К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф




НазваниеК проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф
страница1/3
Дата конвертации25.06.2013
Размер293.47 Kb.
ТипПрезентации
  1   2   3
УДК 377

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
к.т.н., доц., с.н.с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф.

Старший научный сотрудник Института профессионально-технического образования НАПН Украины
Введение. Перед вами, уважаемые коллеги, статья, о психическом здоровье учащихся. Актуально ли это? Да, если учесть кризисное состояние нашего общества, наличие неопределенности и беспокойства значительной части населения, отсутствие безопасности, большое количество стрессов, явную невротизацию и психопатизацию определенного числа взрослых имеющих детей, которые впитывают в себя все тревоги и напряжения родителей. В больших городах распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. А за этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности [7]. В целом, психологи называют 21 век - веком тревоги. И все это приводит к тому, что мы чрезмерно нервничаем, что негативно сказывается как на качестве нашей жизни, так и на состоянии здоровья.

Нервы” – мы слышим это везде. Врач говорит своему пациенту: “Это ваши нервы”. Чувствительные женщины жалуются на свои нервы. Днем за днем вы слышите людей, имеющих нервное расстройство. Вы слышите родителей, которые говорят о детях: “У него нервы, я не могу его наказывать”. Или же они говорят о себе: “Не выдержали нервы, вот я и наказал своего ребенка”. Вы видите проявление “нервов” везде – на улице, на работе, в театре, в школе, в институте и особенно дома, в вашей собственной семье.

Миллионы людей имеют нервную силу (выражение П.Брегга) ниже нормальной и, как следствие, испытывают беспокойство, которое делает их жизнь ужасной, а их больными. Поль Брегг пишет, что “половина больничных коек страны занята людьми, страдающими нервными расстройствами”.

Лучшие авторитеты по психическому здоровью говорят, что если количество психических заболеваний будет расти такими темпами, то меньше чем через 100 лет не будет никого, кто бы позаботился о психическом здоровье, потому что каждый будет жертвой какого-либо расстройства (психосоматической болезни). Устрашающая перспектива – не так ли? Медицинские исследования подтверждают это. В настоящее время не хватает психиатров и психотерапевтов, чтобы контролировать, а главное лечить, эти психические заболевания.

В таких условиях многие люди ведут себя неадекватно, невротически. И, пожалуй, поэтому чаще всего сегодня слышится вопрос: «Почему?»

Но в особо сложной ситуации находятся школьные педагоги, которые этот вопрос задают себе помногу раз на день. Почему, несмотря на все старания, дети не хотят учиться (только 10% имеют интерес к учебе), а некоторые из них явно сопротивляются учению? Как вытерпеть, вынести иногда открытое хамство учеников? Почему с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее? Почему трудными теперь являются не только ребята из неблагополучных семей, а из вполне хороших, с довольно высоким уровнем дохода?

Однако многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребенок, зачем-то удлиняют время его обучения в школе, вводят 12-цати бальную систему оценивания, защищают толстенные диссертации по этому поводу. Но ведь разве не все равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе его не будет мира, если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом?!

На самом деле все прекрасно понимают, как ответить на этот вопрос. Наше общество пребывает в состоянии глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса. Но проблемы, вызванные им, по-разному переживаются различными людьми. У одних они приводят к асоциальному поведению, у других - к ухудшению состояния здоровья. И современная медицина утверждает, что многие хронические заболевания имеют психогенную основу. Сам факт психологической обусловленности большинства заболеваний сегодня не вызывает сомнений. Специалисты расходятся лишь в количественных оценках: одни называют 50%, другие 70%, а ведущий канадский психиатр Ганс Селье считает психосоматическими 100% заболеваний, включая и инфекционные (поскольку воздействие на психику негативных мыслей, чувств, эмоций снижает сопротивляемость организма, делая его практически беззащитным) [10 ].

И действительно, мы видим рост заболеваемости у разных категорий населения и в различных возрастных группах. Но есть люди, у которых те же ситуации пробуждают скрытые ранее ресурсы, духовное совершенствование и успешную самоактуализацию. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции?

Сущность психического здоровья. В жизни человека есть то, без чего не бывает ничего. Это здоровье. Здоровье бывает физическое – красота, пластичность, гибкость тела; физиологическое – нормальное функционирование внутренних органов: сердца, желудка, печени и т. д.; и наконец психическое, которое отражает состояние психики человека в ее многогранном проявлении [9]. Именно оно, психическое здоровье, позволяет человеку не просто выстоять в трудной ситуации, но использовать ее для личностного роста, развития. Однако при всей значимости психическое здоровья, необходимости его для здоровой, успешной и счастливой жизни, оно чаще всего остается без внимания. То же самое относится и к детям. В современных условиях принято акцентировать лишь проблему сохранения физического здоровья: с момента рождения на ребенка заводится медицинская карта, он регулярно наблюдается в медицинских учреждениях. К сожалению, и душевные, психологические трудности также часто пытаются лечить лекарствами. К примеру, иногда приходится наблюдать подростка с явными психологическими проблемами, которого по своему неведению мать ведет к врачу. А врач отправляет его на анализы. Вместо того, чтобы разобраться с проблемами, которые волнуют ребенка (для этого нужен врач психотерапевт, которого «днем с огнем не найти»).

Итак, психическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослых. И его сохранение конечно же является важнейшей задачей как школы, так и родителей, и конечно же всего нашего общества.

Понимая важность этой задачи, обратимся к рассмотрению содержания этого понятия.

Прежде всего, необходимо соотнести его со смежными понятиями: здоровьем в целом и психическим здоровьем.

Основываясь на существующих определениях здоровья, можно понимать его как динамическое равновесие организма с окружающей природой и социальной средой, при котором человеком полноценно выполняются социальные функции. Тогда психическое здоровье как элемент здоровья в целом нужно рассматривать как совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций [9]. Имеется в виду то, что психически здоровый человек будет в целом адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем. Американский психолог А. Маслоу, полагает, что психически здоровый человек – это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой и социумом, не ощущающий внутреннего разлада.

Исходя из этих рассуждений, психическое здоровье можно определить как динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих:

а) гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом;

б) возможность полноценного функционирования и развития в про­цессе жизнедеятельности.

Ключевое слово, характеризующее психическое здоровье, — это гармония как человека с самим собой, так и между человеком и окружающей средой: другими людьми, природой, космосом.

Можно ли составить обобщенный портрет психически здорового человека? Психологи гуманистического направления обращались к выделению основных характеристик такого человека. Известный американский психолог К. Роджерс утверждал, что сущность природы человека конструктивна и ориентирована на движение вперед к определенным целям, она реалистична и заслуживает доверия. По его мнению, человек активен, ориентирован на отдаленные цели, которые способен достигать, важно лишь дать человеку возможность раскрывать свои врожденные возможности, чтобы его развитие было оптимально и эффективно.

Здоровый человек способен реализовать свой потенциал, использует все свои способности и таланты, движется в направлении полного осознания себя и сферы своих переживаний. В этой связи К. Роджерс выделил пять основных характеристик здоровой личности [6].

• Открытость переживанию, т.е. способность слушать себя, осознавать свои мысли и чувства.

• Экзистенциальный образ жизни, предполагающий тенденцию жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное оттого, что было ранее.

• Организмическое доверие, то есть способность личности принимать во внимание свои ощущения, рассматривать их как основу для принятия решения, а не социальные нормы или суждения других. Таким образом, по мнению Роджерса, организмическое доверие есть достоверный источник информации, позволяющий решать, что делать и как поступать.

• Эмпирическая свобода, то есть внутреннее чувство ответственности за свою жизнь, осознание множества возможностей выбора и способность сделать свой личный выбор, зависящий исключительно от самого человека.

• Креативность, то есть богатые творческие возможности, которые находят свое применение в различных сферах.

Основываясь на взглядах К. Роджерса, других психологов гуманистического направления можно заключить, что обобщенная модель психического здоровья должна включать аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный компоненты [6].

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей. Он предполагает осознание человеком ценности, уникальности себя, окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, единство со всей полнотой мира. Из этого вытекает наличие позитивного образа «я», т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п. и как вытекающего из этого глубокого убеждения о ценности человеческой жизни как своей, так и чужой. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять свое «темное начало» и вступить с ним в диалог. Кроме того, необходимым качеством является умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темного начала» в другом так же, как и в себе.

Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Этому соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свою жизнь и становится «автором собственной биографии», «режиссером своей судьбы».

Важным для оценки психического здоровья есть критерии, по которым оно оценивается. Для их выяснения воспользуемся результатами, которые получены в исследовании [9]. В нем приняли участие девять преподавателей психологии (доктор медицинских наук и восемь кандидатов психологичных наук), которые по роду своей деятельности имели непосредственное отношение к проблеме психического здоровья. Им предложили в свободной форме выразить свое представление о критериях психического здоровья. Всего преподаватели назвали 45 критериев, а в содержательном плане они распределились так: адаптивность (9 выборов), гармония души и тела (4), адекватное восприятие мира и отношения к нему (4), самореализации, самоактуализации (3), следование христианским заповедям (3), адекватная самооценка (2), адекватная реакция на ситуацию (2), контроль над эмоциями (2), чувство удовлетворенности, надежды и счастья (2). По одному выбору пришлось на такие критерии, как общительность, целостность восприятия мира, гармоничность отношений с окружающей средой, оптимистичность, способность самоуправления поведением и др.

Влияние психического здоровья на жизнь школьников. Однако, если психическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования и развития, то необходимо определить, насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем. Здесь нужно отметить, что само использование термина «психическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценной жизни, наличия удовлетворенности ею. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В. А. Ананьев). В рамках этого направления подробно рассматривается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье понимается не как самоцель, а как условие для самоосуществления человека на Земле, выполнения своей необходимой миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Имеется в виду, что если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т.п., то психически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

Следующая важная проблема, которая обычно интересует педагогов и родителей, насколько взаимосвязаны психическое здоровье и успеваемость в школе. Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психического здоровья и учебной успешностью. Действительно, отставание в успеваемости, а также недисциплинированность чаще всего являются выражением бессознательных конфликтов или проявлением невротических образований, повышенной тревожности, возникновение в учеников обученной беспомощности. В целом, можно говорить о специфических причинах снижения успеваемости для каждого из вариантов нарушения психическое здоровья.

Так, у детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Такие дети вызывают недовольство учителя, отторгаются им. Поэтому причиной снижения успеваемости является, прежде всего, отсутствие эмоционального контакта с педагогом. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в ситуации постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.

У многих детей посещение школы вызывает различные формы страха. Прав был В.А. Сухомлинский: «Странные с первого взгляда заболевания – школьные неврозы, или дидактогении. Их парадоксальность заключается в том, что они бывают только в школе – в том святом месте, где гуманность должна стать важнейшей чертой, определяющей взаимоотношения между детьми и учителями». По подсчетам психологов непреодолимый страх перед школой имеют 40% учащихся [11].

У школьников с деструктивной агрессивностью и различными формами страха можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных мероприятиях. Но более всего им мешает страх допустить ошибку, который может приводить к резкому их увеличению, снижению темпа деятельности, появлению лени защитного характера, снижению рабо­тоспособности и т.п.

Учащиеся с наличием демонстративной агрессивности вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение преимущественно негативного внимания. Они мешают вести уроки, вызывают недовольство учителя, что неминуемо ведет к снижению учебной мотивации. А дети со страхом самовыражения на уроках периодически «уходят в себя» и просто не слышат часть учебного материала. Понятно, что вероятнее всего это также приведет к снижению их успеваемости.

Очень убедительно, доказал связь психического здоровья, на примере возникшей у учеников обученной беспомощности, и их успеваемостью известный американский психолог М.Зелигман: «И вновь и вновь мы обнаруживаем, что пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его» [4].

Из сказанного можно также сделать вывод о взаимосвязи психическое здоровья и нарушений поведения учащихся. Действительно, склонность к постоянному нарушению правил общественной жизни присуща детям с существенными нарушениями психическое здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что сохранение психическое здоровья учащихся является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальной адаптированности.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым, по возможности чуточку счастливее, чем он сам. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Попробуем обосновать взаимосвязь между психическим здоровьем и жизненным счастьем. Эта проблема особенно остра в государствах постсоветского пространства. По результатам публикаций и многих опросов, проведенных за десятилетний период, складывается весьма удручающая картина социального самочувствия и настроений в стране. Причем данные всех этих опросов, несмотря на некоторые расхождения в формулировках вопросов, практически совпадают друг с другом. На протяжении последних лет число неудовлетворенных жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75%, в то время как прекрасное настроение отмечают только 1% опрошенных, и только 13,8% россиян считают себя счастливыми людьми [6]. Это катастрофически малая цифра. Однако можно предположить, что этот показатель характерен так же и для украинцев.
  1   2   3

Похожие:

К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconВоенная деятельность местных органов власти в великой отечественной войне 1941-1945 гг. (На материалах нижнего поволжья)
Заслуженный деятель науки республики Калмыкия, Заслуженный деятель науки РФ убушаев Владимир Бадахаевич
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconИнфекции в акушерстве и гинекологии чайка владимир кириллович член-корреспондент амн украины, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины,
Украине. Впервые в Украине организовал и возглавил университетскую акушерско-гинекологическую клинику Донецкий региональный центр...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования
Авторы составители: А. П. Гусев, доц., к г м н.; О. В. Ковалева, доц., к б н.; А. Н. Кусенков, доц., к б н.; Л. П. Молодова, доц.,...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconРоман Анатольевич Ромашов
Доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Полковник милиции в отставке, полковник внутренней...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconПрограмма элективного курса "Химия и здоровье"
Используется технология создания проектов по проблеме сохранения здоровья, что способствует повышению интереса учащихся к предмету...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconПланирование и оперативное управление проектами капиталовложений в. А. Гадышев, кандидат экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
В. А. Гадышев, кандидат экономических наук, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф icon-
Охватывает более широкие отношения: ограничения прав человека в связи с наличием психического расстройства, вопросы недееспособности...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconМетодические рекомендации практического психолога
В целях сохранения психического и физического здоровья школьников, недопущения перегрузок учащихся, связанных с увеличением объема...
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconКнига кадровика юридические аспекты
Орловский Ю. П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ § 2, 3, 4, 5, 6 гл. 1; § 1, 4 гл. 2
К проблеме психического здоровья учащихся к т. н., доц., с н. с., заслуженный деятель образования Украины, Калошин В. Ф iconИстория кубанского казачества
Ратушняк В. Н доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Кубани и РФ
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница