Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики




НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики
Дата конвертации14.06.2013
Размер273.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

Учебно-методический
комплекс дисциплины

Основы творческой
деятельности
журналиста

Часть III

Журналистика новостей

Для студентов факультета журналистики,
обучающихся по направлению подготовки бакалавров


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати


А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт.-сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 17 с.

Подготовлен на факультете журналистики.

Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

Шостак М.И., 2009

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина «Журналистика новостей», в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика», рассматривает особенности работы репортеров, творческие возможности и перспективы на данном направлении литературной работы.

Курс – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. План курса, по преимуществу, рекомендательный: студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами.

Отдельно и подробно рассматриваются работа хроникера, работа репортера над детализированными новостями, репортажами и интервью. В каждом случае представляются литературные формы, в которых воплощается то или иное направление журналистики новостей и соответствующие особенности работа над текстом. Внимание сосредоточено на действенности той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.

Цель дисциплины: познакомить студентов с особенностями литературной работы по сбору и оформлению новостей в периодическом издании, помочь освоить технологии подготовки, создания и коррекции журналистских текстов при оперативном сообщении фактов, используя литературные формы, распространенные в прессе.

Задачи дисциплины: помочь студентам уточнить представление о назначении репортерской работы, выработать профессиональные навыки в области журналистики новостей, развить оперативное мышление, уточнить направление собственной творческой работы в прессе.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

– задачи современного репортерства, роль и место журналистики новостей в осуществлении главной функции журналистики как профессии: всесторонне информировать аудиторию ради оказания помощи в социальном ориентировании,

– ведущие методы и приемы создания газетно-журнальных текстов репортерского, «новостного» направления;

понимать:

– специфику и возможности разных жанровых форм журналистики новостей,

– смысл основных рекомендации по структуре новостных произведений и приемам поиска, организации и литературного оформления фактов,

– смысл категорий теории и практики новостной журналистики («news», оперативный повод, информация, воссоздание факта и др.);

осознавать:

– опасности возможного искажения сути факта при его превращении в «новость»,

– степень ответственности работы репортера с цифрой, цитатой. ссылками,

– возможность разных психологических и социальных эффектов выступлений репортера, вплоть до провоцирования (пусть невольного) социальных конфликтов при нагнетании эмоций;

уметь:

– профессионально точно и ответственно выступать в разных жанрах новостной журналистики,

– распознавать разные уровни качества репортерского труда,

– самообучаться, ориентируясь на современную практику.

3. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Все темы лекций разрабатываются на семинарских и практических занятиях, которые ведут преподаватели в группах. Изучение дисциплины предполагает необходимость активной самостоятельной работы студентов: составления «досье» из фрагментов текущей периодики, иллюстрирующих формы и методы труда современных журналистов, подготовки контрольных работ по всем разделам программы.

Аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция лидов и пр.), и упражнения в создании собственных текстов, и разбор материалов, отредактированных и написанных студентами и их обсуждение в группе.

Самостоятельная работа предполагает участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов).

Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация) и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы, и обсуждение выполненных контрольных работ.


4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

В курсе представлены следующие разделы.

Раздел I. Теория и практика кратких новостей – news

Тема 1. Журналистика новостей в современной прессе

Тема 2. Краткие новости. «Жесткий» вариант

Тема 3. Форма «перевернутая пирамида»

Раздел II. Расширенные новости

Тема 4. Вспомогательные и корректирующие фрагменты новостей: ссылки, цифры, цитаты

Тема 5. Развернутая новость

Тема 6. Детализация новостей

Раздел III. «Картинки» репортера

Тема 7. Наглядная новость

Тема 8. Новость в движении

Тема 9. Сюжет, ритм и стиль репортажа

Раздел IV. Интервью – метод и жанр

Тема 10. Задачи и модели интервью в современной прессе

Тема 11. Интервью: процесс беседы

Тема 12. Интервью на полосе


5. ПРОГРАММА



Вводная лекция
Запросы аудитории как стимулы развития и коррекции жанровых форм; зависимость журналистской практики от типа и общей линии издания. Особенности литературной работы репортера. Связь творческих проблем с рядом общепрофессиональных задач (в том числе с задачей адекватности отображения, точности работы с источниками) и с главной проблемой – информационной безопасности общества.

Раздел I. Теория и практика кратких новостей – news



Ведущие понятия: Информация, коммуникатор, социальное ориентирование, ответственность, технологии, текст, аудитория, news, «человеческий интерес», актуальность, популяризация, оперативность, новостной факт, «жесткая» новость (стиль hard), хроника, емкий абзац, заметка, «перевернутая пирамида», суммирующий лид, комбинированный лид.

Тема 1. Журналистика новостей в современной прессе


Факт и новость. Роль и место новостей в продукции СМИ. Исторические этапы налаживания производства и распространения новостей. Ротация новостей как условие осведомленности и информационной безопасности общества.

Запрос аудитории: «Дайте факт!» и определяющая концепция подачи новостей ­эффект самоочевидности факта.

Отбор и обработка материала. Особенности работы репортера. Факторы, влияющие на обработку и подачу оперативного материала. Источники информации, их сопоставление и уточнение.

Искомое качество новостей. Понятие «новость». Факторы, влияющие на обработку и подачу новостей. Эффект самоочевидности события. Вынужденное и преднамеренное комбинирование новостей, их проблемно – тематический спектр. Cпециализации репортеров. Требования к качеству продукта для рынка информации.

Тема 2. Краткие новости


История формы «Краткая новость» (Первые информационные агентства и их продукция; пресса и коммерция; информационные войны ХХ в.).

Отбор фактов. Классические элементы новости, пригодной для прессы. Критерии: своевременность, неожиданность, «повышенная значимость», «человеческий интерес», «новость для моей аудитории». Вспомогательные критерии отбора: повышенная конфликтность происшествия, «имя или статус» персонажа.

Проблемы объективности («приемлемой правдивости») сообщения и пути их решения.

Современная форма «жестких» новостей (hard news). Информативный и оперативный поводы к сообщению. Повышенная оперативность отклика в форме краткой новости, понятие «последней черты» (dead line). Источники информации, их сопоставление и перепроверка.

Тема 3. Форма «перевернутая пирамида»


История идеи. Схема расположения материала по убывающему интересу. Трансформация графической формы «перевернутой пирамиды. Суммирующий лид и его варианты. Рейтинг шести элементов. Лид – затянутая идентификация и немедленная идентификация. Комбинированный лид. Структуры: «новость одного элемента» и «составной» вариант. Ошибки «суммирующего лида».

Проблемы, связанные с осуществлением требований краткости, компактности и «внятности», понятности текста кратких новостей. Задачи саморедактрирования. Упрощение терминов, борьба с «индюкословием». Емкий абзац и его варианты.

Раздел II. Расширенные новости



Ведущие понятия: Атрибуция, прямая ссылка, косвенная ссылка, «затемненный источник», time element, цитирование, экспертиза, информационный повод, подробности, расширенная новость, хроникальный отчет, деталь, «мягкая» новость (стиль soft), специальные лиды, новость «с двойным дном».

Тема 4. Вспомогательные элементы репортерских новостей:
ссылки, цифры, цитаты


Атрибуция. Цифры и тайм-элемент. Удостоверенная новость. Атрибутивный лид и его применение.

Прямые ссылки на источник информации. Пояснение и сталкивание источников. «Ссылка-алиби». Ссылки на источник мнения, варианты атрибуции источника.

Косвенные ссылки. Демонстрация недостаточно уточненных данных (ссылки на слухи, на «обсуждение в кулуарах» и пр.).

«Удостоверенность» (подчеркнутая фактографичность) событий с помощью цифрового материала. «Магия цифр» и эффект внушения.

Масштаб события. Работа с цифрами и данными статистики. Варианты обработки: сопоставление, пересчет, образная интерпретация.

Цифра как акцент на время. Протяженность, временные рамки события. Сенсационность внезапности. Time element в разных функциях; способы передачи, ориентирующий и комментирующий эффекты, уточняющие слова («всего лишь за сутки...», «целых пять дней…»).

Цитата как вспомогательный элемент и как ядро новости. Цитаты краткие и пространные («абзац-цитата»). Прерванная фраза. Косвенная цитата. Композиционные варианты: цитаты на открытии текста и закрывающие абзац. Облегчение цитат.

Тема 5. Развернутая новость


Разворачивание новости за счет «нужных длиннот»: расшифровка имен, терминов, географических названий. Введение анонсирующих сведений в «новостях на завтра».

Форма «расширенная новость». Существенные подробности во второй части «емкого абзаца» и в завершении заметки (фрагмент «возврат к теме»). Развернутые мнения и свидетельства (расширение цитат эксперта и свидетельств очевидца). Расширенная новость как самостоятельное выступление и как повторное выступление по следам новости сигнального типа, заменяющее оперативное комментирование.

Хроникальный отчет как форма расширенной новости-констатации.

Тема 6. Детализация новостей


«Мягкий» вариант новостей. История возникновения и развития формы soft news («мягкая» новость). «Новости из портфеля» как сообщения пониженной оперативности. Основания для выбора именно этой формы в практике журналиста (возвращение к продолжающемуся событию, поиск нового информационного повода; необходимость «подогреть» новость, когда событие важно, но недостаточно самоочевидно; наличие особенно яркого, необычного момента происшествия, которое хочется подчеркнуть; необходимость образного пересказа в научно-популярном сообщении и пр.). Переключение внимания с итогов события на дополнительные сведения. Занимательная деталь. Развитие интриги в «мягкой» новости. Специальные лиды, их варианты и характеристики («сценический», «репортажный», «повествующий» и др.).

«Новость с двойным дном». Деталь и подробность как переосмысление факта. Недавнее происшествие в виде информативного повода для сообщения более важных фактов, встающих за оперативным событием. Возвращение к предыстории, расшифровка обстоятельств. Эффект «комментарий без комментария».

Раздел III. «Картинки» репортера



Ведущие понятия: «Картинки» репортера, внушение, эффект «присутствия», эмоциональное воздействие, зарисовка, trend story, профессиональное наблюдение, сенсорные детали, эффект «соучастия», событийный репортаж, ролевой репортаж, ритмическая деталь, образная интерпретация, «мелодия» события, воссоздание факта.

Тема 7. Наглядная новость. «Картинки» репортера


Сообщение, опирающееся на наглядный «показ» события. Особенности сбора информации; личные впечатления как основа репортерских зарисовок. Формы и варианты «картинок репортера» в зависимости от характера материала и цели автора (портретные зарисовки, «социальный тип», приключения и путешествия, сезонные зарисовки, «как это делается» и пр.)

Сенсорные детали. Колорит: цвет и свет. Звучащее событие; «слуховая деталь».

Общее и особенное в приемах создания разных зарисовок; сфера их применения (массовые увлечения и причуды, спортивные, научно – популярные, криминальные сообщения, катастрофы и военные события).

Эффект внушения как результат работы репортера наглядных новостей.

Тема 8. Новость в движении. Репортаж


Изменчивость процесса в качестве репортерской новости.

Качества репортера как творческой личности: повышенная эмоциональная отзывчивость, «эмоциональная память», особые качества литературного таланта. «Настоящее репортажа», воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации. Наиболее важные этапы и подробности, смена ситуации.

Репортажи событийные, подготовленные и авторизованные. Особенности сбора материала для репортажа. Процесс включенного наблюдения и его результаты. Методы маски и перемены профессии. Авторское «я» в репортаже.

Тема 9. Сюжет, ритм и стиль репортажа


Особая тема, «мелодия» репортажа и событийный повод. Происшествие в разных ракурсах (например, «Репортаж двумя перьями»). Отличие репортажного стиля от других способов изложения факта.

Документальный образ и метафора. Приемы композиции («крупный план», «панорама», «мелькающие подробности»). Ритмическая деталь.

Сюжет репортажа. Репортаж и кинодокументалистика. Фрагменты портрета в репортаже; реплики и поступки как свидетельства эмоциональной обстановки. Наблюдение за наблюдателем; отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера.

Раздел IV. Интервью: метод и жанр



Ведущие понятия: Интервью, профессиональное общение, профессиональное наблюдение, майевтика, интонации, реплика, ремарка, «свободное плавание», структуры «воронка» и «перевернутая воронка», вопросы с «открытым» и с «закрытым» концом, вопрос «в досыл», экспертное интервью, «звездное» интервью, интервью-портрет, проблемный диалог, коммуникативное согласие, полемика, принцип равной безопасности.

Тема 10. Задачи и модели интервью в современной прессе


Схожие задачи репортажа и интервью – воссоздание ситуации как живого процесса. Обмен репликами, речевой эпизод в воссозданном наблюдении («роли людей в репортажной картине») и блиц-интервьюирование. Ролевые репортажи и интервью в современной прессе.

Профессиональное общение и задачи интервью. Метод и жанр. Модели интервью. Освоение темы и психологическая подготовка. Заготовки и импровизация. Необходимый «хворост» для беседы. Проблема вопросника – рабочей гипотезы. Типы вопросов.

Основы тактики «дирижирования» течением профессиональной беседы. Функциональные группы вопросов; (вопросы с концом «открытым» и «закрытым»; с вводной частью, «накат вопросов» и др.).

Особенности моделирования. Модели профессионального общения. «Свободное плавание».

Тема 11. Интервью: процесс беседы


Практика интервьюирования: умение слушать и слышать. Наглядная непрерывность беседы. Импровизация подлинная и мнимая. Варианты ответов. Ответ как зацепка для вопроса.

Работа с ответами. Варианты работы со звучащим материалом (его фиксация, приемы немедленной обработки, «заметки на полях» во время беседы).

Журналист – «дирижер» профессиональной беседы. Тактика «дирижирования». Стимулирование повторения ответа. Умолчания и недоговоренности, уклонение от ответа (профилактика, преодоление сопротивления, выравнивание ситуации). Перехват инициативы: приемлемые «перебивки» и возвращения в русло темы. Уточнения по ходу беседы. Варианты «подсказок», договаривание. Временная передача инициативы партнеру. Контр- ходы, конфликтные и разоблачающие вопросы. «Роли» и «маски» интервьюера.

Тема 12. Интервью на полосе


Типы интервью и их особенности. Экспертные интервью. Проблемная дискуссия. Беседы с очевидцами: импровизационные возможности, этические проблемы. Блицинтервью и пресс-конференции. «Звездные» интервью: игровая обстановка, интонации, эффект «фехтования». Разоблачительные интервью; приемы «маски» и «открытого забрала». Психологический портрет.

Наглядность воссоздания интервью. Особенности литературной обработки интервью. Коррекция вопросов. Допустимая коррекция ответов. Информационные заходы и «врезы». Прием «открытое забрало» в процессе интервью и его отражение в тексте. Подработка и литературная отделка. Фрагменты зарисовок в тексте. Концовка и заголовок.

Заключительная лекция


Вариативность репортерской работы: влияние меняющихся запросов аудитории на стиль и характер литературной деятельности журналиста.

Творческие перспективы современной журналистики новостей.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Учебные задания к семинарским занятиям
(Работа с примерами из текущей прессы. Обсуждение и сопоставление разных направлений литературной работы газетного журналиста. Проверка заданий. Упражнения в группах. Контроль за составлением «досье».)

Семинар по темам 1–3

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности запросов аудитории к работе репортера.

  2. Критерии отбора фактов.

  3. Разновидности суммирующего лида (простой, составной, комбинированный).

  4. Варианты начала сообщения с «кто»: имя, должность, ситуативные характеристики.

  5. Употребление заходов «что» (прямо и с «подработкой», в варианте комбинированного лида).

  6. Емкость кратких новостей.

Упражнения в аудитории

  1. Рассмотреть информационные подборки ежедневной газеты; выделить в материалах «классические элементы новости», определить, какие именно преобладают.

  2. Сравнить два варианта подачи одной новости в разных газетах

  3. Написать суммирующую фразу (лид), основываясь на сведениях информационного агентства либо телесообщении.

  4. Используя данную преподавателем информацию, составить «составной заход» к материалу («лид-дубль»), либо комбинированный заход («что-почему», «что-как»).

  5. Переписать предложенную заметку, сделать ее яснее. Возможно, изменить лид, сжать цитату, переиграть цифру, упростить язык, пояснить отдельные слова, названия, титулы.

  6. Существенно сократить новость, выбранную самостоятельно из текущей периодики (принцип отбора: ощутимая излишняя многословность автора, неумение придать материалу законченную форму). Обосновать необходимость сокращений.

Семинар по темам 4–6

Вопросы для обсуждения

  1. Возможности и этические границы употребления ссылок «конфликтных» и ссылок на слухи и непроверенные данные.

  2. «Тайм-элемент» в спортивной и в криминальной хронике.

  3. Цифры и статистика в деловой новости.

  4. Смысл расширения новостей. Сохранение требований емкости и компактности произведения.

  5. Форма «Новость с двойным дном».

  6. Особенности подготовки сообщений в «мягком» варианте. (Исходный материал, проблема оперативности)

Упражнения в аудитории

  1. Предложить новый вариант заметки, опубликованной в газете, изменив форму подачи статистики (выделить «ударные цифры», применить пересчет, образную обработку цифр).

  2. Сократить цитаты в предложенном сообщении, использовав разные приемы «облегчения цитат» (пересказ, сокращение по словам).

  3. Сопоставить ссылки на источник информации, приведенные в разных публикациях на одну тему.

  4. Рассмотреть примеры расширения новости за счет цитаты эксперта.

  5. Рассмотреть пример политической новости в существенных подробностях.

  6. Превратить «жесткую» новость из текущей прессы в «мягкую», изменив композицию и лид.

Семинар по темам 7–9

Вопросы для обсуждения

  1. Задачи и возможности использования детали в «мягкой» новости и в репортерской «картинке» (зарисовке).

  2. «Затяжные» (интригующие) лиды и их разновидности.

  3. «Авторские» лиды зарисовок и «мягких» новостей; основания для их применения.

  4. Особенности научно-популярных репортерских сообщений.

  5. Стиль и ритм репортажа.

  6. «Эффект присутствия» и «эффект соучастия».

  7. Лица сквозь факты (поступок, реплика, сценка).

Упражнения в аудитории

  1. Описать по памяти свои ощущения в связи с каким-то знаменательным событием, обратив внимание на выразительные «сенсорные» детали (цвет, свет, звук).

  2. Предложить (письменно) несколько способов, как можно передать замедленный ритм, ритм «хаоса», «марша» и т. п. (подобрать соответствующие глаголы, ритмические детали, метафоры).

  3. Продолжить работу над картинкой: «Станция метро», добавив ритмически различающиеся фрагменты: «Прибытие поезда», «Отправление поезда», «Эскалатор».

Семинар по темам 10–12

Вопросы для обсуждения

  1. Модели интервью и структура вопросов.

  2. Особенности собеседников, влияющие на специфику работы журналиста и типы интервью.

  3. Особенности обстановки, влияющие на специфику работы журналиста.

  4. Границы и возможности «дирижирования» беседой.

  5. Специфика «звездных» интервью: обстановка и интонации, совместная работа над «имиджем» известного человека.

  6. Разоблачительные интервью: соблазны и опасности, особенности подготовки и проведения интервью, тон беседы.

  7. Границы и возможности «доработки» интервью при его литературном оформлении.

Упражнения в аудитории

  1. В опубликованном интервью отметить моменты перебивок и подсказок, оценить качество и этическую точность работы.

  2. «Измените течение беседы». (Предлагается текст, в котором есть «уводящий» ответ либо слишком пространный, расплывчатый. Надо найти место для «личного вопроса».)

  3. Найдите место для «подсказок» в помощь собеседнику.

  4. «Поменяйте задачу интервью». (Предлагается текст интервью со «звездой». Предположив, что собеседник может быть интересен аудитории как «эксперт», или «неординарная личность», предлагается пофантазировать, изменить содержание, форму, тон вопросов.)

  5. «Вопрос из ответа». В интервью из текущей прессы указать возможности зацепок за ответы.




6.2. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

(Вопросы для подготовки к экзамену. Памятки для студентов с указанием контрольных работ и заданиями по составлению «досье».)

Экзамен принимает лектор (возможно, вместе с преподавателем группы). Каждый студент готовит досье (подборку вырезок из текущей прессы) и выполняет обязательные контрольные работы

Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Требования к качеству кратких новостей; проблема объективности.

  2. Критерии отбора фактов («классические элементы новости»).

  3. Хроника, «емкий абзац» и заметка в стиле hard.

  4. Когда применяют и как оформляют «жесткую» новость?

  5. Структура «перевернутая пирамида».

  6. С чего начинать сообщение? Варианты суммирующих лидов.

  7. Краткость и ясность. (Резервы сокращений и необходимые расширения.)

  8. В каких случаях рекомендуется форма «мягкой» новости?

  9. Общие задачи и разные варианты «специальных» лидов мягких новостей.

  10. Как расширяется «жесткая» новость и как – «мягкая»?

  11. Указание на источник информации. Какими бывают ссылки?

  12. Цифры и статистика в новостях.

  13. Фрагменты цитат в новостях как основной и вспомогательный материал.

  14. Задачи новости «с двойным дном»; структура такого сообщения.

  15. Какими способами достигается наглядность новости?

  16. Что такое колорит события?

  17. Как передается ритм события?

  18. Что означают «эффект присутствия» и «эффект соучастия»?

  19. Как складывается репортажный сюжет?

  20. «Что говорят» и «как говорят» – условные роли участников событий.

  21. С какими целями используют «картинки» репортера?

  22. Какие заготовки журналиста могут понадобиться в беседе?

  23. Какие варианты вопросов вы знаете?

  24. Как в процессе беседы происходит работа с ответами?

  25. Когда необходимы «перебивки» и «подсказки»? Как это делается?

  26. Как бороться с уклонением от ответа?

  27. Как происходит литературное оформление интервью? Что журналист изменять не вправе?

  28. Назовите разные типы интервью, сопоставьте их задачи и возможности.

Памятки для студентов

Памятка 1

КРАТКИЕ НОВОСТИ


Контрольные вопросы

  1. Требования к качеству кратких новостей; проблема объективности.

  2. Критерии отбора фактов («классические элементы новости»).

  3. Хроника, «емкий абзац» и заметка в стиле hard.

  4. Когда применяют и как оформляют «жесткую» новость?

  5. Структура «перевернутая пирамида».

  6. С чего начинать сообщение? Варианты суммирующих лидов.

  7. Краткость и ясность. (Резервы сокращений и необходимые расширения «жестких» новостей.)


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Подберите краткие сообщения в форме «жесткой» новости с заходами «кто» и «что».

  2. Найдите в текущей прессе сообщения с акцентом на «где» и «когда» в лиде новости (возможно, это будут «новости на завтра»).

  3. Приобщите к «досье» публикации с комбинированным заходом (например, «кто–почему», «что, как, каким образом»).

  4. Найдите для «досье» заметку с «составным» («складным») лидом, в котором объединены сообщения о двух и более новостях.

  5. Подберите несколько сообщений, где явно доминирует какой-то из критериев отбора материала для новости: «повышенная значимость», «новость для моей аудитории», «человеческий интерес», «резкая сенсационность» и пр.).


Контрольные работы

  1. Подготовьте заметку о текущем событии «в стиле hard» (краткое емкое сообщение, подчеркивающее итог события).

  2. Приведите «жесткую» заметку – недостаточно компактную, изобилующую повторами, но неплохую по фактуре. Припишите свой вариант.


Памятка 2

«МЯГКИЙ» ВАРИАНТ КРАТКОГО СООБЩЕНИЯ И НОВОСТЬ
В ПОДРОБНОСТЯХ


Контрольные вопросы

  1. В каких случаях рекомендуется форма «мягкой» новости?

  2. Общие задачи и разные варианты «специальных» лидов «мягких» новостей.

  3. Как расширяется «жесткая» новость и как – «мягкая»?

  4. Упоминание источника информации. Какими бывают ссылки?

  5. Цифры и статистика в новостях.

  6. Фрагменты цитат в новостях как основной и вспомогательный материал.

  7. Задачи новости «с двойным дном»; структура такого сообщения.

Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Подберите заметки с лидом – «интригой» (описательным, драматическим и пр.)

  2. Найдите расширенные заметки (на основе «жесткой» и «мягкой» формы сообщения)

  3. Найдите заметку, в которой удачно обыграны цифры.

  4. Приобщите к «досье» примеры употребления ссылок на источник информации: прямой, косвенной, «затемненный» источник и «слухи», а также примеры сопоставительных ссылок.

  5. Подыщите удачные примеры цитирования (в лиде заметки и в концовке – «возврат к теме»).

  6. Найдите «новость с двойным дном» (сообщение с расширенным вспомогательным материалом: неожиданной предысторией и т. п.)


Контрольные работы

  1. Подготовьте заметку о новостях науки или курьезном происшествии «в стиле soft» (c опорой на какую-то деталь события, что позволяет начинать сообщение с интриги, с оттягивания знакомства с фактом).

  2. Перепишите «мягкое» сообщение, взятое из текущей прессы (возможно, придется изменить лид, убрать повторы, сделать заметку компактнее).

Памятка 3

НАГЛЯДНЫЕ НОВОСТИ («КАРТИНКИ»):
ЗАРИСОВКИ И РЕПОРТАЖ



Контрольные вопросы

  1. Какими способами достигается наглядность новости?

  2. Что такое колорит события?

  3. Как передается ритм события?

  4. Что означают «эффект присутствия» и «эффект соучастия»?

  5. Как складывается репортажный сюжет?

  6. «Что говорят» и «как говорят» – условные роли участников событий.

  7. С какими целями используют «картинки» репортера?


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Приобщите к «досье» образец спортивного репортажа или спортивного отчета с фрагментами репортажа (наглядная ситуация, ее неповторимые черты).

  2. Найдите фрагмент репортерской работы, передающий особую обстановку трагического события в жанре зарисовки.

  3. Приведите фрагмент репортажа из «командировки на войну» (автор – свидетель или участник событий).

  4. Найдите фрагменты «картинок» с ярко выраженным ритмом события (замедленный ритм, событие «в ритме хаоса», ощущение четкого ритма – «марша» и т. п.). Подчеркните в тексте соответствующие глаголы действия, ритмические детали, метафоры.


Контрольные работы

  1. Опишите одну из станций метро в жанре зарисовки, свои ощущения от ее архитектурного и светового оформления; включите фрагменты наблюдений.

  2. Подготовьте сообщение-зарисовку в виде сценки («коллективный портрет»), изображая «перекличку голосов», обмен репликами и пытаясь свести к минимуму попутные описания (например, «Нервная очередь»).

  3. Подготовьте событийный репортаж («происшествие в движении»), обращая особое внимание на изображение ритма и эмоциональной атмосферы события.


Памятка 4

ИНТЕРВЬЮ



Контрольные вопросы

  1. Какие заготовки журналиста могут понадобиться в беседе?

  2. Какие варианты вопросов вы знаете?

  3. Как в процессе беседы происходит работа с ответами?

  4. Когда необходимы «перебивки» и «подсказки»? Как это делается?

  5. Как бороться с уклонением от ответа?

  6. Как происходит литературное оформление интервью? Что журналист изменять не вправе?

  7. Назовите разные типы интервью, сопоставьте их задачи и возможности.


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Найдите удачный фрагмент интервью, построенного по принципу «свободное плавание» («вопросы из ответов»).

  2. Подберите фрагмент азартного диалога – обмена колкими репликами.

  3. Подберите фрагмент с аккуратными «перебивками» и конфликтным вопросом журналиста.

  4. Найдите примеры подсказок для уточнения мысли собеседника.

  5. Присоедините к своему «досье» интервью, в котором видны реакции собеседников и есть фрагменты «картинок».


Контрольная работа

Напишите два коротких интервью с одним собеседником.

Например, поговорите с ним:

1) как с «экспертом»,

2) как с человеком интересной биографии или как со «звездой» (выбор темы, собеседника, моделей интервью – произвольные).


7. ЛИТЕРАТУРА



Основная
Копперуд Р., Нильсен Р. Как преподносить новости. – М., 1998.

Лукина М. Технология интервью. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

Шостак М. Журналист и его произведение. – М.: Гендальф, 1998.

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М.: РИП-холдинг, 2002.

Шостак М. Краткие новости. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Шостак М. Работа репортера. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007.
Дополнительная
Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993.

Шостак М. Журналистика новостей // Журналист. – 1997. – № 9.

Шостак М. Картинки репортера. // Журналист. – 1997. – № 10.

Шостак М. Интервью // Журналист.– 1997. – № 11.

Шостак М. «Маски» и роли журналиста // Журналист. – 1998. – № 11–12.

Шостак М. Факт и новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 2.

Шостак М. Самоочевидный факт // Профессия – журналист. – 2002. – № 3.

Шостак М. Свидетельство о факте // Профессия – журналист. – 2002. – № 4.

Шостак М. Как расширяется новость // Профессия – журналист. – 2002. – № 7.

Шостак М. Оживший факт или наброски с натуры // Профессия – журналист. – 2002. – № 9

Шостак М. Факт состоявшейся беседы // Профессия – журналист. – 2002. – № 10.

Шостак М. Десять масок репортера // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 1.

Шостак М. Несколько строчек в газете // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 3.

Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... – М., 1976.

Killenberg G. Pablic Affairs Reporting.Covering the News. – N. Y., 1992.

Mencher M. News Reporting and Writing. – Dubuque, Iowa, 1991.


Содержание


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 5

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 6

5. ПРОГРАММА 8

Раздел I. Теория и практика кратких новостей – news 8

Раздел II. Расширенные новости 10

Раздел III. «Картинки» репортера 11

Раздел IV. Интервью: метод и жанр 13

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14

Вопросы для подготовки к экзамену 18

Памятки для студентов 20

Памятка 1 20

КРАТКИЕ НОВОСТИ 20

Памятка 2 21

«МЯГКИЙ» ВАРИАНТ КРАТКОГО СООБЩЕНИЯ И НОВОСТЬ
В ПОДРОБНОСТЯХ 21

Памятка 3 22

НАГЛЯДНЫЕ НОВОСТИ («КАРТИНКИ»):
ЗАРИСОВКИ И РЕПОРТАЖ 22

Памятка 4 23

ИНТЕРВЬЮ 23

7. ЛИТЕРАТУРА 24

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconПрограмма дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть I для студентов факультета журналистики Москва
Программа дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть I / авт сост. А. А. Тертычный, Е. Н. Богдан. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconПрограмма курса основы творческой деятельности журналиста Часть II. Литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
Охватывает профессиональные проблемы, возникающие на стыке журналистики и фундаментальных научных дисциплин. Каждая книга – признанное...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики обучающихся по направлению подготовки бакалавров
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconОсновы творческой деятельности журналиста
Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А....
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы имиджелогии для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы имиджелогии» / сост. С. А. Шомова. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 11 с
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconУтверждаю декан факультета журналистики Ю. М. Ершов «25» апреля 2010 г. Основы творческой деятельности журналиста редакционный менеджмент
Рабочая программа по курсу «Основы журналистского мастерства» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики iconДля студентов факультета журналистики Москва
«Îñíîâû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè æóðíàëèñòà. ×àñòü III. Журналистика новостей». – Ì.: ÈÌÏÝ èì. À.Ñ. Ãðèáîåäîâà, 2003. – 12 ñ
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница