Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20




НазваниеУчебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20
страница1/2
Дата конвертации21.06.2013
Размер331.71 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2



Федеральное агентство по образованию

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Псков

Издательство ППИ

2006
УДК 51(091)(07)

ББК 20

Рецензенты:

Доктор физ.-мат. наук, профессор ПГПУ им. С.М.Кирова Г.А.Розман.

Кандидат химических наук, доцент ПГПУ им. С.М.Кирова А.Н.Румянцев

Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей /А.Н.Верхозин, В.В.Однобоков / Под ред. В.В. Однобокова. – Псков.: Изд-во ППИ, 2006. –55 с.

Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта к дисциплине “Концепции современного естествознания”, входящей в цикл общих математических и естественно-научных дисциплин для подготовки дипломированных специалистов по специальностям: «Финансы и кредит» (080105), «Государственное и муниципальное управление» (080504), «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (080109). Может быть использовано также студентами других экономических специальностей. Приводится государственный образовательный стандарт по этой дисциплине и разработанная на его основе программа курса.

Содержит методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и зачету, темы контрольных работ (рефератов), список рекомендуемой литературы, словарь (глоссарий) специальных и редко встречающихся терминов, знание которых необходимо для успешного изучения вопросов программы.

Предназначено для студентов всех форм обучения.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ППИ

 Псковский государственный

ISBN политехнический институт, 2006


СОДЕРЖАНИЕ



Введение ...................................................................................

Цели и задачи курса..........................................................…...

Государственный образовательный стандарт ....

Ключевые термины и понятия ......................................

Программа курса ................................................................

Вопросы для зачета ............................................................

Методические указания по выполнению контрольных

работ для студентов заочной формы обучения…………..

Темы контрольных работ…………………………………………..

Контрольные вопросы для аттестационной

экспертизы остаточных знаний ...................................................

Список рекомендуемой литературы .........................

Глоссарий по курсу КСЕ…………………………………..






ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина “Концепции современного естествознания” (КСЕ) была включена в систему высшего образования в 1994/95 учебном году главным образом для того, чтобы ознакомить студентов гуманитарных специальностей с общепринятой в настоящее время естественно-научной картиной мира. Необходимость такого решения особенно остро проявляется на современном этапе развития духовной культуры, когда, с одной стороны, рациональный подход все более проникает в традиционные гуманитарные области науки, а, с другой стороны, имеет место тенденция к гармоническому синтезу компонентов культуры, когда “истина”, “добро” и “красота” не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга.

В настоящее время курс КСЕ, относящийся к циклу общих математических и естественно-научных дисциплин (куда входят также “Высшая математика”, “Информатика и вычислительная техника”, “Экология и основы природопользования” и другие), присутствует в учебных программах практически всех российских высших учебных заведений. В большинстве из них эта дисциплина изучается в течение одного семестра, что предъявляет особенно высокие требования к эффективности использования учебного времени. Как правило, преподавание по курсу осуществляется в традиционных формах лекций и семинаров, а также предусматривает индивидуальную работу студентов под руководством преподавателей.

На лекциях излагаются основные теоретические вопросы курса, акцентируется внимание студентов на наиболее существенных аспектах, подчеркивается целостность структуры курса, объясняются труднодоступные моменты с учетом уровня подготовки студентов. В то же время для лекционной формы обучения характерен односторонний поток информации от преподавателя к студентам, которые не имеют возможности активно участвовать в обсуждении, оценке получаемой информации.

В связи с этим актуальным становится закрепление полученных на лекциях знаний, для чего обычно проводятся занятия в группах. В этом случае в обсуждение наиболее важных и трудных вопросов курса вовлекается большинство студентов. В настоящее время разработаны различные формы проведения таких занятий, отличающихся организацией контактов между преподавателем и студентами. К ним относятся круглые столы, конференции, симпозиумы, диспуты, “мозговые атаки”, семинары, игры и многие другие. Наибольшее распространение в учебной практике вузов получили семинарские занятия, целью которых является:

- более подробное ознакомление с отдельными разделами теоретического курса;

- обсуждение и закрепление лекционного материала;

- формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой;

- приобретение опыта публичных выступлений, обсуждения получаемой информации.

На семинаре докладчики выступают с подготовленными докладами, подробно останавливаясь на наиболее важных, наиболее ярких моментах рассматриваемой темы. После обсуждения доклада преподаватель подводит итог, давая оценку как роли изучаемого материала в контексте курса, так и качеству подготовленного доклада и проведенной дискуссии. В итоговой оценке доклада могут принимать участие все студенты группы. Представленный на семинаре доклад оформляется в виде реферата, который также оценивается преподавателем.

Другим важным компонентом учебного процесса по курсу КСЕ является индивидуальная работа студентов. Эта работа проводится под руководством преподавателя и заканчивается выступлением по самостоятельно выбранной теме, в том числе на студенческих научных конференциях.

Настоящее пособие содержит организационные и методические материалы, которые должны помочь студентам в их практической работе по изучению курса КСЕ.

Включенный в пособие государственный образовательный стандарт показывает, что постановка вопросов отличает курс КСЕ от традиционных естественно-научных дисциплин (физика, химия, биология и другие), приближая его по отбору и освещению материала к философии естествознания. С другой стороны, стремление связать концептуальное поле фундаментального естествознания с проблематикой, задачами и состоянием современных технологий, а также с физико-техническими и социокультурными характеристиками создаваемых материальных ценностей, приводит к тому, что насыщение курса КСЕ конкретным естественно-научным материалом значительно выше, чем в философских, в частности, в культурологических дисциплинах.

К образовательному стандарту тесно примыкает перечень ключевых терминов и понятий, который позволяет очертить поле объектов и явлений, изучаемых в курсе.

Образовательный стандарт, ориентируя на изучение тех или иных вопросов, предоставляет в то же время определенную свободу в отборе материала и методических приемов. В связи с этим вопросы, по которым проводится контроль знаний (например, во время зачета), могут несколько отличаться от формулировок образовательного стандарта. В качестве примера в пособии приведен список таких контрольных вопросов по курсу КСЕ, в том числе и для аттестационной экспертизы остаточных знаний, которая проводится спустя один - два семестра после завершения изучения курса.

Приведенная в пособии программа занятий является официальным документом, на основании которого кафедра физики и химии организует учебные занятия по курсу КСЕ.

Основную часть пособия составляют методические разработки по подготовке и проведению семинарских занятий, включающие в себя темы основных докладов, рекомендуемую по каждому докладу литературу. Предлагающийся в пособии список тем для самостоятельной работы по подготовке рефератов носит рекомендательный характер и может неограниченно расширяться с учетом индивидуальных интересов студентов и преподавателей.

При изучении курса КСЕ особое внимание должно быть уделено работе с литературой. В настоящее время имеется много учебных пособий по этой дисциплине, однако большинство из них либо носит сугубо философскую направленность, либо перегружено конкретным фактическим материалом и представляет значительные трудности для студентов – гуманитариев. Наиболее близким к утвержденной ППИ программе курса КСЕ является учебное пособие Н. М. Кожевникова, Е. Г. Краснодембского, А. В. Ляпцева и В. Ф. Тульверта “Концепции современного естествознания”, изданное в СПбГУЭФ в 1999 г. Однако при подготовке докладов, работе над рефератами этих учебных пособий может оказаться недостаточно. Поэтому приходится обращаться к различной, в том числе справочно-энциклопедической литературе. Рекомендуемые списки литературных источников как к отдельным темам семинарских занятий, так и к разделам курса также представлены в пособии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Необходимость ознакомления студентов-экономистов с концептуальным фундаментом современного естествознания является насущным требованием времени и связана с переходом на качественно новый уровень подготовки специалистов в области экономической науки и практики.

Если совсем недавно экономике отводилась достаточно узкая, вспомогательная роль в определении и регулировании технической и социальной политики, то сейчас она превратилась в один из главных факторов общественного развития. Изменение роли экономики в структуре современного государства влияет, помимо всего прочего, и на требования к кадрам, реализующим экономическую политику. Сегодня экономист должен быть не только профессионалом в своей области, но и, прежде всего, лидером, обладающим устойчивыми жизненными ориентирами и способным сформировать такие ориентиры у других. Именно это определяет не только эффективность экономической жизни общества, но и моральный, психологический, нравственный климат в стране. В свою очередь жизненные установки и ориентиры зависят от общего культурного уровня человека, который формируется в процессе его воспитания и образования. Одним из показателей такого общекультурного уровня всегда считались научное мировоззрение, осведомленность в вопросах, касающихся общепринятой естественно-научной картины мира. Таким образом, одной из целей курса “Концепции современного естествознания” является повышение общего культурного и образовательного уровня будущих экономистов.

Участвуя в организации и управлении производством, насыщенным наукоемкими технологиями, в формировании общественных отношений, в регулировании финансовых потоков, выпускники экономических университетов и институтов нуждаются в определенном багаже естественно-научных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественно-научных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому еще одной целью курса КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов.

Несмотря на, казалось бы, существенное отличие естественных наук от экономики, имеют место многочисленные примеры взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является, конечно же, целостный характер мира, взаимообусловленность процессов, происходящих в нем, которые, однако, часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. Известно, что накопленный человечеством багаж в каждой области знаний настолько велик, что дальнейшее наращивание этих знаний с использование только “внутренних резервов” (т.е. специфических для данной области знаний методов) является в настоящее время очень медленным и часто малоэффективным. В этом случае существенную помощь может оказать методология, применяемая в смежных, а иногда и достаточно удаленных (по объекту изучения) науках. Недаром в последнее время в экономических публикациях все чаще и чаще появляются такие “физические” термины, как энтропия, синергетика, бифуркации и т.п. Более того, большинство серьезных достижений в науке последнего времени относится к пограничным областям знания. Например, Нобелевская премия 1993 г. по экономике присуждена за разработку теории эволюционной экономики. В 1996 г. в России был проведен международный симпозиум на тему “Эволюционная экономика на пороге XXI века”, где, в частности, с позиций теории неравновесных состояний, изучающей законы самоорганизации, были проанализированы проблемы трансформации российской экономики в процессе ее перехода к организованному рынку. Так, в частности, специфический для биологии, а теперь широко применяемый и в физике эволюционный метод все глубже внедряется в экономическую науку. Поэтому знания в смежных областях, в том числе и в естествознании, - это для экономиста дополнительный инструмент собственной научно-практической деятельности. Таким образом, еще одной целью курса КСЕ является обогащение и совершенствование методов экономического исследования.

Для достижения указанных целей курс КСЕ должен:

- сформировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира, несмотря на внешнее многообразие его форм;

- дать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к его описанию одновременно на всех уровнях организации материи;

- ознакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня.

Эти общие задачи конкретизированы в приведенном ниже государственном образовательном стандарте по курсу КСЕ.


Государственный образовательный стандарт

Выпускник экономических специальностей институтов и университетов в области концепций современного естествознания должен:

- иметь представление об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах ;

-о концепциях пространства и времени;

-о принципах симметрии и законах сохранения;

-о понятиях состояния в естествознании;

-о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

-о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

-о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

-о самоорганизации в живой и неживой природе;

-об иерархии структурных элементов материи от микромира до макро- и мегамира;

-о взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами;

-о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

-о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

-о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

-о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

-об эволюции человека в мировой истории, о ноосфере и парадигме единой культуры.
Ключевые термины и понятия
Естественная и гуманитарная культуры.

Научный метод.

История естествознания.

Панорама современного естествознания, тенденции развития.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

Порядок и беспорядок в природе, хаос.

Структурные уровни организации материи, микро-, макро- и мегамиры.

Пространство, время.

Принципы относительности.

Принципы симметрии.

Законы сохранения.

Взаимодействие, близкодействие, дальнодействие.

Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Динамические и статистические закономерности в природе.

Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

Принцип возрастания энтропии.

Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

Особенности биологического уровня организации материи.

Принципы воспроизводства и развития живых систем.

Многообразие живых организмов.

Основы организации и устойчивости биосферы.

Генетика и эволюция.

Человек, эмоции, творчество, работоспособность.

Экология и здоровье.

Человек, биосфера и космические циклы.

Ноосфера.

Проблема времени.

Самоорганизация в живой и неживой природе.

Принципы универсального эволюционизма.
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ

Роль курса КСЕ в повышении уровня подготовки экономистов широкого профиля, в создании предпосылок для формирования инновационно-технологического мышления, совершенствования методов экономического анализа. Задачи курса в свете требований образовательного стандарта.
ТЕМА 1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Иерархия уровней культуры. Определение науки и ее место в духовной культуре. Естественные, гуманитарные и технические науки, их структура и проблематика. Аксиологические и гносеологические аспекты естественно-научного знания. Эмпирический и теоретический уровни в науке.

Литература: 12, 17, 21, 23, 36, 44, 47, 51, 57, 60.
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Возникновение науки в процессе распада целостно-синкретических культур. Зарождение научного мышления в Древней Греции. Классический, неклассический и постнеклассический периоды в естествознании. Особенности современного естествознания. История естествознания как смена научных парадигм. Понятие о научных революциях. Ньютоновская и эволюционная парадигмы.

Литература: 26, 30, 33, 36, 65.

ТЕМА 3. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Основные этапы научно-технического прогресса и их связь с развитием естествознания. Роль естествознания в решении глобальных проблем развития человечества. Законы естествознания и пределы роста техногенной цивилизации.

Литература: 27, 38, 42, 44, 54, 61.
ТЕМА 4. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТЕРМИНИЗМА В КЛАССИЧЕСКОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Триумф небесной механики и детерминизм Лапласа. Идеализированные представления в динамике Ньютона. Обратимость механических процессов. Законы сохранения и фундаментальная симметрия пространства и времени.

Литература: 20, 26, 30, 35, 39, 45, 48, 55, 66.
ТЕМА 5. КОРПУСКУЛЯРНЫЕ И КОНТИНУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Антиномия дискретности и непрерывности в вопросе о структуре материи. Теоретико-полевой формализм в механике сплошных сред. Развитие представлений о природе света. Концепции дальнодействия, близкодействия и понятие материального поля. Частицы и поля – две формы существования материи в классическом естествознании.

Литература: 26, 35, 39, 55, 66.

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

Пространство и время в античной натурфилософии. Абсолютное пространство и абсолютное время в ньютоновской механике. Современные представления о физическом вакууме. Концепция единого четырехмерного пространства – времени в специальной теории относительности. Искривленное (неевклидово) пространство – время в общей теории относительности. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания.

Литература: 11, 14, 39, 43, 47, 51, 49, 66.
ТЕМА 7. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ПРИРОДЕ

Проблема “стрелы времени” в естествознании и возникновение статистической термодинамики. Особенности описания состояния в статистических теориях. Увеличение энтропии при переходе из упорядоченных состояний в неупорядоченные. Гипотеза Томсона и “тепловая смерть” Вселенной.

Литература: 9, 19, 34, 45, 47, 59, 64, 66.
ТЕМА 8. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ В НАУКЕ О МИКРОМИРЕ

Зарождение и развитие квантовых представлений в естествознании. Квантовая механика как статистическая теория. Квантовая природа состояний макроскопических объектов. Неклассическое естествознание и достижения микро- и оптоэлектроники.

Литература: 9, 11, 13, 14, 19, 21, 24, 28, 29, 43, 47, 48, 51, 66.

ТЕМА 9. НА ПУТИ К ЕДИНОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕОРИИ МАТЕРИИ

Становление субатомной физики. Фундаментальные взаимодействия и стандартная модель элементарных частиц. Основные проблемы на пути к объединению электрослабого и сильного взаимодействий. Суперобъединение и его возможные реализации. Гносеологические аспекты современной физики микромира.

Литература: 11, 15, 24, 31.
ТЕМА 10. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕГАМИРЕ

Особенности эволюционных процессов в природе. Классические представления об эволюции Вселенной. Общая теория относительности и космологическая модель Эйнштейна – Фридмана. Современные представления об эволюции Вселенной.

Литература: 15, 31, 37, 40.
ТЕМА 11. ЭВОЛЮЦИЯ ЗВЕЗД

Самопроизвольное рождение звезд из газопылевых облаков. Жизнь звезд как “борьба” между гравитационным сжатием и тепловым расширением. Возможные сценарии “смерти” звезд: белые карлики, нейтронные звезды, черные дыры.

Литература: 31, 37, 58, 63.
ТЕМА 12. ЭВОЛЮЦИЯ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения Земли и основные этапы ее эволюции. Строение Земли и ее основные физико-химические параметры. Роль биологического фактора в эволюции Земли. Развитие и роль космонавтики и космических технологий.

Литература: 20, 32, 37, 54.
ТЕМА 13. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВОЙ МАТЕРИИ

Современные представления о сущности жизни. Специфика живого – самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция. Механизмы и уровни реализации гомеостаза. Взаимодействие физических, химических и биологических процессов в жизнедеятельности организмов. Организм как открытая система. Молекулярные механизмы наследственности и изменчивости живых организмов. Молекулярная генетика как основа биотехнологии и генной инженерии.

Литература: 9, 10, 16, 18, 19, 28, 31, 34, 41, 52, 53, 64.
ТЕМА 14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И ЭВОЛЮЦИЯ ЕЕ ФОРМ

Различные подходы к проблеме происхождения жизни на Земле. Гипотеза Опарина – Холдейна. Биологическое многообразие живых организмов и его роль в организации и сохранении устойчивости биосферы. Синтетическая теория эволюции. Микро- и макроэволюция. Факторы и направления эволюционного процесса. Соотношение индивидуального и эволюционного развития организмов.

Литература: 46, 52, 53.


ТЕМА 15. БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез и значение биологических и социальных факторов на разных его этапах. Физиологические основы психики, социального поведения, экологии и здоровья человека. Биосфера как экосистема, ее структура, свойства и функционирование. Современный уровень взаимодействия человека и среды, принципы охраны природы и рационального природопользования. Понятие о ноосфере.

Литература: 16, 22, 38, 41, 53, 62.
ТЕМА 16. САМООРГАНИЗАЦИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Особенности эволюции по сравнению с динамическими и статистическими процессами. Природа необратимых эволюционных процессов. Динамический хаос как фундаментальное свойство природы. Бифуркации и катастрофы. Открытые диссипативные системы в физике, химии, биологии, экологии. Синергетика.

Литература: 25, 27, 38, 49, 50, 61.
Тема 17. Иерархия физических, химических, биологических и социальных процессов

Возникновение новых качеств и свойств при усложнении структуры объектов. Фундаментальные взаимодействия как материальная основа всех процессов в природе. Критика физикализма, редукционизма, витализма. Понятие субстрата. Особенности описания природных процессов на различных иерархических уровнях структурной организации материи.

Литература: 9, 12, 13, 17, 18, 21, 48, 55, 57, 65.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА


  1. Цели и задачи курса.

  2. Иерархия уровней культуры. Естественная и гуманитарная культура.

  3. Аксиологическая многомерность духовной культуры. Определение науки.

  4. Гносеологические аспекты (объективность, истинность) естественно-научного знания.

  5. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Научный метод и его особенности.

  6. Современный подход к периодизации естествознания. Основные этапы развития естествознания.

  7. Познавательная деятельность в синкретических культурах древнего мира.

  8. Зарождение рационального научного мышления в Древней Греции.Научная деятельность в эпоху средневековья. Формирование научной методологии.

  9. Классический период в истории науки (общая характеристика).

  10. Неклассические идеи в естествознании.

  11. Панорама современного естествознания. Тенденции перехода к парадигме единой культуре.

  12. Зарождение рационального научного мышления в Древней Греции. Научная деятельность в эпоху средневековья. Формирование научной методологии.

  13. Классический период в истории науки (общая характеристика).

  14. Неклассические идеи в естествознании.

  15. Панорама современного естествознания. Тенденции перехода к парадигме единой культуре.

  16. История естествознания как смена научных парадигм.

  17. Основные этапы научно-технического прогресса и их связь с развитием естествознания.

  18. Законы естествознания и пределы роста техногенной цивилизации.

  19. Концепция детерминизма в классическом естествознании. Состояние механической системы и его динамика. Однозначность и обратимость классической траектории.

  20. Связь законов сохранения с преобразованиями симметрии пространства и времени.

  21. Антиномия дискретности и непрерывности в вопросе о структуре материи. Корпускулярные и континуальные концепции в естествознании.

  22. Взаимодействия в природе и их описание в рамках концепций дальнодействия и близкодействия. Понятие о материальных полях.

  23. Возникновение и основные постулаты специальной теории относительности Эйнштейна.

  24. Относительность одновременности и “парадоксы” релятивистской кинематики.

  25. Релятивистская динамика и взаимосвязь массы и энергии.

  26. Концепция искривленного 4-х мерного пространства-времени в общей теории относительности.

  27. Принцип относительности в современном естествознании.

  28. Проблема необратимости и возникновение статистической термодинамики.

  29. Понятие состояния в статистических теориях. Плотность вероятности случайной величины.

  30. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Термодинамический и статистический смысл понятия энтропии. Принцип возрастания энтропии.

  31. Зарождение и развитие квантовых представлений в естествознании. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности и принцип неопределенности в квантовой теории.

  32. Особенности квантового подхода к описанию состояния и движения микрообъектов. Вероятностный смысл состояния микрочастицы. Принцип суперпозиции квантовых состояний.

  33. Квантовая природа состояний макроскопических объектов.

  34. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность вещества.

  35. Основные вехи на пути в субъядерный мир.

  36. Принципы ядерной и термоядерной энергетики.

  37. Стандартная модель элементарных частиц и тенденции развития физики элементарных частиц.

  38. Особенности эволюционных процессов в природе и их отличие от динамических и статистических процессов.

  39. Структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры. Общая теория относительности и космологическая модель А. А. Фридмана.

  40. Рождение звезд из газово-пылевых облаков межзвездной среды.

  41. Жизнь звезд как “борьба” между тепловым расширением и гравитационным сжатием.

  42. Смерть звезд и звездные “останки”: белые карлики, нейтронные звезды, “черные дыры”.

  43. Происхождение и эволюция Земли.

  44. Внутренние и внешние оболочки Земли, их структура и динамика.

  45. Специфика живого и фундаментальные свойства живой материи. Взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессами.

  46. Иерархические уровни организации живой материи. Субстрат жизни. Функциональная асимметрия живых систем.

  47. Биологическое многообразие как основа организации и устойчивости биосферы. Принципы систематики в биологии .

  48. Современные представления о происхождении жизни.

  49. Эволюция живой материи и ее законы. Микро- и макроэволюция. Генетика и эволюция.

  50. Факторы и главные направления эволюционного процесса.

  51. Происхождение человека и его биосоциальная природа. Эволюция человека в мировой истории. Понятие о ноосфере.

  52. Физико-химические и физиологические основы психики, социального поведения, экологии и здоровья человека.

  53. Человек, биосфера и космические циклы. Биоэтика. Принципы охраны природы и рационального природопользования.

  54. Самоорганизация в живой и неживой природе. Открытые диссипативные системы в физике, химии, биологии, социологии. Синергетика.

  55. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.



Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения


  1. Порядок выполнения контрольной работы

В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют одну контрольную работу (реферат) по КСЕ. Тема контрольной работы (реферата) для каждого студента устанавливается в зависимости от первой буквы его фамилии.


Первая буква фамилии студента

№ контрольной работы

Первая буква фамилии студента

№ контрольной работы

Первая буква фамилии студента

№ контрольной работы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

10

11

12

13

14

15

16

17

18

У

Ф

Х, Ц

Ч

Ш, Щ

Э, Ю

Я

19

20

21

22

23

24

25


Для выполнения контрольной работы необходимо ознакомиться с литературными источниками из списка литературы, номера которых приведены после каждой темы. При невозможности получения указанных книг или брошюр можно воспользоваться другой литературой, имеющей отношение к Вашей контрольной работе.

Большую помощь при выполнении контрольных работ окажут установочные лекции преподавателей кафедры.


  1. Требования к выполнению контрольных работ

Контрольная работа должна полностью раскрыть содержание как самой темы работы, так и конкретизировать её три подтемы, в каждой из которых необходимо достаточно полно раскрыть название данной подтемы. Работа должна содержать необходимые формулы, графики и рисунки.

После титульного листа необходимо привести план работы с указанием страниц, который должен включать три подтемы, далее следует само изложение материала и в заключении должен быть указан список литературы, использованный при написании работы.

Контрольная работа сдается студентом в деканат или высылается в институт на проверку. Те студенты, у которых работа получила положительную оценку «зачёт», допускаются к зачету по курсу. Во время зачета обсуждаются вопросы и замечания, возникшие и отмеченные в рецензии при проверке данной контрольной работы, и сдается тест по всему курсу.

Контрольная работа с оценкой «не зачтено» представляется на повторное рецензирование, после того, как студент исправит ошибки, более подробно раскроет содержание темы, или если того требуется, полностью переделает работу.

Примерный объем реферата 20 – 50 стр.

ТЕМЫ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  1   2

Похожие:

Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для студентов биологических специальностей Павлодар удк 543. 9 Ббк 28. 072 К 21
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Фермерское дело». Оно может быть использовано студентами специальностей...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей Таганрог 2006 удк 658(075. 8) Ббк 65. 290я73
Корсаков М. Н., Бондаренко Е. Г. Экономика предприятия: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во трту, 2006. –61с
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие по английскому языку. 1999. Болдырева С. В., Кокорева А. А. Тексты и тесты на английском языке: Учебное пособие: для студентов экономических специальностей / Воронеж: Изд-во "Институт итоур", 2009
Аршавская Е. А., Исаева Г. П английский язык. Пособие для студентов экономических специальностей / М.: Высшая школа, 2009
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для студентов педагогических специальностей Павлодар удк 78. 03 (574. 25) Ббк 85. 31 С 50
Рекомендовано научно-методическим советом республиканского учебно-методического объединения
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для студентов экономических специальностей. Часть 1 макроэкономика учебное пособие для студентов экономических специальностей
Так, в последние голы важнейшим изменением явилось усиление взаимо­связи между экономиками отдельных стран. Теперь уже не имеет смысла...
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для самостоятельной работы обучающихся Сызрань 2007 Составители: П. П. Гавриш, Ю. А. Мелешкин удк 621. 375 Ббк 32. 85
Учебное пособие предназначено для обучающихся всех специальностей, изучающих теорию электрических цепей
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей тамбов 2006 удк ббк
Охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т п
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для студентов гумманитарных специальностей Павлодар удк 811. 124 (075. 8) Ббк 81. 2 Латиня 75 И87
Г. Х демисинова кандидат филологических наук, доцент, зав кафедрой теории и практики перевода пгу
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconУчебное пособие для студентов специальностей g 31 02 01 «География», н 33 01 01 02 02 «Геоэкология» Минск бгу 2003 удк 551. 4 (075. 8)
Учебное пособие для студентов специальностей g 31 02 01 «География», н 33 01 01 02 02 «Геоэкология»
Учебное пособие для студентов экономических специальностей псков Издательство ппи 2006 удк 51(091)(07) ббк 20 iconМетодические указания для студентов дистанционной формы обучения всех специальностей Тюмень 2008 удк 32. 001. 2(О75. 8) Ббк фо я 73
С. Н. Трофимов, В. Б. Минаков. Политология: Учебно-методический комплекс для студентов технических специальностей. Тюмень: Издательство...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница