Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс




НазваниеТематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс
Дата конвертации21.06.2013
Размер111.5 Kb.
ТипТематическое планирование
«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора МОУ «Гимназия №3» Директор МОУ «Гимназия № 3»

___________________Н.Г. Костарева ______________Т.В. Новикова.

Тематическое планирование спецкурса

«Налоги и налогообложение» 10 класс
Учитель: Муровякина Татьяна Владимировна
Город Пермь

2009-2010 учебный год.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами основного среднего образования по обществознанию в рамках углубленного изучения экономики. Спецкурс рассчитан на 32 часа (годовая нагрузка), недельная нагрузка может варьироваться (1 час в неделю: программа проходится за учебный год или 2часа в неделю: программа проходится за одно полугодие).

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций: социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и т.д. Как составная часть производительных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, так как, обусловлены потребностями поступательного развития общества.

Этот спецкурс рассматривает роль, виды и сущность налогов в системе хозяйственного механизма, знакомит с нормативными актами, регулирующими вопросы налогообложения. Сейчас перед каждым предпринимателем, желающим эффективно вести свое дело, остро встает вопрос об организации налогового планирования. Цель последнего – уменьшение законными средствами налоговых платежей, другими словами, получение дополнительной прибыли за счет экономии на налогах. Для этого необходимо уметь использовать все пробелы и достоинства налогового законодательства, грамотно и безупречно вести бухгалтерский учет, правильно составлять хозяйственные договоры и т.д.

При изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» учащимся потребуются знания курсов «Экономика» В.И.Липсиц, «Основы экономической теории» С.И.Иванов.

1.Организационно-методический раздел

1.1.Цель курса:

  • дать учащимся базовую подготовку по концептуальным вопросам и принципам налогообложения.

1.2.Задачи учебного курса:


  • определить субъекты, различные типы и формы налогообложения;

  • дать учащимся экономические знания, которые послужат теоретической базой для осмысления социально-экономических процессов, для формирования экономической культуры, выработки личной позиции и более четкого понимания экономических проблем налогообложения.

1.3.Программа по спецкурсу составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предполагает изучение следующих проблем:

  • Налоги и налоговая политика;

  • Налоговая система

  • Основные принципы построения налоговой системы;

  • Классификация налогов;

  • Налоговое законодательство;

  • Налоговая политика государства;

  • Становление и развитие налоговой системы России.

1.4. Место курса в системе обществознания


Наряду с историей, обществознанием, политологией, правом экономика выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Дисциплина относится к циклу специальных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  1. Экономика;

  2. Обществознание.

1.5. Требования к уровню освоения содержания курс


Учащийся, изучивший курс «Налогообложения», должен:

  • иметь представление о принципах налогообложения;

  • определять субъекты, различные типы и методы налогообложения;

  • разбираться в особенностях классификации налогов

Поурочное планирование спецкурса «Налоги и налогообложение»




Тема

Цель

Основные понятия

Форма контроля

Форма занятия

Примерные сроки

1-2

Понятие налогов и налоговой системы

Определить роль и сущность налогов и налоговой системы

Налог (сбор, пошлина) – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами. Налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги, учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен, Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Схема налоговой системы с пояснениями

Урок-лекция с элементами беседы

Сентябрь

3-4

Принципы налогообложения. А.Смит

Раскрыть сущность и значение принципов налоговой системы

Принципы и механизм налогообложения

Сравнить принципы налогообложения. А.Смита и современности

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Сентябрь

5

Виды налогов: прямые и косвенные

Сравнить прямые и косвенные налоги, определить их особенности

Подоходный налог с физических лиц. Единый налог. Налогообложение имущества физических лиц. Другие прямые налоги и сборы с юридических и физических лиц. Акцизы. Налог на добавленную стоимость. Таможенные пошлины. Налоги - источники образования дорожных фондов. Налог на прибыль предприятий и организаций.

Таблица виды налогов

Урок изучения нового: конспективное изложение, составление таблицы

Сентябрь

6

Виды налогов: автономные (аккордные) и подоходные

Сравнить аккордные и подоходные налоги и определить их особенности

Аккордный вычет - вычет из валового дохода для подсчета налогооблагаемого дохода без учета фактической ситуации. Подоходный налог - основной вид прямых налогов, взимаемый в виде процента с доходов юридических и физических лиц.

Таблица виды налогов

Урок изучения нового: конспективное изложение, составление таблицы

Сентябрь

7-8

Виды налогов: пропорциональные, регрессивные, прогрессивные

Сравнить пропорциональные, регрессивные, прогрессивные налоги и определить их особенности

Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается с увеличением размера доходов. Прогрессивный налог - налог, ставка которого повышается с увеличением размеров заработной платы или дохода. Налоги пропорциональные - налоги с неизменной ставкой, не зависящей от объема облагаемого дохода. Величина таких налогов прямо пропорциональна величине облагаемого дохода.

Таблица виды налогов

Урок изучения нового: конспективное изложение, составление таблицы

Сентябрь

9-10

Воздействие налогов на совокупный спрос

Показать воздействие налогов на совокупный спрос

Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса

Начертить график

Комбинированный урок: объяснение нового материала с элементами выступлений учащихся

Октябрь

11-12

Воздействие налогов на совокупное предложение

Показать воздействие налогов на совокупное предложение

Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Начертить график

Комбинированный урок: объяснение нового материала с элементами выступлений учащихся

Октябрь

13

Кривая Лаффера

Раскрыть сущность кривой Лаффера

Кривая Лаффера - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимума.

Начертить график (свои данные)

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Октябрь

14-15

Бюджетно-финансовое стимулирование: налоговая политика

Показать сущность бюджетно-финансового стимулирования

Налоговое законодательство. Налоговая политика государства

Тезисы

Урок изучения нового материала. Проблемное изложение

Октябрь

16-18

Проверка качества знаний

Проверка качества знаний

Все обобщенные понятия пройденных тем

Нет

Повторительно-обобщающий урок

Октябрь

Ноябрь

19-20

Элементы налога

Раскрыть элементы налога

Налогоплательщик, объект и источник налога, единица налогообложения, налоговая ставка, срок уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который перечисляется налог.

Схема

Комбинированный урок: объяснение нового материала с элементами выступлений учащихся

Ноябрь

21-22

Основы налоговой системы в Р.Ф.

Показать особенности налоговой системы РФ

Структура налоговой системы РФ, ее сущность. Классификация налогов, входящих в налоговую систему: прямые и косвенные налоги, федеральные, республиканские, местные; источники погашения налогов.

Схема

Урок изучения нового материала с элементами обобщения

Ноябрь

23-24

Служба налогового контроля в Р.Ф.

Изучит специфику службы налогового контроля в Р.Ф.

Организация государственной налоговой службы. Контроль налоговых органов за исчислением и уплатой налогов. Учет и отчетность по налогам в государственных налоговых инспекциях. Методика налоговой проверки

Конспект

Школьная лекция с элементами беседы

Ноябрь

25-26

Недостатки налоговой системы в Р.Ф.

Вскрыть причины несовершенства налоговой системы в Р.Ф.

Реализацией новой налоговой политики является проводимая с конца 1991 г. налоговая реформа, охватившая все сферы деятельности юридических и физических лиц. Налоговые проблемы в переходный период в РФ являются чрезвычайно сложными и острыми. Становление введенной в 1992 г. принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и соответствующих преобразований при отсутствии преемственности налогового права.

Примеры, доказательства из СМИ, интернет- ресурсов

Урок изучения нового материала. Проблемное изложение

Декабрь

27-28

Защита презентаций по основным направлениям спецкурса

Обобщение материала спецкурса

Понятия спецкурса

Презентации учащихся

Урок -конференция

Декабрь

29-30

Практическая работа

Проверка качества знаний

Понятия спецкурса

Составление учащимися контрольных материалов

Семинарское занятие. Работа класса на основе групповых заданий с последующим представлением результатов работы

Декабрь

31-32

Решение и разбор тестовых заданий

Рефлексия по итогам пройденного спецкурса

Понятия спецкурса

нет

Итоговое тестирование

Декабрь


Количество заданий для учащихся формируется с учетом интересов ученика и прохождения им тематических блоков. Форма контроля – зачет по выполненным заданиям.

Литература:


  1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А. М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособ. для вузов / под ред. проф. А.З. Дадашева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Матвеева Т.Ю.Введение в макроэкономику. М., Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007

  4. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2000.

  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2). Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1, 2. 3). Юнити-Дана, 2004г.

  6. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение в России: Учеб­ник. М, Финстатинформ, 2003.

  7. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: МЦФЭР, 2003.

  8. Тедеев А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. – М.: Приориздат, 2004.

  9. Худяков А.И., Бродский Н.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения: учебное пособие (серия "Право и экономика"). – СПб.: Европейский Дом, 2002.

Похожие:

Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconНалоги и налогообложение согласовано
Налоги и налогообложение [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. – 52 с
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconПо курсу налоги и налогообложение
Сборник методических материалов по курсу «Налоги и налогообложение». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2006. – 29 с
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconМилютина Людмила Ивановна, преподаватель географии Календарно тематическое планирование
Календарно тематическое планирование. География и экология хмао. 8 (9) класс. (0,5 часа в неделю)
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconПрограмма учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» для направлений 080100. 62 «Экономика», 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра
Курс «Налоги и налогообложение» отражает основные вопросы теории налогообложения и основы налогового законодательства Российской...
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconРабочая программа по учебной дисциплине «уголовное право» для студентов очной формы обучения по специальности 351200 Налоги и налогообложение
Список специальностей, для которых предназначен курс: Налоги и налогообложение (351200)
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconМетодические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочников по дисциплине «налоги и налогообложение» для специальностей
Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» изуча­ется студентами-заочниками по специальностям 080110 Экономи­ка и бухгалтерский...
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconПререквизиты: «Экономическая теория», «дкб», «Статистика» Постреквизиты: «Корпоративные финансы», «Налоги и налогообложение»
...
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconУчебно-тематическое планирование по обществознанию Класс 9 Учитель: Лыскова Галина Александровна Количество часов Всего 34
Планирование составлено на основе примерной программы по обществознанию 5-9 класс для образовательных учреждений
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconПримерная программа учебной дисциплины "Налоги и налогообложение"
Налоги и налогообложение предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Тематическое планирование спецкурса «Налоги и налогообложение» 10 класс iconУчебно-тематическое планирование по истории Класс 9 Учитель: Лыскова Галина Александровна Количество часов Всего 68
Планирование составлено на основе примерной программы общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница