Рекомендована к утверждению в качестве типовой




НазваниеРекомендована к утверждению в качестве типовой
страница1/3
Дата конвертации10.06.2013
Размер268.03 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3




СоставителИ:

Л.Ф.Можейко, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Ю.К.Малевич, профессор кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Л.С.Гуляева, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

Н.С.Акулич, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра акушерства и гинекологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

С.Л.Воскресенский, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:
Кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 7 от 16.02 2011 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 25.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 27.05.2011 г.)
Пояснительная записка

Акушерство и гинекология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о течении физиологических и патологических процессов, происходящих в организме женщины, обусловленных его анатомо-физиологическими особенностями, а также зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом; о методах диагностики, лечения, профилактики осложнений беременности, родов, послеродового периода, заболеваний плода и новорожденного, а также заболеваний органов репродуктивной системы в различные возрастные периоды.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

- типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г.

Типовая учебная программа дисциплины «Акушерство и гинекология» включает новейшие научные данные в области акушерства и гинекологии и общепрофессиональных и специальных дисциплин, интеграция с которыми предусматривается преподаванием акушерства и гинекологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Программа отличается от предыдущих изменениями, проведенными в соответствии с новым образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности «Педиатрия», учетом достижений современной науки и практики в области акушерства и гинекологии, учетом модернизации системы здравоохранения и «Национальной Программы демографической безопасности Республики Беларусь». Переработаны отдельные темы: «Экстрагенитальные и сопутствующие гинекологические заболевания при беременности», «Оперативное родоразрешение», «Бесплодный брак», «Оперативная гинекология»; введено изучение темы «Беременность и роды у юных первородящих». Включены новые тематики: «Вспомогательные репродуктивные технологии», «Эндоскопическая гинекология», «Реконструктивно-пластические операции с целью сохранения репродуктивной функции и повышения качества жизни женщин».

Цель преподавания и изучения «Акушерства и гинекологии» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о физиологических и патологических процессах, происходящих в организме женщины в различные возрастные периоды, а также во время беременности, в родах, в послеродовом периоде.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • основных понятий акушерства и гинекологии;

  • причин и механизмов развития патологии беременности, родов, послеродового периода;

  • важнейших проявлений типичных гинекологических заболеваний, в том числе у девочек-подростков;

  • основных методов лечения, реабилитации и профилактики гинекологических заболеваний;

  • принципов диспансеризации женского населения.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключаются в:

– знании и применении основ законодательства по охране здоровья матери и ребенка, принципов организации акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь, перспектив развития системы здравоохранения, направленных на улучшение состояния здоровья населения;

  • овладении методами обследования беременных, рожениц, родильниц, новорожденных и гинекологических пациентов, включая девочек и подростков, способствующими формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;

  • умении использовать полученные в процессе обучения знания для диагностики физиологически протекающих беременности, родов, послеродового периода и периода новорожденности;

  • умении диагностировать и определять тактику ведения патологически протекающих беременности, родов, послеродового и раннего неонатального периодов;

  • умении диагностировать гинекологические заболевания и владеть методами их лечения;

  • умении оказывать медицинскую помощь при неотложных состояниях в акушерской и гинекологической практике;

  • приобретении знаний и умений по предупреждению развития патологии во время беременности, в родах и послеродовом периоде с учетом групп риска и овладении методами реабилитации с учетом перенесенной конкретной патологии;

  • приобретении знаний по вопросам особенностей течения экстрагенитальных заболеваний при беременности и их влияния на течение беременности и состояние плода;

  • освоении методов профилактики гинекологических заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста и реабилитации гинекологических больных;

– приобретении знаний по применению лекарственных средств, используемых в акушерстве и гинекологии.

Специфика подготовки врачей-педиатров определяет необходимость целенаправленного изучения студентами особенностей развития и функционирования женских половых органов в разные возрастные периоды, а также влияние патологического течения беременности и родов на дальнейшее развитие ребенка, особенностей обследования детей и подростков, течения и лечения у них гинекологических заболеваний. Большое внимание должно быть уделено вопросам профилактики осложнений беременности и родов у юных и предупреждению у подростков гинекологической патологии, равно как и профилактике у них нежелательной беременности и инфекций, передающихся половым путем.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Акушерство и гинекология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Общая химия. Химические элементы и их соединения. Химические реакции.

Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Реологические свойства тканей и биологических жидкостей. Обмен органических веществ тканей.

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в акушерстве и гинекологии. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики.

Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. Биохимический состав крови, лимфы, амниотической жидкости.

Латинский язык. Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке.

Медицинская биология и общая генетика. Гаметогенез, оплодотворение, периоды внутриутробного развития, биологические детерминанты пола у человека.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология.

Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Гистологическое строение матки, маточной трубы, яичника, молочной железы; фолликулогенез; гистогенез и органогенез. Международная гистологическая терминология.

Нормальная физиология. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Образование, секреция, метаболизм, экскреция гормонов передней доли гипофиза, желез внутренней секреции.

Микробиология, вирусология, иммунология. Микробная флора организма, специфические и неспецифические факторы защиты. Методы диагностики возбудителей инфекций женских половых органов неспецифической и специфической этиологии.

Патологическая анатомия. Воспаление, дистрофия, онкогенез – понятие и биологическая сущность.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса.

Фармакология. Фармакодинамика и фармакокинетика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ.

Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Топография органов брюшной полости и органов малого таза.

Пропедевтика детских болезней. Общие клинические и лабораторные методы исследования.

Общая хирургия. Асептика и антисептика, хирургический инструментарий, виды и техника лапаротомии, методики наложения швов.

Лучевая диагностика и лучевая терапия. Лучевая диагностика гинекологической патологии. Дифференциальная диагностика на основе лучевых методов исследования. Рентгенологическая семиотика. Основные принципы лучевой терапии.

Структура учебной программы «Акушерство и гинекология» включает 5 разделов.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • цели, задачи, особенности организации оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях в Республике Беларусь пациентам акушерского и гинекологического профилей;

  • вопросы деонтологии в акушерстве и гинекологии, в том числе детской гинекологии;

  • место и роль заболеваний акушерско-гинекологического профиля в общей структуре патологии человека;

  • основные показатели здоровья женского населения, причины материнской, перинатальной и младенческой смертности;

  • физиологические процессы, происходящие в организме женщины в различные возрастные периоды;

  • физиологические процессы в организме женщины в связи с зачатием, беременностью, родами и в послеродовом периоде;

  • физиологическое течение и принципы ведения беременности, родов, послеродового периода; особенности течения раннего неонатального периода;

  • показания и противопоказания к сохранению беременности при наиболее частой экстрагенитальной, хирургической и гинекологической патологии;

  • методы оценки состояния плода во время беременности и в родах;

  • этиологию и патогенез осложнений беременности, родов, послеродового периода,

  • методы диагностики гинекологических заболеваний и аномалий развития женских половых органов у детей и подростков;

  • этиологию, патогенез, классификацию, клинику, лечение и профилактику основных гинекологических заболеваний;

  • основные этапы оперативных вмешательств в акушерской и гинекологической практике;

  • основы реабилитации и диспансеризации беременных, родильниц и гинекологических больных.

Студент должен уметь:

  • собрать общесоматический и акушерско-гинекологический анамнез у беременной, роженицы, родильницы и гинекологической больной;

  • провести общий осмотр беременной, роженицы, родильницы, гинекологической пациентки;

  • провести объективное наружное обследование женщины: наружное акушерское обследование, измерение размеров таза, выявление отеков;

  • определить срок беременности и дату родов;

  • определить массу внутриутробного плода;

  • выслушать сердцебиение плода акушерским стетоскопом;

  • произвести первичную обработку новорожденного;

  • самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой;

  • интерпретировать результаты клинико-лабораторного обследования беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных для диагностики и дифференциальной диагностики патологического состояния;

  • выявлять факторы риска возникновения акушерской и гинекологической патологии;

  • выявлять особенности течения беременности, родов и послеродового периода;

  • оказать неотложную медицинскую помощь при гестозах; кровотечениях; геморрагическом и инфекционно-токсическом шоке; ДВС-синдроме;

  • решать деонтологические задачи, связанные со сбором информации, профилактикой, диагностикой и оказанием медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и больным гинекологическими заболеваниями.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Занятия по акушерству и гинекологии рекомендуется проводить в акушерских и гинекологических отделениях больниц, женской консультации, где студенты под контролем преподавателя участвуют в обследовании беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных; составляют планы обследования и лечения женщин, ведения нормальных и патологических родов, участвуют в клинических разборах и конференциях, осуществляют разбор и анализ акушерской и гинекологической документации с оценкой качества обследования, правильности и своевременности постановки диагноза, выбора лечебной или акушерской тактики.

Рекомендуется написание «Истории родов» и «Истории болезни гинекологической больной». Текущий контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путем ежедневного опроса студентов, решения ситуационных и фантомных задач, тестирования.

Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме экзамена (8 семестр) и зачета (9 семестр).

Объем учебного времени по дисциплине «Акушерство и гинекология» составляет 254 часа, из них 134 часа аудиторных занятий (34 часа лекций и 100 часов практических занятий). Распределение по семестрам:

- 7 семестр – 49 часов, из них 14 часов лекций и 35 часов практических занятий;

- 8 семестр – 50 часов, из них 20 часов лекций и 30 часов практических занятий;

- 9 семестр – 35 часов, все - практические занятия.

Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеаудиторное время. Организация работы студентов рекомендуется в формах:

 подготовки и оформления учебной истории болезни;

 решения ситуационных задач на самостоятельное составление плана дополнительных исследований (лабораторных, функциональных и др.), с последующей клинической интерпретацией (объяснением) их результатов;

 подготовки рефератов по разделам дисциплины;

 проведения учебных научных исследований, написание научно-исследовательских студенческих работ;

 выступлений с докладами на студенческих научных конференциях.
  1   2   3

Похожие:

Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconПрограмма составлена на основе типовой учебной программы
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры оптики
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. И. Аверин, заведующий кафедрой детской хирургии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. В. Лелевич, заведующий кафедрой биологической химии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Т. С. Борисова, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. П. Царев, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
В. П. Хейдоров, заведующий кафедрой общей, физической и коллоидной химии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Е. В. Тихонова, заведующая кафедрой технологии и декоративно-прикладного искусства Учреждения образования «Мозырский государственный...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. Л. Кабак, профессор кафедры морфологии человека Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
А. И. Алешкевич, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский...
Рекомендована к утверждению в качестве типовой iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Э. А. Анин, доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины Учреждения образования «Гродненский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница