Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии




НазваниеМетодические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии
страница1/3
Дата конвертации28.06.2013
Размер422.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3




Проект на тему: «Коммуникативно-деятельностная методика на уроках химии»






Выполнила: учитель химии МБОУ ВСОШ

г. Зарайска

Якушкина В.С.

.
Москва, 2012




ОГЛАВЛЕНИЕ

2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 4



  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Коммуникативно-деятельностная методика на уроках химии»

Автор проекта: Якушкина В.С.

Образовательное учреждение: МБОУ ВСОШ г. Зарайска

Участники проекта: учащиеся заочной группы МБОУ ВСОШ г. Зарайска

Возрастная группа учащихся: от 16 до 30 лет

Учебный предмет: химия

Особенности типа проекта:

по доминирующей деятельности учителя – практико-ориентированный

Основные причины создания проекта:

  • низкий уровень учебной мотивации у учащихся МБОУ ВСОШ;

  • различный уровень умственного развития учащихся МБОУ ВСОШ.

Цель проекта: формирование учебной мотивации у учащихся МБОУ ВСОШ на основе коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии.

Задачи проекта:

  • создать оптимальные условия личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебной программы курса химии;

  • разработать методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии;

  • создать модель урока на основе коммуникативно-деятельностной методики как универсальное средство проектирования уроков;

  • применить коммуникативно-деятельностную методику при изучении конкретной темы;

  • организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимися;

  • продолжить формирование способности учащихся к самообучению и саморазвитию;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, их гуманных и нравственных качеств;

  • интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности

2. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА


Сейчас всё чаще ведутся споры о том, как правильно организовать учебный процесс в вечерней школе. Трудность обучения заключается в опредёлённом контингенте учащихся. Он, как и раньше, является весьма пёстрым по возрастному и социальному составу, до сих пор характеризуется известной неустойчивостью и нестабильной посещаемостью. Основную часть наших учащихся составляют ребята, по разным причинам оставившие дневную школу, техникум или колледж (14-16 лет). Они, как правило, отличаются низким уровнем успеваемости и слабой мотивацией к учебной деятельности. К этой же возрастной группе учеников относятся сироты и подростки из неблагополучных семей. Вновь за школьной партой оказались и «взрослые» (от 18 до 30 лет), у некоторых из них уже есть работа и семья. Среди учащихся есть те, кто недавно отслужил армию, есть молодые мамы, которым по понятным причинам периодически приходится пропускать занятия. Тем не менее, чтобы в дальнейшем найти хорошую работу и устроиться в жизни, всем им необходимо учиться и получить знания.

Как учить, если в классе за одной партой сидят восемнадцатилетняя девушка и тридцатилетняя женщина (есть случаи, когда в одном классе учатся мать и дочь)? Уровень их развития, знаний, опыта различный. Однозначно не сможем мы ответить и на вопрос: «Кому из них обучение даётся легче?» С одной стороны, это недавние учащиеся средних школ, которые помнят, как организована работа на уроке, с другой стороны, это работающая молодёжь, у который уже есть определённый жизненный и профессиональный опыт. А учить необходимо всех! Отведённое на химию количество уроков (0,5 - 1 час в неделю) не позволяет заниматься с каждым учеником индивидуально. Необходимо было найти метод, отвечающий специфике образовательного процесса в вечерней школе. Таким методом явился коммуникативно-деятельностный подход.

Объектом исследования данной работы является коммуникативно-деятельностная методика

Предметом исследования выступают способы реализации коммуникативно-деятельностной методики в вечерней школе

Цель проекта – формирование учебной мотивации у учащихся МБОУ ВСОШ на основе коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии.

Были выделены следующие задачи:

  • создать оптимальные условия личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебной программы курса химии;

  • разработать методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии;

  • создать модель урока на основе коммуникативно-деятельностной методики как универсальное средство проектирования уроков;

  • применить коммуникативно-деятельностную методику при изучении конкретной темы;

  • организовать учебное сотрудничество между учителем и учащимися;

  • продолжить формирование способности учащихся к самообучению и саморазвитию;

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся, их гуманных и нравственных качеств;

  • интеллектуальное и эмоциональное развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности


2.1. Понятие коммуникативно-деятельностного подхода

Ни для кого не секрет, что у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты высшие психические функции - память логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Ученик часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного и услышанного. В связи с этим новые образовательные стандарты, единый государственный экзамен как форма итоговой аттестации школьников дают нам понять, что следует по-иному взглянуть на образовательный процесс в школе, который ставит перед собой цель, в первую очередь, организовать процесс понимания учеником информации. Теперь учащимся необходимо овладеть не только базовыми знаниями, но и способами получения знаний, чтобы в дальнейшем была возможность самостоятельно приобретать более глубокие познания в той или иной области.

Современная российская школа находится в сложном периоде поиска новых форм обучения школьников, так как на сегодняшний день использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату.

Ежедневно проводимые нами «традиционные» уроки предполагают односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. Авторитарность такой традиции, когда слово учителя – единственный критерий оценки учебной деятельности, была потеснена педагогикой «сотрудничества», выросшей на почве развивающего обучения. Именно педагоги, декларировавшие сотрудничество учителя и ученика на уроке, демонстрировавшие отношение к ученику не как к объекту учения, а как к субъекту, открыли путь к идее коммуникативно-деятельностной методики в обучении. Она явилась современной интерпретацией концепции развивающего обучения и в методологической науке стала определять направление, которое принято называть личностно-ориентированным.

  • «Личностно ориентированное образование – это процесс, в котором учащийся и учитель выступают как субъекты. Оно направлено на развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Отношения «учитель-ученик» построены на принципах сотрудничества и свободы выбора»1

Говоря о коммуникативно-деятельностной методике, мы подразумеваем синтез двух подходов – деятельностного и коммуникативного. Рассмотрим каждый из них.

«Деятельностный подход в обучении направлен на развитие способности учащихся выполнять ту или иную деятельность»2. Чтобы этого достичь, учитель должен спланировать и построить уроки так, чтобы в результате у учащихся «были сформированы умения самостоятельно и грамотно с учётом реальных условий подбирать предмет (объект) и средства изучения, составлять программу достижения поставленной цели, контролировать качество полученного продукта»3.

  • «Деятельность - целеустремленная активность, потенциально реализующая осознанную потребность субъекта, высшая форма активности человека»4.

Вторым принципиальным основанием коммуникативно-деятельностной методики является коммуникативный подход. Он предполагает овладение учащимися нового знания при помощи специально организованной учителем речевой ситуации по определённым правилам, т.е. коммуникации.

Коммуникация – это область человеческих отношений, служащая для организации взаимодействия её участников с помощью языка. Обязательным условием коммуникации является общая для автора и адресата цель ПОНЯТЬ друг друга. Именно этим коммуникация отличается от общения, которое ни к чему не обязывает»5.

Задача учителя - создать такую учебную ситуацию, в результате которой между педагогом и учеником возникнет «свободная беседа». Только в свободной беседе у ученика вырабатывается навык осмысленной деятельности на уроке. (Среди учащихся вечерней школы значительную часть составляет работающая молодёжь. Их наблюдения из профессиональной деятельности и жизненного опыта могут способствовать хорошей организации «свободной беседы» по конкретной теме.)

Понимание законов коммуникации, подчинение этим законам обеих сторон – участников коммуникации – является необходимым условием любого успешного речевого взаимодействия, в частности, усвоения учащимися ЗУН по учебному предмету. Нам, учителям, следует знать об этом больше, чтобы можно было «строить» учебную беседу и управлять речевой ситуацией на уроке, выполняя требования ФГОС по формированию всех видов компетенций учеников. Для этого необходимо грамотно организовывать свою методическую деятельность на уроке.

2.2. Методическая деятельность учителя на уроке

Каждый учитель должен чётко представлять себе, как должна быть организована его деятелность на уроке, из каких компонентов состоять, какие действия и в каком порядке он должен совершать, чтобы эти действия соответствовали поставленным целям и давали предполагемый результат. В связи с этим успешная работа учителя непосредственно зависит от тех компонентов методической системы, которую он для этого избирает или создаёт самостоятельно, т.е. от его методической деятельности.

  • «Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всесторонее повышение квалификации и профессионального мастерствва каждого учителя и воспитателя ( включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствовавнием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а вконечном счёте – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников»6.

В рамках коммуникативно-деятельностного подхода разработана технология индивидуальной методической деятельности учителя на уроках химии. В её основе лежат следующие принципы:

  1. деятельностный принцип (проявляется в осуществлении на уроке активной самостоятельности учащихся);

  2. коммуникативный (предполагает диалоговую форму организации урока и осознание учащимися занимаемых ими позиций);

  3. принцип научности (содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами; организация исследовательской деятельности учащихся);

  4. принцип доступности обучения (проявляется в учёте особенностей развития учащихся и анализа дидактического материала с точки зрения их возможностей и организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок);

  5. принцип систематичности и последовательности (сознательность, последовательность и постепенность изложения новой темы: от простого к сложному, от знаемого к незнаемому; преемственность и перспективность.);

  6. психологический (целостность объекта восприятия, зоны ближайшего развития, алгоритмизация учебных действий);

  7. принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке нового материала).

Все эти принципы способствуют повышению уровня усвоения учащимися «нового знания». Но новый материал будет усвоен только в том случае, если сами учащиеся будут расположены к его изучению. Как часто мы убеждаемся в том, что ученики слушают или читают по нашему заданию, но при дальнейшей проверке выясняется, что и не услышали, и не увидели – «прозевали»!

Только мотивированный слушатель осуществляет осознанную деятельность на уроке, а организовать мотивацию учащихся может только учитель. Отсюда вытекает методическое требование «строить» беседу (а не многословное объяснение!) по усвоению учениками новой темы.

Понимание – процесс, длящийся во времени, поэтому новое знание требует многократного закрепления и постоянного повторения, которые связаны с рефлексией – способностью сознательно восстанавливать собственные мыслительные операции познания. Слабая результативность многих уроков связана с тем, что, только-только многоречиво объяснив новый материал, учитель сразу начинает осуществлять контроль, путая его с закреплением. Успех понимания текста объяснения, вопросов и ответов (как учителя, так и учеников) зависит и от знания учителем способов восприятия учениками входящей информации. Так, левополушарные дети («правши») лучше воспринимают материал, излагаемый частями, последовательно продвигаясь по логике говорящего, как бы нанизывая факты от частного к общему (индуктивно). Правополушарные дети («левши»), наоборот, предпочитают дедукцию, т.е. увидеть целое, весь объект и только потом разбираться, из чего он состоит и как связаны его детали. Этот закон, открытый психологами и сформулированный наукой в типах восприятия: от конкретно-предметного к абстрактному при условии грамотно организованного обучения осознанно использовать мыслительные операции при освоении учебного материала.

Деятельность учителя на уроке заключается в том, что он организует, руководит и управляет учебным процессом, ученик же должен стремиться приобрести новые знания и умения по данному предмету. Коммуникативно-деятельностный подход требует от учителя умения организовать урок таким образом, чтобы ученик мог обучаться сознательно – это предполагает постановку цели учеником самостоятельно в течение всего урока, на каждом этапе. Мой основный принцип: учащийся должен понимать получаемую информацию.

2.3. Организация урока

В соответствии с коммуникативно-деятельностной концепцией на каждом этапе урока определяется цель с точки зрения формирования или развития определённых умений и навыков, в том числе, коммуникативно-деятельностных способностей, поэтому в помещённых ниже схеме урока указывается дидактическая цель каждого структурного компонента. Её нельзя путать с целью, которые должны ставить на уроке сами ученики. Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определённой динамики и чёткой организации этапов учебных действий учащихся.

После организационного момента урока следует этап, который носит название: «Актуализация знаний». На данном этапе «задача учителя – обеспечение мотивации учения и актуализации субъектного опыта учащихся»7. Мотивация способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

  • «Мотив – это то, ради чего совершается деятельность»8.

Один из способов организации мотивации на уроке – «создание проблемной ситуации на основе противоречия между обыденными житейскими представлениями и научными знаниями»9.

Данный этап направлен на

  • развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы  учащихся;

  • формирование  коммуникативных  умений, культуры общения, сотрудничества с товарищами и учителем.

Важнейшим этапом урока является целеполагание, т.е. умение определить содержание очередной учебной задачи. На этом этапе важно понимать, что «если учитель формулирует цели изучения темы или урока только для себя, то он ставит учащихся в положение неопределённости. Эти цели должны быть открыты для учащихся и приняты ими. А для этого нужно не просто представлять им готовые цели, но обсуждать сами цели, так и план их достижения. Основная задача учителя на данном этапе способствовать

  • формированию у учащихся способности самостоятельной постановки целей на урок.

Исследование проблемного вопроса (например, на уроке по изучению конкретного вещества или группы веществ) осуществляется совместно с учащимися. Важно при этом учителю понимать, что специалистам-учёным предмет их науки уже дан, в то время как начинающему усваивать науку он только задан. Это означает, что для учащихся освоение каждого нового явления (понятия) становится исследованием.

Учителю необходимо организовать такую учебную ситуацию, чтобы у учащихся возникли два основных вопроса:

  • изучить что? (состав, строение, физические и химические свойства, применение);

  • исследовать как? (вывести общую формулу вещества, провести лабораторную работу)

Полученные результаты обобщаются, новое знание закрепляется при выполнении конкретных заданий, предлагаемых учителем. На данном этапе усвоения материала учителю важно установить правильность и осознанность знаний учащихся, выявить пробелы в первичном осмыслении материала и провести коррекцию. Для решения данных образовательных задач можно использовать разные приёмы, например, составление рассказа.

Можно предложить учащимся предложение, на основе которого они должны составить небольшой рассказ, который не содержал бы никакой другой информации, кроме той, что заложена в этом предложении.

Например,

  • Исследования показали, что способность к детонации зависит от строения углеродной цепи; углеводороды с сильно разветвлённой цепью детонируют в минимальной степени и тем самым повышают качество бензина (представляющего смесь углеводородов).

Можно предложить и другое задание:

  • Составьте рассказ на основании приведённой схемы промышленного способа получения сахара из сахарной свёклы.

Схема промышленного способа получения сахара из сахарной свёклы

Свекольная стружка Диффузия Диффузный сок Известь СаО С12Н22О11· СаО СО2 Р-р С12Н22О11

Активированный уголь Очищенный р-р С12Н22О11Фильтрование и упаривание С12Н22О11

Хорошие результаты даёт приём сравнения с культурно-историческими аналогами. Когда учащиеся создают свой собственный образовательный продукт (формулируют свои версии решения проблем, предлагают собственные технологические подходы к решении задач, методы исследования и получения веществ и т.д.), приводим культурно-исторические аналогии для подтверждения и развития их идей или для предложения альтернативы их версии, а также при отсутствии собственных суждений учащихся.

Данный этап формирует у учащихся способности

  • высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

  • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

  • сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

  • овладевать приемами самоконтроля правильности полученных результатов;

Этап закрепления знаний направлен на самостоятельное применение учащимися алгоритма учебный действий с новым понятием и способствует развитию у них способности к самопроверке и самооценке полученных результатов.

Каждому учащемуся раздаются карточки с разноуровневыми заданиями по данной теме. Например, можно предложить решение творческой задачи:

  • В связи с увеличением быстродействия энергопотребления современных компьютеров возникла проблема их перегрева, решаемая обычно путём добавления вентиляторов. В итоге число вентиляторов в компьютере доходит до 5-7 штук, шум от их работы становится серьёзной проблемой. Разработчики лаборатории THG решили эту проблему следующим образом: они залили тридцать литров подсолнечного масла в специально подготовленный корпус компьютера, который оснащён всеми комплектующими. «Компьютер в масле» работает! Приведите свои аргументы «за» и «против» использования растительного масла в данных целях.

Одним из важнейших условий обучающей ситуации является вербализация (проговаривание) учеником процесса усвоения им нового материала. Поэтому во время коммуникации или внутри неё ученикам необходимо делать «паузы» на осмысление той информации, которая рождается в ходе урока-беседы, а также тех средств, благодаря которым эта информация появлялась. Эти паузы называются рефлективными остановками, так как участники учебного процесса возвращаются к беседе – к работе сознания во время коммуникации, - чтобы вспомнить, что и как обсуждали.

Огромное значение имеет рефлексия, выступающая как самостоятельный этап урока. Данная технология помогает учителю контролировать алгоритм учебных действий, осуществляемых учеником. Рефлексия может организовываться по вопросам учителя: «Что нового узнали на уроке? Каким образом вы это узнали?».

Данный этап способствует

  • формированию у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.


3.РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

3.1. Модель урока на основе коммуникативно-деятельностной методики

Цель: формировать представление о веществе

Структурный

компонент урока

Характеристика учебных действий

  1. Оргмомент:

(Цель: мотивация к учебным действиям

Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаюся необходимые для новой темы знания и умения предыдущих урока или знания из житейского опыта; ставится проблемный вопрос на урок.


2. Актуализация знаний. (Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

На материале домашних заданий актуализируются знания по теме урока. Задание может видоизменяться, чтобы осуществить проверку не только выполнения/невыполнения, но и осмысленность выполненного задания

3. Целеполагание (Цель: создать мотив к учебному исследованию, формировать у учащихся способность самим ставить цели на урок)

В беседе из темы урока учащиеся под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются уже известные понятия.

4. Этап «Открытие нового знания». Исследование «проблемного вопроса». (Цель: сформировать представление о веществе, стимулировать активное участие учеников в поисковой деятельности.)

Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность по теме: «Жиры». Фиксируют на бумаге, доске свое “открытие”.


5.Этап закрепления нового знания (Цель: закрепить полученные знания)

Учащиеся выполняют задания на закрепление «нового знания». Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.


6. Итог урока. Рефлексия.

(Цель: формировать у учащихся способности обобщать, делать выводы, восстанавливать алгоритм своих учебных действий на уроке, оценивать свою деятельность.

Учащиеся восстанавливают алгоритм своих учебных действий на уроке.Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.


7. Задавание на дом

(Цель: дать установку на тренировку полученных знаний)

Записывают домашние задания, задают вопросы.

3.2. Методическая разработка урока по химии

10 класс

  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации по использованию игр на уроках информатики (2 класс). 28 стр § 3Применение компьютерных игр в школе 33 стр
Методические рекомендации по использованию игр на уроках информатики (2 класс). 28 стр
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconУрок по химии, лабораторные работы, олимпиады по химии, методические и консультационные материалы по химии, статьи, методики преподавания и многое другое
К уроку по химии учебники по химии, специализированные сайты, органическая химия, неорганическая химия, разбор тем и примеров решения...
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconИсследование по теме «Использование теории развития критического мышления на уроках химии в классах I и II вида». Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают учащихся самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа
Обобщение опыта по использованию технологии «Критического мышления» на уроках химии в школе I и II вида (ГС(К)оу «Специальная (коррекционная)...
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconЭлективный курс базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения, инициирующий познавательную деятельность обучения
Митрофанова Т. А., учитель английского языка моу «сош с. Золотая Степь» Советского района
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях
Обществознание. 6-9 класс Под руководством Л. Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2010
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации по изучению курса Контрольные работы Методические рекомендации по использованию нормативных актов и литературы
Охватывают различные стороны преподавания курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации»
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconПрезентация «От классицизма к романтизму. Архитектура, живопись, литература». Методические рекомендации по использованию. Цели
Презентацию целесообразно использовать на вступительных уроках перед изучением литературы классицизма и романтизма в 9-ом классе....
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению контрольных работ по дисциплине
Методические рекомендации по дисциплине «Химии» / по направлению 110400 – Зоотехния / Пермский институт фсин россии/ 2009. 12с
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей предметников
Методические рекомендации по использованию дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей – предметников
Методические рекомендации по использованию коммуникативно-деятельностной методики на уроках химии iconМетодические рекомендации для преподавателя а рекомендации по тематическому планированию: методически целесообразно изучение методики обучения физической культуре после изучения лекционного материала
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница