Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки




НазваниеОнто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки
страница1/5
Дата конвертации01.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5

На правах рукописи



ЛАзутина Татьяна Владимировна

Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки


Специальность 09.00.01 – онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук
Екатеринбург - 2009
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького».


Научный консультант:

доктор философских наук,

профессор В.В.Ким



Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

Анкин Дмитрий Владимирович

доктор философских наук, профессор

Гончаров Сергей Захарович

доктор философских наук, профессор

Рожко Константин Григорьевич


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»


Защита состоится «___» декабря 2009 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.286.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького» по адресу: 620000 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, комн. 248.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького».
Автореферат разослан « ___ » ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук,

профессор В.В.Ким
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования.

В наши дни отмечается наличие тенденции тотальной символизации, при которой возникает ситуация, когда исследователи повсюду видят знаки и символы, что объяснимо повышением внимания к знакообразованиям в различных областях научного знания. Нередко этот процесс «гиперсимволизации» принимает причудливые очертания. Поэтому назрела острая необходимость разобраться в терминологии, что позволит ослабить напряжение, сложившееся в современной науке, в том числе в музыкознании. Разработка вопросов, связанных с поиском специфики знаковых образований, используемых в художественном творчестве, в частности, в искусстве музыки, продвигает вперед развитие общей семиотики, где на современном этапе ее развития существует недостаточность проработанности в области методологии. И потому обращение к семиотическим проблемам музыкального творчества актуально.

Исследование феномена музыки, процесса смыслообразования в ней, несомненно, представляет не только чисто теоретический интерес, но и составляет одну из наиболее актуальных задач современной науки о музыке.

Музыка как социокультурный феномен, представляет собой специфический способ видения мира, с помощью которого люди осознают себя и окружающий мир, используя особую систему языковых средств. Музыка - особая знаковая система, что позволяет сформулировать основные принципы семиотического подхода к этому виду искусства. Поэтому актуальной задачей современной науки является изучение философских проблем музыкальной семиотики. Настоящая работа вызвана стремлением, придать самостоятельный научный статус семиотическим вопросам музыкознания.

Философско-методологический анализ семиотических аспектов языка музыки связан с выяснением природы музыки как специфической семиотической системы и как вида знаковой деятельности. Центральной проблемой представленной работы является анализ природы языка музыки: поиск его специфики, выделение структуры и функций. Данное исследование сосредоточено вокруг аспектов, связанных с изучением процесса конструирования и потребления знаков, выделением элементов знаковой ситуации в музыке, определением специфики музыкального знака, знаковых систем и символа с последующей их дифференциацией, анализом структуры синтетических символов музыки. Важность разработки этих вопросов определяется, прежде всего, ситуацией, сложившейся в современной философии, в ее разделе, рассматривающем онтологические и гносеологические вопросы, где происходит увеличение интереса к музыке, в виду сложности данного феномена, предполагающего различные подходы в его изучении.

Философия музыки - специфическая информационно-коммуникативная система, находящаяся в динамике, позволяющая сформировать у человека развитую концепцию бытия. И без разработки музыкальной онтологии, постоянно обогащающейся от содружества с философией, эстетикой, культурологией, социологией и психологией, невозможно построение целостной философской картины мира и дальнейшее развитие философии музыки, которая остро нуждается в усовершенствовании терминологического аппарата. Обращение к онтологии музыки вызвано потребностями целостного понимания столь сложного феномена как художественный образ (центральная категория искусства, его «первоэлемент»), разновидностью которого является музыкальный, что вызывает стремление к обобщению и систематизации обширного эмпирического материала художественного творчества, на основании которого возможно построение развитой системы категорий искусства. Для этого видится целесообразным рассмотрение соотношения художественного образа с другими типами, выявление специфики музыкального мышления, музыкальной реальности и музыкальной картины мира. Это обусловило интерес к освещению вопросов, связанных с поиском специфики бытия языка музыки, соотнесению категорий языка музыки и объективной реальности, анализу процесса семиозиса в музыке в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах.

Представляется актуальным рассмотрение процесса семиозиса в музыке путем создания абстрактной модели музыкального символа, воспринимающего символ субъекта-интерпретатора и предмет музыкального отражения. Важной методологической проблемой является поиск критерия, служащего для определения принадлежности символа музыкальному искусству и обращение к музыке, как особой символической деятельности, что диктует необходимость использования философских методологий для всестороннего исследования функций, выполняемых ей в жизни конкретного человека и, в целом, общества.

Концепция диссертационного исследования определяется пониманием музыки, ее языка как символотворчества, обусловленного культурно–историческим контекстом и, в основном, посвящено музыкальной системе, лежащей в основе европейского тонально-гармонического мышления. Выявление природы языка музыки, специфики его структуры и функций является предметом рассмотрения первого раздела настоящего исследования, где особое значение уделяется использованию принципа системности. В рамках гносеологического подхода выявляются особенности генезиса языка музыки с учетом культурно-исторических и социальных предпосылок его появления и развития, что представляет центральный вопрос второго раздела данной работы. Третий раздел посвящен аксиологическому анализу языка музыки, что позволяет рассматривать бытие музыки и ее языка как ценность особого рода.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема, заявленная в теме диссертации, находится в центре внимания специалистов в области философии и относится к методологии прикладных исследований, представляя собой разработку сравнительно молодой области - философии музыки. Это обусловлено теоретическим интересом к поиску специфики языковых феноменов. Проблема языка как особой системы культуры вызывает интерес среди лингвистов, психологов, социологов и искусствоведов, разрабатывающих вопросы онтологии и теории познания, что объяснимо интеграционными процессами, происходящими в современном научном мире.

В философии особую проблематику составляет онтологический анализ языка, где данный феномен понимается в качестве меры представленности бытия, рассматриваются вопросы соотношения языка и мышления, ведется поиск статуса языка в онтологии человеческого существования и т.п. В центре философских изысканий наших дней заявлены вопросы специфики соотношения естественных и искусственных языковых систем, проблемы интерпретации, текста и интертекстуальности, что оказывает влияние на структурную организацию философии и формирует ее проблемное поле. В этой связи специалисты оценивают конструирование философии языка как своеобразный «лингвистический поворот» в философской традиции.

В ХIХ – ХХ вв. в философии наблюдается повышенный интерес к языку, знакам и символам. Язык, как знаковая система, изучается семиотикой. Семейство знакообразований многообразно, оно включает как менее, так и сложноорганизованные феномены. К первым относят различные сигналы, ко вторым – знаки, знаковые системы и символы. В наши дни особым вниманием отмечены символы, которые составляют предмет междисциплинарных исследований.

Проблемы знака и символа являются центральными в философии, эстетике, логике и психологии. Так, генезис символа насчитывает более 2,5 тысяч лет. Осмысление этого феномена было начато в странах Древнего Востока, продолжено в античности (Пифагором, Платоном, Аристотелем и др.). В дальнейшем символ рассматривался в учении стоиков, где определялся как двусторонняя сущность, образованная отношением означающего и означаемого. В Средние века проблема символа является основополагающей в работах св. Августина, Ф. Аквинского. В Новое время в центре исследования находятся гносеологические проблемы языка (Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Э.Б. де Кондильяк, К.А. Гельвеций). В немецкой философии символ рассматривается в творчестве И. Канта, Г.В.Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Ф. Шиллера, И. Гете. В свете идей немецкой классической философии развивалась концепция языкового развития И.Г. Гердера, который вошел в историю лингвистики как создатель первой исторической теории языка. Данная теория языка повлияла на развитие этнопсихологии, оказавшей воздействие на учение о языке В.фон Гумбольдта, идея которого о связи языка с мировоззрением народа нашла дальнейшее воплощение в психологическом направлении языкознания ХIХ в., в ХХ столетии - о связи языка и искусства в творчестве К. Фосслера. Знаковая теория А.А. Потебни является связующим звеном между системой В.фон Гумбольта и современным языкознанием, где языку отводится роль посредника между миром и человеком.

В ХIХ в. в рамках семиотики начал формироваться ряд таких самостоятельных дисциплин, как биосемиотика (в центре которой находится сигнализация в мире животных), этносемиотика (предметом которой являются знаковые системы, функционирующие в человеческом обществе, связанные с бытом, культурой), и семиотика искусства, исследующие различные классы знакообразований. В настоящее время семиотика изучает системы, действующие как в природе (зоосемиотика Себеока), так и в человеческом обществе (семиотика искусства Ю. Кристевой, У. Эко, семиотика литературы Р. Барта, Ж. Деррида, семиотика театра П. Пави, семиотика кино К. Метца, П.Пазолини, семиотика массовых коммуникаций А.-Ж. Греймаса), и в самом человеке (психоаналитическая и педагогическая семиологии Ж. де Лакана, Ж. Пиаже).

В ХХ в. понятия языка, знака и символа находились в центре исследований Г. Крейдлина, П.Г. Богатырева, относящим одежду к особому миру знаков, А. Пиза, рассматривающим знаковую природу невербальных средств общения (язык телодвижений, в частности, позы спящего человека). Особо следует выделить авторов, которые активно занимались проблемами символического мышления (М. Бахтин, А. Белый, В. Библер, В.П. Бранский, Л.С. Выготский, В.И. Иванов, В.С. Горский, А.Я. Гуревич, В.И Копалов, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, К.А. Свасьян, Л.В. Уваров, Б.А. Успенский, Д. Хофштадтер и др.).

За последние годы возрос интерес к изучению особенностей бытия музыкальных феноменов, что влечет за собой поиск специфики музыкального творчества, музыкальной информации и музыкального образа. Среди отечественных философов, культурологов, музыковедов (В.А. Апрелева, А.Б. Денисова, В.Н. Холопова, Л.Г. Шаймухометова и др.) такой необычайный интерес объясним тенденциями, наблюдающимися в современной науке, а также малой степенью разработанности данной проблематики в предшествующий период развития философии музыки. В этом плане обращает на себя внимание работа

Д. Хофштадтера «Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», где рассматриваются вопросы коммуникации применительно к музыкальному творчеству и выявляются три уровня информации (сообщение-рамка, внешнее и внутреннее сообщения), что позволяет понять значение, содержащееся в музыкальном тексте. Согласно Д. Хофштадтеру, музыка возможна как язык, так как система средств музыкальной выразительности передает смысл, прочитываемый на всех ее уровнях: Д. Хофштадтер указывает на существование в музыке трех основных структур - мелодия, гармония и ритм,- подразделяя каждую в свою очередь на основной и мелкомасштабный аспекты.

Взаимовлияние философии и музыкального искусства, при котором обе области человеческого познания обогащают друг друга, позволяет применить опыт, накопленный в ходе этого процесса. Музыкальный образ осмысливался многими исследователями, выбирающими различные методы теоретического анализа (Б.В. Асафьев, Л.Г. Бергер, М.Ш. Бонфельд, Н.А. Дмитриева, А.Ф. Лосев, Д. Лукач, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г.И. Панкевич, О.А. Покотило, Е.В. Полупан, А.Н. Сохор, Ж.А. Соколова, М.Е .Шамахян, Н.Г. Шахназарова и др.), вместе с тем, следует отметить отсутствие обобщающих исследований по проблеме генезиса музыкального образа, его природе и функционированию.

В общеэстетическом плане образ фундаментально исследовался в работах В.П. Бобровского, Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, А.Я. Зися, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, С.М. Мальцева, С.Х. Раппопорта, Л.Н. Столовича, Е.Г. Яковлева и др. Однако следует констатировать, что исследование музыкального образа, как символа, недостаточно разработано на современном этапе развития музыкознания и философии. Музыкальный символ не исследуется с позиции особого рода информации, материально зафиксированной в разветвленной системе музыкального образа. Хотя этой проблемы, так или иначе, касались некоторые современные авторы (М.Ш. Бонфельд, М.Ю. Гудова, Э.Н. Киласония, Л.А. Куприянова, В.Б. Носина, А.А. Фарбштейн, В.Н. Холопова, Л.Г. Шаймухометова и др.), которые намечают основные принципы семиотического подхода к музыке и ее языку. Значительный интерес для разработки символического аспекта в структуре смысла музыки имели труды психологов, искусствоведов и самих деятелей искусства.

Большие эвристические возможности в анализе эмоционального мира музыки имеются в рамках музыкальной психологии. Наиболее значимыми результатами в этой области знания являются исследования М.А. Смирнова, В.В. Медушевского, Ю.Н. Холопова и др. Среди работ, посвященных исследованию феномена переживания музыкального смысла, следует отметить труды В.А. Апрелевой, А.Ф. Лосева, М.Н. Щербинина и др. Огромным подспорьем в изучении природы языка музыки в аксиологическом аспекте является концепция эмотивизма, представленная в исследованиях Ю.И. Мирошникова.

Познавательные функции и смыслы художественного творчества исследуются Л.Г. Бергер, акцентирующей внимание на симптоматичном для ХХ в. появлении компьютерно-акустической музыки – искусства композиций на микроуровнях фазового пространства звука, что разъясняет эпистемологические преимущества музыки, заключающиеся в ее акустической физической и математической природе.

Фонологическая проблематика затрагивается в музыкально-теоретических исследованиях М.Г. Арановского, Ю. Кона, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, Ю. Рагса, А.Н. Сохора, И.Г. Харбенко, О.Никитенко, что представляет особую ценность в анализе специфики звуковых феноменов, используемых музыкальным искусством.

В числе работ, продвигающих музыкальную психологию, где тон выступает как феномен, связывающий психические процессы с внешним миром, можно назвать исследования Г. Римана (автора учения о слуховых представлениях) и Э. Курта (рассматривающего музыку, как проявление особого рода «психической энергии», в рамках тонпсихологии).

Довольно весомым нам представляется перечень трудов, связанных с поиском специфики музыкального содержания и формы (С. Беляевой-Экземплярской, В. Ванслова, Л.А. Мазеля, С.Х. Раппопорта, Ю.Н. Тюлина, А.А. Фарбштейна, В. Цуккермана и др.), где системно–функциональный и семиотический подходы к музыкальному языку помогает в раскрытии вопросов, связанных с понятиями знака, значения и означающего. Особую значимость представляет функциональная теория музыкальной формы В.П.Бобровского, раскрывающая бытие музыкальной формы как «модели душевных движений».

Важными для диссертационного исследования стали работы, в которых изучаются вопросы ритма (В.А. Васина-Гроссман, М. Харлап, В.Н. Холопова); выявляются специфика ладогармонических особенностей языка музыки (Б.В. Асафьев, Т.С. Бершадская, А.Веберн, Э. Курт, Л.А. Мазель, И.В. Способин, Ю.Н. Холопов); рассматриваются природа фактуры (С.Г. Григорьев, М.С. Скребков-Филатов, Ю.Н. Тюлин); исследуются тембральная составляющая музыкального искусства (Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов).

Дальнейшее решение исследуемой проблемы может быть осуществлено с помощью привлечения всего ценного, что было накоплено в ходе изучения бытия музыки, выступающим объектом настоящего диссертационного исследования. Собственным же предметом исследования является язык музыки в единстве онтологии, гносеологии и аксиологии.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconКонтрольные вопросы по темам курса: в чем смысл проблемы «смерти человека» в рамках философской антропологии?
Онтологические, гносеологические и аксиологические основания философской антропологии
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconФилософские основания культуры: онто-гносеологический, социо-антропологический аспекты
Работа выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconПоложение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных обучающихся гбоу сош с углубленным изучением английского языка и музыки №368 «Лосиный остров»
Гбоу сош с углубленным изучением английского языка и музыки №368 «Лосиный остров»
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconПрограмма по музыке для 5 класса Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством....
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconИерархия 6-ти уровней основных математических понятий
Последовательность 6 уровней математических понятий прослежена в истории математики, в процессе образования, в непредикативной теории...
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconУрок музыки в 5 классе
Цель, задачи урока: Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки, научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать...
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconПубличное выступление на заседании районного методического объединения учителей музыки и изобразительного искусства «Семантика музыки как педагогическая проблема»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской...
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconУрок музыки во 2 классе Поход в музыкальный театр. Цель урока : сформировать понятие о роли музыки в театре. Задачи: Определить правила поведения в театре
Развить слушательские навыки на примере слушания оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconСодержание стр
Теоретико-методологические основания проектной деятельности в формировании исследовательских умений учащихся в процессе изучения...
Онто-гносеологические и аксиологическиЕ основания языка музыки iconКонспект урока «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница