Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения




НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения
страница1/6
Дата конвертации12.06.2013
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ





УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ”


Кафедра строительства и эксплуатации ГМС

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

и основы маркетинга
методические указания по выполнению

КОНТРОЛЬНОЙ работЫ
Для студентов инженерного факультета заочного отделения

специальности 1–74 05 01 – мелиорация и водное хозяйство

Горки 2006

Рекомендовано методической комиссией инженерного факультета заочного отделения 05.07.2005 (протокол №17-05).

Составили: В.Н. ОСНОВИН, Л.Г. ОСНОВИНА, О.А. ШАВЛИНСКИЙ.
Компьютерный набор и верстку выполнила Н. М. Тимошенко.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Выполнение контрольной работы. . . . . . . . . . . . . . .

6

Задание 1. Комплексная оценка и анализ структуры управления в строительной (мелиоративной) организации . . . . . . . . . . . . . .


6

Задание 2. Методы экспертных оценок при принятии управленческий решений .

16

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21


УДК 631.6:631.151.16 (072)

Управление производством и основы маркетинга: Методические указания / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. В.Н. Основин, Л.Г. Основина, О.А. Шавлинский. Горки, 2006. 24 с.
Приводятся исходные данные, задания для контрольной работы и методика их выполнения.

Для студентов инженерного факультете заочного обучения специальности

1-74 05 01 – мелиорация и водное хозяйство.
Рецензенты: А.М. АРТЕМЕНКО, канд. экон. наук, доцент; В.В. ВАСИЛЬЕВ, канд. техн. наук, доцент.

 Составление. В.Н. Основин, Л.Г. Основина,

О.А. Шавлинский, 2006

 Учреждение образования

“Белорусская государственная

сельскохозяйственная академия”, 2006

ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к социально ориентированной рыночной экономике требует конкретных изменений в характере отношений между органами управления и мелиоративными организациями.

В формирующуюся систему управления постепенно входят новые экономические категории и подходы. Это изменение форм собственности и хозяйствования, рыночная конкуренция; формирование свободных и договорных цен; постоянное изменение конъюнктуры; децентрализация управления и повышение хозяйственной самостоятельности мелиоративных организаций; переход от централизованной системы планирования и распределения материально-технических ресурсов к договорно-рыночным формам отношений; изменение системы распределения прибыли и налогообложения; сложность взаимоотношений субъектов хозяйствования не только со своими партнерами, но и с новыми рыночными структурами, такими, как банки, биржи, налоговые и экологические инспекции, страховые компании и т.д. Параметры мелиоративного строительства, эксплуатационной деятельности и комплекса гидромелиоративных работ во многом носят вероятностный характер и в значительной степени подвержены воздействию случайных, непредвиденных факторов. Поэтому знание научных основ управления, организации и технологии управленческого труда, процедур принятия научно обоснованных управленческих решений, современных методов управления производством, организационных форм труда людей и процесса производства, а также осознание характера и масштабов экономической деятельности организации становится важнейшей предпосылкой для формирования специалиста-производственника. Все это определяет необходимость курса “Управление производством и основы маркетинга”, цель которого – изучение законов, принципов и методов управления, а также использование их в практической работе с учетом указанных выше особенностей. Кроме того, в задачу данного курса входит овладение современными научно обоснованными подходами для выработки, принятия и реализации управленческих решений в области мелиоративного и водохозяйственного строительства и при эксплуатации мелиоративных систем и водохозяйственных объектов.

Изучение настоящего курса осуществляется студентами инженерного факультета специальности 1-74 05 01 – мелиорация и водное хозяйство самостоятельно с помощью литературных источников, а также путем ознакомления с существующими организационными системами управления, с реальными проектно-сметными и нормативно-спра-вочными материалами, с Уставом предприятия, с действующими отчетными документами по месту работы студента-заочника.

Частичное усвоение и закрепление изучаемого материала осуществляется путем выполнения контрольной работы, включающей в себя два задания, в которых рассматриваются важные вопросы курса. Первое задание выполняется на тему “Комплексная оценка и анализ структуры управления в строительной (мелиоративной) организации”. Это задание позволяет студентам-заочникам хорошо ознакомиться с существующей организационной структурой управления на предприятии, где студент работает, проанализировать и наметить пути ее улучшения, оценить экономичность управления, а также составить свою должностную инструкцию по месту работы в соответствии с требованиями ISO 9000. Второе задание выполняется на тему “Метод экспертных оценок при принятии управленческих решений”. Выполнение этого задания позволяет студентам-заочникам более глубоко изучить важнейший количественный метод принятия управленческих решений. Это особенно важно в настоящее время, так как качество строительства выступает как один важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности строительных (мелиоративных) организаций. Повышение качества мелиоративных и строительных объектов увеличивает их долговечность, повышает надежность, снижает затраты в период эксплуатации, способствует росту эффективности инвестиций.

Исходные данные для выполнения контрольной работы выдаются студенту индивидуально.

Контрольная работа выполняется в виде реферата на стандартных листах бумаги формата А4 с включением титульного листа, введения, исходных данных по заданиям, выполненных заданий и кратких выводов по ним. Все материалы необходимо сшить. Титульный лист оформляется по установленному образцу с указанием названия контрольной работы и кафедры.

Ниже приведена последовательность выполнения контрольной работы.

1. Исходный материал, который студент берет по месту своей работы в строительной (мелиоративной) организации:

1.1. Штатное расписание;

1.2. Устав;

1.3. Свои должностные обязанности (в том виде, в котором они имеются на производстве).

2. Для того чтобы составить структуру управления, студент должен ознакомиться с заданием 1, где приведены схемы основных структур организации. Зная штатное расписание своей организации, студент составляет по аналогии организационную структуру. В случае затруднения ее составления студент может обратиться к первому руководителю (начальнику организации по месту работы), который ежегодно составляет и корректирует структуру, и получить консультацию. В завершении задания 1 выполняется оценка анализа структуры управления в строительной организации (методика подробно приведена в задании 1). Студенту необходимо взять исходный материал, оценить по предлагаемой методике структуру управления и сделать анализ.

Задание 2 выполняется в соответствии с выданными исходными данными (см. приложение 1) и согласно методике, изложенной на конкретном примере в подразделе 2.1.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Воробьев Л. А. Основы управления производством: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. Минск: НПЖ “Финансы. Учет. Аудит”, 1997. 200 с.

2. Основы управления: учеб. пособие / Е.Е. Вершигора и др. Минск: Вышэйш. шк., 1984. 208 с.

3. Крупенченко В. Р. Управление строительством: учебник для вузов / В.Р. Крупенченко. М.: Стойиздат, 1986. 343 с.

4. Коростелев В. З. Совершенствование управления в мелиоративных ПМК / В.З. Коростелев. Минск: Ураджай, 1989. 144 с.

5. Прыкин Б.В. Основы управления: Производственно-строительные системы: учебник для вузов / Б.В. Прыкн, В.Г. Иш, Б.Ф. Ширшиков. М.: Стройиздат, 1991.

6. Абрамов Л. И.Управление строительной организацией (включая АСУС): учебник для вузов / Л.И. Абрамов, В.В. Поздняков, С.Н. Петрова. М.: Высшая школа, 1990. 346 с.

7. Овсянников О. А. Организация управления в строительстве: учеб. пособие / О.А. Овсянников, М.Л. Разу. М.: Высшая школа, 1987. 192 с.
Дополнительная
8. Анюховский А. Н. Организация, планирование и управление сельским строительством: примеры и расчеты: учеб. пособие / А.Н. Анюховский, О.И. Погребняк. М.: Колос, 1992. 318 с.

9. Омаров А. А. Предприимчивость руководителя / А.А. Омаров. М.: Политиздат, 1990. 256 с.

10. Жан Йеннекенс. Менеджмент в условиях рыночной экономики: теория и практика: учеб. пособие / Жан Йеннекенс. Минск: Изд-во МП “ЭНИС”, 1992. 167 с.

11. Горев В. Н. Совершенствование организационной структуры управления строительным производством / В.Н. Горев. М.: Стройиздат, 1984. 136 с.

12. Паўлаў С. Я. Чалавек: прадпрымальнасць, кіраванне, рынак / С.Я. Паўлаў. Минск: Ураджай, 1994. 143 с.

13. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес: Деловым людям о предпринимательстве / В.Г. Янчевский. Минск: Полымя, 1992. 106 с.

14. Управление строительно-монтажным участком / В. В. Бузырев, А. М. Немчин,

А. Ф. Шкляров, В. А. Хитров. Л.: Стройиздат, 1991.

15. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Япониии, стран Западной Европы / В.В. Гончаров. М., 1993.

16. Экономика и рынок труда: учеб. пособие / А. С. Головачев, Н. С. Березина,

Н. И. Бокун, Л. И. Леутина; под общ. ред. А. С. Головачева. Минск.: Вышэйш. шк., 1994. 245 с.

17. Гончаров В. И. Менеджмент: учеб. пособие / В.И. Гончаров. Минск: Мисанта, 2003. 624 с.

18. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 504 с.

19. Большов Л. Н. Таблицы математической статистики / Л. Н. Большов,

Н. В. Смирнов Н. В. М.: Наука, 1965.

20. Планирование эксперимента в исследовании технологических процессов / Хартман К и др. М.: Мир, 1977.
ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Комплексная оценка и анализ структуры управления в строительной (мелиоративной) организации
1.1. Организационные формы и структуры управления

мелиоративным строительством
Структура мелиоративного предприятия (организации) определяет место коллективов и отдельных работников при сложившейся организации и кооперации труда. Это каркас, на котором стоятся их отношения.

Организационные структуры управления различаются числом ступеней (как правило, двух-, трех- и четырехступенчатые), принципом специализации (отраслевые и территориальные), характером связей (линейные, функциональные, комбинированные).

В небольших и средних по размеру организациях управление целесообразнее строить по двухступенчатой схеме, при которой бригадиры и мастера подчиняются непосредственно руководителю организации. При этом обеспечивается повышение оперативности, качества и экономичности управления (схема 1).




Схема 1. Двухступенчатая структура управления.
Во многих мелиоративных организациях управление строится по трехступенчатой схеме (схема 2): руководитель – начальник производственного участка – мастер (бригадир), т.е. руководство первичными производственными подразделениями осуществляется через промежуточные звенья – начальников производственных участков (старших прорабов).




Схема 2. Трехступенчатая структура управления.
Отраслевой принцип управления лежит в основе цеховой организации производства, при которой одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта независимо от территориального расположения, объединяются в одном внутрихозяйственном подразделении – цехе или отделе.

Для отраслевого принципа характерны простая структура управления, ее высокая оперативность, отсутствие дублирования в работе, технологическое организационное взаимодействие. В то же время имеют место недостаточный уровень межотраслевых связей, излишняя централизация управления, недоиспользование рабочей силы.

Территориальный принцип управления лежит в основе отделенческой структуры организации производства, при которой на обособленной территории (на производственном участке) обеспечивается выполнение строительно-монтажных работ.

Территориальный принцип управления имеет очевидные преимущества децентрализации управления, высокий уровень использования рабочей силы, возможности для формирования эффективной социальной и хозяйственно-бытовой структуры организации. С другой стороны, территориальный принцип управления ограничивает оперативность решений, предъявляет высокие требования к универсальной подготовке руководителя организации.

Линейная структура управления возможна на небольшом предприятии, когда все функции управления сосредотачиваются у руководителя, который и отдает распоряжения нижестоящим работникам по всем вопросам производственной деятельности. Эта структура эффективна при соблюдении правила: каждый работник по всем вопросам подчиняется только одному руководителю, от которого получает указания и перед которым отчитывается за результаты своей работы (схема 3).




Схема 3. Линейная структура управления.
К недостаткам этого типа структур относится то, что они не обеспечивают компетентного решения всех вопросов производственной деятельности, так как в условиях современного производства требуют от руководителя универсальной подготовки. Кроме того, основное время руководителя уходит на решение оперативных задач, а перспективным вопросам не уделяется достаточного внимания. “Длинный”путь прохождения решений снижает оперативность управления, а из-за большого числа элементов структуры в случае неудовлетворительной работы одного из них могут происходить сбои во всей системе управления.

В более сложном производстве возникает необходимость в специализации органов управления на выполнении конкретных функций и организации органов управления по функциональному принципу.

Функциональная структура управления (схема 4). Сущность ее состоит в том, что функции управления выполняют несколько руководителей, каждый из которых осуществляет руководство какой-либо областью работы (планирование, материально-техническое обслуживание и т.п.), а исполнитель имеет одновременно несколько функциональных руководителей. Указания последних обязательны для нижестоящих звеньев (работников).




Схема 4. Функциональная структура управления.
Функциональная организация управления создает предпосылки для компетентного решения конкретных задач, предоставляет большие возможности для перспективных решений, по сравнению с линейными типами оргструктур имеет большую оперативность принятия управленческих решений и меньшую загруженность информационных каналов. В то же время при такой структуре не соблюдается принцип единоначалия, что может приводить к дублированию и противоречивости команд, создавать условия для уклонения от выполнения работ и непропорциональной загруженности подразделений. Освобождение руководителя от выполнения оперативных задач увеличивает его возможности по координации и согласованию деятельности различных служб. Однако иногда руководитель вынужден выступать в роли диспетчера-координатора. Функциональная организация управления требует большей численности аппарата управления, чем линейные типы структур.

Линейно-функциональная структура (схема 5) соединяет преимущества линейного и функционального управления.

Сущность комбинаций линейных и функциональных связей на предприятии состоит в том, что по линии общего руководства каждый работник подчиняется только одному руководителю (бригадир – мастеру, мастер – прорабу, прораб – главному инженеру). Функциональным руководителям предоставлено право непосредственного решения вопросов, отнесенных к их компетенции.

По сравнению с функциональной в линейно-функциональной структуре сильнее действует принцип единоначалия, устраняются условия для противоречивости распоряжений, выше уровень компетентности при решении конкретных задач и ответственность линейных и функциональных руководителей за результаты своего труда и труда подчиненных.




Схема 5. Линейно-функциональная структура управления.
Сочетание линейного и функционального построения оргструктуры увеличивает оперативность решений и позволяет наладить эффективный контроль за их выполнением. Вместе с тем жесткое разделение управленческого труда усиливает заинтересованность каждого элемента структуры управления в выполнении, в первую очередь, только “своей” функции. Поэтому при решении нестандартных, сложных задач возникает необходимость в частых согласованиях вариантов решений. Это увеличивает загруженность линейных руководителей и сроки принятия решений.

Формирование организационных структур управления включает три этапа: аналитический – изучение и анализ структур и практики управления аналогичными производствами, постановка целей и задач будущей системы управления; проектный – выбор типа организационной структуры, определение функций управления, звеньев и ступеней управления и численности управленческих работников; организационный – внедрение на предприятии новой структуры управления.

При разработке организационных структур управления используются следующие методы: экспертный метод, метод аналогий и сравнений, метод структуризации целей, метод организационного моделирования, метод формирования организационной структуры на базе технологического процесса обработки информационных процессов.

Организационная структура управления регламентируется следующими документами: схемой структуры управления, штатным расписанием, положением о структурном подразделении и должностными инструкциями управленческого персонала.

В качестве исходных материалов студенты по месту своей работы в строительной (мелиоративной) организации используют:

1. Схему существующей организационной структуры управления в организации (если она имеется);

2. Действующее штатное расписание;

3. Устав организации;

4. Учредительный договор (если имеется);

5. Должностную инструкцию, подписанную студентом (берется в отделе кадров) по месту работы по специальности;

6. Положение о структурных подразделениях (отделах, хозрасчетных участках и бригадах, если они имеются).

Задание выполняется в приведенной ниже последовательности.

1. Приводится схема организационной структуры управления по месту работы студента.

2. Определяется тип существующей организационной структуры управления и анализируется степень соответствия данной структуры предъявляемым к ней требованиям.

3. Выполняется комплексная оценка уровня рациональности существующей организационной структуры управления путем определения интегрального коэффициента рациональности (Кр) и делаются соответствующие выводы.
1.2. Комплексная оценка уровня рациональности

структуры управления
Будучи как бы “скелетом” всей системы, структура управления изменяется медленнее других элементов управления. Именно поэтому в структуре управления до последнего времени не наблюдалось значительных отклонений и изменений. Однако появившиеся элементы новой организации труда, вытекающие из внутренних и внешних условий работы предприятий, изменяют методы руководства, методологию и технику выполнения управленческих работ. Постоянно совершенствуется и изменяется структура управления. Структура аппарата управления разрабатывается с учетом требований производства и в этом смысле она должна быть подвижной. При построении рациональной структуры управления необходимо обеспечивать примерно одинаковую напряженность управленческого труда в различных службах, структурных подразделениях конкретной организации по каждой функции управления, с учетом особенностей производства.

Уровень рациональности существующей структуры управления целесообразно устанавливать на основе количественной оценки. Комплексная количественная оценка уровня рациональности организационной структуры управления производится по формуле

где Кр – интегральный коэффициент рациональности организационной структуры, рассчитываемый как среднегеометрическая величина ряда частных коэффициентов, каждый из которых по-своему отражает анализируемую структуру;

К1 – коэффициент уровня соответствия структурных звеньев и отдельных исполнителей системе выполняемых функций. Рассчитывается по формуле

где П – число должностей работников аппарата управления;

П/ – число должностей управленческих работников, полностью или частично выполняющих функции, не свойственные занимаемой ими должности. Значение П/ определяется на основе сопоставления фактически выполняемых работником функций с функциями, предусмотренными должностной инструкцией;

К2 – коэффициент соответствия структуры требованию принципа единоначалия. Рассчитывается по формуле

где Ч/2 – число должностей управленческих работников, соответствующих требованиям принципа единоначалия, т.е. имеющих только одного руководителя;

Ч2 – общее число подчиненных должностей в аппарате управления;

К3 – коэффициент, характеризующий степень соответствия анализируемой структуры требованию принципа минимизации числа уровней управления. Рассчитывается по формуле

где Ч/3 – рекомендованное число уровней управления, определяемое теоретическим (расчетным) путем;

Ч3 – фактическое число уровней управления.

Значение Ч/3 студент-заочник определяет по формуле


где П0 – общая численность работников в организации;

Нупр – норма управляемости для руководителей низшего звена, принимается равной 12 чел.;

С – сменность работы предприятия;

Нус – средняя норма управляемости для руководителей высшего уровня управления (принимается равной 5 чел.);

К4 – коэффициент соответствия анализируемой структуры принципу оптимальности норм управляемости. Рассчитывается по формуле


где Ч/4 – число должностей в аппарате управления, для которых имеются масштабы управляемости.

Например, у руководителей высшего уровня максимальное число подчиненных должно составлять в среднем 5 человек, среднего – 9, низшего – 12 человек.

Ч4 – общее число должностей руководителей;

К5 – коэффициент, характеризующий уровень организационного регламентирования. Рассчитывается по формуле

где К/д – количество должностей работников аппарата управления, имеющих должностные инструкции;

Кд – общее количество должностей аппарата управления;

К/п – количество структурных подразделений, имеющих разработанные положения;

Кп – общее количество подразделений в анализируемой структуре управления.

Если в качестве примера использовать средние данные по мелиоративным организациям Республики Беларусь по состоянию на начало 2001г., то расчетные значения частных коэффициентов будут следующими:





Тогда интегральный коэффициент уровня рациональности анализируемой организационной структуры управления

Полученное в процессе собственных расчетов для анализируемой структуры управления значение Кр студенты сравнивают со значениями, приведенными в табл. 1, и делают вывод об уровне рациональности организационной структуры управления.
Таблица 1. Оценка уровня рациональности организационной структуры

управления


Значение

коэффициента Кр

Уровень рациональности организационной

структуры управления

Менее 0,50

Невысокий

0,50 – 0,65

Средний

0,66 – 0,75

Сравнительно высокий

Свыше 0,75

Высокий, не требующий совершенствования


В приведенном примере полученное значение Кр говорит о среднем уровне рациональности анализируемой организационной структуры управления, требующей дальнейшего совершенствования. После выполнения расчетов студенты вносят соответствующие изменения в существующую организационную структуру управления и приводят схему новой организационной структуры управления с учетом принятых рекомендаций по ее совершенствованию (если это необходимо).

Оценку новой организационной структуры управления осуществляют также путем определения экономичности управления. Для этого вначале находят удельный вес работников аппарата управления в общей численности работников по формуле
dа = (П : П0)  100%,
где П и П0 – соответственно численность работников аппарата управления и общая численность работников, чел.

Зная значения dа и принятое число подразделений в организации (согласно новой организационной структуры управления), по табл. 2 студенты определяют значение коэффициента структурной напряженности (Кс.н) и согласно ему делают вывод об экономичности управления.
Таблица 2. Значения коэффициента структурной напряженности


dа,

%

Число подразделений в организации, Кп

5

6

7

8

9

10

11

12

Экономичность управления

29

28

27

26

0,172

0,179

0,185

0,192

0,206

0,214

0,222

0,231

0,241

0,25

0,259

0,269

0,276

0,285

0,296

0,308

0,31

0,321

0,333

0,346

0,345

0,357

0,37

0,423

0,379

0,393

0,407

0,423

0,413

0,429

0,444

0,461

Незначительная

25

24

23

22

21

20


0,2

0,208

0,217

0,277

0,238

0,25

0,24

0,25

0,261

0,273

0,286

0,3

0,28

0,292

0,304

0,318

0,333

0,35

0,32

0,333

0,348

0,364

0,381

0,4

0,36

0,375

0,391

0,409

0,429

0,45

0,4

0,417

0,435

0,455

0,476

0,5

0,44

0,458

0,478

0,5

0,524

0,55

0,48

0,5

0,522

0,545

0,571

0,6

Рациональная

19

18

17

16

15

0,263

0,278

0,294

0,313

0,333

0,316

0,333

0,353

0,375

0,4

0,368

0,389

0,412

0,438

0,467

0,421

0,444

0,471

0,5

0,533

0,474

0,5

0,529

0,583

0,6

0,526

0,556

0,588

0,625

0,667

0,579

0,611

0,647

0,688

0,733

0,632

0,667

0,706

0,75

0,8

Значительная


В приведенном примере dа = (28 : 150)  100% = 19%, число подразделений в организации равно 7, тогда Кс.н = 0,368 и экономичность управления при этом значительная.
1.3. Должностные инструкции производителя работ
В мелиоративной (строительной) организации студент в отделе кадров берет должностную инструкцию производителя работ (мастера или прораба).

В настоящее время аттестация предприятия производится при наличии соответствующим образом оформленных управленческих документов по ISO 9000. Поэтому студенту предлагается составить должностную инструкцию для конкретного производителя работ в соответствии с требованиями ISO 9000.

Должностные инструкции, регламентирующие деятельность работников управления, включают:

– содержание;

– общие положения (можно привести политику предприятия);

– должностные обязанности;

– права;

– ответственность;

– технологию и организацию работ (пример приведен в табл. 3).

В этом пункте студент должен конкретно написать, что делает производитель работ при выполнении конкретной работы. Форма таблицы может быть произвольной.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
Теория экономических информационных систем : методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного обучения
Химия: задания и методические указания по выполнению контрольной работы слушателями заочного факультета. – Воронеж: ви гс мчс россии,...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
Прежде чем выполнять контрольную работу – внимательно прочитайте методические указания!!!
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения
Прежде чем выполнять контрольную работу – внимательно прочитайте методические указания!!!
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания к выполнению контрольных работ по курсу «логика» для студентов заочного факультета
Методические указания предназначены студентам заочного факультета для выполнения контрольной работы по курсу «Логика». Они содержат...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного обучения по специальности
Концепции современного естествознания: задания и методические указания по выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по организации медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Методические указания по оформлению и выполнению контрольной работы по организации медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания и задания к выполнению контрольной работы для студентов заочного обучения
Механика грунтов [Текст]: метод указания и задания к выполнению контрольной работы для студ заочного обучения, обучающихся по направлению...
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
Рекомендовано методической комиссией факультета экономики и права заочного отделения 17. 02. 2006
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов инженерного факультета заочного отделения iconМетодические указания и задания для выполнения контрольной работы для студентов-заочников высших сельскохозяйственных
Одобрено методической комиссией факультета экономики и права заочного отделения 08. 04. 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница