2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий,




Название2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий,
страница1/18
Дата конвертации01.07.2013
Размер3.02 Mb.
ТипПрезентации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
2.5. РАЗРАБОТКА НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКИХМАТЕРИАЛОВ И ПРОВЕДЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫЕЗДНЫХ УЧЕБНЫХ СЕМИНАРОВ, МАСТЕРКЛАССОВ ПО АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРЕПОДАВАЕМЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
ВВЕДЕНИЕ
Разработка научно-информационных и научно-образовательных материалов для организации в образовательных учреждениях общего и профессионального образования цикла выездных семинаров по актуальным вопросам истории науки и техники предпринимается в целях популяризации научных достижений в учебных и педагогических коллективах. Наука – это коллективная познавательная деятельность человечества. Популяризация науки – это перевод добытых в ходе научного поиска знаний на язык, доступный неспециалистам. В такой форме общественная познавательная миссия науки достигает реализации. И поэтому наука обязана содействовать такому переводу, то есть популяризации. Приход молодёжи в науку и высокотехнологичные области производства, внимание непосвящённой части общества к научным проблемам зависят от уровня популяризации научных знаний из разных областей. Учёные, как носители научной информации, заинтересованы в её сохранении и приумножении, чему способствует приток в науку молодёжи. Несомненно, что знакомство с передовыми рубежами научного знания выступает важным фактором профессиональной ориентации, помогает сделать выбор будущей профессии. Есть несколько условий успешной популяризации научных знаний в форме лекций или циклов семинаров: 1. доступность изложения (для каждой аудитории учитывается ее подготовленность, возрастные и образовательные особенности). Доступность достигается двумя средствами: последовательностью и конкретностью изложения (не должно быть отвлеченного цифрового материала, а абстрактные рассуждения должны быть подтверждены фактическими данными: цифрами, таблицами, графиками, формулами, схемами и т.д.); 2. описание фактов науки при помощи сравнения с известными слушателю явлениями, а также интерпретация цифрового материала. Средства конкретизации облегчают восприятие содержания лекции. Восприятие новых знаний достигается легче, когда слушатель идет путем исследователя (важно воссоздать процесс научного поиска); 3. занимательность: эстетические переживания, творческое мировосприятие лектора, авторские отступления (о его позиции по данном вопросу); 4. эффект непосредственного общения лектора с аудиторией (с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений; заголовки в виде вопроса или восклицания).

Работать для науки, писать для народа» - эти слова известного русского естествоиспытателя К.А. Тимирязева определяли цель его жизни. Для многих других отечественных ученых они стали девизом творчества. Академик В.И. Вернадский писал в дневниках: «Главную часть моих мечтаний составляло, однако… проведение в человечество новых идей и нужной научной работы в связи с учением о живом веществе». Другой русский ученый лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица в одном из писем И.В. Сталину в 1937 г., критически оценивая положение в науке, настойчиво рекомендовал «теперь же начать внедрять в массы интерес к науке. Но для того, чтобы поднять этот интерес в стране, надо вести самую энергичную пропаганду науки в массах… Задача, мне кажется, ясна: надо воспитать в массах интерес к науке, показать значение ее для прогресса».

Гуманитарная культура педагога - это совокупность черт и характеристик, способностей и достижений, которые определяют целостность его личности как носителя высших ценностей и смыслов. Она предполагает "человечность" как индикатор всего того, что есть в личности, поведении, общении и деятельности учителя. Его способы взаимодействия с другими людьми и с самим собой, способы деятельности, формы самопредъявления, речь, поведение, стиль жизни отличаются именно этой "человеческой" характеристикой, которая, в свою очередь, предполагает способность понимать субъективную реальность и содействовать становлению целостности растущего человека. Сегодня очевидно, что общество нуждается именно в "гуманитарном педагоге" - педагоге как носителе гуманитарной культуры, интегрирующем в себе роли методолога, исследователя, менеджера, психолога, Мастера, Мудреца. Такого педагога ждет российская школа, которая переживает сегодня кризис и нуждается в серьезной модернизации, направленной на новый уровень решения вопроса о качестве образования.

Как показывают исследования, среди педагогов нередки примеры низкого уровня интереса к своей профессии; невладения гуманитарными педагогическими технологиями; конфликтности и агрессивности; эмоционального и профессионального выгорания; неуверенности в себе и своей деятельности; отсутствия концептуальности в профессиональной работе; ригидности к инновациям.

Следует заметить, что многие нововведения в школах "пробуксовывают" и остаются на уровне деклараций, так как учителя внутреннне не готовы к изменениям. Массовое увлечение школ инновациями, интерактивными методами и информационными технологиями зачастую носит поверхностный характер, выглядит как погоня за модой. В условиях тотальной компьютеризации и технократизации необходимо усиление гуманитарной составляющей образования, которая отвечает за собственно-человеческую культуру личности, за ее духовно-нравственное саморазвитие. Реализация функции формирования научного мировоззрения непосредственно связана с приобщением человека к научным знаниям, воспитанием у читателя восприимчивости, понимания сути науки, научно-технического прогресса.

Популяризация науки в форме циклов выездных учебных семинаров способствует повышению качества обучения в образовательных учреждениях, развивает кругозор, формирует стремление к научному поиску.
2.5.1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА ПО ГУМАНИТАРНЫМ ПРЕДМЕТАМ
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35-95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях». Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес. Интерес - потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов».

Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.

Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока.

Первый аспект.

Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса». Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления.

Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: «Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок». Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.

Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня? Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения. Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.

Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом? Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений. В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- пресс- конференция, урок- аукцион, урок-суд и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.

Например: Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается… Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера).

Второй аспект.

Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.

Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет. Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

Третий аспект.

Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности. Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.

Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.

В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др. Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. ХХ в. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность - труд.

Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия: проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации; проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач; проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Концептуальные положения (по Д. Дьюи):

 ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;

 усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
 ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconМетоды организации профориентационной работы на основе выездных семинаров, мастер-классов и тренинговых занятий с учащимися учреждений общего и среднего образования
В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие...
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconПрограмма учебной дисциплины одп информатика и икт по профессиям: «Мастер по обработке цифровой информации»
Икт» (фгу «фиро» Минобрнауки, 2008), предназначенной для изучения информатики и икт в учреждениях начального и среднего профессионального...
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconРабочая программа по дисциплине «география» специальность 050141 физическая культура
Письмо Минобразования и науки РФ №03-1180 от 29. 05. 2007 г.); рекомендаций по реализации среднего (полного) общего образования в...
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconОрганизации и проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальности 150203 Сварочное производство
Регламента организации и проведения Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся в образовательных учреждениях...
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconПримерные Условия организации и проведения заключительного этапа Всероссийских олимпиад обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Директор Департамента развития профессионального образования Министерства образования и науки
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, icon1. Инновационный менеджмент в образовании (программы развития, инновационные структуры управления, современные системы оценки качества образования)
...
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный технический университет гражданской авиации
Разработка и внедрение перспективных методик преподавания в образовательных учреждениях общего и профессионального образования г....
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconИнструктивно-методическое письмо «Особенности организации и планирования идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2011/2012 учебном году»
Нормативное правовое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconУправление образования администрации Центрального района в городе Красноярске
Перечень мастер-классов и семинаров, предлагаемых образовательными учреждениями района 56
2 разработка научнометодическихматериалов и проведение в учреждениях общего и среднего профессионального образования выездных учебных семинаров, мастерклассов по актуальным вопросам развития науки и технологий, iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами товароведения продовольственнх товаров 2011 г. Рабочая программа разработана в соответствии
«Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница