Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны




НазваниеРабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны
страница1/7
Дата конвертации07.07.2013
Размер0.77 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
МОУ «Лазурненская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель МО

Лакман С.Р.________________________

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Лазурненская СОШ»

Курбатова Г.П.____________________________

«__»________________200___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «Лазурненская СОШ»

Фриз Л.П._______________________

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.



Рабочая программа

по литературе для 10 -11 классов

учителя русского языка и литературы

Максимовой Людмилы Аркадьевны



2009 – 2010 учебный год
Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы:: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; Календарно-тематическое планирование по четвертям, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, Оснащение образовательного процесса (Наглядность, оборудование, ТСО, Электронные учебные материал).
Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения литературе, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Тематическое планирование составлено на основе нормативных документов:

  1. Программа «Литература. 5-11 кл.» (под ред. В.Я. Коровиной. М.: «Просвещение», 2008).

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2003 №2783)

  3. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312)

  4. "Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области" (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №02-678 от 01 июля 2004 г.)

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)

  6. Методическое письмо "О преподавании русского языка и литературы и учебно-методическом обеспечении областного базисного учебного плана в 2006-2007 учебном году" (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО)

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2007 № 349 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процесс в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год»

  8. Единый государственный экзамен. Литература. Сборник аналитических материалов / Под ред. Т.В.Абрамовой. Сост. Смородина В.С. – Челябинск: ИУМЦ "Образование", 2007.

  9. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009-2010 учебном году» (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО)

  10. Школьный учебный план.

  11. Лебедев Ю.В. Литература (базовый уровнь). 10 кл., ( 1и2 часть ), М., Просвещение, 2007 год.

  12. Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый уровнь). 11 кл.(1, 2 часть), М. Просвещение, 2009 год.

  13. Единый государственный экзамен. Литература. Сборник аналитических материалов / Под ред. Т.В.Абрамовой. Сост. Смородина В.С. – Челябинск: ИУМЦ "Образование", 2005 - 2008


Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в старшей школе по-прежнему строится на историко-литературной основе, однако значительно сокращен объем учебного материала, связанного с первой половиной XIX века (большая часть произведений этого периода осваивается в основной школе). Обращение к литературной эпохе первой половины XIX века в старших классах обусловлено задачей построения школьного курса литературы с учетом исторического контекста, а также задачей углубления знаний о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя на примере анализа небольшого числа произведений малой художественной формы. Основная часть учебного времени в 10 классе отводится на освоение произведений второй половины XIX века.

С учетом традиций литературного образования, программы для поступающих в вузы, часть произведений, изученных в основной школе, включается в итоговый контроль в XI классе: «Слово о полку Игореве»; басни И.А. Крылова; комедия «Недоросль» Д.И. Фонвизина; комедия "Горе от ума" А.С. Грибоедова; лирика В.А. Жуковского; лирика, романы "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка" А.С. Пушкина; лирика, поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и "Мцыри", роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова; комедия "Ревизор" и поэма "Мертвые души" Н.В. Гоголя; сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"; поэма "Василий Теркин" А.Т. Твардовского; рассказ "Судьба человека" М.А. Шолохова.
Контроль.

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему (в 9-11 классах – не менее 7 сочинений в год);

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы (при написании краткой рецензии целесообразно опираться на критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом, разработанные для ЕГЭ по литературе);

  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя (всей работы или отдельных ее частей);

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения, (знакомство с критериями оценки сочинения, формирование умений работать с черновиком, оптимально распределять время, отведенное на работу, писать вступление и заключение, разрабатывать тезисно-доказательную часть, выстраивать логику рассуждения, уместно цитировать художественный текст, применяя различные способы введения цитат (проведение цитатных диктантов); формирование культуры именования литературного героя в тексте сочинения; обучение логике построения перехода от одной мысли к другой, соблюдению пропорций между частями сочинения, и т.д.);

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению (анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы и др.);

  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление тезиса или исключение лишних рассуждений, обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения, формирование умения сжатия или развернутого оформления тезиса, подбор иллюстраций из текста, исправление речевых и стилистических ошибок и др.);

  • последовательное формирование навыка тезирования, конспектирования, реферирования, составления разного вида планов.


Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой Министерства образования РФ для общеобразовательных школ (Москва, Просвещение, 2008 год) под редакцией Коровиной.

Она отражает основной минимум знаний по литературе для 10 класса. Характер организаций материала курса на историко-литературной основе способствует осознанию историко-литературного процесса.

Курс русской литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в литературном процессе.

На литературу в 10 классе с негуманитарным профилем отводится 3 часа в неделю + 35 учебная неделя (105 часов в год), . Предлагаемое календарно-тематическое планирование написано к учебнику литературы для 10 класса, (автор-составитель - Ю.В. Лебедев). Данный учебник отличается от большинства подобных ему изданий тем, что предлагает для ознакомления и изучения литературу всего XIX века. В связи с тем, что произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя в 9 классе уже изучались обзорно, то в 10 классе число уроков для работы с ними сокращено. Все остальные названные в программе авторы рассматриваются подробно.

Объём произведений, предлагаемых для изучения в 10 классе, значительно больше объёма произведений предшествующих годов. Построение курса истории литературы на основе интеграции новых и полученных ранее знаний также требует чтения новых и повторения уже прочитанных произведений. В этих условиях велика роль самостоятельного чтения, на базе которого строится работа на уроке (поэтому подавляющее большинство занятий имеет форму семинара). Также планируется систематическая работа по повторению уже изученных теоретических понятий. Специфика отражения национально-регионального компонента в содержании учебного курса:

Преподавание литературы в 10 классе дополнено (10%) спецкурсом «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 10–11 классов» - 11 уроков, развитие речи – 21 ч., внеклассное чтение – 9 часов.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе в 8 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе в 6 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе 5 класс Программа разработана Лищинской Е. О., учителем русского языка и литературы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе для 7 Х классов Составитель: учитель русского языка и литературы моу «сош №62»
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по русскому языку (приказ Министерства образования и науки...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconКонспект урока по литературе в 7 классе (по учебнику В. Я. Коровиной) Борисовой Людмилы Анатольевны, учителя русского языка и литературы моу сош №11 им. П. М. Камозина. Какими мы быть не должны?
Цель: продолжить формирование навыков анализа художественных особенностей произведения, умение излагать свои мысли ясно и понятно,...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа по литературе 10 класс Программа разработана Лищинской Е. О., учителем русского языка и литературы
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа учебного курса «Литература» в 6 классе Составитель: учитель русского языка и литературы Гагарина С. В. 2011 Пояснительная записка
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconРабочая программа учителя моу сош с. Преображенка Огородниковой Людмилы Валентиновны первой квалификационной категории по литературе в 9 классе базовый уровень (102 часа)
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Рабочая программа по литературе для 10 -11 классов учителя русского языка и литературы Максимовой Людмилы Аркадьевны iconПрограмма по использованию икт на уроках русского языка и литературы салахутдиновой Л. Г
Программа курса «Теория и история русского языка. Информатика и информационно-коммуникационные технологии» новая модель современного...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница