Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна




НазваниеУрок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна
Дата конвертации11.07.2013
Размер46.44 Kb.
ТипУрок
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи»

Учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный

Московской области

Волошко Любовь Игоревна

Цель урока:

  • дать представление о японской поэзии хокку;

  • совершенствовать исследовательские способности учащихся,

  • углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества,

  • воспитывать интерес к поэзии;

  • развивать культуру общения и речи


Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ-технологии.

Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, фотографии видов Японии, самурая, икебаны, кимоно, оригами, сакуры и др., веер, чашки для чайной церемонии, белая хризантема, плакаты, коврики.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Работа с оформлением рабочих тетрадей.

  2. Стадия вызова.

1)-Лингвистическая задачка: отгадайте запрятанное слово.

...............в привычное – и вы увидите неожиданное;

............... в некрасивое – и вы увидите красивое;

............... в простое – и вы увидите сложное;

............... в малое – и вы увидите великое.

- Как вы догадались, что это за слово? ("Всматривайтесь")

-Что создает интонацию настойчивости в высказывании? (повтор, 5 раз повторяется слово). Почему так настойчив восточный мудрец? Зачем это нужно? - на этот вопрос мы ответим в конце урока, а пока начнем всматриваться …хотя бы в тему нашего урока.

Объявление темы урока.

2)-Все слова в теме - ключевые. Что они значат?(идея - главная мысль, своеобразие – то, чем отличается от другого, японский - относительное прилагательное. К чему относится? к Японии)

3)- Какие ассоциации вызывает слово Япония? (работает со слайдом вместе с учениками)

4)-Выскажите свою гипотезу: о чем пойдет речь на уроке? (о хокку, это литературное произведение)

5)-Зафиксируйте этот этап урока в таблице Знаю/Хочу узнать/

-Обсудите с соседом по парте.

-Проверка. Какие цели урока поставили?

Знаю

Хочу узнать

Узнал












  1. Япония – потрясающая страна. Здесь уникально всё – города, искусство, культура. Япония славится своим искусством – поэзией, живописью, театром.

Цель урока: познакомиться с хокку, сделать вывод об их своеобразии, научиться читать и понимать хокку.

  1. Стадия осмысления.

  1. Прочитаем хокку японского поэта Кобаяси Исса

Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же…

-Почему мы назовем это стихотворением?

-Какие образы увидели?

-Какая росинка, нарисуйте словами.

-Замечаем ли мы такую мелочь? А между тем она - как жизнь. Почему?

-О чем стихотворение?

-Что еще необычного для стихотворения увидели?

- Японский поэт не дает подробного рассказа о предмете или явлении, он только будит мысль читателя. Хокку является для читателя намеком, импульсом, посланным поэтом. Японский поэт ждет, что читатель станет соавтором: что-то додумает, что-то дочувствует, о чем-то догадается. Образы, которые заключены в этих стихах, должны вызвать у читателя какие-то ассоциации, чувства, настроения. Эти стихи нельзя читать быстро, нужно вдумываться.

2) Из сердцевины пиона

Медленно выползает пчела…

О, с какой неохотой!

Басё

-Что представили?

-Какой пион? Нарисуйте (словами).

-Какая пчела? Нарисуйте.

-О чем стихотворение? (написал, когда покидал гостеприимный дом)

3) Самостоятельная работа. Поработайте с хокку. Прочитайте, заполните таблицу. Обсудите в парах. Подготовьте понравившееся хокку к выразительному чтению.

Хокку

Что я себе представил

Ассоциации

О чем я подумал, прочитав хокку













Обсудите в парах.

Проверка.

-Читаем, обмениваемся мыслями.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

1)-Подведем итог. Что лежит в основе хокку? - образ-картинка. Он философски переосмысливается. Автор приглашает читателя к соавторству, недоговаривает. Объем маленький, а смысла много.

4) Игра. Додумайте последнюю строчку хокку.

В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
____________ (Бабочки родились!)Исса

Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах (схема классического хокку: 5-7-5 слогов)

Хокку может быть понято по-разному, в нём всегда заключена глубокая философская мысль. Это не просто поэтическая форма, а определённый способ мышления, видение мира.

  1. Мозговой штурм: Мацуо Басё в конце своей жизни написал : «Моя поэзия - вещь бесполезная…» Вы согласны с этим высказыванием?

  • К чему так настойчиво призывал восточный мудрец?

  • Заполните таблицу «Узнал».

  1. Итог урока:

-Чем сегодня занимались на уроке?

-Удалось ли достичь целей, которые вы поставили перед собой?

-Что понравилось/не понравилось на уроке?

IV. Домашнее задание: написать сочинение на тему «О чем рассказало мне хокку?»

Волошко Л.И., МАОУ СОШ № 5 г.о. Железнодорожный Московской области

Похожие:

Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconУрок литературы в 8 классе Тема: «Любовь, смерть и бессмертие» по произведению В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Автор – Парфенова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы гбоу сош №335 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconУрок русского языка в 5 классе «Однородные члены предложения» Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2» Аннотация урока
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2»
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconУрока
Методическую разработку выполнила учитель русского языка и литературы маоу сош №9 г. Боровичи Новгородской области
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconТематическое планирование уроков русского языка в10 классе (базовый уровень, 35 часов) Составитель: Муравьева С. Ф., учитель русского языка и литературы мбоу «Верхнеачакская сош»
Составитель: Муравьева С. Ф., учитель русского языка и литературы мбоу «Верхнеачакская сош»
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconЛитература «Раскольников и старуха процентщица», презентация (Арцибасова Елена, 10 класс); «И. А. Бунин. Жизнь и творчество»
Трофимова Т. В., учитель русского языка и литературы) «Орфоэпия. Материалы для подготовки к егэ», презентация (Трофимова Т. В., учитель...
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «Своеобразие японской поэзии (хокку, хайку).» Цели и задачи
Ознакомить с творчеством классиков Японской литературы Мацуо Басё и Кобаяси Исса
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconУрок литературы. Тема праведничества в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор». Форма урок-дискуссия. Учитель русского языка и литературы моу сош №21 Галкина Л. В. План урока
Знакомство с темой, эпиграфом, проблемным вопросом и ответами, в которых отражена разная точка зрения на проблему
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И. Тема: Буквы о-а в корне лаг- лож
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconДоклад «Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы». Автор Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы I категории моу сош с. Преображенка 2011 г
Автор – Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы I категории моу сош с. Преображенка
Урок литературы в 8 классе «Японское хокку. Своеобразие, идеи» Учитель русского языка и литературы маоу сош №5 г о. Железнодорожный Московской области Волошко Любовь Игоревна iconПрезентация «Всероссийского урока чистой воды» в 6-ом классе Подготовила: учитель русского языка и литературы моу «сош №2 с углубленным изучением отдельных передметов» г. Новый Оскол Лысенко Л. В
Подготовила: учитель русского языка и литературы моу «сош №2 с углубленным изучением отдельных передметов» г. Новый Оскол Лысенко...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница