше накапливаем отходов.

4. Установите соответствие свойств (особенности) экономического роста и качественного экономического роста:

1. Экономический рост

а. повышения производительности труда

2. Качественный экономический рост

б. росте валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения




в. роста национального дохода (НД) в обсолютной величине




г. внедрения высокоэффективных технологий

«Ключ» к тестам

тест

Ответы

1

Да - 1, 2, 5, 6; Нет - 3, 4

2

снизить, воздействие

3

Г

4

1-б, в; 2-а, г

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, А. Л. Новоселов, Н. В. Чепурных. Экология и экономика природопользования. Москва «Закон и право». Издатеьское объединение «ЮНИТИ» 1998.

  2. Л. П. Астанин, К. Н. Благосклонов. Охрана природы. Москва «КОЛОС» 1984.

  3. В. Д. Бондаренко. Культура общения с природой. Москва Агропромиздат 1987.

  4. Ф. –Й. Кайзер, А. В. Веткина, А. С. Курмелева. Экономика. Базовый курс для 10-11 класов общеобразовательных учреждениях. Москва, Издательство – 2011.

  5. Охрана окружающей среды в Республики Таджикистан. 20 лет государственной независимости. Статистический зборник. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан - 2011.

  6. А. В. Яблоков, Н. Ф. Реймерс, В. Д. Ильичев и др. Биология и современность. Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 19990.

Похожие:

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconУчебно-тематический план. I-вый год обучения. № п./п. Тема. Кол-во часов в том числе теоретических практических всего 1

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconПрограмма «Менеджмент в сфере образования» Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов, дисциплин и тем Всего часов 1
Виды организационных культур. Планирование как функция менеджмента. Организация и координация действий руководителя образовательного...
Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план дисциплины Детская журналистика Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям Название тем и разделов Всего часов
Психология детства и особенности функционирования современных детских сми
Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconАннотации примерных программ дисциплин общепрофессионального цикла для всех профилей стандарта Аннотация примерной программы дисциплины
Всего часов 144/ зачетных единиц в том числе лекции – 28 часа, практические занятия – 12 часов, семинары – 14 часов, самостоятельная...
Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconАннотации примерных программ дисциплин в рамках фгос впо по направлению Экономика Аннотации примерных программ дисциплин для профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Всего часов 504/ зачетных единиц – 14 из них 1 зачетная единица на экзамен. В том числе лекции – 117 часов, практические занятия...
Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план № Название раздела, темы Всего часов Формы контроля 1 класс 132ч

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план изучения дисциплины наименование темы Лекции (количество часов) Практические и семинарские занятия (количество часов)

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план изучения дисциплины наименование темы Лекции (количество часов) Практические и семинарские занятия (количество часов)

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план изучения дисциплины. № Наименование темы Лекции (кол-во часов) Практич и семинарские занятия (кол-во часов)

Учебно-тематический план 3 темы модуля «Взаимосвязь экономики и экологии» № п/п Наименование разделов и тем Всего часов в том числе iconТематический план изучения дисциплины. № Наименование темы Лекции (кол-во часов) Индив и самостоя работа студ. (кол-во часов) Форма контроля

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница