Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка




НазваниеРабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
страница1/2
Дата конвертации02.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Уметская средняя общеобразовательная школа

им. Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова

Софьинский филиал



Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
Руководитель МО

__________ Абдульманова Р.Р.

Протокол №1 от «25» августа 2010 г.


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
Руководитель МС

__________ Козодаев Н.А.

Протокол №1 от «30» августа 2010 г.


Утверждаю

Директор школы

__________ Пархутик А.С.

Приказ № 218 от «01» сентября 2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 8 классе

на 2010 – 2011 учебный год

учителя биологии

Васильевой Наталии Михайловны


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек и его здоровье» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006 //.

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, тру­дового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьни­ков.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю. Из них: лабораторных работ – 16, контрольных работ – 4.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.

Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. М.: Дрофа, 2005 – 2010.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






п/п


Тема



Всего

часов

В том числе

лабораторных

работ

контрольных

работ




Введение

2







1.

Происхождение человека

3







2.

Строение и функции организма

58










Организм человека и его строение













Клеточное строение организма




1







Рефлекторная регуляция функций в организме













Опорно-двигательная система




4

1




Внутренняя среда организма




1







Кровеносная и лимфотическая системы




3

1




Дыхательная система




1







Пищеварительная система




1

1




Обмен веществ и энергии




1







Покровные органы. Теплорегуляция













Выделительная система













Нервная система




1







Анализаторы




1

1




Высшая нервная деятельность




2







Эндокринная система










3.

Индивидуальное развитие организма

5










Итого:

68

16

4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Требования ГОС

знать \понимать:

- историю становления наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;

- методы анатомии, физиологии, психологии, гигиены;

- основные исторические этапы изучения человека, учёных, внесших большой вклад

в развитие анатомии.

уметь: - использовать методы науки для решения возникающих проблем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выбора консультаций нужных специалистов.

РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

Место человека в систематике. Доказательства животного проис­хождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид. Требования ГОС

знать \понимать:

- систематическое положение человека;

- определение рудиментов и атавизмов;

- основные этапы исторического развития людей;

- основные расы;

- вред расистских теорий.

уметь: - определять черты сходства и различия основных предков людей;

- определять характерные отличия рас друг от друга;

- доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям

находятся на одном уровне развития;

- обосновывать разницу между понятиями «раса», «народность», «народ», «нация».

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (58 ч)

ТЕМА 1. Организм человека и его строение (1 ч)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Требования ГОС

знать /понимать:

- уровни организации живого организма;

- определение органа, системы органов.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- сравнивать проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями

органов и частей тела. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 2. Клеточное строение организма (3 ч)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физио­логического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Лабораторная работа 1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп. Требования ГОС знать /понимать:

- определение внешней и внутренней среды организма;

- основные органоиды клетки, их функции;

- основные жизненные процессы клетки;

- значение ферментов;

- определение ткани, основные виды тканей их строение и функции.

- определение нейрона, дендрита, аксона, нервного волокна, синапса;

- строение и свойства нейрона.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- сравнивать, проводить анализ конкретных связей между структурами и

функциями органов и органоидов клетки. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция функций в организме (1 ч)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная ду­га. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значе­ние. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Пря­мые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений. Требования ГОС знать /понимать:

- состав центральной и периферической нервной системы;

- значение рефлексов в жизни человека;

- вклад И.М.Сеченова и И.М.Павлова в развитие учения о рефлексах.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- называть части рефлекторной дуги;

- делать вывод о значении рефлексов;

- объяснять действие прямых и обратных связей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их мак­ро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособ­ление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связан­ные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвиж­ные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их ре­гуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного со­кращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выяв­ление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суста­вов.

Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

2. Микроскопическое строение костей.

3. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

4. Утомление при статической работе.

5. Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).

Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Опорно-двигательная система». Требования ГОС

знать \понимать:

- состав опорно-двигательной системы, её функции;

- химический состав костей, макроскопическое и микроскопическое строение кости,

типы костей, их строение и функции;

- определение скелета его функции, строение отделов скелета, их значение, функции;

- особенности строения скелета человека связанные с прямохождением, трудовой

деятельностью;

- типы соединения костей, их функции;

- макроскопическое и микроскопическое строение мышц;

- основные мышцы человеческого тела;

- функции мышц и нервной системы при движении человека;

- понятие двигательной единицы;

- особенность работы мышц-антагонистов при динамической и статической работе;

- методы самоконтроля и коррекции осанки;

- отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять типы соединения костей;

- приводить пример мышц антагонистов и синергистов;

- различать повреждение суставов, костей и растяжение связок;

- определять плоскостопие, искривления позвоночника;

- разъяснять суть тренировочного эффекта;

- приводить пример условий повышения работоспособности мышц и причины их

утомления;

- разъяснять особенности регуляция деятельности опорно-двигательной системы,

влияние ритма и нагрузки на работу мышц, причины их утомления;

- доказывать родство человека и животных;

- устанавливать взаимосвязь строение частей скелета и выполняемых им функций.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения

в окружающей среде;

- оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;

- профилактики плоскостопия, искривления позвоночника;

- распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом

и возрастом;

- предупреждения травматизма;

- оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах суставов,

переломах.

ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3 ч)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лим­фа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и формен­ные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Спе­цифический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной за­щите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болез­ни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа

6. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Требования ГОС знать \понимать:

- состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства;

- состав, строение и функции крови;

- роль свертывания в предохранении организма от потери крови;

- значение переливания крови, постоянства солевого состава;

- защитные свойства организма, виды иммунитета;

- понятие о тканевой совместимости, I, II, III и IY группах крови;

- понятия: резус фактор, донор, реципиент.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- характеризовать состав внутренней среды;

- находить взаимосвязь компонентов внутренней среды;

- определять по анализу крови состояние организма;

- определять форменные элементы крови;

- распознавать инфекционные болезни;

- находить взаимосвязь внутренней среды организма с внешней;

- объяснять необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызванных бактериями

и вирусами; предупреждения травматизма, ВИЧ-инфекций; профилактики

инфекционных заболеваний;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 6. Кровеносная и лимфотическая системы (6 ч)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организ­ме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровооб­ращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Довра­чебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца человека, приемов измере­ния артериального давления по методу Короткова, приемов останов­ки кровотечений.

Лабораторные работы

7. Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

8. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса.

9. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Требования ГОС знать \понимать:

- особенности строения и функционирования кровеносной и лимфатической систем, их

роль в организме;

- причины движения крови и лимфы;

- понятия: кровяное давление и пульс;

- фазы работы сердца;

- особенности регуляции деятельности сердца и сосудов;

- влияние физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы;

- последствия гиподинамии, алкоголизма и курения.

уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- распознавать виды кровотечений;

- подсчитывать число пульсовых ударов;

- с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей

сердечно-сосудистой системы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания первой помощи при кровотечениях;

- оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ТЕМА 7. Дыхательная система (5 ч)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, до­врачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздуш­ной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при уду­шении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологи­ческая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани, опыта по об­наружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

Лабораторная работа

10. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Кровеносная и дыхательная системы». Требования ГОС знать \понимать:

- особенности строения и функции органов дыхания, их роль в организме

и голосообразовании;

- способы укрепления дыхательных мышц и повышения жизненной ёмкости лёгких;

- способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
уметь: - работать с учебником, с анатомическими таблицами, схемами;

- определять состояние миндалин и аденоидов;

- измерять обхват грудной клетки;

- проводить дыхательные функциональные пробы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

- соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний,

предупреждения травматизма, вредных привычек (курения, алкоголизма);

- оказания первой помощи при простудных заболеваниях;

- оказания первой помощи при нарушениях дыхания: при завалах землей,

электротравмах, при спасении утопающего.

ТЕМА 8. Пищеварительная система (6 ч)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене ве­ществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуля­ция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Лабораторная работа

11. Действие слюны на крахмал.

Требования ГОС знать \понимать:

- состав пищевых продуктов, их роль в обмене веществ;

- особенности строения и функции органов пищеварения, их роль в жизни человека;

- особенности регуляции деятельности пищеварительной системы;

- влияние алкоголя и курения на работу пищеварительной системы.
  1   2

Похожие:

Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 9 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина,...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
«Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост....
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе на 2010 2011 учебный год учителя Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка
Федерации, реализующих программы общего образования /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2005 //, на основе Примерной...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии в 6 классе Учитель: Полубоярова Ю. А. 2011-2012 учебный год пояснительная записка
Муниципальное образовательное учреждение –основная общеобразовательная школа с. Ивановка
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconПрограмма по биологии. Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е. В., II категория. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая учебная программа по биологии в 9 классе Год разработки 2011 г. Срок реализации программы 2011-2012 г г
Составлена на основе программы по биологии в 9 классе (В. В. Пасечника, В. В. Латюшина)
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологии. 6 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по биологическому краеведению в 6 классе учителя биологии и экологии Ларионовой И. М. Моу «Медновская сош» на 2012-2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа по биологическому краеведению для 6 класса составлена в соответствии с требованиями регионального компонента государственного...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconКонспект урока по биологии для 9 класса «Строение клетки». Учитель: Назаренко Наталья Сергеевна, учитель биологии моу гимназии №5 (2010 2011 учебный год) Спецификация
...
Рабочая программа по биологии в 8 классе на 2010 2011 учебный год учителя биологии Васильевой Наталии Михайловны пояснительная записка iconРабочая программа по учебному предмету «экономика» 11 класс Дахиной Кристины Михайловны, учителя первой квалификационной категории 2012-2013 учебный год Пояснительная записка
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница