Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность




НазваниеНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность
страница1/5
Дата конвертации04.07.2013
Размер0.88 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ)

ОТЧЕТНОСТЬ


Учебно-методический комплекс




Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
«Утверждаю»

Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент

______________ А.Р. Саруханян
«___ » ______________ 2012 года

наименование специальности

080109.65 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

КВАЛИФИКАЦИЯ – ЭКОНОМИСТ
Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита


Бухгалтерская (финансовая) отчетность
учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Протокол № «_1_» от «__29__» __августа_____ 2012 года

Автор-составитель:
О.В. Ельчанинова, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Рецензенты:
Е.И. Костюкова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского управленческого учета ГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет»;
И. А. Новикова, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт»;


Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» подготовлен на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

© НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт», 2012

Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:

  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.



ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности специалиста – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности экономиста.

Учебные цели дисциплины:

Целью преподавания курса является изучение принципов, методов и содержания финансовой (бухгалтерской) отчетности на предприятиях в современных условиях при переходе к международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также синтезация полученных ранее знаний для использования в профессиональной деятельности бухгалтера и аудито­ра и воспитание у студентов достаточно высокой культуры в сфере бухгалтерской отчетности.

Задачи дисциплины:

В процессе изучения дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» ставятся следующие задачи:

- получение системы знаний о бухгалтерской (финансовой) отчетности как одной из функций предпринимательской деятельности, позволяющей принять соответствующие решения в рыночной экономике;

- организация информационной системы для широкого круга внутренних и внешних пользователей;

- формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, удовлетворяющей требованиям различных пользователей.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема № 1 Концепции бухгалтерской (финансовой) отчетности

в России и международной практике

Понятие отчетности, ее сущность и значение. Виды, цели и принципы отчетности: бухгалтерская (финансовая) и статистическая, внутренняя и внешняя, годовая и периодическая.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и Международные стандарты отчетности. Проблемы адаптации российской системы бухгалтерского учета к международным стандартам финансовой отчетности. Разработка российских стандартов (Положений) бухгалтерского учета.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности, и условия, обеспечивающие ее достоверность. Понятие взаимоувязки показателей разных форм отчетности.

Виды бухгалтерской отчетности, основные принципы ее составления.
Тема 2. Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Значение и функции баланса как одного из элементов метода (принципов) бухгалтерского учета и как формы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерский баланс и модели его построения. Виды бухгалтерских балансов.

Содержание баланса и техника его составления. Состав актива и пассива баланса. Подготовка учетной информации к составлению баланса. Правила оценки отдельных статей баланса. Особенность оценки статей баланса в условиях гиперинфляции. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета и статьями баланса.

Аналитическое «чтение» баланса; оценка финансового положения организации по данным бухгалтерского баланса. Порядок расчета и назначение показателя «чистых активов».

Развитие показателей, характеризующих состояние хозяйственно-финансовой деятельности организации, в других формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Тема 3. Отчет о прибылях и убытках (форма № 2)

Назначение и порядок составления формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Отчет о прибылях и убытках: схемы построения в отечественных и международных стандартах, взаимосвязь с налоговыми расчетами. Изменения в содержании и порядке составления Отчета в соответствии с рекомендациями Международных стандартов бухгалтерской отчетности. Раскрытие порядка формирования финансового результата деятельности организации.

Использование данных Отчета о прибылях и убытках в анализе финансового состояния организации.
Тема 4. Отчет о движении денежных средств, модели его составления

Особенности составления Отчета о движении денежных средств, его модели и содержание. Основные причины, вызывающие необходимость составления Отчета о движении денежных средств в отечественной практике.

Взаимосвязь показателей формы № 4 «Отчет о движении денежных средств» и бухгалтерского баланса.
Тема 5. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; сегментарная отчетность

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включаемые в состав годового отчета предприятия. Нормативное регулирование состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Содержание и порядок составления формы № 3 «Отчет об изменениях капитала»; экономическое содержание и назначение показателя «чистые активы», включенного в справки к форме № 3. Взаимоувязка показателей формы № 3 с бухгалтерским балансом.

Содержание и порядок составления формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Состав показателей, отражаемых в разделах формы № 5, их экономическое содержание и назначение. Взаимоувязка показателей формы № 5 с бухгалтерским балансом.

Содержание и порядок составления формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».

Сегментарная отчетность организации: ее цели, состав и методы составления. Правила формирования и представления информации по сегментам. Экономическое содержание и назначение сегментарной отчетности. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам».
Тема 6. Пояснительная записка, ее содержание

Назначение и порядок составления пояснительной записки. Раскрытие дополнительной информации об объемах реализации продукции, о составе основных средств, финансовых вложений, нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженностей и т.д.

Качественное и количественное исследование основных факторов, влиявших на формирование показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации за отчетный период.

Раскрытие учетной политики организации и предполагаемых изменений в ней в предстоящем отчетном году. Отражение избранной учетной политики в отчетности организации.
Тема 7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность: их назначение, методы составления. Область применения сводной отчетности. Отличия от консолидированной отчетности.

Принципы и процедуры консолидации в бухгалтерской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ. Состав и структура консолидированной отчетности. Структура консолидированного баланса. Консолидированный отчет о прибылях и убытках.
Тема 8. Специализированная отчетность

Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности. Формы статистической отчетности: форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; форма № П-2 «Сведения об инвестициях»; форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Порядок и особенности составления расчетных ведомостей по платежам во внебюджетные фонды социального характера.

Налоговая отчетность. Порядок и особенности составления налоговых деклараций.

Аудит и публичность бухгалтерской отчетности. Трансформация бухгалтерской отчетности российских предприятий в составляемую по международным стандартам.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. занятия

Сам.

работа

1

2

3

4

5

6 семестр

  1. Концепции о бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

8

2

2

4

  1. Бухгалтерский баланс ф 1

8

2

2

4

  1. Отчет о прибылях и убытках ф 2

8

2

2

4

  1. Отчет о движении денежных средств, модели его составления

8

2

2

4

  1. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; сегментарная отчетность

8

2

2

4

6. Пояснительная записка, ее содержание

8

2

2

4

7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

8

2

2

4

8. Специализированная отчетность

8

2

2

4

Всего по дисциплине.

64

16

16

32


Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. занятия

Сам.

работа

1

2

3

4

5

8 семестр

  1. Концепции о бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

8

2

-

6

  1. Бухгалтерский баланс ф 1

8

2

-

6

  1. Отчет о прибылях и убытках ф 2

8

2

-

6

  1. Отчет о движении денежных средств, модели его составления

8

2

-

6

  1. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; сегментарная отчетность

8

-

-

8

6. Пояснительная записка, ее содержание

8

-

2

6

7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

8

-

2

6

8. Специализированная отчетность

8

-

-

8

Всего по дисциплине.

64

8

4

52



Тематический план учебной дисциплины

сокращенной заочной формы обучения



Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Практ. занятия

Сам.

работа

1

2

3

4

5

4 семестр

  1. Концепции о бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

8

2

-

6

  1. Бухгалтерский баланс ф 1

10

2

2

6

  1. Отчет о прибылях и убытках ф 2

8

-

2

6

  1. Отчет о движении денежных средств, модели его составления

8

-

-

8

  1. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; сегментарная отчетность

8

-

-

8

6. Пояснительная записка, ее содержание

8

-

-

8

7. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность

6

-

-

6

8. Специализированная отчетность

8

-

-

8

Всего по дисциплине.

64

4

4

56


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя
«Бухгалтерская (финансовая) отчетность» является обязательной для изучения дисциплиной и преподается студентам третьего курса, уже имеющим опыт обучения в высших учебных заведениях, поэтому одна из основных задач преподавателя – помочь студентам привлечь знания уже изученных ими предметов.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (для создания возможности конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и его основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

Семинар включает в себя также элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению дисциплины. При проведении семинаров должны использоваться интерактивные методы обучения, деловые и ролевые игры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Практические занятия предполагают свободный обмен мнениями по избранной тематике. Они начинаются со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов по заданным вопросам. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ ситуаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к практическим занятиям указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга нормативных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять экономические знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников – работ выдающихся экономистов. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.

Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата как учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты «блоками», например, «Бухгалтерский учет и анализ» – «Бухгалтерский финансовый учет» – «Бухгалтерский управленческий учет» – «Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы» и т.д. Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе «Бухгалтерский управленческий учет», с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Чтение рекомендованной дополнительной научной литературы – это одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение учетных понятий и приемов. Такое чтение предполагает:

  1. Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

  2. Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

  3. Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

  4. При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по дисциплине, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают философию самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану.

Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении дисциплины студент руководствуется УМК по ней.

Подготовка к экзамену. Изучение дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» заканчивается экзаменом, который проводится по всему содержанию курса. Форма экзамена ответ по вопросам билета и решение практической задачи.

К экзамену допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.

Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • план освещения вопроса;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности экономиста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Настоящее учебно-методическое пособие, помимо примерных вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность», содержит также примерные варианты тестов, которые могут быть предложены в качестве рубежного контроля (промежуточной аттестации). Они же могут использоваться и как материал для аудиторной и самостоятельной работы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Введение в бухгалтерскую ( финансовую) отчетность

1.Сущность и назначение бухгалтерских отчетов в рыночной экономике.

2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и мире.

3. Требования к составлению бухгалтерской отчетности

4. Трансформация бухгалтерской ( финансовой) отчетности в соответствии с МСФО.

5. Роль и влияние МСФО на российскую систему бухгалтерского учета и отчетности.

6. Профессиональные бухгалтерские организации в России и международной практике, их влияние на национальную систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

7. Реформирование бухгалтерской отчетности в России.
Тема 2. Бухгалтерский баланс

1. Значение бухгалтерского баланса и требования, предъявляемые к нему в рыночной экономике.

2. Виды и формы бухгалтерских балансов.

3. Особенности статей бухгалтерского баланса в России.

4. Схемы построения балансов в России и международной практике

5. Аналитическое использование бухгалтерского баланса при оценке финансового положения.
Тема 3. Отчет о прибылях и убытках

1. Значение, целевая направленность и принципы построения отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике.

2. Схемы построения отчета прибылях и убытках в России и международной практике.

3. Показатели построения отчета прибылях и убытках в России и международной практике.

4. Взаимосвязь отчета прибылях и убытках с документами представляемыми организацией в налоговые службы.

5. Аналитическое использование отчета прибылях и убытках в оценке доходности и рентабельности организации.
Тема 4. Отчет о движении денежных средств

1. Назначение и цели отчета о движении денежных средств.

2. Логика построения отчета о движении денежных средств.

3. Содержание отчета о движении денежных средств.

4. Слагаемые потока денежных средств и их классификация.

5. Методы измерения денежных потоков от текущей деятельности.

6. Модели отчета о движении денежных средств в России и мировой практике.
Тема 5. Пояснительная записка

1. Назначение и состав пояснений к балансу и отчету о прибылях и убытках.

2. Разделы пояснительной записки.

3. Раскрытие информации о событиях после лтчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.

4. Особенности раскрытия информации по сегментам.

5. Раскрытие информации о важнейших показателях по видам деятельности и географическим рынкам.

6. Раскрытие информации о прибыли, приходящейся на одну акцию.

7. Раскрытие информации об аффилированных лицах.

Тема 6. Консолидированная бухгалтерская отчетность

1.Определение и область применения сводной отчетности в современном российском законодательстве.

2. Понятие материнских, дочерних, зависимых обществ и виды контроля.

3. Сводная отчетность и ее отличие от консолидированной бухгалтерской отчетности.

4. Принципы подготовки консолидированной отчетности.

5. Правила включения данных в сводную консолидируемую отчетность.

6. Особенности консолидированной отчетности зарубежных дочерних предприятий.
Тема 7. Отчетность при осуществлении реорганизации юридических лиц

1. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния.

2. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме присоединения.

3. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения.

4. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме выделения.

5. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования.

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Красова, О.С. Сводная бухгалтерская отчетность / О.С. Красова. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009 // ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/

  2. Ларионов, А. Д. Бухгалтерская финансовая отчетность / А. Д. Ларионов, Н. Н. Карзаева, А. И. Нечитайло. – М.: Издательство: ТК Велби, Проспект, 2007

  3. Поленова, С.Н. Бухгалтерский учет и отчетность в системе US GAAP / С.Н. Поленова. – М.: Дашков и К, 2010 // ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/

  4. Соснаускене, О.И. Как перевести российскую отчетность / О.И. Соснаускене. – М.: ГроссМедиа, 2008 // ЭБС IPRbooks. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/

  5. Чернов, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканова. - М.: Юнити, 2007. - 127 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: Ч. 1: ФЗ от 21 октября 1994г. №146 - ФЗ // Рос. газ. – 1994. – 8 декабря.

  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ. Ч. II: ФЗ от 26.01.96г. №14 – ФЗ // Экономика и жизнь – газ. -1996 - №7, 8, 9, 10.

  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 и 2. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002.

  4. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: ФЗ от 21.11.96г. №129 – ФЗ // Экономика и жизнь. – газ. – 1996. - №48.

  5. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета: Постановление Правительства Рос. Федерации от 06 июня 1998 №283. – СПС Гарант.

  6. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 №34н. – СПС Гарант.

  7. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Утв. приказом Минфина России от 06 июля 1999 №43н. – СПС Гарант.

  8. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: Утв. приказом Минфина России от 09 июня 2001 №44н. – СПС Гарант.

  9. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Утв. приказом Минфина России от 30 марта 2001 №2бн. – СПС Гарант.

  10. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01: Утв. приказом Минфина России от 28 ноября 2001 №9бн. – СПС Гарант.

  11. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Утв. приказом Минфина России от 06 мая 1999 №32н. – СПС Гарант.

  12. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Утв. приказом Минфина России от 06 мая 1999 №33н. – СПС Гарант.

  13. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000: Утв. приказом Минфина России от 27 января 2000 №11н. – СПС Гарант.

  14. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000: Утв. приказом Минфина России от 13 января 2000 №5н. – СПС Гарант.

  15. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/2002: Утв. приказом Минфина России от 02 июля 2002 №66 н. – СПС Гарант.

  16. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/2002: Утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 №114н. – СПС Гарант.

  17. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/2002: Утв. приказом Минфина России от 10 декабря 2002 №126н. – СПС Гарант.

  18. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000: Утв. приказом Минфина России от 16 октября 2000 №92н. – СПС Гарант.

  19. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет НМА» ПБУ 14/2000: Утв. приказом Минфина России от 16 октября 2000 №91н. – СПС Гарант.

  20. Российская Федерация. Министерство Финансов. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/2001: Утв. приказом Минфина России от 02.08.01. №60н. – СПС Гарант.

  21. Новодворский, В.Д. Бухгалтерская отчетность организации / В.Д. Новодворский, В. Пономарева. – М.: Изд. «Бухгалтерский учет», 2008. – 286с.

  22. Пизенгольц, М.З. /М.З. Пизенгольц Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т1, Ч.3 Бухгалтерский финансовый отчет: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480с.: ил.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
"Бухгалтерская (финансовая) отчетность" - одна из профилиру­ющих дисциплин в системе обучения экономистов по бухгалтерскому учету, аудиту и анализу, в которой излагаются основополагающие принципы составления и представления отчетности организации.

"Бухгалтерская (финансовая) отчетность" является завершающей при изучении специальных дисциплин в блоке, связанном с бухгалтерским учетом. В международной практике бух­галтерский учет рассматривается как язык предпринимательства и деловой активности. Информация, которую представляет бух­галтерский учет и отчетность, составляет базу для принятия многих экономи­ческих решений как внутри организации, так и за её пределами.

Изучение учебной дисциплины «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» основывается на знаниях, полученных при изучении предшествующих дисциплин учетного цикла, таких как «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Бухгалтерский управленческий учет».
  1   2   3   4   5

Похожие:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» финансы и кредит
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» управление персоналом
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» налоги и налогообложение
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» физическая культура
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» естествознание для экономистов
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» концепции современного естествознания
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» внешнеэкономические связи региона
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерская (финансовая) отчетность iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-кавказский гуманитарный институт» бухгалтерский управленческий учет
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ноу впо «Северо-Кавказский...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница