Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки




НазваниеПрограмма вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки
Дата конвертации23.06.2013
Размер163.22 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

Программа вступительного экзамена

в магистратуру

Направление подготовки: 051000 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Квалификация: магистр профессионального обучения

Форма обучения: очная

Срок освоения: 2 года

Кафедра профессиональной педагогики

Екатеринбург

РГППУ

2011

УДК (присваивается библиотекой)

ББК (присваивается библиотекой)

Р 13

Программа вступительного экзамена в магистратуру [Текст] / авт. Т.Г. Сумина;О.В. Чернова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 13с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050800 Профессиональное обучение (по отраслям).
Автор: канд. пед. наук, доц. Т.Г. Сумина,

канд. пед. наук, доц. О.В. Чернова
Рецензент: д.п.н., проф. С.А. Днепров
Одобрена на заседании кафедры профессиональной педагогики.
Протокол от «__»__ 2011 г. № __.

Заведующая кафедрой Н.Е. Эрганова
Рекомендована к печати методической комиссией ИПс РГППУ.
Протокол от «__»________ 2011 г. № ___.

Председатель методической

комиссии ИПс РГППУ С.С. Котова
СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С. В. Пеннер
И.о. директора ИПс И.И. Хасанова

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2011

© Сумина Т.Г., Чернова О.В., 2011

  1. Введение

Цель настоящей программы – это представление поступающим в магистратуру того информационного поля, которое является основой для обучения в магистратуре по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение.

Формирование и развитие профессиональной компетентности магистра профессионального обучения осуществляется путем получения им опыта использования для решения педагогических задач образовательной среды, проектирование и создание новой образовательной среды; проектирование образовательных программ; проектирование и реализация продуктов методической деятельности, в том числе педагогических технологий; организации научно-педагогического исследования в условиях педагогической и современной социокультурной действительности. Важнейшие задачи, которые решаются в процессе освоения магистерской образовательной программы:

  1. Стимулирование развития общекультурных компетенций будущего магистра профессионального обучения, благодаря осознанию ключевых ценностей профессионально-педагогической деятельности, умения проявлять понимание их смыслов и значений, демонстрацию системности и целостности представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся);

  2. Обеспечение формирования профессиональных компетенций магистрантов в области профессионально-педагогической деятельности, овладение умением проектировать, осуществлять, диагностировать и исследовать учебно-воспитательный процесс, используя инновационные технологии в педагогической науке и профессиональном образовании.

Таким образом, для обучения в магистратуре базовыми дисциплинами являются: «Общая и профессиональная педагогика», «История педагогики и философия образования», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии», «Общая психология», «Психология профессиональной деятельности», В процессе обучения в магистратуре используются междисциплинарные связи с педагогикой, психологией, философией, культурологией, социологией.

Содержание программы вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение
Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека

Педагогики как наука. Генезис и основные этапы развития педагогики. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогические закономерности, принципы, правила. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе. Отрасли педагогического знания и их основные задачи.

Тема 2. Профессиональная педагогика как отрасль научно-педагогических знаний

Становление и развитие профессиональной педагогики. Специфика объекта, предмета и функций профессиональной педагогики. Задачи и структура профессиональной педагогики. Основные понятия профессиональной педагогики: профессиональная ориентация, профессиональное становление профессиональное образование, профессиональное обучение, профессиональное воспитание, профессиональное развитие.
Тема 3. Современная система профессиональной подготовки кадров

в России
История и этапы становления профессионального образования в России. Ремесленное ученичество как форма обучения у восточных славян в VI – IX вв. Реформы просвещения Петра I. Создание в петровскую эпоху профессиональных учебных заведений. В.Н.Татищев и начало профессионального образования в России. Открытие первой профессиональной горнозаводской школы (Екатеринбург, 1721). Развитие профессионального образования в XIX – XX вв.

Современная многоуровневая система профессиональной подготовки в России. Начальное профессиональное образование: цели, функции типы профессиональных учебных заведений. Среднее профессиональное образование: цели, функции типы профессиональных учебных заведений. Высшее профессиональное образование: цели, функции типы профессиональных учебных заведений. Двухступенчатая структура высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура. Система дополнительного профессионального образования.
Тема 4. Теоретические основы общего и профессионального

обучения

Сущность и структура педагогического процесса. Цели и задачи профессионального обучения. Таксономия целей:

Принципы в профессиональном обучении обучения: непрерывность профессионального образования, вариативности и модульности, принцип профессиональной направленности, принцип политехнизма, принцип межпредметных связей социального партнерства, интегративного характера обучения и др.

Содержание профессионального обучения. Федеральный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.

Методы обучения. Понятие «метод обучения». Подходы к классификации методов обучения. Методы теоретического и производственного обучения.

Организационные формы обучения. Кризис классно урочной системы в современном образовательном пространстве.

Педагогическая задача и педагогическая ситуация. Виды и модели педагогических ситуаций. Педагогическое взаимодействие в решении педагогических задач. Виды педагогических взаимодействий.

Педагогический процесс как целостная динамическая система. Модель педагогического процесса как целостной динамической системы. Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Тема 5. Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов
Современные требования к подготовке профессиональных кадров. Профессионально обусловленные компоненты личности: профессиональные качеств; социально-психологические и психофизиологические компоненты личности; профессионально обусловленные квалификации.

Понятия «компетенция» и «компетентность». Общие и профессиональные компетенции. Виды компетенций в НПО/СПО: общая компетенция; профессиональная компетенция. Функциональный анализ деятельности специалиста. Структура трудовой деятельности. Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями и профессиональными компетенциями.
Тема 6. Содержание профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов
Структура и содержание профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального обучения. Факторы, детерминирующие содержание образования: особенности региональной системы ПО, особенности регионального рынка труда. Основная профессиональная образовательная программа. Учебно-программная документация, регламентирующие содержание образования. Учебный план. Назначение и структура общепрофессионального цикла. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей. Профессиональный модуль: назначение, структура. Понятие «междисциплинарный учебный курс»: интеграция содержания, структура построения. Учебная практика: образовательные цели, функции и содержание. Производственная практика образовательные цели, функции и содержание.

Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы.
Тема 7. Методы теоретического и практического обучения

Классификации методов обучения по источника знаний: словесные, наглядные Есипов Скаткин;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский (И.Я.Лернер).

по уровню проблемности: монологический, показательный, диалогический; эвристический, исследовательский (М.И. Махмутов).

Методы практического обучения: метод показ трудовых действий, тренировочный метод, алгоритмический, имитационный тренинг.
Тема 8. Организационные формы профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов
Классификация организационных форм обучения. Формы организации теоретической подготовки. Виды организационных форм теоретического обучения. Цели и задачи урока теоретического обучения. Дидактическая структура урока теоретического обучения. Цели и задачи лабораторных работ. структура лабораторных работ. Формы организации практической подготовки. Виды организационных форм практического обучения. Цели и задачи урока производственного обучения. Самостоятельная работа обучаемых: цели и задачи, организации самостоятельной работы. Формы контроля и аттестации в образовательных учреждениях.

Учебно-технологическая среда образовательного учреждения профессионального образования.
Тема 9. Учебно-технологическая среда образовательного учреждения профессионального образования

Понятие «учебно-технологическая среда» учреждения профессионального образования как основа для реализации педагогического процесса. Классификация учебно-технологических среды. Учебно-технологическая среда теоретического обучения. Учебно-технологических среда практического обучения. Учебно-технологическая среда лабораторных работ. Учебник как текстовое средство обучения. Современные средства обучения. Перспективы развития учебно-технологической среды
Тема 10. Диагностика развития профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов
Значение и функции диагностики и мониторинга педагогического процесса. Виды мониторинга в образовании. Основные положения теории педагогических измерений; уровни измерительных шкал и области их применения в педагогических исследования. Условия нормирования в педагогических измерениях. Основные формы предтестовых заданий, дидактические свойства предтестовых заданий; характеристики заданий, с помощью который можно выявить знаниевую и деятельностную компоненты профессиональных компетенций. Критерии научности диагностических методов и методик.

Тема 11. Воспитание в системе начального профессионального

образования
Современные проблемы воспитания обучающихся в системе НПО и СПО. Социальный состав учащихся учреждений начального профессионального образования. Особенности выбора профессии, социально-культурные ориентации современной молодежи.

Принципы и методы воспитания в системе начального профессионального образования. Педагогические принципы: профессиональной направленности, гуманизации, толерантности, самореализации – как основа для формирования целостной личности в условиях работы воспитательной системы начального профессионального образования.

Ценностные установки в организации воспитательной работы на современном этапе развития общества.
Тема 12. Педагог как субъект педагогического взаимодействия

в обучении

Профессиональная деятельность и личность педагога профессионального обучения. Компетентностная модель личности педагога профессиональной школы: виды профессиональной деятельности

  • учебно-профессиональная;

  • научно-исследовательская;

  • образовательно-проектировочная;

  • организационно-технологическая;

  • обучение по рабочей профессии. Общие и профессиональные компетенции будущего педагога профессиональной школы.

Функциональный аспект профессионализма педагога. Условия, влияющие на профессиональный рост педагога профессиональной школы: социально-педагогические, психологические, экономические, организационные, информационные материально-технические и социально-бытовые. Цель и пути повышения профессионализма. Профессиональный рост и карьера педагога профессиональной школы.
Тема 13. Научно-исследовательская деятельность педагога

профессиональной школы
Сущность исследовательской деятельности педагога, ее значимость для инновационного развития образовательного процесса в ОУ. Организация и логика педагогического исследования. Виды исследований в педагогической науке. Обобщенный алгоритм педагогического исследования методы педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта; методы теоретического исследования, педагогический эксперимент.

Виды педагогического эксперимента. Определение педагогического эффекта в педагогическом эксперименте.
Тема 14. Управление в системе педагогического взаимодействия
Понятие «управление». Функции управления. Сущность управления в педагогическом взаимодействии. Принципы управления. Структура и функции управления системой образования. Сущность и особенности управления в инновационном режиме работы образовательного учреждения.


Примерные вопросы для подготовки к вступительному экзамену или собеседованию абитуриентов, поступающих на направление подготовки

050800 Профессиональное обучение (по отраслям)

Квалификация (студента) выпускника

Магистр профессионального обучения



  1. Ведущие тенденции в развитии современного образования

  2. Виды и методы контроля в педагогическом процессе.

  3. Игровые технологии. Принципы проектирования, возможности применения в профессиональном образовании.

  4. Классификация методов теоретического обучения. Выбор методов обучения.

  5. Методика активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых в профессиональном образовании.

  6. Методика наблюдения и анализа уроков

  7. Методика контроля знаний, умений и навыков обучаемых

  8. Методика организации и проведения лабораторных работ. Методическое обеспечение лабораторных работ.

  9. Методический анализ учебного материала. Процедуры методического анализа.

  10. Методы обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения.

  11. Методы производственного обучения в профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов.

  12. Методы теоретического обучения в профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов.

  13. Наглядные формы представления учебной информации.

  14. Нормативные документы, регламентирующие проектирование содержания профессионального образования.

  15. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование.

  16. Основные принципы дидактики

  17. Педагогическая диагностика учебных достижений

  18. Педагогические технологии: функции, классификация.

  19. Понятие о педагогической системе. Интегративные качества современных педагогических систем.

  20. Понятие педагогических технологий, их характеристики. Примеры педагогических технологий.

  21. Предмет и задачи дидактики. Современные дидактические концепции.

  22. Проектирование содержания подготовки специалистов. Факторы, определяющие содержание профессиональной подготовки.

  23. Профессиональная деятельность специалиста. Структура производственного процесса.

  24. Система предметно-знаковых средств обучения. Методика разработки и применения средств обучения.

  25. Содержание методической деятельности педагога профессионального обучения. Функции, виды методической деятельности.

  26. Содержание образования. Факторы, определяющие содержание образования

  27. Средства обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся.

  28. Сущность и особенности педагогической профессии.

  29. Сущность и особенности профессиональных знаний.

  30. Сущность проблемно-развивающего обучения. Общая характеристика и классификация методов проблемно-развивающего обучения.

  31. Тесты. Классификация тестов. Методика разработки тестов.

  32. Технологии обучения. Свойства современных технологий обучения.

  33. Технология модульного обучения.

  34. Урок как основная форма организации обучения. Достоинства и недостатки урока

  35. Урок теоретического обучения. Факторы, влияющие на выбор типа урока по предметам теоретического обучения. Методика урока теоретического обучения.

  36. Учебные планы и учебные программы подготовки специалистов. Методика работы с учебно-программной документацией.

  37. Федеральный государственный образовательный стандарт.

  38. Формирование учебно-методических комплексов по учебной дисциплине.

  39. Цели обучения. Классификация. Методика конструирования целей урока.

  40. Этапы урока и его методическая подструктура.


Литература

а) основная литература:
Реформа высшей школы и Болонский процесс в России М.: Изд-во Экономика. 2008. 279 с.

Сумина Т.Г., Рублева И.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие. – Екатеринбург.: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 127 с.

Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив. моногр. / под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос .гос. проф.-пед. ун-т», 2007.Т.1.305 с.

Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллектив. моногр. / под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос .гос. проф.-пед. ун-т», 2010.Т.2. 283с.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия» 2008. 279 с.

Чапаев Н.К., Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. Челябинск; Екатеринбург: ЧИРПО: ИРРО, 2007. 404 с.

Эрганова Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос .гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 152 с.
б). дополнительная литература:

Арефьев О.Н., Бухарова Г.Д. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос .гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 357 с.

Бершадский М.Е. Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск». 2003. 256 с.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский Центр «Академия». 2001. 192 с.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 208 с.

Коржуев А.В. , Попков В.А. Традиции и инновации в профессиональном образовании, М.: Изд-во МГУ. 2003. 304 с.

Профессиональная педагогика / Под ред. А.М. Новикова. – М.: Ассоц. «Проф. образование», 2010. – 904 с.

Романцев Г.М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 333 с.

Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»). М.: НИИ школьных технологий. 2005. 144 с.

Сластенин В.А. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. пед. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2003. – 192 с.

Смирнов И.П. Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. – 184 с.

Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. В.Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004.320 с.

Федоров В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпитика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.

Цырлина Т.В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М.: Педагогическое общество России. 2001. 224 с.
в) справочная литература

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.

М.: Большая Рос. Энциклопедия. 2002. 528 с.

Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая Рос. энцикл., 2003. 1888 с.

Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. М.: Совр. слово, 2005. 720 с.

Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федеров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос .гос. проф.-пед. ун-та, 2005. 456 с.

Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Совр. слово, 2001. 927 с.
г) программное обеспечение Интернет-ресурсы


  1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

  2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)

  3. Базы данных компании Интегрум

  4. Российские научные журналы на платформе E-library

  5. Базы данных компании EBSCO Publishing

  6. Базы данных American Psychological Association (АРА) на платформе EBSCOhost

  7. Реферативная база данных SCOPUS

  8. Cambridge University Press: журналы коллекции по гуманитарным и социальным наукам

  9. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm

  10. Базы данных в текущей подписке Герценовского университета

  11. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

  12. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

13. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU –

http://elibrary.ru/defaultx.asp

14. Гуманитарная электронная библиотека –

http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

15. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

16. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

17. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

18. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

19. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

20. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm

21. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm

22. Лебедев В. Коллективные творческие дела –

http://schools.tecno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm

22. Авторские мультимедийные презентации к курсу «Общая и профессиональная педагогика»

Учебное издание


Авторы:

Сумина Татьяна Григорьевна

Чернова Ольга Вадимовна


Программа вступительного экзамена в магистратуру по

направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение


Компьютерная верстка Т.Г. Сумина

Подписано в печать _______. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. __. Уч.-изд. л.___. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Похожие:

Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПротокол №9 от 26 апреля 2012 года программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072800-«Технология перерабатывающих производств»
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПротокол №9 от 26апреля 2012 года программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М090400 – «Социально-культурный сервис»
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена 2012-2013 в магистратуру по специальности
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности "Ресторанное дело и гостиничный бизнес"
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПротокол №9 от 26апреля 2012 года программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 6М072600
...
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика
Магистерская программа «Технология производства электрической и тепловой энергии»
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма междисциплинарного вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030200 «политология» предисловие
Итоговая государственная аттестация бакалавров по направлению подготовки «Политология» включает сдачу государственного экзамена и...
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 240100 Защита окружающей среды
Содержание программы вступительного испытания по направлению подготовки 240100 Защита окружающей среды
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена для поступления в магистратуру направления «экономика» Института экономики и управления Барнаул
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Экономика» и определяет содержание...
Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру

Программа вступительного экзамена в магистратуру Направление подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М072900 «Строительство»
Программа вступительного экзамена составлена на основании типовых программ дисциплин «Строительные конструкций – I, II, iii», «Технология...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница