Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии»




НазваниеМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии»
страница1/4
Дата конвертации11.07.2013
Размер481.31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины
«ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ»

для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор: доцент, к.с.н. Николаев В.Г. (vnik1968@yandex.ru)


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Ледяев В.Г. Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2008 г. «--» -------- 2008 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь

Рыжова А.В.

« ____» ___________________2008 г.

Москва, 2008

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




АВТОР ПРОГРАММЫ


Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии ГУ-ВШЭ Николаев Владимир Геннадьевич.
АННОТАЦИЯ

«Чикагская школа в социологии» – одна из специальных дисциплин направления «Социология». Курс является факультативным и логически соединяется в первую очередь с такими общеобязательными дисциплинами, как «История социологии» и «Современные социологические теории». Курс предназначен для подробного ознакомления студентов с основными теоретическими и эмпирическими достижениями чикагской социологической традиции. Значимость материала курса определяется тем, что данная традиция – одна из самых живучих и плодотворных в истории социологической науки. Теоретическая глубина и изощренность сочетаются в ней с эмпирическими исследованиями, многие из которых стали классическими и до сих пор входят в списки литературы по разным курсам, читаемым в университетах мира. Будучи одной из наиболее влиятельных традиций в социологии ХХ в., чикагская традиция во многом повлияла и продолжает влиять на облик современной социологии. Ознакомление с этой традицией, с различными социологиями, получившими развитие в ее рамках, и с тем, как эти социологии друг с другом связаны, может оказать помощь студентам в понимании природы теоретической и эмпирической работы в социологии, логики исторического развития социологии в ХХ столетии, проблем современной теоретической и эмпирической социологии, а также расширить их общую профессиональную эрудицию и ознакомить с рядом теоретических и эмпирических инструментов, которые они могли бы применить в своей последующей профессиональной деятельности.

В курсе дается всестороннее рассмотрение чикагской социологической традиции, излагаются ее теоретико-методологические основания, дается обзор некоторых основных эмпирических исследований. Хронологические рамки рассмотрения данной традиции в курсе: 20-е – 60-е годы ХХ в. (такие позднейшие развития чикагской социологии, как «grounded theory» А. Стросса, теории девиации, социология повседневности Э. Гоффмана, социология «миров искусства» Г.С. Беккера, в курсе не затрагиваются, поскольку входят в содержание других читаемых курсов). Курс включает 12 тем.

Аналогичные курсы в других российских университетах не читаются.

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ

Предполагается, что студенты, участвующие в курсе, предварительно прослушали курс «История социологии» и имеют представление о развитии социологии в ХХ в. и о месте чикагской социологической традиции в историко-социологическом процессе.
ЦЕЛЬ КУРСА:

Дать студентам углубленное представление о чикагской социологической традиции, ее специфике, основных представителях, разных теоретических подходах, сформировавшихся в ее рамках, основных типах эмпирических исследований в этой традиции и их связи с соответствующими теоретическими (понятийными) «рамками».
ЗАДАЧИ КУРСА:

  • дать целостное и систематическое представление о теоретико-методологических основаниях чикагской социологии, «формальных» и «содержательных аспектах» чикагского социологического теоретизирования;

  • соотнести чикагскую социологическую традицию с другими влиятельными подходами и традициями в социологии ХХ века;

  • представить основные теоретические (концептуальные) подходы, сформировавшиеся в чикагской социологической традиции, и показать их связь друг с другом;

  • представить обзор основных направлений эмпирических исследований, проводимых социологами в рамках чикагской социологической традиции, и подробно рассмотреть некоторые ключевые исследования;

  • рассмотреть на примере эмпирических исследований Чикагской школы возможности развития теоретически ориентированной эмпирической социологии и эмпирически «заземленной» социологической теории;

  • показать на примере Чикагской школы возможные способы применения классики как ресурса для истолкования современных социальных проблем.


В результаты изучения курса студенты должны:

  • знать и правильно интерпретировать основные теоретические подходы, понятия и методологические принципы Чикагской школы,

  • иметь представление о тематике эмпирических исследований Чикагской школы и различных методах, применявшихся в этих исследованиях,

  • овладеть элементарными навыками применения обсуждаемых в курсе понятийных схем и моделей для истолкования современных проблем и ситуаций.

СТРУКТУРА КУРСА

Курс включает 12 тем. Тема 1 задает общий контекст для всего курса: в ней дается общий обзор чикагской традиции («Чикагской школы») в социологии, рассматриваются исторический, институциональный и интеллектуальный контекст ее становления, ее ключевые персонажи и их связи друг с другом. Темы 2 и 3 посвящены основоположникам чикагской социологической традиции (У. Томасу и Р.Э. Парку). В теме 4 рассматривается такая важная составляющая чикагской социологической традиции, как «человеческая экология», анализируются основные ее версии в их историческом развитии. Темы 5 и 6 посвящены рассмотрению чикагских городских исследований: рассматривается общий смысл чикагских городских исследований, дается их обзор и характеристика, в качестве иллюстрации для подробного рассмотрения берется исследование «Гетто» Л. Вирта. Темы 7, 8 и 9 затрагивают другие важные направления чикагских эмпирических исследований 20-х – 30-х годов: исследования «маргинальности», криминологические исследования и исследования «прессы» и «новостей» (как образец раннечикагской «социологии знания»). В темах 10-12 рассматриваются идеи и исследования ключевых представителей «Второй Чикагской школы» (Г. Блумера и Э.Ч. Хьюза). Тема 10 посвящена методологическим и теоретическим аспектам блумеровского «символического интеракционизма», тема 11 – «интерпретативной институциональной экологии» Э.Ч. Хьюза. В теме 12 затрагивается такое важное направление в чикагских эмпирических исследованиях 50-х – 60-х годов, как социология работы и профессий.

Занятия проводятся в интерактивном режиме. Между лекциями и семинарскими занятиями не проводится резкой границы. Студенты должны приходить на занятия, прочитав рекомендованную по соответствующей теме основную литературу (возможно, также дополнительную). Любой лекционный тезис может служить основанием и поводом для содержательной дискуссии.

В течение курса студент должен подготовить оригинальную письменную работу (список рекомендуемых тем приводится ниже, в соответствующем разделе программы; возможны также и другие темы, но только по согласованию с преподавателем). В конце курса проводится «мини-конференция», на которой студенты представляют результаты своих письменных работ в форме доклада или презентации. По каждой работе проводится краткое обсуждение.

  1   2   3   4

Похожие:

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «Социология культуры»
Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии социологического факультета гу вшэ симонова О. А
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины Институциональная экономика
Автор программы: к э н., профессор Полищук Леонид Иосифович (leonid polishchuk@gmail com)
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины инвестиционная аналитика
Подготовка аналитических обзоров для иностранных инвесторов также имеет свои особенности
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики факультет мировой экономики и мировой политики программа дисциплины креативное письмо
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Экономики Программа дисциплины «Социально-экономические отношения и социальная стратификация»
«Прикладная экономика», «Управление рисками и страхование», «Финансы и фондовый рынок», «Банки и банковская деятельность», «Математические...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Программинг контента в телевизионном и радиовещании фундамент деятельности телерадиоорганизации
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет социологии Программа дисциплины «Экономическая социология-2»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Современная политическая ситуация в Африке и Россия: Африка – континент политической экзотики
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики Факультет менеджмента Программа дисциплины Анализ финансовой отчетности
Для принятия управленческих решений необходимо использование аналитической информации. Принятие инвестиционно-финансовых решений...
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет социологии Программа дисциплины «чикагская школа в социологии» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Тема Язык математики, его значение, языковые особенности математического моделирования явлений и процессов социальной природы
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница