Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы




НазваниеУроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы
Дата конвертации28.06.2013
Размер230.64 Kb.
ТипУчебник
Приёмы формирования разных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

в 5 классе.

(УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова)

                Учебная деятельность, направленная на развитие речи учащихся, предусматривает работу по овладению нормами литературного языка и по обогащению словаря и грамматического строя ученической речи. В результате формируются навыки построения слова, словоформы, воспитывается умение правильного,  целесообразного, уместного употребления языковых средств в речи.                Обогащению словарного запаса школьников специально отобранными словами, активизации процесса усвоения лексики способствует УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает пятиклассникам воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.

                Центральной единицей обучения  по УМК под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова является текст  как речевое произведение. Он становится  объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. В условиях апробации данного учебно-методического комплекта  требуется большая, серьезная подготовка к каждому уроку русского языка.

Учебник организует разнообразную работу с текстом, что позволяет сформировать следующие умения:

Анализировать тексты разных стилей и жанров

Объяснять содержание и структуру текста

Пересказывать текст

Проводить наблюдения за языковыми особенностями

Редактировать текст

Самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное)

  • на заданную тему или на тему, сформулированную учащимися

  • по картине, фотографии, фотоколлажу, рисунку

  • на основе схем, наблюдений или прослушанного, прочитанного текста


               В ходе подготовки анализируется весь отобранный материал и выделяются слова, которые требуют разъяснения. При отборе таких слов учитывается степень новизны слова для детей, важность его для понимания текста или предложения, необходимость введения слова в активный словарный запас учащихся. Отобранные слова могут быть записаны на доске, на плакате. Работа над значением слова обязательно сопровождается комментариями по поводу произношения и правописания. Затем записываются в тетрадь те слова, которые наиболее ценны для коммуникации и введения их в активный словарный запас (упражнения 120,135,140,147,160,172,254,288,581,583,587,600,611,613,643,644,670,676,690,765).

                Повышению уровня языковой культуры, обогащению  словаря учащихся способствуют такие виды работ, предлагаемые учебником, как письмо по памяти. Это один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны  в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

(упражнения 31,82,201,217,231,246,269,274,335,469,621,980)

                Например:

Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая

В царств_  в_чернем  зеленой весны.

Со(?)нце сади(тся, ться) за горы л_систые,

Рог золотой выплыва_т луны.

                                                    (С. Есенин)

                Задание: 1. Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.

          Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Большое внимание в учебнике уделяется созданию собственных текстов.  
          Сочинения-миниатюры, в основном это сочинения-рассуждения, помогают учащимся формулировать и выражать собственную Я-позицию, задумываться о насущных вопросах жизни, делать выбор и осуществлять рефлексию. 
          Устные и письменные высказывания по картинкам, фотографиям, сочинения по данному началу и другие – все это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. Хорошо подобранные тексты из лучших образцов русской классической и современной литературы служат не только учебным материалом, но и открывают все богатство и совершенство русского языка, а заодно пробуждают интерес к художественной литературе. Разнообразные по стилю и жанрам, они заставляют школьника невольно задуматься над главными понятиями жизни. Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму, прежде всего) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.       Приведу систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины для обучения одному из видов речедеятельности – говорению. Эта система характеризуется тем, что позволяет обеспечить овладение речью на более высоком уровне при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят. Система включает в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для выхода в свободную речь в социально – культурной сфере. 
          Сочинения по репродукциям картин (портретам, пейзажам, сюжетным зарисовкам и т.д.)-упражнения 177,21,530,598,673,832. Знакомство с биографиями художников, их творчеством, особенностями стиля, жанрами живописи способствует воспитанию всесторонне культурного человека. Использование на таких уроках технологии проектной деятельности позволяет активно и плодотворно работать над формированием разных компетенций.
               При написании сочинения-миниатюры ( упражнения 30,43,62.70.88,112,124,132,143,161,569,429,376,313,298,247,169,216,218,243,265,271,287,290,366,388,313,633,640,686,923,523), у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать  необходимый материал,  систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.  На уроках подготовки к любому из этих видов работ используется специально отобранный дидактический материал, главное назначение которого – языковая подготовка к созданию текста. При этом происходит обогащение словаря учащихся лексикой определённых тематических групп, овладение синонимическими средствами языка, уяснение особенностей их использования в текстах разных стилей, типов речи; выполнение словарной работы, в процессе которой проводится анализ особенностей употребления слова в тексте. В результате этой работы постепенно накапливается опыт использования слова в речи, что необходимо для работы по предупреждению лексических ошибок.  

                Например: (упр. 395)

                Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения? В каких ситуациях люди задают друг другу вопросы? Продолжите текст. Какова его тема и основная мысль?

                Люди постоянно задают друг другу и самим себе множество вопросов...

Система сочинений – миниатюр, представленная в учебниках С.И.Львовой, направлена на формирование у детей коммуникативной потребности, соответственно работа по развитию речи носит не ознакомительный, а практический тренинговый характер.

                Формированию навыков монологической речи способствуют упражнения «Устное высказывание» (упражнения 3,17,26,38,53,57,61,78,87,95,111,118,121,129,133,171,173,193,207,233,249,337,357,257,264,267,294,298,306,322,324,351,389,496,574,580,609,926,1006,1010),

так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Помимо заданий, указанных в  учебнике, следует обратить внимание учащихся на композицию и синтаксическое построение текста, проведя беседу по таким вопросам:

                1. Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста.

                2. Какова роль этого предложения в тексте?

                3. Что представляет собою этот текст – описание, повествование, рассуждение? Почему?

                После такой подготовительной работы следует составление плана в соответствии с композицией текста и устное высказывание. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли  в адекватную содержанию языковую форму, а это требуется навык соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

                Необходимо отметить, что в учебник под редакцией С. И. Львовой включены тексты для изложений (упражнения 505,206,554,617,981). Наличие текста для изложения в самом учебнике – факт необычный. Поэтому необходимо отметить то ценное, что несёт в себе этот вид работы.

Подобрав текст для изложения, авторы действительно облегчили труд учителя, теперь он тратит меньше времени на поиски литературного материала;

- тексты для изложений, данные в учебнике, - это отрывки из произведений писателей, научно-познавательные статьи, отобранные с учётом всех необходимых требований, они предупреждают использование случайного материала; заключают в себе познавательные, воспитательные аспекты;

-тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

           Но главное заключается в том, что наличие текста в учебнике влияет и на методику проведения изложения. В этом случае, необходимо сделать работу учащихся при подготовке к изложению наиболее результативной.

            Обычно учитель имеет в своём распоряжении один экземпляр текста; учитель читает, учащиеся слушают, а затем – пишут.

            Учащимся трудно вникать в текст, они не всматриваются в те языковые средства, которые автор использует для выражения своих мыслей. Не всегда ученик, вслушиваясь, понимает фразу до конца, у него нет возможности перечитать её ещё раз.

Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Не обращаться  в основном к механической памяти: где? когда? с кем? происходили те или иные события. Если же текст перед глазами учеников, то можно обойтись совсем без этих вопросов или, по крайней мере, значительно раньше перейти к вопросам, выясняющим понимание содержания: почему? зачем? Размышляя над текстом, помещённом в учебнике, учащиеся постигают содержание во всей его глубине. Вместе с тем учебник создаёт благоприятные условия для проведения таких изложений с языковым разбором, выразительным чтением текста учащимися с последующим устным пересказом.            При анализе языка писателя иногда бывает важно держать в поле зрения какое-то предложение или абзац, неоднократно возвращаться к нужному слову или фразе, зрительно воспринимать весь текст. Учащимся трудно, а порой совершенно невозможно охватить при устной работе порядок слов в предложении, структуру словосочетания, особенности в построении синтаксических конструкций, членение текста. Для этого нужно вчитаться в текст, подумать над ним. Учебник создаёт благоприятные условия для проведения изложений с языковым разбором, потому что  учитель не только прочитает текст, но и объяснит, как он написан, почему писатель выбрал эти слова, а не другие, почему он построил предложения так, а не иначе и расположил именно в таком порядке, поможет учащимся понять приёмы писательской работы, чтобы при изложении ученик воспользовался ими сознательно.

            Первым чтением, бесспорно, должно быть чтение текста учителем. Так как он находится перед глазами учащихся, разумно предложить прочитать его выразительно ученикам, а не пересказывать устно. Такое чтение поможет закрепить анализ.

Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в классной беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника – надёжная  опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной. Рассмотрим такой вид работы на примере текста упражнения 206.

                Добрая берёза не только согр_вала, осв_щала, оч_щала, исц_ляла, но и укр_шала жизнь русского человека. Д_вным-д_вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в_личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сеёчас сохр_нилось в укр_инском языке название апреля – березнь.

                «Берёзовый» Новый год на Руси просуществовал до середины тринадцатого века, когла начало года было перен_сено на сентябрь – время сбора Ур_жая. А праздник берёзки остался, им отм_чали ок-нчангие в_сенних п_левых работ.

                Шли в л_са девушки и н_ряжали берёзку лентами, венками, в_дили хороводы, расп_вали песни, г_дали.

                Праздник берёзки сохр_нился в некоторых деревнях, где бер_гут добрые традиции русского народа.

                Данный текст относится к типу речи – повествование, заключает в себе познавательный аспект,           требует внимания к языковому анализу,  к деталям. Текст  входит в раздел «Орфография», поэтому для анализа предлагаются следующие задания:

                -  Вставить пропущенные буквы. Выделить корни в этих словах, объяснить написание.

                - Написать подробное изложение по данному тексту.

                                  Как учебник помог учащимся справиться  с текстом изложения по учебнику, проследим на примере ещё одного из уроков.

            Для изложения предложен текст: (упр. 554)

                Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

                Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит.  

                Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот. Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие.

                Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами. Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.

                Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

(По Г. Снегирёву)

            Этот текст содержит повествования с элементами описания и рассуждения. Изложение его, следовательно, потребует внимания к языковому анализу, внимания к деталям. Данным текстом завершается в учебнике раздел «Текстоведение». Ученики познакомились с типами речи, научились определять тему, основную мысль текста, составлять план высказывания, подготовлены к разговору о том, как живёт слово в контексте.

            После чтения текста изложения вслух, учитель предлагает учащимся придумать заголовок. Для успешного выполнения этого задания, можно обратиться к упражнениям учебника 508, 509.

            После чтения учителем вся дальнейшая подготовительная работа идёт при открытых учебниках. При комментировании текста обращаем внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор. Его глазами мы смотрим на происходящие события, помочь ребятам не только запомнить то, что увидел и услышал автор, но и вместе с ним пережить события. Следует предупредить учащихся, что эту форму изложения (рассказ от 1-го лица) нужно будет сохранить и в изложении.

            Далее параллельно с чтением отрывка проводится языковой разбор текста и беседа по содержанию:

            - Какие слова выделяются, произносятся с логическим ударением?

            - Почему?

            - В каком сочетании выражен главный смысл сообщения?

            - Определите основную мысль описательной части, повествовательной.

            - Составьте тезисный план текста.

            - Выразите своё отношение к описанному событию.

            - Пользуясь планом, перескажите текст сначала устно, затем письменно.

            Порядок слов в предложении, интонация, паузы, ритм фраз – всё это сосредоточивает внимание учащихся на том, что произошло. Насколько подробным будет анализ, учитель определяет сам, в зависимости от обстановки. Учителю необходимо помочь учащимся представить описанную автором картину зрительно, чтобы избежать фактических ошибок, искажения содержания.

            После анализа содержания и работой над языком уместно прейти к словам и предложениям, трудных с точки зрения орфографии и пунктуации:

            - Выделите слова с безударными гласными в корне слова, подберите проверочные слова.

            - Выделите из текста слова с предлогами, объясните написание.

            - Найдите в тексте слова: корабль, чудовище, исчезло, впереди, кашалот, фонтан, экватор и объясните их правописание.

            После заключительного чтения текста ученики приступают к самостоятельной работе.

           Такой подготовкой  к изложению речевые ошибки сводятся к минимуму, а методика работы становится более гибкой, более эффективной.

А также дети уже с 5 класса учатся сжато передавать предложенный текст, тем самым готовятся к ГИА в 9 классе. Это такой вид работы как изложение-миниатюра.

(упражнения 90,179,386,473,619,642,772,829,898,950,1001)

          Любая страница учебника – знакомство с окружающим миром. В учебнике содержится огромное количество цветных репродукций, фотоколлажей, фотографий, на которых изображены обычные дети в самых различных жизненных ситуациях. При таком подходе уроки русского языка становятся не просто уроками правописания и грамматики, а уроками, на которых ребёнок учится думать.

(упражнения 4,137,167,170,180,227,256,369,607,634,805,924)
          Много внимания уделяется вопросам этимологии, широко представлены сведения по истории языка, информация о русских учёных- лингвистах. Это особенно актуально, поскольку в олимпиадных заданиях и заданиях по ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка.
          Особое внимание уделяется вопросам речевого этикета, задания по культуре речи – основное условие формирования навыков использования языковых средств в разных ситуациях общения. (упражнения 315,319,443)
При таком подходе к обучению уроки родного языка становятся не столько уроками грамматики и правописания, сколько уроками, на которых ребенка учат думать. У школьника формируется уважительное отношение к речи, он осознает ее как мысль, как способ выражения своих суждений, своего отношения к действительности, своих чувств и эмоций. Учебник нацеливает на развитие всех видов речевой деятельности в их зависимости и взаимосвязи.

Большое место на уроке отводится для работы с речевыми и грамматическими ошибками, редактированию текста

(упражнения 333,559,560,562,517,567,571).

В соответствии с требованиями программы в ходе преподавания по данному учебнику большое внимание уделяется ориентации на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связи родного языка с другими школьными предметами. Содержание учебника позволяет практически каждый урок построить и провести как урок развития речи.

(упражнения 6,12,19,22,36,64,138,150,159,168,184,245,275,312,367,394,577,588,678,818).

Традиционная  работа по фонетике и орфоэпии спланирована так, что способствует развитию языковых и речевых навыков учащихся с учетом возрастных особенностей. Например,  в 5 классе учащиеся приобретают навыки  выделения в слове звуков речи, их фонетической характеристики, различения ударных и безударных звуков, использования элементов транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильного произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний в слове, работы с орфоэпическим словарем.(упр. 11,13)

Одной из отличительных черт учебника является большое количество эпиграфов. Они подобранны составителями учебника к каждому разделу. Как правило, задания к ним предполагают устное высказывание, то есть, направлены на развитие таких видов речевой деятельности как говорение и слушание. -Устные дискуссии. К тому же работа с эпиграфом интересна нам и тем, что развивает у школьников навыки поиска ключевого слова

( навык весьма необходимый при сдаче ЕГЭ в старших классах).

Также можно отметить работу по таблицам, схемам, помещённых в УМК. Казалось бы – «сухая таблица», а на практике получаются замечательные выступления по теме урока, и развитие речевой деятельности вновь не остаётся в стороне. Надо отметить и то, что при выполнении заданий, подобных данному, кроме принципа приоритета речи, действует ещё и принцип интегрального подхода к языковым фактам. (В противоположность принципу поуровнего изучения единиц, положенному в основу всех школьных курсов, языковые факты интегрируются на основе смыслового единства, решения однородных смысловых задач.)

Такая подача материала, на мой взгляд, помогает ребёнку увидеть и представить язык как взаимосвязанную систему, как живой организм, а не как набор правил и терминов, очень сложных для запоминания и воспроизведения.

Доклады и сообщения.

Это обычная форма работы в школе, однако, её, как правило, не рассматривают как творческую работу или работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие-то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

Данная форма работы предполагает развитие таких навыков как говорение, слушание, чтение и письмо, плюс реализуются принципы поиска и эксперимента и принцип единства обучения словесности (что, несомненно, тесно связывает уроки русского языка и литературы).

Возможности благодаря материалам этого учебника открываются перспективные через образцовые тексты классических авторов, через их комплексный анализ, через систему сочинений-миниатюр, устных высказываний, изложений с творческим заданием, т. е. от порождения и анализа речевого высказывания к формированию навыка речетворчества на самые разные темы – от лингвистических, морально- нравственных до философских, общечеловеческих.

«Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи» (из аннотации ко всем изданиям этого УМК).

принцип приоритета речи, коммуникативная направленность означает включение в работу всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания, а не только анализ извлеченных из речи или искусственных примеров. Приоритет речи приводит к отказу от орфографоцентризма, приводит к пониманию орфографии как дисциплины.

Множество заданий и упражнений УМК под редакцией Львовой, направленных на развитие речи и творческих способностей учащихся, условно можно разделить на следующие основные виды учебных работ:

1) работа со зрительной опорой:

а) в качестве зрительной опоры используется фотоколлаж, фотография, рисунок в учебнике;

б) в качестве зрительной опоры используются репродукции картин известных художников;

2) устные дискуссии;

  1. устная и (или) письменная газета, журнал;

4) лингвистическая миниатюра;

5) рисунки на лингвистическую тему;

6) доклады и сообщения.

                Таким образом,  в ходе обучения по учебнику, который является частью УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией С. И. Львовой, В. В. Львова, реализуется  системный подход в обучении русскому языку в современных условиях, совершенствуется речевая деятельность учащихся, формируется система лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, проводится начальная подготовка к Единому государственному экзамену.

Все виды упражнений УМК дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

ВОЗМОЖНОСТИ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И.ЛЬВОВОЙ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

По моему мнению,  это учебник русского языка для общеобразовательной школы С. И. Львовой и В. В. Львова, являющийся также  поэтапным, целенаправленным и эффективным средством подготовки к ЕГЭ, начиная  с 5-ого класса.

Ни для кого не секрет, что одной из проблем, с которой постоянно сталкиваются учителя русского языка, является то, что большинство учащихся обычно с неохотой пишут разного рода сочинения. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова успешно решает эту проблему, причём делая это поэтапно, ненавязчиво, можно сказать, между делом, предлагая при этом самые разнообразные задания, такие как, например:

«Сочините рассказ по данному началу» (Русский язык. 5 класс. М., 2004,  упр. 463; Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 590, 956; Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 433)

«Сочините рассказ по данным словам» (Русский язык. 5 класс. М., 2004, упр. 336; Русский язык. 6 класс М., 2007, упр. 584)

«Дополните текст 2-3 ( и всего-то!) предложениями» (Русский язык. 5 класс. М., 2004, 184; Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 835, 920)

«Придумайте продолжение текста» (Русский язык. 6 класс. М., 2007 , упр. 861, 881; Русский язык. 7 класс. М., 2007,  упр. 273)

«Составьте 3-4 (и только!) предложения, описывая то, что изображено на фото (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 868)

Как приучить школьника к написанию сочинения? Как заставить работать его мысль и фантазию? Авторы учебника нашли, без сомнения, правильное решение: многие предлагаемые для сочинений темы вызывают у обучающихся неподдельный интерес. Судите сами: только самый равнодушный ученик не отреагирует на предложение сочинить юмористический рассказ (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 870, 902) или написать о самом интересном уроке русского языка (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 960; Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 191, 797)

Большая роль в пробуждении интереса у учащихся отводится, по моему мнению, рубрике учебника « На уроке математики (географии, истории, биологии и т. д.)» (Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 381) Согласитесь: если школьника больше привлекает математика или другой предмет,  то ему легче, интересней написать сочинение, связанное с его увлечением.

Ещё одним положительным моментом в плане постепенной подготовки к написанию части С является то, что учащимся предлагается в большей степени написать не просто сочинение, а сочинение-миниатюру, что очень важно, ведь подобный жанр не должен включать в себя много предложений, что, безусловно, сразу вызывает у учеников доверие.

Конечно, ученик, может, и не напишет все 81 сочинение-миниатюру в 5-ом, 75 в 6-ом, 91 в 7-ом и 64 в  8-ом классе (на это просто не хватит урочного времени), но если  он выполнит хотя бы половину, то положительный результат не заставит себя долго ждать.

Не случайно в начале разговора о подготовке к написанию части С я использовала слово «ненавязчиво»: именно это, по моему мнению, очень важно. Одно дело, если школьнику постоянно на глаза будет попадаться фраза «Напишите сочинение», и другое, если это будут следующие формулировки: «Письменно выскажите своё отношение к утверждению» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 816) или «Расскажите о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 826), или « Продолжите описание» (Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 229)

    Методы и приёмы,  предлагаемые к использованию  авторами учебника, подчинены, по моему мнению, одной  цели: научить школьника рассуждать, не боясь, отстаивая, доказывая свою точку зрения.

Во многих упражнениях учебника так и сказано: «Обоснуйте свою точку зрения» (Русский язык. 6 класс. М., 2007,  упр. 1, 2, 46, 84, 424, 485, 664), «Согласны вы с основной мыслью автора? Приведите доказательства» (Русский язык. 5 класс. М., 2004,  упр. 400, 406, 617, 722, 453, 463, 500, 548, 552, 872, 1004; Русский язык. 6 класс. М., 2007,: упр. 950, 230, 241; Русский язык. 7 класс. М., 2007,  упр. 436)

В связи с этим большую значимость имеет рубрика «Устное высказывание» (Русский язык. 6 класс. М., 2007,  упр. 274; Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 8), которая подчас  несправедливо игнорируется некоторыми учителями-словесниками. А зря! Ведь если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли. Психологи утверждают, что сначала школьник должен обязательно проговорить то, о чем хочет написать в дальнейшем.

К словам «целенаправленная» и «поэтапная» подготовка к написанию части С, которую ведет учебник  С. И. Львовой, В. В. Львова, хотелось бы добавить ещё «комплексная», так как, по моему мнению, нельзя ограничиваться только рассматриванием  интересных для учащихся тем сочинений, их количеством в каждом классе, положительной стороной самого жанра миниатюры, а также формулировкой заданий, активизирующих мыслительную и творческую деятельность учеников.

Смею напомнить, что при выполнении задания части С на ЕГЭ очень важно суметь понять сам текст, а потом необходимо «Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором».

В связи с этим хочется с положительной стороны отметить, что в учебниках С. И. Львовой, В. В. Львова практически в каждом упражнении, где даётся текст или требуется его сочинить, предлагается определить основную мысль (Русский язык. 5 класс. М., 2004, упр. 896, 953;  Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 49, 240,  507, 511, 563) А задание к упражнению 336 (Русский язык. 7 класс. М., 2007) является точным повторением формулировки КИМов: « Прочитайте текст. Определите замысел автора». А ведь именно замысел автора, проблематику текста и предлагается сформулировать выпускникам  при выполнении части С.

И это ещё не всё. В учебнике С. И. Львовой, В. В. Львова представлен целый раздел под названием «Текстоведение», предоставляющий учащимся возможность познакомиться с текстами разных типов речи, проанализировать их и, наконец,  создать собственный текст.

Нельзя не отметить также  целый ряд очень важных упражнений, связанных с редактированием:

    Упражнения 558, 559, 560, 662, 996, 997, 999 (Русский язык. 5 класс. М., 2004)

 Упражнения 202, 243, 244, 338, 539 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнения 302, 305, 306 (Русский язык. 7 класс. М., 2007)

К слову замечу, что в  своей практике часто используем приём редактирования сочинений самими учащимися, предлагая им после подобной работы переписать работы набело, а затем  сравнить. Эффективность данного вида деятельности очень высока.

Положительным моментом обучения сочинению, на мой взгляд, является наличие подробного перечня типичных лексических ошибок и недочётов, который  предлагается  ученикам  просто-напросто выучить наизусть, что в свою очередь считается очень действенным средством при обучении сочинению (Русский язык. 7 класс. М, 2007, с. 118)

Учебник   способствует формированию умения пользоваться огромным богатством языка. В первую очередь в нем уделяется огромное внимание фразеологизмам, придающим речи особую выразительность.  Причём рассматриваются они не только в соответствующем разделе «Лексика», но и на протяжении изучения всех тем и во всех классах:

Упражнения 148, 416,765, 805. 828, 865, 893, 909 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнения 119, 120, 121, 175, 240, 424(Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Ещё один положительный аспект - это наличие словарика эпитетов. Согласитесь: часто при написании сочинений дети испытывают затруднение при подборе нужного слова. А здесь всё под рукой: в словарике дан большой перечень эпитетов к наиболее часто встречающимся словам. Обучающемуся только нужно отобрать самые точные или наиболее понравившиеся, да к тому же к словарику эпитетов авторы учебника  советуют обращаться постоянно:

Упражнение 701 (Русский язык. 5 класс. М., 2004)

Упражнение 96    (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Упражнение 141 (Русский язык. 7 класс. М., 2007)

Упражнение 540 (Русский язык. 8 класс. М., 2008) 

И последнее, что касается критерия оценки части С. Без средств выразительности, использованных в сочинении, получить высший балл за сочинение не представляется возможным. И в данном вопросе учебник С. И. Львовой, В. В. Львова можно считать незаменимым помощником: в нем после каждой темы помещен раздел «Культура речи», знакомящий учащихся с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами языка. А в учебнике для 7-ого класса (Русский язык. 7 класс. М., 2007, с.  154-172 помещен большой материал о фонетических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, синтаксических средствах выразительности с последующим рядом упражнений по их нахождению, а также использованию. Кстати, к подобному виду работы авторы учебника готовили учащихся уже при выполнении упражнений 459, 903, 1008, 1011 (Русский язык. 5 класс. М., 2004);  упражнений 12, 145, 126, 359, 363, 370 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)

Мною произведена группировка заданий на рассуждение:

Сочинение-миниатюра по высказыванию выдающихся учёных-лингвистов. Например, такое задание: «Прочитайте эпиграф к разделу «Морфемика». Письменно раскройте смысл слов русского лингвиста Н.М.Шанского: «Разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, чётче и точнее представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова»;

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему без указания источника аргументации (в качестве аргументов можно использовать жизненный опыт). Например, «Для чего нужно знать алфавит?», «Как связаны орфоэпия и орфография?»;

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с опорой на прочитанный текст из учебника русского языка. Например, «Какое значение в нашей речи имеют вопросительные предложения?», «Зачем в письменной речи необходимо использовать знаки препинания?»;

Сочинение-миниатюра на лингвистическую тему с указанием источника аргументации. Например, «Роль побудительных предложений» (из учебника математики), «Роль звукописи в художественных произведениях», «Зачем нужны слова-омофоны в юмористических текстах?», «Роль обращений в тексте» (на примере басен И.А.Крылова).

При выполнении подобных заданий совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение обосновывать свою позицию, приводить аргументы и т.п.

Кроме того, в учебниках 5-9 классов есть раздел «Текстоведение». Пятиклассники, например, в результате изучения данного раздела узнают понятия «тезис», «аргумент», «вывод»; учатся абзацному членению, использованию элементарных условных обозначений речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения). Именно эти навыки (в т.ч. и другие) учитываются при критериальном подходе оценки сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Особое внимание хочется уделить справочным материалам, которые идут в комплекте с учебником. Не секрет: в школах катастрофически не хватает различных видов лингвистических словарей. А в УМК С.И.Львовой успешно решена эта проблема. Теперь учащиеся, аргументируя тезис, могут ссылаться на справочную литературу.

Таким образом, содержательные, инструментальные и процессуальные возможности УМК по русскому языку под редакцией С.И.Львовой для подготовки учащихся к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему велики и соответствуют современным требованиям.

Учебник русского языка С. И. Львовой, В. В. Львова, без сомнения, является целенаправленным, поэтапным средством подготовки к ЕГЭ и способствует повышению языковой культуры наших выпускников.

 

 

Похожие:

Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПримерная программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы и поурочное планирование
Планирование по русскому языку в 9 классе составлено на основе Обязательного минимума содержания основного общего образования по...
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconРабочая программа по русскому языку в 5 классе Программу составила Кулагина М. В., учитель русского языка и литературы Пояснительная записка
С. И. Львовой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав умк. Работа по...
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПрограмма индивидуального развития по русскому языку ученицы 6 класса «Б» Горевой Екатерины автор учитель русского языка и литературы моу средней общеобразовательной школы №6
Обеспечить надпредметный уровень знаний, умений и навыков в комплексном анализе текста
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПрограмма по русскому языку (7а и7б классы. Учитель Карабанова Т. В.) Пояснительная записка
Программы по русскому языку к учеб­нику для 7 класса общеобразовательной школы ав­торов та. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПрограмма по русскому языку по умк ладыженской 5-9 класс Образовательный минимум образования по русскому языку
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПрограмма по русскому языку как средство конкретизации содержания обучения предмету. Особенности действующих программ по русскому языку
Составить конспект фрагмента урока русского языка в 5 классе «Объяснение нового материала»
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconРабочая программа по русскому языку в 7 классе на 2010-2011 учебный год учителя русского языка и литературы
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004), Программы по русскому языку к учебному комплексу под...
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И. Тема: Буквы о-а в корне лаг- лож
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconОбобщение опыта работы по развитию речи на уроках русского языка
Эффективность использования картин на уроках русского языка в 5 классе для развития речи
Уроках русского языка в 5 классе. Умк по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы iconПрограмма по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова

Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница