Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми




НазваниеСказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми
Дата конвертации03.06.2013
Размер107.36 Kb.
ТипПрезентации
Сказкотерапия как один из методов

коррекционно-развивающей работы с детьми
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные или поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отожествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета , в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечаю, что на осознаваемом, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

Организация сказкотерапевтического занятия.
Занятия рассчитаны на дошкольников с нормой развития. Состав каждой группы не превышает двенадцать человек. Оптимальное количество участников восемь-десять человек.

Наиболее удобное место для проведения занятия – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность 15-20 минут. В старшей группе 25-30 минут.

Структура сказкотерапевтического занятия.


    1. Разогрев (пропуск в сказку), шумные или спокойные игры (в зависимости от состояния детей) – 10 минут.

    2. Вспомогательные моменты сказки.

    3. Основная сказка.

    4. Анализ сказки.

    5. Рефлексия – применение того, что выявилось в сказке (урок). Смотри приложение 5.


СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Тема: Миролюбие (агрессивность).

Цель: Моделирование в условиях группы вариантов, социально приемлемых способов, выражения гнева.
Задачи:

  1. Эмоциональное вовлечение детей в ситуацию выбора модели поведения (агрессивное, миролюбивое).

  2. Создание специальных игровых ситуаций для ребенка с возможностью открытого проявления чувств гнева социально приемлемыми способами.

  3. Расширение личностного опыта взаимодействия за счет приемов неагрессивного типа реагирования в конфликтной ситуации переноса сказочных эпизодов в реальные условия жизни.

  4. Формировать навыки социального поведения.

  5. Воспитывать нравственные чувства добра и зла.

  6. Показать успешность решения создавшейся проблемы доброжелательным путем.

  7. Показать преимущества доброжелательного поведения.

  8. Создание ситуации выбора.


Занятие № 1
Материал: карандаш «волшебный»; клубочек ниточек со встроенным во внутрь фонариком; маски медведя (3 шт.), зайца, лисы, белки; платочек на голову; карточки с контуром медведя.
I Пропуск в сказку

Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся в волшебную страну «Сказалию».

Это страна сказок и волшебных историй. Там есть много удивительных предметов. Например, волшебный карандаш, который любит дарить подарки, клубочек, указывающий дорогу и многое другое.

- Хотите попасть в эту страну?

- А вот и наш верный помощник, клубочек. Он укажет нам верный путь.
Игра «Согрей клубочек».

Ребята сидят на коврике в кружочке.

- Чтобы клубочек смог нам указать дорогу в Сказалию надо мысленно попросить его об этом. Сказать про себя слово «пожалуйста» и, подержав его в своих ладошках, передать тому, кто сидит рядом.

Как только клубок обойдет весь круг и почувствует тепло ваших ручек, он оживет, а мы с ним отправимся в путь.

(Дети аккуратно передают клубок друг другу перейдя в руки педагога, он загорается).
Ребята переходят на импровизированную лесную полянку, где стоит домик.

- Как вы думаете, чей это домик?

Если ребята не смогут угадать, можно загадать загадку:

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (медведь)
II Инсценировка сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого.

Ребятам предлагаются маски медведей и платочек для девочки.
III Анализ сказки.

  1. Почему Машенька попала в домик к трем медведям?

  2. Что ожидали увидеть медведи дом, когда возвращались из леса?

  3. Какое настроение у них было, когда они увидели, что кто-то в их доме хозяйничает?

  4. Что сделали Медведи, когда нашли Машеньку?

  5. Смогли ли медведи исправить беспорядок в доме с помощью девочки? Почему?

  6. А как можно было поступить медведям, чтобы Машенька помогла убраться в доме?

  7. А представьте, что могло бы быть, если бы медведи не прогнали Машу, набросившись на нее, а просто спросили: - Как ты сюда попала, девочка? И выслушали ее рассказ.

  8. Как же надо было поступить Маше, чтобы медведи не рассердились на нее?

Значит: Маше не надо было без разрешения трогать еду медведей, а надо подождать хозяев дома. Не мять кровать всех жильцов, а дождаться их на стульчике.

А раз так уж случилось, то медведи, выслушав Машу, могли сказать, что им не понравилось то, что сделала Маша. Но она может все исправить, а медведи ей помогут.
IV Рефлексия.

Игра «Неожиданный гость».

Взрослый раздает маски всем желающим. Ребята в масках садятся за столик и имитируют чаепитие.

Вдруг кто-то стучит в дверь (это ребенок). Заходит «Неожиданный гость». Здоровается. Просит извинения за то, что побеспокоил, говорит, что заблудился в лесу. Звери приглашают гостя к столу.
Примерный текст:

- Здравствуйте, меня зовут … . Извините, но я заблудился в лесу, помогите мне пожалуйста.

- Здравствуйте, конечно поможем. Проходи к столу. Мы тебя угостим и поможем найти дорогу домой.
Когда заканчивается чаепитие, взрослый напоминает всем, что найти дорогу обратно в детский сад может помочь клубочек.
- Ребята прощаются с полянкой и со страной «Сказалией», а волшебный карандаш дарит всем карточки, на которых нарисован контур медведя, и предлагает уже дома раскрасить его.

Занятие № 2
Материал: клубочек.
I Пропуск в сказку

Сегодня «Сказалия» приглашает нас в гости к Солнышку и Ветру.

- Как вы думаете, где живет Солнышко?

- А где живет ветер?
Игра «Согрей клубочек».

Взрослый говорит о том, что до Солнышка и Ветра нам придется добираться на кораблике.
Речевая гимнастика «Кораблик»

Но на море ветер стих. Парус опустился и кораблик остановился. Как же плыть дальше, если нет ветра? (выслушать ответы).

У кораблика есть гребцы. Доставайте скорее весла. Садитесь на весла (на пол). Каждый ребенок изображает гребца – наклоны туловища вперед-назад, с движением рук.

Заскрипели весла: Ссс! Ссс! Ссс!

Ч! Ч! Ч!

Ш! Ш! Ш!

Ну вот мы и на месте.

А встречает нас карандаш и вот какую сказку он хочет нам рассказать про Солнышко о Ветер.
II Рассказывание сказки К. Ушинского «Ветер и Солнышко».

Однажды Солнце и сердитый Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал по большой дороге.

- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но, чем сильнее ветер дул, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Путник ехал вперед, ругая (проклиная) ветер. Он надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он ободрился, поблагодарил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
III Анализ сказки.

  1. О чем стали спорить Солнце и Ветер?

  2. Как поступил Ветер с путником?

  3. Что сделало Солнышко для путника?

  4. Кто победил в споре и почему?

  5. Почему в сказке Ветер назвали сердитым?

  6. А как можно сказать о Солнышке, какое оно?

  7. А кто из вас знает, какую пользу приносит Ветер? (прогоняет тучи, или наоборот, гонит тучи туда, где давно не было дождя, разносит семена деревьев и цветов по всему свету).

  8. Как вы думаете, изменился ли после спора Ветер и как?

  9. Вот мы с вами вспомнили, какую пользу приносит ветер, теперь мы могли бы сказать о том, что он сильнейший? (Да).


Вы знаете, мне кажется, что если бы ветер знал, как он нам нужен, каким могучим мы его считаем, он бы не стал спорить с солнышком. И наверное не был бы таким сердитым.
IV Ну что ж, нам уже пора отправляться домой. Чтобы вы запомнили эту интересную и мудрую сказку, карандаш приготовил для вас подарок: это карточка на которой нарисовано солнышко и ветер. Когда вы вернетесь в сад, тогда сможете раскрасить героев нашей новой сказки. И даже нарисовать им лица, оживив их, как настоящие волшебники.
Ребята садятся в корабль. Тут налетает легкий ветерок и лодка, без весел, сама идет по волнам. (включается легкая классическая музыка).
Игра «Вместе в одной лодке».

Ребята сидят друг за другом, положив руки на плечи предыдущему игроку. У первого игрока в руках штурвал. Взрослый командует право руля, лево руля, вперед, назад, справа горы, слева другое судно.
Игроки должны одновременно выполнять все команды, наклоняя туловище в разные стороны.
Прощание с клубочком.


Занятие № 3

Материал: карандаш волшебный, клубочек ниточек, картинки с контурами змея.
Предварительная работа: В первую половину дня читается русская народная сказка «Никита Кожемяка»
I Пропуск в сказку

Дорогие ребята, вы уже не один раз путешествовали с клубочком в волшебную страну «Сказалию». Но сегодня волшебный клубочек сам ждет не дождется, чтобы провести вас туда.

В стране случилась беда, ее захватил злой дракон.

Все жители покидают свои сказки. И скоро в этой стране станет совсем темно и холодно.

Спасти страну могут только смелые и добрые ребята.

- Кто из вас смог бы отправиться в путь?

- Но лишь тот, у кого доброе сердце, сможет победить зло.

Тогда в путь

А вот и наш клубочек. Он говорит, что для того, чтобы попасть в страну и выдержать все испытания, нам надо держаться вместе, помогать друг другу.

- Вы готовы?

- Давайте согреем наш клубочек и отправимся в путь.

Игра «Согрей клубочек».
II и III

Чтобы двигаться дальше я завяжу вам глаза, а вы возьмите за руки друг друга, станьте цепочкой и будете передвигаться за клубочком. Он у меня в руках.

(Ребята с завязанными глазами, держат друг друга за руки, передвигаются по группе. Их ведет психолог. Проделав змееобразные движения по группе и следуя установкам, психолог выходит на поляну, где заранее разбросаны на полу различные лоскутки ткани).

Психолог предлагает снять повязки и осмотреться. Говорит о том, что они попали в сказку «Никита Кожемяка».
Анализ сказки и инсценировка.

  1. Кто помнит, как начинается эта сказка

  2. Какой был змей?

  3. Давайте все мальчики будут у нас змеями, а девочки – царевнами.


Мини-этюд (на выражение злости и горя). Под комментарии психолога ребята выполняют движения и показывают на лице эмоции гнева и горя.


  1. К кому обратился за помощью царь?

- Почему рассердился Никита?

- Что сделал Никита? Покажите?
Мини-этюд «Я срежусь» (выполняют все). Сжали кулаки, напрягли все тело, и резко отводя руки в стороны, разжали кисти.

Психолог подкрепляет данную установку словами из сказки: «Руки у Никиты задрожали, и разорвал он разом все двенадцать кож».
- Почему Кожемяка согласился освободить всю русскую землю от великой беды.
Этюд: «Бой Кожемяки и змея». Давайте разыграем этот бой. (Цель этюда – снятие напряжения).

(В руках у ребят платочки), но бой ведется по правилам:

- можно начинать бой только по сигналу колокольчика.

- можно касаться платочком только тела и ног.

- заканчивать сражение нужно по сигналу колокольчика.

Сражение закончено. Но мы ведь с вами просто играли в сражение, а настоящего дракона, который поселился в Сказалии, мы не победили.

- А вы хотите победить его по-настоящему?


IV Рефлексия.

Волшебный карандаш знает секрет гибели злого дракона. Психолог подносить карандаш к своему уху. И тот ей что-то «говорит»:

- Оказывается мы можем злого дракона превратить в доброго.

Карандаш приготовил для вас карточки, где нарисован контур дракона, нарисуйте ему лицо, раскрасьте его. Но помните, какое выражение должно быть у дракона.

Ребята под фонограмму «Если добрый ты…» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», выполняют работу.
После окончания работы, ребята собирают в мешок все лоскутки ткани и увозят их из страны Сказалии. С карандаш и клубочек благодарят ребят за помощь в победе над злом. И говорят, что все герои сказок смогут опять туда вернуться. А ребята пусть приезжают в гости к ним снова и снова.

Похожие:

Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconПрограмма коррекционно-развивающей работы основной школы
Программа коррекционно-развивающей работы (далее Программа) в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconДоклад инновационные технологии коррекционно развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедических занятий. Учитель-логопед: Бессарабова Е. И
Инновационные технологии коррекционно – развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедических занятий
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconВ последнее время все чаще психологами системы образования стали использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в частности технологии Арт-терапии
Льные каналы коммуникации, Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconМку «Управление образования Администрации города Бийска» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Организационно-педагогические условия оптимизации коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения в развитии устной...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconОпыт работы по созданию модели сопровождения речевого развития ребенка в режиме работы логопункта Курицына Ирина Анатольевна
Правильно организованная логопедическая помощь дошкольникам позволяет включить в сферу коррекционно-речевой работы широкий круг детей,...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми icon«психология развития»
Её прикладные аспекты актуализированы в различных видах деятельности: управленческой, производственной, профессиональной, педагогической,...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconРабочая программа коррекционно-педагогической
Специфика организации занятий с детьми с диагнозом астигматизм
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconПроект «Давайте познакомимся». Цель
Проектная деятельность с детьми и родителями по обогащению развивающей среды группы
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconЛалаева Р., Шаховская С. От авторов-составителей
Актуальность издания связана с возрастающим числом детей с отклонениями в развитии речи и речемыслительной деятельности и необходимостью...
Сказкотерапия как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми iconПрограмма основного общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
...
Разместите кнопку на своём сайте:
kurs.znate.ru


База данных защищена авторским правом ©kurs.znate.ru 2012
обратиться к администрации
kurs.znate.ru
Главная страница