Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения




НазваниеУчебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения
страница1/13
Дата конвертации06.06.2013
Размер1.47 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
T.В. Алесинская
Основы логистики.
Общие вопросы логистического управления

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

В учебном пособии рассмотрены предпосылки, этапы возникновения и развития логистики, источники экономического эффекта от использования логистики, концептуальные и методологические основы логистического управления в цепях поставок, вопросы планирования и анализа логистической деятельности, организации службы логистики на предприятии.

Предлагаемое учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения.

Данное учебное пособие является электронной версией работы:
Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

 

(C) Таганрогский государственный
радиотехнический университет
, 2005.
(C) Т.В. Алесинская, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

1. СУТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика
1.2. Факторы развития логистики
1.3. Этапы развития логистики
 1.3.1. Этап становления. Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП
 1.3.2. Этап развития. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов
 1.3.3. Этап интеграции. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией
 1.3.4. Этап глобализации
 1.3.5. Современные тенденции развития логистики
1.4. Источники экономического эффекта от использования логистики

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЛОГИСТИКИ

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Потоки в логистике
2.2. Логистические операции
2.3. Логистические системы

3. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ

4. ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ (ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

5. МЕТОДОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
5.1. Системный анализ
5.2. Кибернетический подход
5.3. Исследование операций
 5.3.1. Классификация видов моделирования
 5.3.2. Этапы построения математических моделей
 5.3.3. Обзор типовых задач исследования операций
 5.3.4. Математический инструментарий исследования операций
5.4. Прогностика
5.5. Методы решения логистических задач

РАЗДЕЛ III. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

6. ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Интеграция в рамках предприятия
6.2. Интеграция в рамках логистической цепи
6.2.1. Проблемы внешней интеграции
6.2.2. Способы организации сотрудничества в ЛЦ

7. СТРАТЕГИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ В ЛОГИСТИКЕ
7.1. Стратегическое логистическое планирование
 7.1.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий
 7.1.2. Типы логистических стратегий
 7.1.3. Разработка логистической стратегии
 7.1.4. Реализация логистической стратегии
7.2. Планирование использования мощности
7.3. Планирование размещения элементов инфраструктуры
 7.3.1. Факторы выбора мест размещения
 7.3.1. Методы выбора мест размещения
7.4. Обобщенное и краткосрочное планирование
7.5. Методы организации управления материальными потоками
 7.5.1. Тянущие и толкающие логистические системы
 7.5.2. Планирование потребности в материалах (MRP)
 7.5.3. Планирование производственных ресурсов (MRP II) и планирование потребностей предприятия (ERP)
 7.5.4. Концепция «точно в срок» (JIT)
 7.5.5. Концепция эффективной реакции на запросы потребителей (ECR)

8. ПОКАЗАТЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Виды показателей логистической деятельности
8.2. Использование показателей логистической деятельности
 8.2.1. Выбор показателей логистической деятельности
 8.2.2. Сравнение показателей логистической деятельности
8.3. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации
 8.3.1. Особенности учета издержек в логистике
 8.3.2. Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
9.1. Организация управления службами в логистике
9.2. Управление изменениями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМАМ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Введение

В данном учебном пособии рассмотрены: предпосылки возникновения и этапы развития логистического подхода к управлению материальными и сопутствующими им потоками в хозяйственной практике предприятий; источники экономического эффекта от использования логистики; основные понятия, подходы, методы и модели; вопросы практической реализации логистического управления, а именно, планирование и анализ результатов логистической деятельности, проблемы организации логистической службы на предприятии.

Цель данного учебного пособия – предоставить базовые сведения о логистике, как научной дисциплине и как хозяйственной деятельности предприятий. Учебное пособие рекомендуется использовать в качестве первой части конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей. Кроме того, учебное пособие может быть использовано в качестве справочника при изучении таких дисциплин, как «Менеджмент», «Экономика предприятия», «Коммерция» и др., а также при написании дипломных работ на тему управления в экономических и организационных системах.

Излагаемый в учебном пособии материал соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 061500 – «Маркетинг», 061100 – «Менеджмент организации» (2000 г.) к минимуму содержания курса «Логистика». Соответствие учебного пособия стандартам представлено в Приложении 1 и Приложении 2. Учебный материал расширен по сравнению с требованиями государственного стандарта следующими темами: 1) источники экономического эффекта от использования логистики; 2) основные понятия и определения логистики; 3) методология принятия логистических решений; 4) интеграция логистической деятельности. Вопросы стандарта, относящиеся к функциональным областям логистического управления, в данное учебное пособие не включены и планируются к изложению во второй части конспекта лекций «Основы логистики. Функциональные логистического управления».

В зависимости от глубины проработки лектором и студентами материала, представленного в учебном пособии, длительность его изучения может варьироваться от 0,5 до 1 семестра. Данное учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей всех форм обучения. Подробное изложение теоретического и практического материала, сопровождающееся иллюстрациями и таблицами, контрольные вопросы к каждой теме предполагает возможность успешного самостоятельного изучения курса «Логистика» студентами заочной, ускоренной и дистанционной форм обучения.

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ

1. Суть логистического подхода

1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика

Термин «логистика» происходит от греческого слова «logistike», что означает «мышление, расчет, целесообразность». Римляне понимали этот термин как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации военного снабжения и управления армией. Исторически сложилось, что логистика, как практическая деятельность, развивалась благодаря военному делу. Так, в первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по управлению перевозками, вооружению армии, планированию и снабжению войск материальными ресурсами (МР), содержанию запасов и т.п. В начале XX века логистика была признана как военная наука. Логистические принципы и модели широко использовались в ходе Первой и Второй мировых войн. Так, в период Первой мировой войны Россия использовала модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения, разработанные петербургскими учеными в теории транспортной логистики. В период Второй мировой войны логистика активно применялась в материально-техническом снабжении армии США, что позволило обеспечить четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта. Подобно исследованию операций, математической оптимизации, сетевым моделям и другим методам прикладной математики, показавшим свою эффективность в военной области, логистика постепенно перешла в сферу хозяйственной практики и стала широко использоваться в экономике к 60-70-м годам XX века.

Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности. Наиболее широкая трактовка понимает под логистикой управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических системах. Управление любым объектом подразумевает сначала принятие решения, а затем его реализацию. Для того чтобы принимать решения, необходимы определенные знания, для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Исходя из этого, рассмотрим логистику, с одной стороны, как науку, а с другой стороны, как хозяйственную деятельность.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе:
·    доведения сырья и материалов до производственного предприятия;
·    внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов;
·    доведения готовой продукции (ГП) до потребителя в соответствии с его требованиями;
·    передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.

Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:

·    прогнозирование спроса и определение на его основе необходимого запаса, разработка системы управления запасами (УЗ);
·    определение необходимой мощности производства и транспорта;
·    организация распределения ГП;
·    управление перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
·    моделирование функционирования логистических систем (ЛС);
·    проектирование ЛС;
·    планирование и реализация снабжения, производства, складирования, сбыта, транспортирования;
·    согласование целей и координация деятельности отдельных предприятий в цепи поставок и различных подразделений в рамках предприятия и др.

Основным объектом управления логистики, как хозяйственной деятельности, является сквозной материальный поток, т. е. материальный поток (МП) (рис. 1.1), проходящий по логистической цепи (ЛЦ), начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю.

В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.

В ходе движения по логистической цепи (рис. 1.2) МП проходит через стадии закупки, поставки, хранения, производства, распределения и потребления ГП.



Рис. 1.1. Принципиальная схема ЛЦ, сквозного МП и ИП



Рис. 1.2. Принципиальная схема преобразований МП в ЛЦ











Новизна
логистики заключается в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению сквозным МП. Выделение МП в качестве объекта управления и связанное с этим абстрагирование от ряда факторов приводит к некоторому упрощению экономических процессов и к существенному сокращению размерности задач моделирования. Это позволяет проектировать сквозные ЛЦ, решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю, и, в целом, открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На рис. 1.3 представлен традиционный и логистический подходы к управлению МП на макроуровне.



Рис. 1.3. Традиционный и логистический подходы

к управлению МП на макроуровне

На макроуровне МП проходит по ЛЦ, состоящей из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из предприятий осуществляется обособленно его собственником (рис. 1.3, a). При этом понятие сквозного МП не выделяется и задача управления им не ставится и не решается. В результате такие важные показатели этого потока, как себестоимость, надежность поступления, качество и др., на выходе цепи складываются в определенной степени случайно и бывают далеки от оптимальных. При логистическом подходе объектом управления является сквозной МП (рис. 1.3, b). При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласования управления сквозным МП. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. В рамках всей цепи продвижение МП происходит с минимальными затратами.

На микроуровне ЛЦ состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного МП внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений (рис. 1.4, а). Показатели МП на выходе предприятия так же, как и в случае макроуровня, далеки от оптимальных.



Рис. 1.4. Традиционный и логистический подходы

к управлению МП на микроуровне

При логистическом подходе (рис.1.4, b) на предприятии выделяется и получает существенные права служба логистики, для которой приоритетной задачей является управление сквозным МП, поступающим извне и проходящим через склады службы снабжения, производственные цеха, склады ГП и уходящим к потребителю. В результате показатели МП на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Таким образом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного заключается:
1)   в объединении разрозненных МП в единый сквозной МП;
2)   выделении единой функции управления сквозным МП;
3)   технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев ЛЦ в единую систему (на макроуровне – различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconМетодические указания к курсу лекций и задания для контрольных работ по Хозяйственному праву для студентов всех специальностей и форм обучения
Хозяйственному праву для студентов всех специальностей и форм обучения / Сост. М. А. Лощилова, В. А. Пономарёв. – Юрга: Изд-во Юргинского...
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconМетодические указания и контрольные задания для студентов всех специальностей и форм обучения
Настоящее пособие по курсу «Правоведение» рекомендовано для студентов всех форм обучения мирэа
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconУчебное пособие для самостоятельного изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика» для студентов всех специальностей и форм обучения
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплины «Экономическая...
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconМетодическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов экономических специальностей всех форм обучения
Рекомендовано к изданию в качестве методического пособия кафедрой экономики кино и телевидения
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconУчебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей Министерство общего и профессионального образования РФ
Столяров Д. Ю., Кортунов В. В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.: Гау им. С....
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconСвойства растворов электролитов
Учебное пособие предназначено для студентов первого курса всех специальностей и всех форм обучения
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconУчебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студен
«Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех специальностей и форм обучения
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Экономическая теория» для студентов технических и экономических специальностей всех форм обучения
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов экономических и технических специальностей дневной и заочной...
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconУчебное пособие по английскому языку. 1999. Болдырева С. В., Кокорева А. А. Тексты и тесты на английском языке: Учебное пособие: для студентов экономических специальностей / Воронеж: Изд-во "Институт итоур", 2009
Аршавская Е. А., Исаева Г. П английский язык. Пособие для студентов экономических специальностей / М.: Высшая школа, 2009
Учебное пособие рекомендуется в качестве конспекта лекций по курсу «Логистика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения iconУчебно-методическое пособие Факультет Дистанционных форм обучения (фдфо) Заочное отделение Для студентов VI курса всех специальностей
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница