Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009




НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009
Дата конвертации18.06.2013
Размер121.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ЭКОЛОГИИ
Л.Н. Вдовюк, Н.В. Жеребятьева

УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология»

Тюменский государственный университет

2009

Жеребятьева Н.В. Учебная полевая комплексная физико-географическая практика. Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009.

УМК предназначено для студентов специальности Экологическая геология для оказания методической помощи студентам и преподавателям в организации и проведении учебной полевой ландшафтно-экологической практики предусмотренным Государственным образовательным стандартом о высшем профессиональном образовании.

УМК составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальностям Экологическая геология.

УМК опубликовано на сайте Тюменского государственного университета. Режим доступа http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронному изданию Учебно-методической комиссией эколого-географического факультета ТюмГУ. Утверждено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.


ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.В.Жеребятьева


© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

© Т.В. Попова, 2009
1 ВВЕДЕНИЕ.

Учебная полевая ландшафтно-экологическая практика проводится в летний период в 4 семестре. Продолжительность практики – 2 недели (12 рабочих дней). Практика проводится в окрестностях г. Тюмени, и разбита на 2 практики: Ландшафтоведение и Экология. Практика входит в число практик, рекомендованных Учебно-методическим объединением по высшему университетскому образованию для профессиональной подготовки студентов специальности «Экологическая геология». Для выполнения некоторых заданий практики и подготовки отчета студенты разбиваются на бригады по 6 – 10 человек. По окончании практики студенты сдают отчет.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Цель практики: научить студентов-геологов методам комплексных полевых физико-географических исследований природных комплексов.

Задачи практики:

1. Научить студентов выбирать участки на территории исследования для построения комплексных ландшафтно-геоморфологических профилей с целью выявления закономерностей пространственного размещения ПТК.

2. Научить самостоятельно планировать и выполнять весь комплекс физико-географических стационарных и маршрутных исследований (почвенных, геоботанических, ландшафтных и др.).

3. Научить видеть на местности особенности структуры, экологического состояния территории

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЮ




Тема занятий

Кол-во часов

1.

Глазомерная съемка выбранного участка и установление границ ПТК. Выбор направления ландшафтного профилирования и точек для комплексного описания природы.

16

2.

Диагностика и классификация изучаемых почв с указанием полного названия почвы; тип, подтип, вид, разновидность. Взятие смешанных и индивидуальных образцов почвы и их этикетирование.

16

3.

Комплексное описание точек на линии ландшафтного профиля в полевом дневнике по стандартному плану на типовых бланках

8

4.

Установление характера антропогенного использования ПТК

8




ИТОГО

48


4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

Полевая практика выполняется академической группой, которая разбивается на бригады в составе 5-6 человек. Началу работы в поле предшествует инструктаж по технике безопасности. Затем проводится :

1. Выбор места для проведения ландшафтной съемки и сбора материалов с целью установления ПТК.

2. Глазомерная съемка выбранного участка и установление границ ПТК. Выбор направления ландшафтного профилирования и точек для комплексного описания природы.

  1. Комплексное описание точек на линии ландшафтного профиля в

полевом дневнике по стандартному плану на типовых бланках с указанием номера точки, даты, кем сделано, описание (состав и номер бригады, группа, курс), местоположение точек на элементах и формах рельефа, адрес (область, район, привязка точки к ближайшему населенному пункту или другим объектам).

План описания:

а) геологическое строение с указанием поверхностной горной породы, его главных свойств (цвет, структура, минералогический состав, физические свойства и др.);

б) рельеф (мезорельеф с указанием морфометрических данных, наличие микроформ рельефа);

в) условия и степень увлажнения, глубина залегания грунтовых вод;

г) почва (выделение почвенных горизонтов, их описание, определение почвенного типа и разности);

д) растительность (данные записываются на типовых бланках для леса, луга и т.д.): флористический состав, распределение видов по ярусам и горизонтам, фенофаза, проективное покрытие, аспект, характер использования, название ассоциации.

После описания слагающих компонентов дать название фации, в пределах которой располагается точка.

  1. Установление характера антропогенного использования ПТК (хозяйственные угодья), направления естественных и антропогенных процессов, перспектив хозяйственного развития района исследования и оптимизации природной среды.

Примечание: при проведении комплексного описания точек производится отбор материалов для анализа: образцов горных пород, почвенных горизонтов, сбор гербария.

Камеральная обработка материалов наблюдений:

Перечень камеральных работ включает следующие виды:

а) построение ландшафтного профиля в выбранных вертикальном и горизонтальном масштабах с обозначением по линии профиля условными знаками свойств горных пород, почв, растительности, уровня залегания грунтовых вод.

б) составление карты выделенных ПТК локальной размерности (фаций, урочищ), установление закономерностей морфологического строения ландшафта (в выбранном масштабе). Учитывая трудоемкость составления карты, можно ограничиться составление карты фаций, расположенных вдоль линии ландшафтного профиля (трансекты).

в) установление иерархии ПТК, отражение ее на специальном графе.

г) составление прикладной ландшафтно-экологической карты с указанием характера и степени антропогенного воздействия на ПТК.

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ

Текстовой отчет на основе бригадных материалов выполняется по плану:

Введение (место проведения, мель и задачи практики, методы исследования и др.)

Глава 1. Физико-географическая характеристика района практики. Физико-географическое районирование.

Глава 2. Морфологическая структура ландшафта. Методика выделения ПТК локального уровня (фаций, урочищ, местностей).

Глава 3. Характеристика установленных ПТК. Иерархия ПТК.

Глава 4. Развитие естественных физико-географических процессов, их влияние формирование местных ландшафтов.

Глава 5. Характер антропогенного воздействия на ПТК, проблема рационального природопользования.

Заключение (значение полученных на практике знаний, умений и навыков для подготовки специалистов географов-экологов).

К отчету прилагаются бригадные дневники, фрагменты ландшафтной карты, ландшафтные профили и трансекты.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Защита отчета проводится каждой бригадой (с учетом индивидуального вклада каждого студента в работу бригады).

Каждый студент бригады должен полностью владеть методологией проведенных полевых исследований, знать содержание и порядок выполнения работ, результаты проведенных исследований. В совершенстве владеть специальной терминологией. По результатам зачета преподаватель оценивает уровень знаний и практических навыков студентов по двухбалльной шкале «зачет» - «незачет».
ЛИТЕРАТУРА

1. Полевые практики по географическим дисциплинам и геологии. Под ред. Б.Н. Горского. Минск, 2004.

2. Жучкова В.К., Раковская Э.М. Методы комплексных физико-географических исследований. М.: Академия, 2004.

3. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. М.: Академия, 2007.


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ПО ЭКОЛОГИИ

Цель практики - познакомить студентов с основными компонентами экосистем Тюменского района, методами геоботанических исследований и камеральной обработки.

Задачи практики:

1. Изучение закономерностей пространственного размещения экосистем территории, выявление их границ по границам растительных сообществ.

  1. Анализ экологических условий по состоянию растительного покрова

  2. Изучение типов экосистем.

  3. Изучение закономерностей распределения экосистем в зависимости от особенностей рельефа и геологической истории района.


8. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИКИ ПО БИОГЕОГРАФИИ

№/№

Темы занятий

Кол-во часов

1.

Обзорные маршруты для знакомства с экосистемами района и проявлением влияния прямых и косвенных антропогенных факторов.

16

2.

Выбор типичных сообществ растительного покрова – индикаторов экологических условий и описание этих сообществ на пробных площадях

24

3.

Описание геоботанических профилей, пересекающих основные элементы рельефа.

8




ИТОГО:

48


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Полевая практика выполняется академической группой, которая разбивается на бригады в составе 5-6 человек. Началу работы в поле предшествует инструктаж по технике безопасности. Далее выполняются виды работ:

1. Обзорные маршруты для знакомства с экосистемами района, экологическими особенностями компонентов экосистем.

  1. . Выбор типичных сообществ растительного покрова и последующее описание этих сообществ на пробных площадях (для лесных фитоценозов - 400 м2, для травянистых -100 м2) на типовых бланках.

  2. Описание геоботанического профиля, пересекающие основные элементы рельефа.

Полевая работа идет в 2 этапа:

1) рекогносцировочный ход по линии профиля строго по азимуту и фиксирование границ фитоценозов (измерения проводят с помощью шагов). Каждому фитоценозу дается краткая характеристика.

2) в наиболее типичных местах закладывается пробная площадь. Камеральная обработка включает:

а) составление сводной таблицы описаний;

б) анализ соотношения экологических и ценотических групп в сообществах и выполнение диаграмм, отражающих ценотическую и экологическую структуру;

в) расчет коэффициента общности сообществ по Жакару;

г) составление легенды профиля;

д) графическое изображение профиля. По линии профиля выделяются ассоциации, особенности растительности показывают цветом.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ ПО ПРАКТИКЕ

Во «Введении» указывают географическое положение практики, цель и задачи, сведения о проделанных маршрутах, перечень выполненных работ.

Раздел I «Основные закономерности распределения экосистем по профилю» включает:

  1. характеристику факторов, влияющих на распределение экосистем в районе и в частности по профилю;

  2. значение комплексного профиля.

Раздел II «Характеристика растительности профиля» содержит:

  1. эколого-ценотическую характеристику ассоциаций с применением сводных таблиц и диаграмм;

  2. вопросы охраны отдельных видов.

«Приложение» включает профиль, бланки описаний.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Защита отчета проводится каждой бригадой (с учетом индивидуального вклада каждого студента в работу бригады).

Каждый студент должен полностью владеть методологией проведенных полевых исследований, знать содержание и порядок выполнения работ, результаты проведенных исследований, знать основные виды растений, типы изученных сообществ, владеть специальной терминологией. По результатам зачета преподаватель оценивает уровень знаний и практических навыков студентов по двухбалльной шкале «зачет» - «незачет».
ЛИТЕРАТУРА

  1. Губанов И.А. и др. Иллюстрированный определитель растений средней России. Т.1. М. 2003

  2. Комплексная геоэкологическая практика в южной тайге. М., МГУ, 2004.

  3. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части России. М., 2006.

Похожие:

Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «География» Тюменский государственный университет 2009 Попова Т. В. Учебные полевые практики
Попова Т. В. Учебные полевые практики. Учебно-методический комплекс по учебным полевым практикам по дисциплинам «Почвоведение», «Ландшафтоведение»,...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconРабочая учебная программа для студентов очной формы обучения специальности «Таможенное дело»
Экологическая безопасность: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 5 курса специальности «Таможенное...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит»
О. С. Мирошниченко. Банковский менеджмент: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
Международное право [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2006. 56 с
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2006. 28 с
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности 061000 Государственное и муниципальное управление
Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «гму» /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Прикладная информатика» Форма обучения: заочная
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений академии культуры, искусств и социальных технологий / Кононова...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 021100 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Тюменский государственный институт мировой экономики,...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права Москва 2009 умк 5
Умк учебно-методический комплекс для студентов 5 курса Факультета Права // Автор-составитель проф. В. Б. Исаков. – М., Государственный...
Учебно-методический комплекс по учебной полевой ландшафтно-экологической практики для студентов 2 курса специальности «Экологическая геология». ТюмГУ, Тюмень, 2009 iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии «подготовлено к изданию»
М. В. Григорьев. Надежность информационных систем. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница