Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов




НазваниеМетодические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов
Дата конвертации20.06.2013
Размер219.02 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова»
Бийский технологический институт (филиал)


Н.В. Степанова, Ю.Г. Афанасьев, А.Л. Верещагин

ПОТЕНЦИОМЕТРИЯ
Методические рекомендации по выполнению

лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия

и физико-химические методы анализа» для студентов

специальностей 251200, 251100, 270500, 07010 и 351100 (080401)

по курсу «Физико-химические методы анализа

потребительских товаров» всех форм обучения

Бийск

2006

УДК 543. 06(075.8)
Степанова, Н.В. Потенциометрия: методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 251200, 251100, 270500, 07010 и 351100 (080401) по курсу «Физико-химические методы анализа потребительских товаров» всех форм обучения / Н.В. Степанова, Ю.Г. Афанасьев, А.Л. Верещагин.

Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. – Бийск.

Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. 19 с.
Настоящие методические рекомендации содержат основные сведения о потенциометрическом методе анализа различных веществ, приводятся краткие теоретические положения этого метода анализа и рекомендации к выполнению лабораторной работы, а также содержат вопросы и задачи для контроля знаний студентов по рассматриваемой теме.

Методические рекомендации составлены для студентов специальностей «Химическая технология органических соединений азота» (251100), «Химическая технология полимерных композиций. Порохов и твёрдых ракетных топлив» (251200), «Биотехнология» (070100), «Технология бродильных производств и виноделие» (270500), «Товароведение и экспертиза товаров» 351100 (080401) в соответствии с тре-бованием государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (Москва, 2000 г.).


Рассмотрены и утверждены

на заседании кафедры ОХЭТ.

Протокол №27 от 11.04.2005 г.

Рецензент: д.т.н. начальник отдела Игонин Г.С.
 БТИ АлтГТУ, 2006
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ (6 часов)
Целью и главной задачей выполнения лабораторной работы является не только экспериментальное раскрытие теоретических положений темы «Потенциометрия», но также и формирование навыков научно-исследовательской деятельности у студентов, овладение общими способами потенциометрического титрования.
1.1 Подготовка к выполнению лабораторной работы
По теме лабораторного занятия формулируются задания, которые должны будут выполнять студенты. После формулировки задания, необходимо ответить на вопросы в соответствии с общей схемой работы, используя учебную литературу, лекции, методические указания и дополнительные источники. При подготовке к работе предлагается решить задачи для осмысленного выполнения экспериментальной работы.

Планирование химического эксперимента начинается с основательного, критического изучения методики работы. Для получения допуска к лабораторной работе каждый студент составляет краткий отчёт по изученным теоретическим сведениям и подготавливается таблица для экспериментальных данных, затем проводится устное обсуждение преподавателя со студентами методики проведения работы.

После выполнения работы преподаватель проверяет таблицу исходных данных, затем студенты обрабатывают экспериментальные данные. Отчет по лабораторной работе составляется каждым студентом.
1.2 Отчет по лабораторной работе
Отчёт:

а) Работа над теоретической частью:

1) Сформулировать цель работы.

2) Продумать, какие понятия, законы, правила, гипотезы необходимо использовать для достижения поставленной цели. В учебной литературе, лекциях найти ответы на эти вопросы.

3) На основании проведенного теоретического анализа спланировать выполнение эксперимента. Определить:

  • какие реакции нужно осуществить;

  • какие физические величины при этом нужно измерить;

  • в какой последовательности будут выполнены все необходи-

мые действия;

- какие меры предосторожности следует соблюдать.

Теоретическую часть необходимо оформить в виде краткого конспекта письменно.
б) Работа над экспериментальной частью:

1) Отобрать необходимые для выполнения работы реактивы, оборудование и посуду.

2) Выписать, какие реактивы, посуду, оборудование необходимо использовать, какую установку (прибор) следует собрать и зарисовать его схему.

3) Провести опыт, тщательно наблюдая за всеми происходящими явлениями и измеряя необходимые физические величины. Сделать записи в лабораторном отчете в соответствии с подготовленной ранее формой.

4) Составить таблицу экспериментальных данных.
в) Обработка экспериментальных данных:

1) Логически объяснить наблюдаемые явления, составить уравнения химических реакций в соответствии с целью работы.

2) Выполнить соответствующие вычисления с той же точностью, которая достигается в измерениях.

3) Заполнить таблицу экспериментальных расчетных данных.

4) Построить графики полученных экспериментальных зависимостей. Масштабы на координатных осях следует выбирать так, чтобы экспериментальные точки не сливались друг с другом и по возможности располагались по диагонали графика, а координаты любой точки на графике определялись легко и быстро без ненужных расчетов.
г) Выводы должны содержать сравнение полученных экспериментальных данных с теоретическими предпосылками, которые существуют по изучаемому вопросу. В случае отклонения экспериментальных данных от теоретических, необходимо обосновать причины расхождений.

Итогом работы является защита лабораторной работы. Защита проводится устно или письменно, но обязательно индивидуально.



2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



2.1 Теоретические основы метода потенциометрии
В основе потенциометрических измерений лежит зависимость равновесного потенциала электрода от активности (концентрации) определяемого иона.

При этом потенциал одного из электродов, который называется индикаторным, зависит от концентрации определяемого компонента. Потенциал другого электрода, который называется стандартным или электродом сравнения, не зависит от концентрации определяемого компонента и остаётся постоянным. Реальные потенциалы электродов (φ) можно рассчитать по уравнению Нернста:

φ = φ0 + , (1)

где φ0 – стандартный потенциал редокс-системы, мв;

n – число электронов, принимающих участие в электродной реакции;

[ок] – концентрация окисленной формы; моль/л;

[вос] – концентрация восстановленной формы; моль/л.
2.2 Электроды, используемые в потенциометрии
Электроды, которые используются в потенциометрии, можно разделить на несколько видов.

Электроды первого рода обратимы относительно ионов металла, из которого выполнен электрод. Различают активные и инертные металлические электроды. Активные металлические электроды изготовляют из металлов, образующих восстановленную форму обратимой окислительно-восстановительной системы (Ag, Pb, Cu, Cd). Потенциал такого электрода является функцией активности собственных ионов в растворе, например для серебряного индикаторного электрода ( Ag+ + е Ag).

Если металлический электрод опустить в раствор соли этого металла, то образуется окислительно-восстановительная пара Меn+/Ме, потенциал которой можно измерить на потенциометре, а концентрацию (активность) металла можно рассчитать по уравнению Нернста

φ = φ0 + , (2)

где [Меn+] – активность ионов металла, моль/л.

Электроды второго рода чувствительны к изменению концентрации (активности) анионов в растворе и представляют собой металл, покрытый слоем нерастворимой соли металла с анионом (А-), к которому чувствителен электрод. При соприкосновении такого электрода с раствором, содержащим анион А-, возникает потенциал, который зависит от произведения растворимости соли и концентрации аниона:

φ = φ0Ме+/Ме + , (3)

где [A-] – активность аниона А, моль/л;

ПР – произведение растворимости;

n – числа электронов, принимающих участие в окислительно-восстановительных реакциях.

К электродам второго рода относятся хлорсеребряный, каломельный электрод и другие.

Для определения концентрации (активности) ионов в растворе необходимо измерить электрохимический потенциал индикаторного электрода, погружённого в исследуемый раствор, относительно электрода сравнения.

Электродом сравнения называют электрод с известной и постоянной величиной электродного потенциала. Обычно в качестве электродов сравнения используют каломельный или хлоридсеребряный (хлорсеребряный) электрод.

Основной частью хлорсеребряного электрода является погружён-ная в насыщенный раствор KCl серебряная проволока, покрытая слоем AgCl (рисунок 1).

Контакт электрода с раствором осуществляется через мостик из асбестовой нити, смоченной раствором KCl, с потенциометром – через серебряную проволоку.

Стандартный потенциал хлорсеребрянного электрода равен 0,22 В, каломельного электрода в насыщенном растворе KCl равен 0, 246 В, а в растворе KCl, концентрация которого 1 моль/дм3, – 0,280 В.

Индикаторным электродом (или электродом определения) называют электрод, который обратим относительно активности анализируемого потенциал-определяющего иона. В качестве индикаторных электродов в последние годы используются ионселективные мембранные электроды.

Мембранные или ионоселективные электроды имеют мембрану, на которой возникает мембранный потенциал. Величина потенциала зависит от разности концентраций одного и того же иона по разные стороны мембраны.




1  нить асбестовая; 2  корпус; 3  насыщенный раствор КCl;

4  электролитический ключ; 5, 8  резиновые пробки; 6  полость;

7 контактный полуэлемент; 9  колпачок; 10  пробка
Рисунок 1  Хлорсеребряный электрод (типа ЭВЛ1МТ)
По материалу мембраны электроды подразделяются: на стеклянные электроды, электроды с жидкими мембранами, электроды с твёрдыми или осадочными мембранами, электроды с газочувствительными мембранами. Широкое применение для определения кислотности нашёл такой мембранный электрод, как стеклянный (рисунок 2).



1 стеклянная рН-чувствительная мембрана; 2 0,1 М раствор НС1, насыщенный AgCl; 3 серебряная проволока; 4 стеклянная трубка;

5 изоляция; 6 токоотвод

Рисунок 2 Стеклянный электрод для измерения рН

Стеклянные мембраны изготовляют из специальных стекол, подбирая их состав так, чтобы мембрана проявляла повышенную селективность к определенному иону и позволяла определять его в присутствии других.
2.3 Метод потенциометрического анализа
Потенциометрический анализ может быть выполнен как прямым, так и косвенным методом (метод потенциометрического титрования). В прямом методе измеряют реальный потенциал раствора, а затем по уравнению Нернста рассчитывают концентрацию раствора. При косвенном методе проводят потенциометрическое титрование определяемого вещества подходящим титрантом. При этом можно проводить как прямое, так и обратное титрование. По кривым титрования определяют объём титранта, затраченного на титрование, который подставляют в расчётные формулы, используемые в титриметрических методах анализа. Потенциометрическое титрование благодаря своим широким возможностям используется чаще.

Результаты измерений методом потенциометрического титрования более точны, чем при использовании метода прямой потенциометрии, так как в этом случае вблизи точки эквивалентности небольшому изменению концентрации соответствует большое изменение потенциала индикаторного электрода. В ходе титрования измеряют и записывают значение потенциала ячейки после добавления каждой порции титранта.

Потенциометрическое титрование можно проводить, используя реакции нейтрализации, окисления-восстановления, осаждения или комплексообразования. В методе кислотно-основного титрования подбирают индикаторный электрод, потенциал которого зависит от рН раствора. Таких электродов несколько: водородный, хингидронный, сурьмяный, однако наиболее широкое применение нашёл стеклянный электрод. При осадительном титровании в качестве индикаторного электрода используют металл, составляющий электродную пару с определяемым ионами. Например, при титровании серебра растворами галогенидов можно использовать в качестве индикаторного электрода серебряный электрод. При комплексонометрическом титровании индикаторным электродом может служить либо металлический электрод, обратимый к определяемым ионам металла, либо платиновый электрод, если в растворе присутствует окислительно-восстановительная пара: Fe3+/ Fe2+, Cu2+/ Cu+, Co3+/Co2+.

При окислительно-восстановительном титровании в качестве индикаторного электрода чаще всего используют платиновый электрод.

2.4 Графические способы определения точки эквивалентности

при титровании
Для определения конечной точки потенциометрического титрования (точки эквивалентности) можно использовать различные способы. Наиболее простой способ построение кривой титрования: графика зависимости по­тенциала электрода от объема титранта (рисунок 3а).

Другой способ состоит в расчете изменения потенциала на единицу изменения объема титранта, то есть Е/V (рисунок 3б). Кривая титрова­ния, построенная с использованием этого параметра, зависящего от объема титранта, имеет четко выраженный максимум в конечной точке.


а зависимость потенциала электрода от объема титранта;

б дифференциальная кривая потенциометрического титрования
Рисунок 3  Кривые потенциометрического титрования
На рисунке 4 представлена ячейка для измерения потенциала раствора или рН. На магнитной мешалке 1 установлена ячейка с анализируемым раствором 2. Она состоит из хлорсеребряного электрода 4, изготовленного из металлического серебра и покрытого хлоридом серебра и находящегося в равновесии с водным раствором хлорида калия и стеклянного электрода 3. Стеклянный электрод состоит из хлорсеребряного электрода сравнения, помещенного в раствор с известной концентрацией ионов водорода, и стеклянной мембраны, отделяющей этот раствор от анализируемого раствора. Электродная система подключена к потенциометру. Титрование осуществляется из бюретки 5, соединенной с блоком ручного (БРТ) или автоматического (БАТ) титрования.

В состав титриметрического анализатора с ручной бюреткой входят рН-метр или иономер, электромагнитная мешалка и бюретка. Титрование проводят вручную, визуально контролируя рН по цифровому индикатору измерительного прибора. По достижении конечной точки титрования добавление гидроксида натрия прекращают.

Метрологические характеристики метода потенциометрии таковы: чувствительность до 10-5 моль/дм3; точность прямых методов 2…10%, косвенных – 0,5…1%, воспроизводимость  5%.

1 магнитная мешалка; 2 ячейка для анализируемого раствора;

3 индикаторный электрод; 4 насыщенный хлорсеребряный

электрод сравнения; 5 бюретка
Рисунок 4  Схема установки для по­тенциометрического титрования


3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Определение содержания кислоты в её растворе методом потенциометрического титрования (определение титруемой кислотности)
Цель работы: освоить основные операции метода потенциометрического титрования кислоты и определить её содержание в водном растворе.
3.1 Краткая характеристика метода
Метод основан на титровании определённого объёма кислоты раствором гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/дм3, устанавливаемой при помощи потенциометра. В основе титрования лежит реакция нейтрализации:



H3 О++ ОН- = 2H2O.
Зависимость потенциала ячейки φ, изображенной на рисунке 4, для реакции нейтрализации при 25 °С выражается следующим образом:

φ = φ0 + 0, 059lg,
или

φ = φ0 - 0, 059 рН,
где φ0– константа, зависящая от выбранной электродной пары и ионной силы раствора;

a1 и a2 – активности ионов водорода в исследуемом растворе и стеклянном электроде, моль/л.

Для проведения анализа необходимы растворы, указанные в п. 3.2, а также потенциометр (рН) любого типа.
3.2 Необходимые реактивы
1) Раствор гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/дм3. Для его приготовления в стакане или в фарфоровой чашке взвешивают на технохимических весах от 4,2 до 4,5 г NaOH или от 5,8 до 6,0 г KOH. Затем навеску растворяют в небольшом количестве воды и переносят в мерную колбу на 1 л и доводят до метки дистиллированной водой.

2) Раствор щавелевой кислоты с концентрацией 0,1 моль/дм3. Для его приготовления взвешивают в бюксе на аналитических весах точно 0,6300 г перекристаллизованной щавелевой кислоты (H2C2O4 . 2H2O), переносят её в мерную колбу на 100 см3 и доводят до метки дистиллированной водой.

3) Или используется раствор хлористоводородной (соляной) кислоты с точной концентрацией 0,1 моль/дм3, приготовленный из фиксанального раствора с концентрацией 1 моль/дм3.
3.3 Методика определения
3.3.1 Определение концентрации гидроокиси натрия или калия
Потенциометр настраивают по буферным растворам согласно инструкции к прибору.

В химический стакан переносят аликвотный объем раствора щавелевой или хлористоводородной кислоты (5 или 10 см3) с концентрацией 0,1 моль/дм3, добавляют 20…25см3 свежекипяченой охлажденной дистиллированной воды и погружают электроды потенциометра и якорь магнитной мешалки (якорь мешалки не должен при вращении касаться электродов) в раствор.

Затем включают магнитную мешалку в сеть и регулируют скорость перемешивания раствора. На панели потенциометра включают клавишу предела измерений «1…14», а затем клавишу «рН или рХ» и определяют первоначальное (приблизительное) значение рН по нижней шкале прибора.

Включают клавишу узкого диапазона измерений рН и определяют значение рН раствора. Затем титруют раствором гидроокиси натрия или калия с концентрацией 0,1 моль/дм3, записывая в таблицу показания потенциометра. Титрование заканчивают при рН 11-12 и строят кривую титрования в интегральной и дифференциальной форме. Титрование проводят 2…3 раза.

Результаты измерений заносят в таблицу и строят кривые потенциометрического титрования в интегральной и дифференциальной форме для всех параллельных определений.
Таблица 1 Результаты экспериментальных измерений

Номер опыта

V титранта, см3

Показание

прибора, рН

рН/У










По затраченным при титровании объемам щёлочи и известной концентрации кислоты вычисляют молярную концентрацию раствора щелочи по формуле:

Сщ =, г-экв/л,

где Сщ – нормальная концентрация щелочи, г-экв/л;

Ск – нормальная концентрация щавелевой кислоты, г-экв/л;

Vк  объем кислоты, взятый для титрования, см3;

Vщ  объем титранта, израсходованный на титрование, см3;
3.3.2 0пределение содержания кислоты в растворе
Испытуемой кислотой может быть любая неорганическая или органическая кислота (по выбору преподавателя) с известной концент-рацией.

Порядок проведения титрования заключается в следующем:

в стакан с испытуемым раствором кислоты добавляют 20-25 см3 дистиллированной воды;

в раствор погружают электроды и якорь магнитной мешалки так, чтобы якорь не касался электродов;

включают магнитную мешалку в сеть и регулируют скорость перемешивания;

на панели рН-метра включают клавишу диапазона измерений «1-14», затем клавишу «рН» и определяют первоначальное значение рН.

Начинают титрование, прибавляя по 0,5 см3 раствора щёлочи в начале титрования, а вблизи точки эквивалентности по 0,2 см3. После каждого прибавления титранта записывают показания рН-метра в таблицу 1, как указано в п. 3.3.2 и строят кривые потенциометрического титрования в интегральной и дифференциальной форме для всех параллельных определений.

Титрование продолжают до рН 11…12.

Проводят не менее трех параллельных определений, результаты которых заносят в таблицу.

После окончания титрования включают кнопку «Од», поднимают держатель с электродами.

Выключают магнитную мешалку и выключают рН-метр из сети.

Промывают электроды дистиллированной водой и опускают в стакан с дистиллированной водой.
3.3.3 Обработка результатов измерений
По затраченным при титровании объемам щёлочи и известной концентрации анализируемой кислоты вычисляют объём раствора кислоты, взятый для анализа по формуле:

Vк =, см3.

где Сщ – нормальная концентрация щелочи, г-экв/л;

Vщ  объем титранта, израсходованный на титрование, см3.

Ск – нормальная концентрация анализируемой кислоты, г-экв/л;

V  объем кислоты, взятый для титрование, см3;

4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ


1. На чем основан потенциометрический метод анализа?

2. Каково назначение и принцип работы стеклянного электрода?

3. Каково устройство и назначение хлорсеребряного электрода?

4. Какие электроды Вы знаете и каково их назначение?

5. Почему потенциал стеклянного электрода зависит от концентрации ионов водорода?

6. Укажите способы нахождения точки эквивалентности при потенциометрическом титровании.

7. Приведите примеры осадительного, окислительно-восстанови-тельного и комплексонометрического потенциометрического титрова­ния. Какие электроды используются в этом случае?

8. Укажите достоинства и недостатки прямой потенциометрии и потенциометрического метода анализа.

9. Какие факторы влияют на величину скачка потенциалов при потенциометрическом титровании методами осаждения, комплексообразования и окисления-восстановления?

10. Почему при потенциометрическом титровании в ряде случаев целесообразно использовать неводные растворы?

11. Построить теоретическую кривую титрования в координатах рНобъём NaOH, если 10 см3 0,1 н. раствора НС1 оттитровали 0,1 н. раствором NaOH (рассчитать рН в 4-5 точках).

12. Объясните ход кривой потенциометрического титрования эквимолярной смеси НС1 и СНзСООН. Для какой кислоты величина скачка больше и почему?

13. Возможно ли с помощью потенциометрического метода рассчитать константу диссоциации кислоты или основания? Ответ поясните.

14. Рассчитать рН в 0,1 н. растворе НС1, оттитрованном 0,1 н. раствором NaOH на 50%, 90%, 99% и 101%.

15. Рассчитайте рН в 0,1 н. растворе муравьиной кислоты (НСООН), оттитрованном 0,1 н. раствором NaOH на 50%, 90%, 99% и 101% .

5 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ



При работе в лаборатории аналитической химии следует неукоснительно соб­людать следующие правила.

1. Каждый работающий должен иметь халат и салфетку для вытирания химической посуды.

2. Категорически запрещается в лаборатории принимать пищу и пить воду.

3. До начала выполнения эксперимента необходимо изучить свойства веществ, с которыми будете работать, а также методику выполнения эксперимента. В процессе выполнения работ необходимо строго соблюдать соответствующие методики.

4. Категорически запрещается выполнение любых экспериментов, не предусмотренных планом лабораторных работ.

5. Работы, связанные с использованием летучих и неприятнопахнущих веществ, а также с концентрированными кислотами выполнять только в вытяжном шкафу.

6. При разбавлении концентрированных кислот приливать кислоту в воду, а не наоборот.

7. При работе с концентрированными растворами щелочей и кислот надевать защитные очки или защитную маску, резиновые перчатки.

8. Не пробовать на вкус твердые вещества и их растворы, а также не нюхать газы, выделившиеся при химических реакциях.

9. При применении хромовой смеси для мытья посуды необходимо соблюдать особую осторожность, т.к. она может причинить химические ожоги и прожечь одежду.

10. Перед использованием электронагревательных приборов нужно проверить у них наличие заземления приборов и их исправность.

11. При нагревании растворов нужно использовать термостойкую посуду, избегать резкого изменения температуры. Нагревание проводить на асбестовой сетке.

12. По окончании работы следует убрать рабочее место, вымыть посуду, выключить приборы, сдать рабочее место дежурному студенту или преподавателю.




Литература



1. Крешков, А.П. Основы аналитической химии / А.П Крешков.  М.: Химия, 1976. Т.2.  480 с.

2. Алексеев, В.Н. Количественный анализ / В.Н. Алексеев.  М.: Химия, 1972.  504 с.

3. Пономарев, В.Д. Аналитическая химия / В.Д. Пономарев.  М.: Высшая школа, 1982.  304 с.

4. Скуг, Д.А. Основы аналитической химии / Д. А. Скуг, Д.М. Уэст.  М.: Мир, 1979. 480 с.

6. Основы аналитической химии / под ред. Ю.А. Золотова.  Кн. 1-2.  М.: Химия, 1999.

7. Лебухов, В.И. Физико-химические свойства и методы потребительских товаров / В.И. Лебухов, А.И. Окара, Л.П. Павлюченкова. – Хабаровск: Хабаровская ГАЭиП, 1999. – 252 с.

8. Аналитическая химия. Кн.2. Физико-химические методы анализа. – М.: Дрофа, 2001. – 340 с.

9. Васильев, В.П. Теоретические основы физико-химических методов анализа / В.П. Васильев. – М.: Высш. шк., 1979. – 184 с.

СОДЕРЖАНИЕ




1 Цели и задачи при выполнении лабораторной работы………………………………………………………………….3


1.1 Подготовка к выполнению лабораторной работы…………...3

1.2 Отчет по лабораторной работе………………………………...3

2 Теоретическая часть…………………………………………...5

2.1 Теоретические основы метода потенциометрии……………..5

2.2 Электроды, используемые в потенциометрии………………..5

2.3 Метод потенциометрического анализа……………………….8

2.4 Графические способы определения точки эквивалентности

при титровании …………………………………………………….9

3 Эксперементальная часть………………………………….11

3.1 Краткая характеристика метода……………………………..11

3.2 Необходимые реактивы………………………………………11

3.3 Методика определения……………………………………….12

4 Контрольные вопросы и задачи………………………….15

5 Техника безопасности............................................................16

Литература……………………………………………………………...17

Степанова Наталья Владимировна

Афанасьев Юрий Герасимович

Верещагин Александр Леонидович


ПОТЕНЦИОМЕТРИЯ
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов специальностей 251200, 251100, 270500, 07010 и 351100 (080401) по курсу «Физико-химические методы анализа потребительских товаров» всех форм обучения

Редактор Идт Л.И.

Технический редактор Сазонова В.П.

Корректор Малыгина И.В.

Подписано в печать 20.01.2006. Формат 6084 1/16.

Усл. п. л. – 1,11 Уч. изд. л. – 1,19.

Печать – ризография, множительно-копировальный

аппарат «RISO TR 1510»

Тираж 50 экз. Заказ 2006-10.

Издательство Алтайского государственного

технического университета,

656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46.

Оригинал-макет подготовлен ВЦ БТИ АлтГТУ.

Отпечатано в ВЦ БТИ АлтГТУ.

659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 29



Похожие:

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconПрограмма учебной дисциплины "Аналитическая химия и физико-химические методы анализа" для специальности
Поэтому в профессиональной подготовке студентов химико-технологических специальностей необходимо введение учебной дисциплины «Аналитическая...
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconРабочая программа по дисциплине ен. В. 01.«Аналитическая химия и физико-химические методы (индекс и наименование) анализа» для специальности
«Управление качеством», утвержденного 27 марта 2000г. № гос регистрации 277 тех/дс с учетом представлений, знаний, умений и навыков...
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconСодержание Аналитическая химия: определение, задачи, значение, основные понятия, История развития
Аналитическая химия и физико­химические методы анализа: Шпаргалка. — М.: Риор, 2007. — 47 с
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconСодержание Аналитическая химия: определение, задачи, значение, основные понятия, история развития
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Шпаргалка. — М.: Риор, 2007. — 176 с
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 07 «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Цель преподавания дисциплины: познакомить студентов с приемами и методами химического анализа
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconРабочая программа по дисциплине ен. Ф. 07 «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа»
Цель преподавания дисциплины: познакомить студентов с приемами и методами химического анализа
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Аналитическая химия и физико-химические методы анализа (название)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Аналитическая химия и физико-химические методы анализа
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconСодержание Глава Аналитическая химия как наука
Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: Учеб пособие / М. А. Иванова, М. В. Белоглазкина, И. В. Богомолова, Е. В....
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconРабочая программа дисциплин ы Аналитическая химия и физико-химические методы анализа для специальности
«Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания»
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по курсу «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов iconРабочая программа дисциплины аналитическая химия и физико-химические методы анализа Для специальности
Министерство образования российской федерации воронежская государственная технологическая академия
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница