Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе




НазваниеРабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе
Дата конвертации24.06.2013
Размер228.82 Kb.
ТипРабочая программа
МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

М/О учителей естественных наук Директор МОУ

Руководитель М/О «Александровская СОШ»

_________ /__________________ _______________ /П.В. Москальченко/

Протокол № ___

от «___» ______________ 2011 г.

Рабочая программа по географии

для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год


Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.;

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов. География. М.: Дрофа, 2004 г.;

- авторской программы по географии (6-10 класс) под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

Составитель: Соловьева Л.А., учитель географии

высшей квалификационной категории

Александровка, 2011
Пояснительная записка

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по географии под редакцией И.В. Душиной, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 года и примерной программы основного общего образования по географии.

Изучение географии в 8-9 классах школы направлено на достижение следующих целей:

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Отличительные особенности. Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (2004г),  рассчитана на 140 часов (2 ч в неделю в 8-9 классах), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала выпускников основной школы, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

География России в VIII и IX классах призвана, главным образом, формировать правильную ориентацию учащихся в природных, социальных и экономических проблемах страны, помогать учащимся в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.

Курс «География России. Население и хозяйство» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазийской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Основные формы организации учебного процесса. Реализация содержания осуществляется через учебную и внеурочную деятельность посредством проведения фронтальной, индивидуальной и самостоятельной работ.

Используются современные технологии обучения. Квалификационный уровень педагога позволяет в своей практике использовать, наряду с традиционными технологиями, технологии педагогики сотрудничества, тестовые технологии, личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативное обучение.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

- Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

- Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

- Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Исследовательский метод используется:

  • в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.);

  • в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность;

  • при составлении экономико–географической характеристики местных предприятий;

  • при работе с различными источниками географического содержания;

  • в организации и проведении экскурсий.

Компьютерная грамотность педагога позволяет проводить уроки с использованием ИКТ, дает возможность совместно с учащимися создавать проекты.

При работе с одаренными детьми и детьми, с повышенным интересом к географии, больше уделять внимания исследовательской работе через краеведческий материал и проблемные задания и ситуации.

Формы контроля знаний: срезовые и тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Л.А.Бердичевской, Н.И. Сонина.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся сгруппировать можно следующим образом:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года;

- формы учета достижений (урочная деятельность - анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.).
Содержание. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География России» включает следующие разделы: «Введение» - 4 часа, «Особенности географического положения РФ» - 8 часов, «История заселения и исследования территории России» - 2 часа, «Природа» - 29 час, «Человек и природа» - 7 часов, «Население» - 5 часов, «Хозяйство» - 26 часов, «Регионы России» - 49 часов, «География Алтайского края» - 8 часов, «Россия в современном мире» – 2 часа.
Основное содержание географии России

Введение (4 часа)

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны.

Методы географических исследований.

Практические работы:

- Ознакомление с различными видами тематических карт и картосхем, определение расстояний, направлений, абсолютных и относительных высот

Раздел. Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-администра-тивное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

- Определение и нанесение на контурную карту границ РФ, определение географических координат крайних точек и протяженности страны.

- Сравнительная характеристика морей, омывающих территорию России.

- Определение поясного времени для разных городов России.

- Обозначение на контурной карте республик, автономных областей, округов, входящих в состав РФ.

- Определение особенностей ЭГП и ПГП России и направления ГП во времени.

Раздел. Природа России

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирование рельефа. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные, связанные с водами, их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия.

Практические работы:

- Сопоставление тектонической и физической карты и установление зависимости рельефа от строения земной коры.

- Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

- Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

- Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

- Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

- Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

- Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных комплексов своей местности.

Раздел. Население России

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы:

- Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своем крае.

- Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.

Раздел. Хозяйство страны

Экономика Российской Федерации. Историко-географические особенности формирования хозяйства России. Экономические системы в историческом развитии России. Проблемы развития хозяйства России и их географические следствия на разных исторических этапах.

Природно-ресурсный потенциал России. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Основные проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Научный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. География российской науки. Технополисы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры.

Военно-промышленный комплекс, его значение, отраслевой состав, особенности географии, его конверсия.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Роль экспорта энергоносителей в экономике страны. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их использования.

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов.

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Агропромышленный комплекс (АПК), место и значение в хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Основные направления использования земельных ресурсов. Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность.

Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Недостаточный уровень развития комплекса в России. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Сфера обслуживания, ее состав и роль в современном обществе. Проблемы развития. Перспективы развития. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.

Практические работы:

- Определение и нанесение на контурную карту важнейших районов размещения природного потенциала.

- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

- Составление характеристики одного из угольных (нефтяных) бассейнов по картам и статистическим материалам.

- Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

- Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

- Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

- Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

- Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей

Раздел. Регионы России

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Раздел. Россия в современном мире

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы.

- Характеристика промышленного узла.

- Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

- Составление экономико-географической характеристики территории.

Раздел. География своего края

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Учебно-тематический план


№ темы

Тема

Количество часов

Формы контроля

1

Введение

4

Практических работ - 1

2

Особенности географического положения РФ

8

Практических работ – 5

Текущий контроль

3

История заселения и исследования территории России

2

Текущий контроль

4

Природа

29

Практических работ – 6

Текущий контроль

5

Человек и природа

7

Текущий контроль

6

Население

5

Практических работ – 2

Текущий контроль

7

Хозяйство

26

Практических работ – 7

Текущий контроль

8

Регионы России

49

Практических работ – 3

Экскурсий – 1

Текущий контроль

9

География Алтайского края

8

Практических работ – 1

Текущий контроль

10

Россия в современном мире

2




Список литературы, обеспечивающей образовательный процесс:

Программа

Примерная программа основного общего образования по географии

Основная литература

Базовый учебник

  • Баринова И.И.. Учебник для 8 класса ОУ: «География России. Природа». – М.: Дрофа, 2010.

  • Дронов В.П., Ром В.Я.. Учебник для 9 класса ОУ: «География России. Население и хозяйство». – М.: Дрофа, 2011.

Методическое пособие для ученика

  • География России. Природа. Население и хозяйство.: 8-9 класс. Атлас. - М.: Картография, 2008.

  • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Природа. Сиротин В.И.. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2010.

  • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География России. Население и хозяйство. Сиротин В.И.. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2010.

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Курашева Е.М. Задания на определение географических объектов: учебное пособие. 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  • Лиознер В.Л. - Новые тесты по географии - М.: Дрофа, 2002 .

  • Макарова Т.Д., Спирин В.В. - Итоговое тестирование: 9-10 кл. - М., 1999.

  • Сиротин В.И., Симагин Ю.А. Экономическая и социальная география России и мира: тесты – М.: Дрофа, 2009.

  • Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6-10 классы. – М.: Школа-Пресс, 2001.

  • Сагитов Ф. С. Тесты для подготовки к экзаменам: 9-10 кл.-М.: Издат - школа, 2000.

  • Наумов А.С., Болысов С.И. и др. География: от урока к экзамену:Сб. задач: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

  • Баранчиков Е.В., Климанов В.В. и др. География: 2500 тестов и проверочных работ для школьников. – М.: Дрофа, 1999.

  • Даньшин А.И., Замятина Н.Ю. и др.. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2003.

  • Кошевой В.А. География. Тесты 8-9 кл.: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002.

  • Хабибуллин Р.Х. География. 9 кл.: Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004.

  • Перепечева Н.Н. География. Природа России. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Антушева О.В. География России. Природа 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2005.

  • Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа, 2003.

  • Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Метод. Пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

  • Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл. Рекомендации к планированию уроков: Метод пособие. – М.: Дрофа, 2003.

  • Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2005.

  • Майорова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы: Метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

  • Николина В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение 2002.

  • Сиротин В.И., Курчина С.В. География: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2007.

  • Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии: 9-10 классы. – Волгоград: Учитель, 2004.

  • Родионова И.А. Учебное пособие по географии. Экономическая география России. Московский Лицей, 2000.

  • Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2008.

  • Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. – Ростов н/Д: Учитель, 2006.

  • Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). – М.: Школа-Пресс, 1999.

  • Карлович И.А. Геология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.

  • Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. вузов: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1, 2.

  • Курицын И.И, Волгин А.В и др. Российская Федерация. Социально-экономическая география: Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школьная Пресса, 2001.

  • Ратанова М.П. Экономическая и социальная география стран ближнего зарубежья: Пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.

  • Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2001.

Дополнительная

литература


  • Душина И.В. Физическая география: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1999.

  • Глушкова В.Г., Шевченко А.Т. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов. Учебное пособие для студентов экономических вузов. – М.: Московский Лицей, 2002.

  • Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории. – Барнаул, 2009.

  • Элькин Г.Н. География. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.

  • Азимов А. Слова на карте. Географические названия и их смысл. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

  • Безрукова А. Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

  • Шаульская Н.А. 2500 вопросов для школьных викторин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  • Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М.: Аванта+, 2004.

  • Энциклопедия для детей. Т. 13 Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта+, 2002.

  • Соколов В.Е., Сыроечковский Е.Е. Заповедники Дальнего Востока. – М.: Мысль, 1985.

Электронные издания

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  • Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс.

  • Величайшие явления природы.

  • Природа России.

  • Физическая география Алтайского края.

  • Политическая и физическая карта России.

  • В помощь учащимся. География. Подготовка к экзаменам.

  • История географических открытий.



Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов:

В результате изучения географии ученик должен

- знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении различных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

  • наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Похожие:

Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии 8-9 классы 2012-2012 учебный год Рабочая учебная программа курса «География России» для 8 и 9 классов
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для параллели 8-ых классов составлена на основе...
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по истории для 10 -11 классов 2011-2012 учебный год (срок реализации программы) 134 часа Составитель
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии 8 9 классов на 2012 2013 учебный год Разработчик: Шиц И. В
Региональным базисным учебным планом, на основе «Программа курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», авторской...
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по биологии для 10 класса (составитель Бормотова Вера Юрьевна) 2011-2012 учебный год. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии (автор В. И. Сиротин) и рекомендована Министерством...
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по физике для 10 «Б» среднее общее образование профильный уровень на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений В. С. Данюшенкова,...
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по предмету английский язык 11 класс 2011-2012 учебный год Учитель иностранного языка первой
Ра рабочая программа по английскому языку в 11-м классе составлена на основе сле
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по математике 5 класс Учитель Рыбакова Светлана Ивановна 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по предмету английский язык 3 класс 2011-2012 учебный год Учитель иностранного языка первой
Рабочая программа по английскому языку в 3-ем классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по предмету английский язык 4 класс 2011-2012 учебный год Учитель иностранного языка первой
Рабочая программа по английскому языку в 4-ом классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов
Рабочая программа по географии для 8-9 классов, основной ступени на 2011/2012 учебный год Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по предмету английский язык 4 класс 2011-2012 учебный год Учитель иностранного языка первой
Рабочая программа по английскому языку в 4-ом классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница